Все представленные на рынке объективы можно разделить на две большие группы:
- Универсальные модели, рассчитанные на применение в различных ситуациях и режимах съёмки. Как правило, они имеют достаточно широкий диапазон фокусных расстояний;
- Фикс-объективы с постоянным, не изменяемым фокусным расстоянием, которые могут послужить отличным решением для съёмки портретов, натюрмортов и прочих художественных изысков.

На сайте уже опубликована статья “5 бюджетных фикс объективов”. Этим материалом мы продолжаем тему и ниже расскажем о 5 универсальных объективах.

Tamron 17-50mm f/2.8 IF XR Di II LD Aspherical

Главное, чем привлекает этот объектив, – его светосила. Дело в том, что постоянная диафрагма f/2.8 на «родных» объективах производства Nikon/Canon стоит сегодня весьма дорого, посему многие фотолюбители вынуждены обращаться к сторонним производителям.

Объектив выпускается с креплением (байонетом) для камер всех основных брендов. Модель предназначена для использования с цифровыми зеркальными камерами «кроп»-формата, а вот на полнокадровых, к сожалению, будет давать лишь частичное покрытие кадра. Фокусные расстояния с учётом кроп-фактора составят 27–80 mm для Canon и 25–75mm для Nikon/SONY. Немного, как по мне, но вполне достаточно для съёмки большинства сюжетов. А на максимальном ФР можно снимать даже ростовые и поясные портреты, благо большая светосила позволяет получить эффект «отрыва» объекта от фона. Размытие при этом получается очень приятное.

Применение в оптической схеме асферических элементов позволяет минимизировать искажения, возникающие при съёмке на минимальных ФР. Хотя, безусловно, полностью избавиться от них можно только с помощью графического редактора. А вот наличие виньетирования (затемнения углов кадра) – это просто нонсенс для объектива, предназначенного для кроп-камер. Но, опять-таки, всё исправимо. Фотошоп – наше всё!

Многие пользователи хвалят это «стекло» за интересный рисунок и приятное «бокэ» (размытие). При сравнительно невысокой цене он разительно отличается от «китовых» объективов в лучшую сторону. При этом встроенный фокусировочный мотор позволяет успешно использовать его даже на «младших» камерах, не имеющих встроенного привода.

Существует модификация Tamron 17-50mm f/2.8 VC IF XR Di II LD Aspherical , которая существенно отличается не только оптической схемой, но и наличием системы оптической стабилизации. Хотя по собственному опыту замечу, что на таких фокусных расстояниях её отсутствие малозаметно.

Sony 16-105mm f/3.5-5.6 A

Объектив предназначен для работы с кроп-камерами, что вполне закономерно, поскольку на сегодняшний день фирма выпускает только одну камеру с полноразмерным сенсором – Sony A99 body .

Имеет очень широкий диапазон фокусных расстояний, который с учётом кроп-фактора (1.5х) составляет 24-153mm. Это с лихвой перекрывает потребности при «штатных» съёмках: от широкоугольной съёмки на морском берегу до одинокой вороны на верхушке дерева ему под силу. Отсюда и сленговое название такого типа объективов – «штатник».

А что с качеством съёмки? И вот тут начинается немного иная история: объектив не резок на максимальной диафрагме и лишь прикрытие её до значений 5.6 позволяет получить отличную резкость. Так же проблемы с резкостью на предельном фокусном расстоянии, заметно её падение на краях кадра.

Очень заметны хроматические аберрации, которые не зависят от ФР. Это проявляется в появлении фиолетовых контуров на границах тональных переходов: ветки деревьев, кромки крыш и т.п. Конечно, их можно исправить в графическом редакторе, но…

Однако при достаточной освещённости объектив весьма неплох. Пейзаж, архитектура, жанровые сценки – все это ему по плечу. За малый вес и огромный диапазон такие объективы часто называют «тревел-зумами» – «зумами для туристов», которым не хочется таскать за собой огромный рюкзак оптики.

К сожалению, у владельцев фотокамер SONY выбор оптики ограничен. Как вариант – покупка оптики сторонних производителей, имеющих байонет «А».

Sigma 17-50mm f/2.8 AF HSM EX DC

Очень популярный объектив среди фотографов-любителей.

Первое, на что обращаешь внимание, – качество сборки. Ничего не люфтит и не скрипит, пластик корпуса приятный на ощупь. Выпускается, как и все объективы этой фирмы, с креплением (байонетом) для всех распространённых цифровых зеркальных камер. Однако использоваться может только с камерами «кроп»-формата, при установке на полноразмерную будет давать лишь частичное покрытие кадра.

Главное в этом объективе – это его светосила. А если выражаться точнее – большая и постоянная диафрагма. Т.е. величина диафрагмы не зависит от выбранного фокусного расстояния.

Высокая светосила 1/2.8 позволит не только снимать в условиях плохой освещённости, но и получать маленькую глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), что является едва ли необязательным условием при съёмке художественного портрета, поскольку позволяет «оторвать» объект съёмки от фона.

Многие недорогие светосильные «зумы» грешат отсутствием резкости на максимальной диафрагме. Этот объектив будет приятным исключением. Большинство пользователей отмечают яркую и насыщенную картинку, что окажется преимуществом при съёмке пейзажей. В то же время размытие мягкое, что позволяет при опыте и сноровке снимать ростовые и поясные портреты.

А вот для лицевых портретов рекомендовал бы иметь «фикс» с фокусным расстоянием не менее 85мм. Дело в том, что снимая лицевой портрет с близкого расстояния, вы искажаете пропорции, рискуя получить на снимке огромные уши или вытянутый нос, что вряд ли оценят положительно герои сюжета.

Говоря о фокусных расстояниях этого объектива следует помнить, что на кроп-камерах, для которых он и предназначен, они составят 27-80mm для Canon и 25-75mm для камер иных производителей. Это очень немного, но для большинства сюжетов вполне достаточно.

В объективе присутствует система стабилизации изображения, что очень пригодится при съёмке на длинных выдержках в условиях малой освещённости. Так что имеем в результате очень хороший объектив за разумную цену.

Canon 17-85mm f/4.0-5.6 EF-S IS USM

Этот объектив выпускается уже более десяти лет, что можно считать подтверждением удачной конструкции, высоких оптических качеств и приемлемой цены. Оговорюсь сразу: модель предназначена для использования на «кроп-камерах», на полнокадровых не применяется.

Диапазон фокусных с учётом кроп-фактора 1.6х даёт нам 27-136 мм эффективного фокусного расстояния, что с лихвой перекрывает ФР, необходимые в «штатных» ситуациях. Диапазон применения объектива необычайно широк и не ограничивается каким-либо жанром. Он практически идеален в режиме «туристической съёмки». Архитектура, пейзажи, бытовые сценки и жанровые зарисовки, посиделки с друзьями и свадьба лучшей подруги – все это ему по плечу. Наличие определённого опыта и умения просчитывать ГРИП позволит снимать портреты.

Наличие стабилизатора изображения позволит снимать при длинных выдержках на максимальных фокусных расстояниях. Переключатель режимов фокусировки «авто/ручной» пригодится в ситуации, когда автофокус бессилен или просто не нужен.

Объектив весьма резок по всему кадру, что очень пригодится при съёмки пейзажей и городской архитектуры. Разумеется, что на широком угле присутствует дисторсия, но она легко устранима в фоторедакторе. Надо лишь помнить о ней и кадрировать при съёмке несколько шире. Однако за универсальность приходится платить скучным рисунком, неинтересным размытием и отсутствием «художественности». Но можно ли требовать это от бюджетного объектива?

С уверенностью могу сказать, что этот объектив – одно из лучших недорогих решений при выборе объектива на каждый день. И как замена «китовому» 18-55 практически не имеет равных в своей ценовой группе. К сожалению, большим «минусом» является ограниченность использования только на камерах «кроп-формата». И да, светосила у него непостоянная (зависит от фокусного расстояния), но большие постоянные диафрагмы требуют очень больших денег….

Nikon 24-85mm f/3.5-4.5G VR AF-S ED Nikkor

Универсальный объектив с фокусными расстояниями, перекрывающими основные «штатные» потребности фотографа. Отсутствие в маркировке букв DX свидетельствует о том, что данный объектив может применяться как на кроп-камерах Nikon D3xxx/5xxx/7xxx, так и на полнокадровых цифровых камерах независимо от их года выпуска.

Разумеется, что при установке его на кроп-камеру фокусные расстояния нужно умножить на величину кроп-фактора (1.5х) для расчёта «эффективного фокусного расстояния». Получим 36-122mm, что резко ограничивает сферу применения. Т.е. на кроп-камерах мы получим солидную прибавку в теле-диапазоне, что значительно облегчит съёмку удалённых объектов или получения крупных планов.

Но при этом кроп-фактор «съест» широкий угол, что сделает практически невозможной съёмку пейзажей, городской архитектуры в условиях тесноты улиц. Будет чрезвычайно сложно снимать в условиях малогабаритных квартир и т.п. Отсюда следует простой вывод: данный объектив изначально предназначен для полнокадровых камер и приобретать его на «кроп» есть смысл в случае ожидаемого перехода на камеру полного формата.

На полнокадровых камерах он работает очень даже неплохо. Резок на всех фокусных, прекрасно справляется с пейзажами, архитектурой, бытовой и студийной съёмкой. Такого класса оптика получила расхожее название «тревел-зум» – объектив для путешествий, когда нет возможности/желания таскать за собой огромный рюкзак оптики.

Очень выручает наличие стабилизатора, позволяющего удлинить выдержку без риска получить «смаз».

Есть ли иные варианты? Nikon 24-120mm f/4G VR AF-S ED Nikkor намного лучше оптически, да и ФР – «длиннее». Но всё упирается в ценник. Так что если нет желания переплачивать за «золотой ободок» и большие ФР – тогда этот объектив весьма удачный выбор.

Читайте также:
5 бюджетных фикс объективов
Краткий обзор пяти хороших объективов с постоянным фокусным расстоянием.
Первая зеркалка: лучшие модели для покупки
Мы выбрали по одной зеркальной камере от каждого именитого производителя и сравнили их между собой.
ТОП-5: функциональные компакты
Пять камер, которые могут удивить как своими возможностями, так и компактными размерами.
Смартфон вместо камеры: ТОП-5 камерофонов
Мы выбрали пять смартфонов с продвинутой оптикой, которые могут заменить собой привычный фотоаппарат.
Большой экран: лучшие фаблеты на рынке
Шесть производительных аппаратов, которые стирают грань между смартфоном и планшетом.