Пандемия, которая заперла людей в своих домах, во многом сыграла на руку игровой индустрии. Несмотря на многочисленные переносы и сырые релизы люди стали гораздо больше времени проводить в онлайне и больше тратить на игровые гаджеты, консоли и компьютерные комплектующие. По данным экспертов в 2022 году около трех миллиардов человек в мире будет регулярно играть на консолях, ПК и смартфонах, а общая прибыль рынка видеоигр к 2024 превысит $218 млрд! Причем, важную роль в увеличении прибыли сыграет рынок мобильных игр, который растет не по дням, а по часам. Неспроста еще в 2018-м году вместо анонса Diablo 3 Blizzard пытались втюхать фанатам поделку для смартфонов.


После пары лет на карантине шутка про то, что в будущем оффлайн развлечения будут доступны только богатым уже не кажется такой уж шуткой. И чтобы не слишком скучать дома, всем нам требуется все больше и больше контента. И если с фильмами и сериалами все давно понятно, то видеоигры все еще остаются неизведанным медиумом, который требует серьезных вложений, но сулит большую выгоду.

К примеру, производственный бюджет современного ААА-проекта уже почти дорос до уровня голливудских блокбастеров: на разработку новых частей Call Of Duty тратят 200 – 300 млн долларов, производственный и маркетинговый бюджет Cyberpunk 2077 составил 330 млн долларов. Для сравнения на разработку четвертой части Пиратов Карибского Моря с учетом инфляции потратили чуть больше $480 млн. На минуточку, это один из самых дорогих фильмов в истории. А теперь представьте, что его прокат пришелся бы на период пандемии. Сколько денег в прокате недобрала бы Disney?

Глядя на то, как стремительно меняются правила игры, медиакомпании и IT-гиганты все больше и больше интересуются рынком видеоигр. Глава Amazon Джефф Безос еще в еще в 2012 году выделил два грузовика денег на запуск игровой студии. С тех пор по данным Bloomberg игровая студия ежегодно сжигает около 500 миллионов долларов и до сих пор не выпустила ни одного значимого проекта. Одни отмены, да отмены. Google пытается подойти к рынку игру со стороны облачных технологий (прим: речь о Google Stadia), Facebook пока что без особого успеха скупает студии вроде Ready At Dawn (прим: разработчики The Order: 1886) для разработки VR-игр для своей виртуальной мета-вселенной. Как видим, у IT-компаний есть интерес к индустрии, но нет ни малейшего понимания, как она работает.


Пожалуй, круче всего на этом фоне выступает один из крупнейших IT-гигантов Китая Tencent. Буквально на днях Tencent купила студии Bloober Team и Turtle Rock, а сейчас ведут переговоры о покупке Crytek, создателей серии Crysis. Кроме того, Tencent владеет небольшими пакетами акций (5 – 10%) Universal Music, Activision Blizzard, Ubisoft, Paradox Interactive и Warner Music. Обратите внимание, что 3 из 5 компаний в этом списке занимаются играми.

Ну а чтобы у вас отпали все сомнения, вспомните недавний мультсериал Аркейн, который попал буквально во все топы и чарты 2021 года. Как позже признались сами авторы, на его сценарий и рисовку потратили целых 6 лет и $237 млн! Можно было бы восхититься желанием Tencent и ее дочерней студии Riot Games вкладывать деньги в культуру, но причина гораздо произачинее. Мультфильм был создан в первую очередь, чтобы подогреть интерес к новой игре по вселенной League Of Legends.


Возвращаемся к сделке между Microsoft и Activision Blizzard. Чтобы укрепить свои позиции на игровом рынке руководство Microsoft и Xbox готово провернуть (прим: бумаги уже оформлены, но нужно одобрение антимонопольного комитета) одну из самых крупных сделок в истории человечества, потратив на эту покупку $69 млрд! Это больше, чем ZeniMax, Nokia, Skype, Mojang и Linkedin вместе взятые. И всего на 2 млдр. меньше суммы, за которую Disney выкупила Fox.

Инсайдеры пишут, что в Microsoft/Xbox насколько верят в нынешний рынок видеоигр, что считают эту покупку чуть ли не сделкой десятилетия. И правда, добавить в свою копилку франшизы Call Of Duty, Diablo, WarCraft, Overwatch и StarCraft ― это как добавить пятый камень в почти собранную перчатку бесконечности. Даже если вы не собираетесь щелкать пальцами, окружающие все равно будут вынуждены считаться с вашей жизненной позицией.

Game Pass ― новый Netflix


Если вы не следили за прошлым раундом консольной войны, то давайте проясним ситуацию. Это было натуральное изнасилование, которое ребята из Microsoft хотят забыть как можно скорее. Дошло до того, что нынешний СЕО Microsoft Сатья Наделла, с которыми связаны все последние успехи компании, всерьез задумывался о том, чтобы вывесить белый флаг и с концами закрыть подразделение Xbox. Но, как говорится, нашелся пророк в своем отечестве ― похожий на шкаф обладатель широкой улыбки Фил Спенсер, который на тот момент руководил Xbox Game Studio, вызвался вести за собой все игровое подразделение компании.

Фил взялся за работу засучив рукава и сходу попытался уговорить конкурентов ввести кроссплатформенность, чтобы игроки обладатели ПК, Xbox One, PS4 и Nintendo Switch могли играть друг с другом в одни и те же игры. Чтобы его слова воспринимали всерьез, Фил купил для Xbox самую популярную игру вселенной Minecraft и выпустил ее на других площадках, включая магазины Sony и Nintendo. Японцы поначалу отнекивались, дескать у нас так не принято, но чуть позже приняли подарок. Затем на Xbox появилась обратная совместимость со старыми версиями консолей, хотя в Sony утверждали, что это невозможно. Ну а затем появился сервис Game Pass и Xbox снова стала желанной консолью.

Game Pass ― это такой аналог Netflix, созданный для борьбы с вечно дорожающими играми и дефицитным железом. За 8 – 10 баксов в месяц сервис дает доступ к постоянно растущей библиотеке игр на Xbox и ПК, включая новинки в день выхода. Причем играть можно из облака, не устанавливая игру на своем устройстве. Поначалу Game Pass не вызвал бурного ажиотажа, поэтому Фил вспомнил про свою перчатку бесконечности и отправился договариваться.


Весной 2021 года Xbox купила издательство Bethesda (серии Fallout, Elder Scrolls, Doom и Wolfenstein), затем наладил сотрудничество с EA (теперь все их игры в каталоге Game Pass), а по пути купил еще пачку студий поменьше. В итоге за 2 года сервис превратился в игровую библиотеку, в которой можно найти любимые игры детства, ознакомиться с лучшими инди-проектами последних лет или прямо в день выхода попробовать новую Forza Horizon, Halo, S.T.A.L.K.E.R 2 или Star Citizen, которых не будет на PlayStation. Для сравнения за подписку в PlayStation Plus Sony берет те же $8 – 10 в месяц, но открывает доступ лишь к двум случайным играм из своего каталога. В 80% случаев это не ААА-проекты, а какие-то хиты прошлого или просто так себе игры не первой свежести.

Для Microsoft это игра в долгую. В компании стремятся построить экосистему продуктов, в которой центральное место будут занимать игроки и игры, а не железо. Особенно актуально это будет в будущем, когда Xbox прокачает свой стриминг-сервис Project xCloud, с помощью которого можно играть в любимые игры для ПК и Xbox на смартфоне, планшете, телевизоре или слабом ПК, который не соответствует требованиям игры. В компании уверены, что большой каталог игр, низкие цены на подписку и интеграция облачных сервисов не только подогреет интерес у старых фанатов, но и позволит обратить в свою веру давних почитателей PlayStation.


В качестве ориентира для GamePass руководители компании выбрали ту же модель, что и у Netflix. И это логично. Как бы в сети не шутили над неудачными экранизациями, странными адаптациями и ни разу не зрелищными боевиками производства Netflix, этот калифорнийский онлайн кинотеатр продолжает цвести и пахнуть. Уверенность в успехе строится на умении производить тонны контента для зрителей всех возрастов и вкусов — от высокобюджетных сериалов и редких фильмов с прицелом на Оскар до нишевых документалок, адаптаций аниме, корейских сериалов и норвежских детективов.

Как показывают опросы, именно из-за этого разнообразия люди и выбирают именно Netflix, а не стриминги от Apple, Disney и HBO. Netflix добилась такого влияния, что ежегодно может снимать хоть с десяток «Кошек» (прим: самый провальный мюзикл в истории) и ей все нипочем. Да, критики будут ругаться, но нужно ли к ним прислушиваться, если зритель уже проголосовал за тебя? Очевидно, что Microsoft со своей игровой экосистемой стремится к такому же уровню влияния.

Как ответит Sony PlayStation?


Какое место в новом мире займет Sony и что вообще ждет рынок консолей? После оглушительной победы в четвертом раунде позиции Sony невероятно сильны ― даже во время адского дефицита на запчасти, неадекватных цен у перекупщиков и отсусвия внятных эксклюзивов японская компания умудряется продавать больше консолей, чем Xbox. По традиции выживание Sony зависти от нее самой. В прошлом на них работала политика эксклюзивности, многие игроки выбирали именно PS4, исключительно чтобы познакомиться с God Of War, Last Of Us и Uncharted. Эта тактика настолько укрепила позиции компании, что даже на фоне дефицита консолей и отсутствия громких релизов Sony все равно продает больше консолей, чем Xbox.

Но это не может продолжаться вечно. Да, в копилке компании есть несколько действительно крутых внутренних студий (Naughty Dog, Guerrilla Games, Santa Monica и Insomniac), на носу анонс PS VR 2, но сейчас становится очевидно, что японский гигант никак не контролирует ситуацию, а лишь старается отвечать на выпады оппонента. Можно было бы затаиться и ждать, но PS5 вышла год назад, а играть там до сих пор не во что. Логично предположить, что в будущем Sony либо запустит свой GamePass, либо откажется от политики эксклюзивных игр и начнет сотрудничать с Xbox. Как бы дико это не звучало.


Предпосылки для этого имеются ― большинство эксклюзивов PlayStation 4, которые были главным оружием компании, уже портировали на ПК. Пару лет назад вышла Red Dead Redemption 2, затем в копилочку добавились Horizon Zero Dawn и Death Stranding, а совсем ПК-бояре получили возможность погонять на байке по охваченной зомби-вирусом Америке (Days Gone) и отмудохать скандинавских богов (God Of War 2018). Из «эксклюзивных эксклюзивов» в копилке Sony осталась лишь Ghost Of Tsushima и Marvel's Spider-Man. Из-за постоянных финансовых проблем Sony фактически перешла на сторону конкурента и отдала ему свое главное оружие ― эксклюзивы. И в свете этих событий появление условной Days Gone в Gamepass уже не кажется таким безумием, как год-полтора назад.

Некоторые эксперты рассматривают вариант с переобуванием в прыжке и копировании модели Nintendo, которая как Швейцария ни с кем не воюет и отлично себя чувствует, продолжая выпускать игры по Марио, Зельде и другим принадлежащим ей франшизам. Дело в том, что Sony не располагает таким глубоким кошельком, как Microsoft. За прошедшие 10 лет конкуренция с китайскими компаниями серьезно потрепала японцев и в последние годы почти всю корпорацию кормит именно игровое подразделение. Проще говоря, Microsoft может бесконечно повышать ставки, а Sony через пару раздач придется снимать часы, брюлики и крокодиловые туфли. Чтобы вы понимали серьезность ситуации, одна только новость о сделке Microsoft и Activision за сутки снизила рыночную стоимость Sony на 20 миллиардов долларов.

Какую роль видеоигры будут играть в индустрии развлечений будущего?


Судя по игровым релизам 2021 года, мы находимся на пороге тектонических сдвигов. Современные игры хоть и заимствуют художественные приемы из кино и литературы, однако позволяют выйти за рамки их ограничений. К примеру серия хорроров House Of Ashes показала, как правильно смешивать игры и интерактивное кино. Внешне веселая и беззаботная It Takes Two устроила сеанс семейной психотерапии под видом мультяшного платформера. А литературная RPG Disco Elysium со своей концепцией внутренних голосов настолько выбивалась за рамки жанра, что о ней взахлеб рассказывали как серьезные ребята из The Washington Post, так и специалисты по скандалам, интригам и расследованиям из британского Daily Star. Хотя по факту ни одно из этих изданий никак не освещает игровую индустрию.

Ну а деньги, которыми Microsoft закидала Activision подтверждают растущую важность игр. Тот кто завладеет ключами от игрового мира, будет повелевать всей индустрией развлечений.