Технические характеристики Xbox Series X и Sony PlayStation 5

В обоих случаях используются 8-ядерные созданные по специальному заказу процессоры на базе архитектуры AMD Zen 2, но с разной частотой: GPU у PlayStation 5 содержит 36 вычислительных блоков, работает на частоте до 2.23 ГГц и обладает производительностью в 10.28 терафлопс, в то время как процессор Xbox Series X насчитывает 52 вычислительных блока, работает на частоте 1.825 ГГц, может похвастаться производительностью в 12 терафлопс. Для сравнения производительность топовой NVIDIA RTX 2080 достигает порядка 10 терафлопс.


Как видим, консоль от Microsoft немного мощнее PS5, однако принципиальной разницы мы тут не видим. Плюс, как показывает практика, терафлопсы не играют решающей роли в успехе консоли, а для итоговой производительности не менее важную роль играет архитектура. Sony уперлась в лимит энергопотребления, поэтому сделала частоту ядра динамической, чтобы она повышалась и повышалась в зависимости от нагрузки. У Microsoft таких проблем не было (или о них умолчали), поэтому Xbox Series X будет работать на стабильной частоте.

Главной фишкой, которая втихую провернет игровую революцию, обещает стать обычный SSD. Вернее, не совсем обычный, а очень быстрый. В случае PlayStation 5 речь идет о кастомном SSD емкостью 825 ГБ, который благодаря контроллеру собственного производства способен выдавать на пике скорость порядка 5.5 ГБ/с. Это фактически в 100 раз быстрее PS4. В Xbox Series X предлагается NVME SSD с более высокой емкостью 1 ТБ, но более чем вдвое меньшей производительностью — 2.4 ГБ/с.

Что сулит такая скорость SSD


И в Microsoft, и в Sony согласились, что голые терафлопсы — это не лучшее мерило мощности. Тем более, что современные процессоры и видеокарты и так обладают рекордной мощностью, позволяющей выжать все соки из современных движков. А вот массивный накопитель, работающий на скорости, близкой к скорости оперативной памяти обещает стать уходом в сторону от старых проблем и вообще сменой старых парадигм.

Благодаря моментальной скорости подгрузки разработчики и геймдизайнеры смогут совсем иначе подходить к проектированию уровней в частности, и изменению игровой механики в общем. Они смогут держать в кадре только то что нужно, а остальные объекты будут подгружаться за доли секунды. В играх типа Ведьмака 3 или GTA 5 мы сможем получить полностью бесшовный игровой мир, в котором не нужно будет проходить через ворота или ехать в лифте, чтобы скрыть загрузку нового уровня.

Вызывает вопросы лишь реализация архитектуры в PS5. Если в Sony намудрят с ней как во времена PS3, когда разработчики буквально плакали во время кодинга, есть шанс, что большие студии попросту не захотят растрачивать на нее драгоценное время.


Фишки


По части дополнительных фишек Microsoft не удивила от слова совсем. Пообещали аппаратную трассировку лучей, как в новом поколении видеокарт NVIDIA RTX. Трассировка лучей — это метод построения трехмерных моделей, в котором используется принцип, аналогичный реальным физическим процессам. То есть для построения объекта система отслеживает траекторию виртуального луча от экрана к этому самому объекту. В реальности мы видим не объекты сами по себе, а отраженный от них свет. Исключением являются объекты, которые сами служат источниками света.

Метод трассировки лучей использует примерно те же принципы применительно к виртуальной среде. Если отойти от теории к практике, то эта фича позволит вывести освещение в играх на новый уровень. Помимо этого в Microsoft пообещали добавить новую фичу под названием Quick Resume, дающую возможность быстро возобновлять прохождение брошенной игры, или на лету переключаться между несколькими игрушками.


В Sony ничего не говорили о трассировке лучей, но учитывая перспективность технологии и тот факт, что в обеих консолях будут схожие видеочипы от Radeon, можно прогнозировать, что эта фича тоже будет. Вместо нее на презентации Марк Церни зачитали длиннющую лекцию о трехмерном звуке, за которую его возненавидел буквально каждый блоггер.

В PS4 аудиоданные сильно сжимали, звуковые карты были среднего качества, поэтому и звук в итоге был так себе. Теперь же они презентовали новый звуковой движок Tempest 3D Audio Tech. В аппаратной части он будет мощнее основного процессора PS4, а на техническом уровне в Sony проделали титаническую работу по исследованиям бинаурального и пространственного звука. Дальше больше, Церни сказал, что исследовали множество человеческих ушных раковин, разложили их на несколько типов и для каждого сделали отдельные профили с трехмерным звуком. Причем, эти профили как-то можно будет подстраивать под собственные уши. Непонятно как, но звучит интересно.

Благодаря этому звук в обычных колонках станет более четким, чистым и ориентированным в пространстве. Говорят, что вы даже сможете расслышать, где именно упала капля дождя. Другой вопрос, захотят ли разработчики больших кроссплатформенных блокбастеров типа COD или Assassin’s Creed возиться с этой штукой. А вот разработчики игр для виртуальной реальности однозначно выиграют.

Графика


Смущает, что оба лагеря не показали ни одного некстджен эксклюзива, ради которого ноги сами понесут в магазин. Sony продемонстрировала уже вышедшую Gears 5 с припиской что раньше вы могли запустить ее в 4K и получить 30 FPS, а сейчас будет 60. Как метко выразился один известный игрожурналист, это не PS5, а скорее PS4 Pro 2. Microsoft продемонстрировали увеличившуюся скорость загрузки, а потом неожиданно врубили Minecraft. Идеальная игра, чтобы показать все прелести графики будущего. Хотя в том, что будет красиво, мы не сомневаемся. Сейчас самое время, чтобы начать по-настоящему использовать аппаратную трассировку лучей и другие прелести современных игровых технологий.

Дизайн и геймпады


Новая Xbox получила полностью измененный дизайн с корпусом в виде прямоугольного параллелепипеда. Xbox Series X визуально напоминает системный блок настольного компьютера. Располагать устройство можно как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. В верхней части корпуса находятся вентиляционные отверстия выброса горячего воздуха, а на лицевой панели — слот считывателя оптических дисков Blu-ray. Дизайн геймпада похож на геймпад предыдущей консоли Microsoft Xbox One X Цена от 136 000 до 382 075 тг., а в глаза бросается новая кнопка Share, с помощью которой можно будет быстро делать скриншоты и видеозапись игр. Дизайн получился неоднозначный, в сети сразу же появилась куча мемов, сравнивающих новую консоль с холодильником для пива или пепельницей.


Sony же не показала, как будет выглядеть PS5, поэтому в сети продолжают обсасывают недавно выложенный футуристичный концепт. Сразу скажем, что ждать его не стоит. Да, он выглядит интересно, но совсем не в стиле Sony. К тому же такое количество отсеков, выемок и вырезов приведет к тому, что через пару лет внутренности приставки будут забиты пылью. Не стоит ждать и редизайна старого-доброго Sony DualShock 4 V2 Цена от 34 900 до 39 900 тг.. Скорее всего поменяют тачпанель или изменят принципы ее работы. В нынешнем состоянии она прикольная, но бесполезная. В сети гуляют ссылки на новые патенты Sony, согласно которым тачпанель геймпада заменят на дополнительный дисплей. Он позволит игрокам открывать меню, не отвлекаясь от игрового процесса.


Второй слух более интересен. Называется она «биофидбек» и судя по слитым в сеть патентам Sony, контроллер научится отслеживать сердечный ритм, чтобы регулировать уровень напряжения в играх. То есть, чтобы условная Resident Evil заставляла игроков потеть и вздрагивать, но не пугать до поседения. Также говорят о датчиках выделенного пота и степени сжатия контроллера. Опять же это пригодится в первую очередь любителям хорроров.

Игры


Этот пункт пока совсем туманный. Многое должны были показать на E3, но конференцию отменили из-за коронавируса. Если обратиться в прошлое, то скорее всего на старте продаж Xbox будет чуть впереди, а Sony потом догонит и обгонит. Смущает лишь, что в игровом подразделении японцев сейчас творится неразбериха и мы не уверены, что в условиях смены власти компания сможет удержать четкий курс.

Из не показанных игр, тоже можно сделать выводы. К примеру за последний год было анонсировано что пачка больших эксклюзивных проектов, которые раньше продавали приставки, станут мультиплатформенными. Сначала Red Dead Redemption 2 переехала на ПК, потом появились новости что этой же дорожкой двинут одни из крупнейших проектов прошлого поколения — Death Stranding и Horizon Zero Dawn. В отличие от Microsoft, которая регулярно подкармливает ПК игроков эксклюзивами от Xbox, для Sony это беспрецедентный шаг.

Хотя в Sony говорят, что раздача хитов была разовой акцией, однако есть шанс, что в ближайшие годы невыгодная издателям эксклюзивность уйдет в прошлое, а выбор между консолями фактически будет выбором между двумя экосистемами. Где облако лучше, геймпад удобнее, проще связь с друзьями и все такое. То есть те мелочи, на которые поначалу не обращаешь внимания, но которые впоследствии сыграют важную роль.

Обратная совместимость


Судя по количеству запросов в сети, главной фишкой, которую игроки мечтают получить от обеих консолей, должна стать обратная совместимость с играми прошлых поколений. То есть, чтобы вы могли вставить в новенькую консоль потертый диск c условным Spider-Man для PS4, и спокойно запустить игру. Сейчас же одного желания пройти все части God of War или Killzone недостаточно. Необходимо иметь консоли нескольких поколений.

Опыт Xbox One, которая дружила со многими играми от Xbox 360 позволяет надеяться, что и новая Xbox Series X получит обратную совместимость со старыми играми. А вот у Sony из-за более мудренной архитектуры с этим есть проблемы. И на презентации об умении запускать игры с PS3 и PS4 упомянули лишь вскользь, так и не ответив на прямой вопрос.

Сколько стоит Xbox Series X и Sony PlayStation 5


Обычно цена на консоли держатся на уровне $500, а обе компании продают их ниже себестоимости, отбивая прибыль за счет продажи игр, аксессуаров, подписок и т. д. В этом году в игровом сообществе ждут серьезного повышения цен, так как фактически обе консоли являются мощными игровыми компьютерами со всеми известными комплектующими. Если пробить по базе данных ek.ua средний чек на комплектующие новых консолей, то мы получим непривычно высокую себестоимость. Одна видеокарта уровня RTX 2080 потянет на $700 — 800. А ведь там еще и восьмиядерный процессор, 2 планки DDR6 по 8 ГБ, которых еще даже нет в продаже, и быстрый SSD, который физически не может стоит дешевле топовых накопителей от Samsung — Samsung 970 EVO Plus M.2 MZ-V7S500BW 500 ГБ Цена от 35 890 до 41 525 тг.. А это еще $150 – 200 к чеку.

При этом японский производитель намекнул, что PlayStation 5 будет продаваться по «приемлемой» цене, а генеральный директор Xbox Фил Спенсер лично обещал не повторять ошибок прошлого и предложить Xbox Series X по более доступной цене. В общем, будет интересно. Может они на игры поднимут цены? Там уже давно ничего не менялось.


Что лучше взять?


По старой памяти PlayStation смотрится круче, но это исключительно по старой памяти. Обе презентации были не особо информативными (особенно презентация логотипа Sony). То ли готовились к E3 и не успели перестроиться, то ли еще не все готово. Если посмотреть на все факты со стороны, то создается впечатление, что нас ждет упорно противостояние в духе третьего поколения. Xbox 360 был проще и понятнее, PS3 была более мудреной и интересной, но сложнее для разработчиков. Сейчас обе приставки выглядят плюс минус одинаково, однако пока слишком много слепых пятен, которые усложняют оценку.

Вообще нам кажется, что вопрос «покупать или нет» нужно ставить немного иначе, ведь в это уравнение нужно добавить переменные в виде все еще актуальных консолей прошлого поколения. Особенно с учетом относительно свежей PS4 Pro. Покупать ее или ждать PS5? Пятерка конечно лучше и перспективное. Но пока о ней мало конкретики, нет базы эксклюзивов и ничего непонятно с обратной совместимостью. Поэтому мы бы смело брали Sony PlayStation 4 Pro Цена от 197 642 до 420 746 тг., а через год-полтора думали над апгрейдом. Спешить тут вряд-ли стоит, ведь через пару лет велик шанс, что на рынок выйдут условные PS5 Pro и Xbox Series Z с прокачанной начинкой.

Что касается Xbox Series X, то здесь все упирается в игры. За последние пять лет для нее вышло буквально три вменяемых эксклюзива, ради которых бы захотелось купить приставку. Но большую часть из них довольно быстро портировали на ПК, лишив эксклюзивного статуса. Судя по активности Microsoft в последние пару лет, та же история нас ждет и в этом раз. Просто ПК будет ориентирован на более хардкорных геймеров, а Xbox Series X на тех, кто просто хочет вставить диск в коробку и играть.