Модель GPU
GPU — это разновидность процессора, предназначенная для обработки графики, который и определяет фундаментальные рабочие характеристики видеоадаптера. На сегодня существуют два основных производителя —
AMD и
NVIDIA. Также в гонку лидеров ворвалась компания Intel с линейкой дискретной графики
Intel Arc.
NVIDIA:
GeForce GT 1030,
GeForce GTX 1050 Ti,
GeForce GTX 1060,
GeForce GTX 1070 и др. (все относяткся к
GeForce 10 series),
GeForce 16 series в виде
GeForce GTX 1630,
GeForce GTX 1650 (
SUPER),
GeForce GTX 1660 (
SUPER,
Ti) ,
GeForce RTX 20 series, а именно
GeForce RTX 2060 (
SUPER),
GeForce RTX 2070 (
SUPER),
GeForce RTX 2080 (
SUPER,
Ti),
GeForce RTX 3050,
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti,
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090, а также профессиональные
Quadro.
AMD:
Radeon RX 400 series,
Radeon RX 500 series в виде
Radeon RX 550,
Radeon RX 560,
Radeon RX 570,
Radeon RX 580,
Radeon RX 590,
Radeon RX 5500 XT,
Radeon RX 5600 XT,
Radeon RX 5700,
Radeon RX 5700 XT,
Radeon RX 6400,
Radeon RX 6500 XT,
Radeon RX 6600,
Radeon RX 6600 XT,
Radeon RX 6650 XT,
Radeon RX 6700 XT,
Radeon RX 6750 XT,
Radeon RX 6800,
Radeon RX 6800 XT,
Radeon RX 6900 XT,
Radeon RX 6950 XT,
Radeon RX 7600,
Radeon RX 7600 XT,
Radeon RX 7700 XT,
Radeon RX 7800 XT,
Radeon RX 7900 XT,
Radeon RX 7900 XTX,
Radeon RX 7900 GRE,
Radeon RX Vega 56,
Radeon RX Vega 64,
AMD Radeon VII и профессиональные
FirePro.
Зная модель GPU, можно найти подробные данные по нему (специальные характеристики, отзывы, обзоры и т. п.) и оценить, насколько данная плата подойдет для ваших целей. При этом стоит отметить, что в видеокартах сторонних брендов характеристики графического процессора могут несколько отличаться от стандартных (причем нередко — в сторону ускорения и улучшения).
Тип памяти
Тип используемой в видеокарте графической памяти (см. Объём памяти графического процессора). На сегодняшний день используются такие типы памяти:
—
DDR3. Оперативная память общего назначения, не имеющая специализации под обработку графики и изначально созданная для использования в общей системной RAM. Впрочем, благодаря неплохой производительности и сравнительно невысокой стоимости с недавних пор применяется и в видеокартах (правда, в основном бюджетного уровня).
— DDR4. Дальнейшее, после DDR3, развитие оперативной памяти общего назначения. Конкретно в видеокартах встречается крайне редко, в связи с распространенностью более продвинутых специализированных стандартов.
— GDDR2. Второе поколение памяти, построенной по технологии Double Data-Rate («удвоенная скорость передачи данных»). Фактически является модификацией оперативной памяти типа DDR2, оптимизированной под использование в видеокартах; так же, как и оригинальная DDR2, обеспечивает 4 операции по передаче данных за один такт (оригинальная DDR — 2 операции). Широкого распространения не получила из-за склонности к сильному нагреванию при работе.
—
GDDR3. Улучшенная версия GDDR2 (см. выше). Имеет более высокую эффективную частоту (как следствие — производительность), отличаясь при этом более низким тепловыделением. Некоторое время назад пользовалась значительной популярностью, сейчас постепенно выходит из употреб
...ления, уступая позиции более продвинутым стандартам.
— GDDR5. Довольно продвинутый формат видеопамяти; в отличие от более ранних версий GDDR (см. выше), построен на основе оперативной памяти DDR3.
— GDDR5X. Дальнейшее усовершенствование памяти типа GDDR5, призванное повысить пропускную способность (и, соответственно, общую скорость и производительность работы графики). Различные конструктивные улучшения позволили добиться роста максимальной скорости в 2 раза — до 12 Гбит/с против 6 Гбит/с у оригинальной GDDR5. При этом GDDR5X хотя и уступает по характеристикам HBM (см. ниже), однако и стоит значительно дешевле.
— GDDR6. Дальнейшее, после GDDR5X, развитие графической памяти типа GDDR. Позволяет добиться скоростей обмена данными до 16 Гбит/с на один контакт, что почти вдвое выше, чем в GDDR5, при более низком рабочем напряжении. Подобные характеристики позволяют применять GDDR6 для работы с разрешениями 4K и выше, а также системами виртуальной реальности; видеокарты с такой памятью относятся преимущественно к топовым решениям.
— GDDR6X. Усовершенствованная версия GDDR6, выпущенная осенью 2020 года. По заявлению создателей, является наиболее быстрой графической памятью на момент выхода. Одним из ключевых обновлений является использование так называемой многоуровневой модуляции PAM4, позволяющей передавать 2 бита данных за цикл (против 1 бита у предшественников). За счет этого пропускная способность GDDR6X может достигать 21 Гбит/с на 1 контакт и 1 ТБ/с для всего блока памяти (против 16 Гбит/с и 700 ГБ/с соответственно в предыдущей версии). Данный тип памяти отлично подходит даже для наиболее мощных современных видеокарт, однако и стоит он соответственно.
— HBM. Тип памяти, разработанный в расчёте на максимальное повышение пропускной способности. Принципиально отличается от различных версий GDDR тем, что модуль HBM построен по принципу «бутерброда» — чипы памяти в нём размещены слоями и допускают одновременный доступ; а для связи с процессором используется специальный кремниевый слой, т.н. «interposer», обеспечивающий эффективную передачу больших объёмов данных. За счёт этого HBM значительно (в разы) превосходит по скорости работы даже самые продвинутые версии GDDR, а тактовая частота таких модулей памяти получается невысокой, что даёт ещё одно преимущество — чрезвычайно низкое энергопотребление и тепловыделение. Главный недостаток данной технологии — высокая стоимость.
— HBM2. Второе поколение высокоскоростной памяти типа HBM, представленное в 2016 году. Подробнее об общих особенностях HBM см. выше, а в HBM2 пропускная способность была увеличена вдвое по сравнению с первой версией этой технологии. Благодаря этому подобная память отлично подходит для ресурсоемких задач вроде работы с виртуальной реальностью.Частота работы GPU
Частота работы графического процессора видеокарты. По общему правилу, чем больше частота работы GPU — тем выше производительность видеокарты, однако этот параметр является не единственным — многое также зависит и от конструктивных особенностей видеокарты, в частности типа и объёма видеопамяти (см. соответствующие пункты глоссария). Вследствие этого не является необычной ситуация, когда из двух видеокарт более производительной может оказаться модель с низшей частотой процессора. Кроме этого стоит отметить, что высокочастотные процессоры имеют также высокое тепловыделение, что требует применения мощных систем охлаждения.
Частота работы памяти
Скорость, с которой видеокарта может обрабатывать данные, хранящиеся в ее видеопамяти. Фактически показатель определяет максимальное количество операций по приему или передаче данных модулем памяти за единицу времени. Выражается такая частота в мегагерцах (МГц) — миллионах операций за секунду. Высокая частота работы видеопамяти способствует улучшению производительности при выполнении ресурсоемких задач на манер обработки текстур, рендеринга графики и других графических операций. Однако параметр является отнюдь не единственным фактором, оказывающим влияние на общую производительность видеокарты — важно учитывать архитектуру GPU, количество ядер, частоту ядер и прочие характеристики.
Тест Passmark G3D Mark
Результат, показанный видеокартой в тесте (бенчмарке) Passmark G3D Mark.
Бенчмарки позволяют оценить фактические возможности (прежде всего общую производительность) видеокарты. Это особенно удобно в свете того, что схожие по характеристикам адаптеры на практике могут заметно различаться по возможностям (например, из-за разницы в качестве оптимизации отдельных компонентов под совместную работу). А Passmark G3D Mark является самым популярным в наше время бенчмарком для графических адаптеров. Результаты такой проверки указываются в баллах, при этом большее число баллов соответствует более высокой производительности. По состоянию на середину 2020 года в наиболее продвинутых видеокартах число набранных баллов может превышать 17 000.
Отметим, что Passmark G3D Mark используется не только для общей оценки производительности, но и для определения совместимости видеокарты с конкретным процессором. CPU и графический адаптер должны быть приблизительно равны по общему уровню вычислительной мощности, иначе один компонент будет «тянуть назад» другой: например, слабый процессор не позволит раскрыть весь потенциал мощной игровой видеокарты. Для поиска видеоадаптера под конкретную модель CPU можно воспользоваться списком «Оптимальные для процессоров AMD» или «Оптимальные для процессоров Intel» в подборе нашего каталога.
Потоковых процессоров
Количество потоковых процессоров, предусмотренное в видеокарте.
Потоковым процессором называют отдельную часть графического процессора, рассчитанную на выполнение одного шейдера за раз. Шейдеры, в свою очередь, представляют собой небольшие программы, отвечающие за создание отдельных графических эффектов (например, блеска поверхности, бликов на поверхности воды, эффекта смазывания изображения при движении и т. п.). Соответственно, чем больше потоковых процессоров предусмотрено в конструкции — тем больше шейдеров одновременно может выполнять видеокарта и тем выше ее вычислительная мощность. Впрочем, в целом это довольно специфический параметр, актуальный в основном для профессиональных разработчиков, моддеров и геймеров-энтузиастов.
Кол-во вентиляторов
Количество отдельных вентиляторов, предусмотренных в системе охлаждения видеокарты (при их наличии — см. «Охлаждение»).
В целом чем мощнее видеоадаптер — тем более эффективное охлаждение ему требуется. Так что
один вентилятор характерен преимущественно для устройств начального и недорогого среднего класса,
два — от среднего до продвинутого, а
три и
более являются практически однозначным признаком решения премиум-уровня. В то же время строгой зависимости здесь нет, и схожие по характеристикам модели могут иметь разное число вентиляторов (тем более что эффективность охлаждения определяется не только количеством вентиляторов, но и их диаметром). А вот на что данный параметр влияет однозначно — так это на длину видеокарты и, соответственно, количество места, необходимое для ее установки.
Синхронизация подсветки
Технология
синхронизации подсветки, предусмотренная в видеокарте с соответствующим дизайном.
Сама по себе синхронизация позволяет «согласовать» подсветку видеокарты с подсветкой других компонентов системы — материнской платы, корпуса, клавиатуры, мыши и т. п. Благодаря этому согласованию все компоненты могут синхронно менять цвет, одновременно включаться/отключаться и т. п. Конкретные особенности работы такой подсветки зависят от применяемой технологии синхронизации, а она, как правило, у каждого производителя своя (Mystic Light Sync у MSI, RGB Fusion у Gigabyte и т. п.). Также от этого зависит совместимость компонентов: все они должны поддерживать одну технологию. Так что проще всего добиться совместимости подсветки, собрав комплектующие от одного производителя.
Дополнительное питание
Формат дополнительного питания, необходимого для работы видеокарты.
Сам по себе разъем PCI-E, стандартно применяемый для подключения видеокарт, выдает питание мощностью 75 Вт. Для многих моделей, даже довольно производительных, этого вполне достаточно, и немало современных видеоадаптеров обходятся
без дополнительного питания. Однако большее распространение, особенно среди высококлассных решений, получили все же модели
с дополнительным питанием.
Простейший вариант такого питания — один разъем формата
6-pin или
8-pin. 6-пиновый коннектор способен дополнительно обеспечить до 75 Вт, 8-пиновый — до 150 Вт. Впрочем, для высококлассных решений одного коннектора бывает недостаточно, так что встречаются модели с питанием формата
6+8 pin,
8+8 pin, и даже
8+8+6 pin или
8+8+8 pin. А новые карты и вовсе
16-pin. Такие разъемы питания имеют в общей сложности 16 линий: 12 для подачи тока и 4 сигнальных. Действующий порог мощности разъема 16 pin составляет до 600 Вт. Подключение к нему можно осуществить через переходник 3×8 pin.
Отметим, что теоретически возможно подключить 6-пиновое питание к 8-пиновому разъему и наоборот, для этого даже выпускаются соответств
...ующие переходники. Однако на практике возможность такого подключения стоит уточнять отдельно, и пользоваться подобными ухищрениями лишь в крайних случаях, когда другие варианты недоступны.