Особенности архитектуры

Построена GeForce RTX 3050-6ГБ на чипе GA107 архитектуры Ampere, а точнее его уменьшенной ноутбучной ревизии A1. Вкупе с тонким техпроцессом Samsung 8 нм и сниженными базовыми частотами (с 1777 до 1470 МГц) это позволило обуздать энергопотребление почти вдвое. Три вместо четырех чипов памяти GDDR6 (14 ГГц) смогли задействовать лишь 96-битную шину, что впрочем не критично при восьми линиях PCI-Express. Даже на старой версии PCIe Gen3 потери частоты кадров в играх не превышают 5 процентов по сравнению с Gen4.

Объем памяти 6 ГБ четко указан на коробке.

Зато число унифицированных графических микроядер CUDA осталось без изменений 2304 штуки. Благодаря технологии Mesh Shaders каждое физическое ядро делится на два виртуальных потока, а-ля Hyper-Threading у CPU. Были асинхронные шейдеры и у предшествующих видеокарт GTX16/RTX20 архитектуры Turing. А вот у GTX10 Pascal не было, из-за чего они превратились в тыкву с выходом игр на DirectX 12 и Vulkan. Есть у RTX 3050 и рейтрейсинговые ядра, но разработчики все чаще отдают предпочтению софтверному освещению Nanite, встроенному в Unreal Engine.

Двухвентиляторная система охлаждения.

А вот что наоборот используется все активнее, так это тензорные ядра, которые у RTX 3050 уже третьего поколения (Volta - Turing - Ampere). По изначальной задумке они использовались для апскейлинга разрешения текстур в играх DLSS. Но благодаря способности очень быстро перемножать матрицы, их начали охотно применять для глубинного обучения нейронных сетей или, привычнее выражаясь, искусственного интеллекта. Все больше приложений как от самой NVIDIA, так и от сторонних разработчиков, получают поддержку ИИ.

Печатная плата намного короче кулера.

Сферы применения ИИ

Функция RTX Video Super Resolution, по аналогии с игровым апскейлингом DLSS, повышает с помощью ИИ четкость видеороликов, будь они офлайновые в кроссплатформенном плеере VLC или онлайновые в веб-браузерах Chrome и Firefox. Также применяются тензорные ядра в приложении NVIDIA Broadcast для игровых стримеров и тех, кто часто совершает рабочие видеозвонки. Для микрофона оно эффективно отфильтровывает посторонние шумы, даже соседскую электродрель, а для веб-камеры размывает или заменяет задний фон.

Стримерское приложение NVIDIA Broadcast.

Новейшим ИИ детищем NVIDIA стал Chat with RTX, который позволяет запускать большие языковые модели Llama, Mistral и другие локально на компьютере. Это ускоряет обработку запросов по сравнению с онлайн-чатом, работающим на удаленном сервере, а также повышает конфиденциальность. К тому же, локальному ИИ можно скормить ваш архив документов или заметок, которые он будет учитывать при формировании ответов. Или же дать ссылку на длинный видеоролик на YouTube, где ИИ точечно найдет нужную вам информацию.

Локальный ИИ помощник Chat with RTX.

Поддерживают ускорение тензорными ядрами все приложения из пакета Adobe Creative Cloud: Photoshop, Lightroom, Premiere, After Effects, Audition и прочие. А в DaVinci Resolve добавлена ИИ функция Magic Mask для удаления какого-либо объекта из видео (человека, предмета, фона). В свою очередь Topaz Gigapixel помогает повысить разрешение фотографии хоть до 100 мегапикселей. Наконец, бесплатное приложение с открытым исходным кодом Fooocus, работающее на базе нейросети Stable Diffusion, генерирует картинки по текстовому описанию.

 
6 ГБ памяти, тихое охлаждение, не требует доп питания, приложение TuneIT.
 
 
Если вам нужна Low-Profile версия.
 

Inno3D RTX 3050 Twin X2 6GB — пожалуй, наиболее удачная модификация RTX 3050 среди всех шестигиговых моделей. Большинство конкуренток либо низкопрофильные, либо одновентиляторные, либо с двумя вертушками, но маленьким радиатором. Тогда как у Inno3D радиатор почти на всю длину 22 см. Медных трубок нет, но настолько холодной видюхе они и не требуются.

Видеовыходы представлены троицей цифровых: HDMI, Display Port и DVI. Причем это именно DVI-D без возможности вывода аналогового видеосигнала VGA, сейчас его поддерживают разве что iGPU. Коннектора питания нет, достаточно мощности от слота PCI-Express 4.0 x8, что выгодно выделяет RTX 3050 на фоне Radeon RX 6500 XT и Intel Arc A380, им обеим нужен 6-pin.

Вентиляторы Twin X2 при низкой нагрузке полностью останавливаются, сводя к нулю шум и износ. С помощью приложения Inno3D TuneIT можно вручную настроить обороты и частоты. Но особого смысла в оверклокинге нет по причине строгого паверлимита 70 Вт. Поэтому в продаже не встречается ни одной OC модификации RTX 3050-6GB, только с референсными частотами.

Характеристики в GPU-Z и Inno3D TuneIT.

Сравнение с конкурентами

GeForce GTX 1650 — предшественница RTX 3050 для настольных ПК, ведь RTX 2050 используется только в ноутбуках. Изначально тоже не требовала дополнительного питания, но с переходом на урезанный чип от RTX 2060 все же вынуждено им обзавелась. Имеет асинхронные шейдеры, но лишена тензорных и рейтрейсинговых ядер, не поддерживает кодек AV1. Встречается с двумя типами памяти: новой GDDR6 и старой GDDR5, вторая на 20% медленнее.

Средняя частота кадров в God of War.

Radeon RX 6400 — на бумаге потребляет всего 50 Вт электроенергии, но компания AMD хитро указывает TDP только графического чипа, без учета памяти. Прибавляем еще 20 Вт для GDDR6 и получаем сопоставимый с RTX 3050 показатель. Шина памяти узкая 64 бита, а интерфейс подключения всего из четырех линий PCIe. Существует в формате как низкопрофильных карт, так и полноразмерных, но управление скоростью вентилятора заблокировано.

Средняя частота кадров в Baldur's Gate 3.

Radeon RX 6500 XT — наиболее близкий преследователь RTX 3050 по сырой производительности в терафлопсах. Но учитывая малый объем памяти 4 ГБ, игры будут часто перезагружать текстуры, что сулит просадками FPS до 20%, особенно на процессорах и материнках с PCIe 3.0 вместо 4.0. Немного сглаживает ситуацию нативная поддержка генерации кадров FSR 3. Не имеет сопроцессоров ни для искусственного интеллекта, ни для видеомонтажа.

Средняя частота кадров в Hogwarts Legacy.

Intel Arc A380 — сравнимая с RTX 3050 по объему и шине памяти, те же 6 ГБ и 96 бит. Но по игровой производительности все же ближе к GTX 1650. На релизе были глючные драйверы, но спустя год ситуация улучшилась, особенно в видеомонтаже. Медиаэнкодер Intel Quick Sync хорошо себя показывает даже на iGPU. Правда, в новых играх на DIrectX 12 все еще проскакивают артефакты, а некоторые старые на DX9 могут вообще не запускаться.

Средняя частота кадров в Starfield.

Radeon 760M — говоря о бюджетных дисректных видеокартах, нельзя не упомянуть новейшие интегрированные. Процессор Ryzen 5 8600G со встройкой Radeon 760M стоит примерно столько же, сколько RTX 3050. Если раскошелиться на высокочастотную оперативную память DDR5, можно примерно достичь уровня GTX 1650 и RX 6400. К тому же, помимо iGPU у Ryzen 8600G есть нейронный модуль для ускорения ИИ, как ответ тензорным ядрам RTX 3050.

Средняя частота кадров в Cyberpunk 2077.

Выводы

В итоге, GeForce RTX 3050 на 6 ГБ — это достойная замена GTX 1650, которая не только прибавила игровой производительности при неизменном энергопотреблении, но и привнесла множество новых функций. Геймеры оценят четкий апскейлинг DLSS, пусть старой версии без генерации кадров, и сниженную задержку ввода Reflex (нужен совместимый монитор). Киноманам пригодится обновленный медиаэнкодер NVENC с кодеком AV1 (только на воспроизведение), а стримерам — приложение Broadcast. Наконец, тензорные ядра ускоряют работу многих программ с искусственным интеллектом. Оптимальным напарником для RTX 3050-6ГБ будет недорогой процессор с шиной PCIe 4.0: Core i3-12100F, i5-11400F или Ryzen 5 3600/5600.