1. Чем игровой монитор отличается от обычного?

Хороший игровой монитор отличается от обычного по целому ряду параметров.

Первое и самое и главное, с чем нам стоит разобраться ― это чем же именно игровой монитор отличается от обычного? Именно с технической точки зрения, если отбросить футуристичный дизайн, встроенную подсветку, держатели для наушников и прочие интересные штуки, которые при этом никак не влияют на качество изображения.

1.1 Время задержки

Этот показатель указывает, сколько времени требуется пикселю на мониторе для изменения цвета. Если взять старый медленный монитор с показателем задержки более 10 мс и запустить какую-то динамичную игру вроде Forza Horizon или Doom Eternal, то быстро движущиеся объекты могут выглядеть нечетко и размыто. Ну а для соревновательных шутеров это буквально вопрос жизни и смерти. В 2024 году все производители мониторов перешли на метод измерения GTG (Grey-to-Grey), который фиксирует время, необходимое для перехода пикселя от одного уровня серого к другому. В игровых моделях этот показатель составляет 1 мс и меньше, в обычных ― 4 мс и выше.

И тут важно не путать этот параметр с инпут лагом (input lag), показателем, определяющий то, насколько быстро монитор сможет среагировать на входящие команды с мышки, клавиатуры или геймпада. Сейчас этот параметр отошел на второй план и редко указывается в характеристиках даже в случае с профессиональными мониторами киберспортивного уровня.

1.2 Частота обновления экрана

Этот параметр определяет, сколько кадров в секунду монитор может отобразить. Мониторы с высокой частотой, например 120 Гц или 144 Гц, позволяют отобразить большее количество кадров (FPS), благодаря чему картинка выглядит плавнее и более отзывчиво по сравнению со стандартными 60 Гц мониторами, которые ограничивают отображение 60 FPS.

1.3 Поддержка технологий синхронизации

Игровые мониторы в 99% случаев поддерживают технологии адаптивной синхронизации (прим: чаще AMD FreeSync, реже NVIDIA G-Sync), которые предотвращают разрывы изображения и снижают задержки. Этот визуальный артефакт возникает, когда частота кадров (FPS) на видеокарте не совпадает с частотой обновления монитора, в результате чего изображение разваливается на части верхняя часть кадра может отображать один игровой момент, а нижняя — другой. В отличие от старой-доброй вертикальной синхронизации использование FreeSync/G-Sync позволяет снизить время задержки. Для бытовых мониторов наличие этих функций является опциональным.

1.4 Дополнительные функции

Среди встроенных опций игровых мониторов могут быть штуки вроде зафиксированного перекрестья прицела (прим: полезно для шутеров), встроенного таймера и индикатора FPS, которые помогают отслеживать производительность в реальном времени. Также могут присутствовать режимы Black Equalizer/Night Vision для улучшения видимости в темных сценах, позволяющие лучше видеть детали в тенях. Впрочем, подобные чудо-пакеты несут сомнительную пользу, поэтому встречается все реже и реже.

2. Как видеокарта влияет на выбор монитора?

Чем больше разрешение монитора, тем мощнее нужна видеокарта.

А теперь зайдем издалека и поговорим о видеокартах. Именно видеокарта играет ключевую роль в выборе монитора, так как она отвечает за обработку графики и вывод изображения на экран. Повышение разрешения является одной из самых требовательных настроек графики, поскольку при переходе с Full HD на 2K видеокарте необходимо обрабатывать почти вдвое больше информации, а при переходе на 4K — уже в 4 раза больше. Именно этот параметр имеет существенное влияние на общий показатель кадров в секунду (FPS), так как для поддержания высоких значений в требовательных играх мощность видеокарты должна соответствовать выбранному разрешению. Покупка 4K монитора для игры в 30 FPS — откровенно недальновидная идея, что-то на уровне инвестиций в NFT в 2024 году.

2.1 Full HD (1920x1080)

Остается наиболее распространенным разрешением для мониторов диагональю до 24 дюймов. Оно обеспечивает четкое изображение без видимого зерна благодаря оптимальному соотношению пикселей и диагонали экрана. Подобные мониторы отлично подходят для бюджетных сборок для игр на средних и высоких настройках графики, при этом с таким разрешением в ААА-играх вполне справится большинство видеокарт начального и среднего уровня, включая старичков вроде GeForce RTX 1660 и Radeon RX 5700 XT.


2.1 Quad HD 2K (2560×1440)

По нынешним меркам является оптимальным вариантом с точки зрения «цена-качество-плотность пикселей». Оно предлагает значительно более четкое изображение по сравнению с Full HD, при этом не требует таких затрат на видеокарты, как 4K. Мониторы с 2K разрешением идеально подходят для игр на экранах с диагональю до 32 дюймов, а такое разрешение остается в зоне комфорта для большинства современных видеокарт среднего уровня.


2.3 Ultra HD 4K (3840x2160)

4K а также его разновидности а-ля Ultra Wide 4K (3440x1440) и т.д. нуждаются в действительно мощных видеокартах уровня GeForce RTX 4080 и Radeon RX 7800 XT стоимость, которых может выходить далеко за рамки стоимости полноценной игровой консоли с полным набором железа, парой геймпадов и игрой в подарок. И даже при наличии подобного GPU вожделенные 4K не гарантированы, попробуйте, например, запустить Alan Wake 2 в 4K на максималках с рейтрейсингом и понаблюдайте за счетчиков FPS, который будет скакать туда-сюда от 40 до 55 FPS. Несмотря на постепенное удешевление 4K мониторов, они все пока остаются скорее продуктом для обеспеченных геймеров».


Советы о том, как подобрать видеокарту исходя из собственных нужд лежат по ссылке.

3. Как подобрать оптимальную диагональ

Широкоформатные мониторы в последнее время дешевеют и набирают все большую популярность.

В 2024 году рынок игровых мониторов предлагает широкий выбор диагоналей и технологий, позволяя игрокам выбрать оптимальный вариант для своих нужд. Размер монитора — это не только вопрос эстетики, но и функциональности, так как разные диагонали подходят для различных жанров игр и предпочтений пользователей. Мнения игроков варьируются: еще 5 – 6 лет назад большинство прекрасно чувствовали себя на 22 дюймах, сегодня часто встречается мнение, что для комфортной игры нужно 32 дюйма, а все остальное — недостойно внимания уважающего себя геймера. Однако это не совсем верная точка зрения, ведь удобство игрока зачастую зависит от самых разных факторов, начиная с привычек и заканчивая предпочтениями между геймпадом и клавиатурой с мышью.

3.1 Мониторы с диагональю экрана 24 дюйма

Итак, самая распространенная на сегодня диагональ — 24 дюйма (а также вариации вроде 23.8 или 24.5 дюймов). Мониторы такого формата доминируют у каждого производителя и занимают лидирующие позиции в продажах. Это вполне объяснимо: многие игроки считают, что 24 дюйма обеспечивают солидный обзор и комфортно размещаются на обычном столе, даже при наличии крупных колонок. Подобные варианты идеально подходят для шутеров, RTS-стратегий и MOBA-игр, управление в которых происходит преимущественно с помощью клавиатуры и мыши. Играть на 24-дюймовом экране удобно, так как не требуется отодвигаться далеко от монитора, клавиатура с мышью всегда под рукой, а игровая площадь остается всегда в пределах видимости, поэтому игроку не приходится крутить головой или полагаться на периферийное зрение.


3.2 Мониторы с диагональю экрана 27 дюймов

Игровые мониторы с диагональю 27 дюймов — это современная классика, универсальное решение для самых разных жанров. Эти мониторы идеально подходят как для консольных ARPG, так и для таких игр, как старая-добрая Dota 2 или интерактивные истории в стиле Dark Pictures и Detroit: Become Human. 27 дюймов создают оптимальные условия для наблюдения за деталями графики, позволяя игрокам более глубоко погружаться в игровой процесс. При таком размере экрана игроки могут видеть все нюансы изображения, что значительно усиливает эффект погружения по сравнению с 24-дюймовыми моделями. Однако стоит отметить, что при переходе с более компактных мониторов глазам может потребоваться немного времени для привыкания к новым пропорциям. Это особенно заметно в шутерах, где точность и скорость реакции играют ключевую роль.


3.3 Мониторы с диагональю экрана 32 дюйма

Модели с диагональю 32 дюйма и более фактически представляют собой телевизоры. С одной стороны, они обеспечивают значительно большую игровую площадь, но с другой нуждаются в более мощной видеокарте, так как обычно имеют более высокое разрешение. На таких «телевизорах» чертовски приятно играть в любые консольные жанры, будь то «кино от третьего лица» а-ля God Of War и Death Stranding. Помимо этого отлично заходят любые спортивные симуляторы, гонки и файтинги. Особенно если подключить геймпад, перевести условный Steam в режим Big Picture и развалиться на диване или в кресле-мешке. Если вы наловчились собирать фраги в условной Call Of Duty или Titanfall 2 на геймпаде и не сталкиваетесь с серьезными проблемами в управлении, то переход на такой экран не вызовет затруднений.


3.4 Мониторы с диагональю экрана от 34 до 49 дюймов

Ультраширокие изогнутые мониторы с диагоналями от 34 до 49 дюймов долгое время являлись нишевым продуктом из-за своей высокой стоимости. Такие модели идеально подходят для симуляторов, особенно гоночных и авиационных, а также для игр, где важен широкий обзор, а изогнутый экран усиливает эффект погружения. Впрочем, тот же Elden Ring или Ведьмак 3 на таком экране выглядит просто потрясающе, а панорамными видами Озерной Лиурнии и Туссента можно любоваться часами. Плюс ко всему ультраширокие мониторы в последнее время стали гораздо доступнее ― тот же BenQ Mobiuz EX3410R или Lenovo Legion R45w-30 предлагают отличный баланс между ценой, качеством изображения и функциональными возможностями.


4. Какой тип матрицы лучше?

«Классическую троицу» TN, IPS и VA в последние годы разбавили OLED, QLED и QD-OLED мониторы.

Выбор игрового монитора напрямую связан с типом матрицы, который влияет на качество изображения, скорость отклика и углы обзора. В 2024 году на рынке игровых мониторов представлено 5 основных типов матриц, а также гибридных типов:

4.1 TN/TN + Film

Технология, которая постепенно уходит в прошлое из-за своей низкой контрастности, ограниченной цветопередачи и плохих углах обзора. Однако благодаря низкой скорости отклика и высокой частоте обновления TN-матрицы все еще используются в нишевых киберспортивных моделях вроде Asus ROG Swift Pro PG248QP с его модифицированной Esports-TN (E-TN) панелью с частотой 540 Гц. А для казуального геймера ― это не самый оптимальный вариант.


4.2 IPS

Классика последних лет. В отличие от TN, такие матрицы позволяют смотреть на экран под любым углом без искажений и выцветания картинки. Цветопередача и калибровка у IPS обычно на высоком уровне, ведь именно эти панели часто используются в профессиональных мониторах. В последние годы даже бюджетные IPS-панели стали поддерживать частоты до 144 Гц (и выше), при этом сведя к минимуму время отклика, что обеспечило их огромную популярность — откройте любой топ продаж в интернет-магазине, и 7 из 10 моделей будут именно на базе IPS.


4.3 VA (а также MVA, PVA и их модификации)

вторая по популярности технология, отличающаяся высокой контрастностью и лучшей передачей черного (прим: по сравнению с IPS). Хотя IPS панели немного превосходят VA по углам обзора и отклику, зачастую VA выигрывает за счет более высокой контрастности и чуть более глубокого черного цвета (особенно в темных сценах).


4.4 OLED

После успеха на рынке телевизоров, OLED-технология постепенно покоряет и рынок игровых мониторов. Благодаря органическим светодиодам такие панели обеспечивают идеально глубокие черные оттенки и практически бесконечную контрастность. Учитывая, что во второй волне OLED-мониторов сократилось время отклика (до 0.03 мс), практически исчезли статтеры при низком фреймрейте и добавилась встроенная защита от выгорания, многие геймеры стали отдавать предпочтение именно OLED-экранам, также QD-OLED с дополнительным слоем квантовых точек. Если, конечно, позволяет бюджет.


4.5 QLED

Матрицы, построенные с использованием технологии квантовых точек. Хотя на бумаге QLED-матрицы представляют собой аналог OLED, предлагая яркие и насыщенные цвета, на практике данная технология может применяться в разных типах матриц и значительно варьироваться по характеристикам. Поэтому давать однозначные советы по выбору в этом случае довольно сложно.


Если вас интересует полный обзор всех существующих технологий и их ключевых отличий, вы можете ознакомиться с этим в подробном материале по ссылке.

5. На что еще обратить внимание при выборе игрового монитора

При выборе подходящего монитора не стоит пренебрегать второстепенными «мелочами» вроде удобной подставки и поддержки FreeSync.

В принципе, мы рассмотрели все самые важные моменты, теперь пройдемся по более мелким нюансам.

  • Частота обновления выше 144 Гц нужна лишь киберспортсменам. Играя в Elden Ring, Baldurs Gate 3 или Ghost Of Tsushima большинство геймеров не увидят разницы между 144 и 240 Гц.
  • Реализация HDR на ПК-мониторах зачастую оставляет желать лучшего. Если монитор имеет рейтинг HDR400 или HDR600, скорее всего, вы не увидите заметного улучшения. Даже если монитор поддерживает HDR1000, стоит протестировать его перед покупкой ― велик шанс, что после первой же ослепляющей гранаты в Call Of Duty или The Division вы отключите HDR и забудете про него.
  • Высокая яркость выше 400 нит нужна только если вы планируете играть прямо под окном или все же очень хотите использовать HDR. В большинстве случаев для игр хватит 300 – 400 нит.
  • В начале текста мы уже говорили о системах синхронизации кадров Freesync и G-SYNC. Теперь вопрос в том, что лучше? И тут однозначным ответом будет Freesync (а также его вариации Freesync Premium и Premium Pro), потому что изначально G-Sync работал на программно-аппаратном уровне и нуждался не только в видеокарте от NVIDIA, но и во встроенном в монитор блоке синхронизации. А он стоил денег, поэтому изначальные модели с G-SYNC обходились дороже аналогов без оного. Понимая, что битва форматов в этом случае проиграна NVIDIA запустила программу G-Sync Compatible. Но по факту это штука лишь означает, что на видеокарте NVIDIA можно включить Freesync. Что касается разницы между версиями FreeSync, то ее более продвинутые аналоги FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro заточены под современные мониторы с высокой частотой обновления, низким временем задержки и поддержкой HDR.
  • Не стоит чрезмерно переживать по поводу разъемов. Если вы покупаете дорогой 4K монитор с HDR, скорее всего, он будет оснащен HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4, которые теоретически способны воспроизводить игры в 4K с частотой обновления более 120 Гц и включенным HDR. В остальном большинству игроков хватает классической связки «HDMI 2.0 + DisplayPort 1.4».
  • При выборе игрового монитора обратите внимание на подставку: удобнее, если она регулируется не только по углу наклона, но и по высоте. Это упростит настройку под оптимальный уровень в зависимости от высоты стола и позволит адаптировать монитор для других пользователей. Также стоит отметить, что фактически любой современный монитор оснащен VESA-креплениями. Это избавит вас от забот, если вы решите перенести массивный экран со стола и повесить его на стену. Чтобы узнать, как правильно выбрать крепление для монитора, ознакомьтесь со статьей «Как выбрать кронштейн для телевизора и монитора».
  • Встроенные динамики могут стать полезным дополнением, если у вас нет внешних колонок или пространство на столе ограничено. Однако стоит помнить, что качественная акустика встречается лишь в дорогих крупноформатных моделях, а в большинстве случаев встроенные динамики обеспечивают лишь минимально приемлемый уровень звука с отсутствующими басами и ограниченным запасом громкости.

6. Итоги

Нынешний ассортимент игровых мониторов предлагает решения на любой вкус и бюджет.

В качестве послесловия подытожим все сказанное и виртуально разделим игровые мониторы на три группы:

  1. Доступные мониторы базового уровня: IPS/VA-матрица, диагональ 22-24 дюйма, разрешение Full HD, частота обновления 144 Гц (75 Гц также может подойти), с поддержкой FreeSync или FreeSync Premium.
  2. Средний класс: IPS/VA/QLED экран диагональю 27 дюймов и выше, разрешение 2K, частота обновления 144 Гц, желательно наличие продвинутой версии FreeSync Premium или G-Sync, поддержка HDR400 или HDR600 опциональна.
  3. Топовый уровень: Мониторы с диагональю более 27 дюймов, разрешение 4K, матрица IPS, OLED или QLED, поддержка HDR1000, Freesync Premium Pro или G-Sync. Частота обновления не менее 144 Гц.