Как все начиналось

Первое, что следует знать — нет одного общепринятого стандарта аудио высокого разрешения и так называют разные виды записей музыки. Все началось с музыкальных дисков. В 1982 году появился стандарт Audio CD. А уже в 1999 году были разработаны более качественные его альтернативы Super Audio CD (SACD) и DVD-Audio. Однако эти диски не получили массового распространения и остаются уделом узкого круга энтузиастов.

Весьма показательна статистика продаж музыкальных дисков. Так, в 2003 году по данным RIAA было продано 400 тыс. дисков DVD Audio, 1,3 млн. SACD и 745 млн. обычных CD. Как видим, разница между продажами «супердисков» и обычных CD огромная. У меломанов были разные мнения почему SACD и DVD-Audio не стали массовыми. Одни были не довольны разделением дисков на два разных стандарта, других огорчала высокая стоимость подходящих плееров и сложности с приобретением дисков, третьи сокрушались, что их любимая музыка не издается на «супердисках».

Светлые головы аудиоиндустрии сделали правильные выводы из этой истории. Теперь они предлагают нам записи высокого разрешения в виде файлов без недостатков SACD и DVD-Audio. Записи High-Resolution Audio доступны в любой точке мира (где есть интернет), проигрывать их можно на разнообразной технике (кроме дорогих решений для энтузиастов, есть варианты для обычных потребитилей), нет войны форматов (техника обычно играет все виды записи).

Новая эпоха

2015 год можно назвать годом High-Resolution Audio. Потому что производители выпустили много техники, совместимой с Hi-Res Audio, а музыкальные лейблы, в свою очередь, анонсируют переиздание большого количества старых записей и радуют выпуском новых альбомов в высоком разрешении. Причем эти изменения затрагивают не только обеспеченных аудиофилов, готовых выложить на свое увлечение не одну тысячу долларов, но и обычных меломанов, которые хотят слушать музыку с хорошим качеством. Например, Sony возродила легендарную серию плееров Walkman моделями, которые играют Hi-Res Audio, а дискографию Iron Maiden (17 альбомов и 2 сборника) переиздадут в Hi-Res Audio.

В отличие от видео высокой четкости, пока нет точного определения Hi-Res Audio. Так принято называть все записи с качеством лучшим, чем у обычных Audio CD или их копий в виде файлов. Записи высокого разрешения звучат лучше, потому что музыкальный материал сохраняется с лучшими параметрами, чем записи на CD — 24 бит/96 кГц или выше вместо 16 бит/44,1 кГц. Разница в цифрах впечатляет, а на слух прирост в качестве не такой ощутимый.

Записи высокого разрешения ближе к аналоговым исходникам, чем CD и lossless

«— Не слышу разницу между MP3 320 кбит/с и FLAC.

— Если ты ее не слышишь, то не значит, что ее нет!»

Встречали такие дискуссии в сети? То же самое теперь будет с FLAC и Hi-Res Audio. История идет по спирали? Похоже на то. Если сравнить разницу в качестве между MP3, FLAC и Hi-Res Audio и DVD, Blu-Ray и 4K видео, то с видео разница заметно лучше. И все равно, пусть отличия в качестве не такие большие, но будут заметными. Правда, только с хорошей техникой.

Битрейт у High-Resolution Audio в несколько раз больше, чем у CD и тем более у MP3

Где взять Hi-Res Audio записи?

Много звукозаписывающих компаний выпускают или будут выпускать записи в качестве 24 бит/96 кГц и лучше в виде файлов. Включая как гигантов индустрии Warner Music, Universal и Sony Music, так и небольшие компании вроде Blue Coast Records. Благодаря их работе, многие популярные направления в музыке и исполнители представлены в Hi-Res Audio. Много внимания уделено рок и поп музыке, а также классике и джазу. А количество релизов альтернативной музыки, хип-хопа, саундтреков к фильмам и т. п. не велико.

Меломанам предлагают как записи «старой» музыки вроде классических альбомов (например, Imagine от John Lennon), так и новые релизы вроде The Pale Emperor от Marilyn Manson. Причем, важно, что записи 60-80-х годов обычно проходят ремастеринг (по новому выполняется мастеринг в студии). И вопреки убеждению некоторых консервативных меломанов, что «ремастеры — это зло», иногда переиздания получаются весьма удачными. Например, как в проекте Why Pink Floyd...? Так что даже записи, которые вам уже надоело слушать, могут получить второе дыхание — у вас будет повод прослушать любимые (но немного надоевшие) записи хотя бы для того, чтобы оценить есть ли разница или нет.

Итак, выбор музыки большой, но где же взять записи Hi-Res Audio?

1. Специальные сайты служат источником легального контента. Среди наиболее известных — www.hdtracks.com, www.highresaudio.com, www.nativedsd.com. На них можно покупать альбомы в разных форматах и разного качества. Обычно, чем лучше качество записи, тем выше и ее цена. Хотя, много альбомов доступны в одном формате и с одним ценником.

2. В Сети можно найти различные сайты, которые являются источниками нелегального контента: копий записей с дисков SACD и DVD-Audio, копий файлов с сайтов наподобие www.hdtracks.com и самодельных оцифровок виниловых пластинок. Кстати, такие оцифровки являются уникальным видом контента, ведь он «выпускается» только любителями для свободного распостранения в Сети.

3. Стриминговые музыкальные сервисы в обозримом будущем могут начать стриминг Hi-Res Audio. Пока что популярные Apple Music, Google Play и др. не поддерживают такую опцию. А вот сервис Tidal (вместе с производителем Hi-Fi техники Meridian) продемонстрировал новый стандарт стриминга MQA и планирует в 2015 году начать «вещание высокого разрешения» через Сеть в Великобритании. Кстати, этот дуэт не случаен. Ведь, Tidal позиционирует себя is the first music service with High Fidelity sound quality, а Meridian разрабатывала стандарт DVD-Audio.

На чем слушать?

Наиболее весомый вклад в развитие цифровой музыки и Hi-Res Audio внесли японские компании. В частности, Sony, Pioneer, Marantz многое сделали многое как для распространения «супердисков», так и для популяризации Hi-Res Audio в виде файлов. Так, Sony приняла участие в разработке стандарта SACD, DV-AX10 от Pioneer стал первым плеером играющим диски SACD и DVD-Audio, а у Marantz почти все CD плееры играют SACD диски. В последние несколько лет японские гиганты индустрии активизировали свои усилия. В 2013 году Sony представила серию новых продуктов — от источника до акустики — проигрывающих записи 24 бит/96 кГц. Впрочем, и другие компании, причем, не только из страны восходящего солнца, а и из США и Европы, начали представлять свои решения. Если изучить ассортимент продукции многих компаний 2015 года, то можно сделать несколько оптимистичных выводов.

Во-первых, видно, что производители стараются внедрить поддержку Hi-Res Audio практически везде, где это возможно — от портативных плееров до AV-ресиверов. Вполне возможно, что скоро эта «фишка» станет неотъемлемой особенностью качественной техники. Во-вторых, отметим, что для приобщения к записям высокого разрешения не обязательно покупать Hi-Fi технику с пугающими ценниками. Можно использовать более-менее доступные для многих меломанов продукты. В-третьих, для погружения, например, в концептуальный альбом Drones от Muse, не обязательно громоздить дома систему из больших колонок, усилителя и др. Можно обойтись компактными решениями вроде ЦАП, подключенного к компьютеру, и наушников. Более того, вы можете слушать музыку с первоклассным качеством не только дома и в офисе, но даже в дороге.

В конце 2014 года Ассоциация потребительской электроники (CEA) и Японское общество записи и воспроизведения звука (JAS) приняли логотип для Hi-Res Audio. Если вы видите его в описании продукта или на его коробке, знайте — он поддерживает аудио высокого разрешения. А летом 2015 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) представила специальный логотип для записей Hi-Res Music. Скорее всего, он будет выделять записи высокого разрешения в интернет-магазинах музыки и стриминговых сервисах среди обычных. Отметим, что практически все более-менее новые источники, проигрывающие музыкальные файлы, будь-то USB ЦАП для ПК или AV-ресивер, уже поддерживают записи 24 бит/96 кГц (а зачастую и 24 бит/192 кГц). Так что у них может и не быть логотипа Hi-Res Audio в описании на официальном сайте, но они проигрывают записи высокого разрешения.
Специальные логотипы помогут быстро определить технику,
совестимую с Hi-Res Audio, и соответствующие записи музыки

Рассмотрим несколько систем, где источники проигрывают файлы Hi-Res Audio, а усилители, колонки и наушники воспроизводят записи до 40 кГц. Между прочим, считается, что техника должна иметь расширенный частотный диапазон, ведь записи с частотой дискретизации 96 кГц и выше могут сохранить звуки до 40 кГц. Насколько это важно, если учесть, что мы слышим звуки до 20 кГц, — вопрос сложный. Главное, чтобы техника была качественной — иначе отличия Hi-Res Audio от обычных записей не будут заметны.

Слушаем музыку на ходу — портативный плеер + наушники.

Sony NWZ-15 + SONY-MDR-1A.htm, FiiO X3 2nd gen + Audio-Technica ATH-MSR7.

Слушаем музыку за компьютером — ПК + звуковая карта или ЦАП + наушники или усилитель с акустикой.

PC или Mac + AudioQuest DragonFly v1.2 + Audio-Technica ATH-MSR7 или Arcam FMJ A19 + Monitor Audio Gold 100 (версия 2015 года).

Слушаем музыку с помощью стационарной стерео системы — сетевой плеер + усилитель с акустикой.

Marantz NA8005 + Marantz PM8005 + Dali Mentor 1.

Слушаем музыку с помощью домашнего кинотеатра — сетевой плеер + AV-ресивер с многоканальной акустикой.

Pioneer N-50 + Pioneer VSX-824 + Magnat Quantum серии 750.

ПК с специальным софтом может служить хранилищем музыки всех форматов, включая и записи высокого разрешения

Минусы концепции High-Resolution Audio

Рассмотрим подводные камни, с которыми вы столкнетесь:

1. Надо больше места на диске для хранения файлов. Альбом, записанный с параметрами 24 бит/96 кГц, занимает примерно в два раза больше, чем копия обычного Audio CD (с стандартными 16 бит/44,1 кГц) в lossless. Хотя если вы уже решились перейти от MP3 к FLAC ради качества звучания, то, вероятно, согласитесь пожертвовать местом на диске ради достижения еще лучшего качества.

2. В Сети можно встретить «подделки» — записи в формате 24 бит/96 или 196 кГц сделаные умельцами из обычных CD (так называемый апконверт от слов up convert). У них может быть хорошее качество звучания, однако это все-таки не Hi-Res Audio. Пользуйтесь проверенными источниками контента... и доверяйте свои ушам.

3. Быстрее расходуется батарея у мобильных устройств. Проигрывание записей высокого разрешения быстрее «съедает» заряд батареи мобильных устройств. Например, плеер Sony NWZ-A15 файлы MP3 играет до 50 часов, а FLAC высокого разрешения — лишь 30 часов.

4. Много стандартов и форматов. Сначала сложно понять, что лучше FLAС или WAV с параметрами записи 24 бит/96 кГц, в чем отличие файлов DXD от DSD и т. д. Если вы найдете правильные источники записей (вроде www.hdtracks.com), то можно будет не вникать в такие тонкости и брать то, что предлагают — выбор обычно маленький.

5. Надо выйти из зоны комфорта. Недостаток нового стандарта хранения музыки в том, что для приобщения к нему меломанам надо искать записи музыки, обновлять технику и т. д. Впрочем, поиски новых музыкальных впечатлений — это неотъемлимая черта характера меломана. А приобщение к Hi-Res Audio пусть и не перевернет ваше представление о музыке, однако обеспечит новыми впечатлениями, даст повод для общения с друзьями и т. п.

При наличии техники, поддерживающей Hi-Res Audio, начать знакомство с записями высокого разрешения можно вполне легально. Например, портал www.hdtracks.com предлагает загрузить бесплатно сборник записей музыки разных жанров. Попробуйте — возможно, этот эксперимент будет нагляднее подобных статей. Ведь, если перефразировать известную поговорку, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.

Читайте также:
Одни за всех: ТОП-5 качественных универсальных наушников
Выбираем наушники, подходящие для дома, офиса и дороги, с которыми вы забудете про Beats.
Бюджетные стереоусилители: интеграция в мир Hi-Fi
Пять вариантов поиска недорогой, но качественной основы для классического домашнего стерео.
Hi-Res Audio и не только: что теперь умеют мобильные плееры
Мы расскажем о 6 новшествах, которые ещё недавно мы не могли представить в арсенале портативного музыкального плеера.
Мощный овальный бас: 5 моделей тыловой акустики
Обзор пяти хороших тыловых акустических систем для установки в заднюю полку автомобиля.
Бюджетные AV-ресиверы 5.1 — ваш билет в мир кино
5 недорогих ресиверов с хорошей функциональностью и достаточным запасом мощности, чтобы «раскачать» хорошую акустику 5.1.