Объективы можно поделить на две огромные категории:

1) Объективы с переменным фокусным расстоянием или так называемые «универсальные»;

2) Объективы с постоянным фокусным расстоянием, «фиксфокалы», на сленге фотографов называемые «фиксами».

В комплекте с фотокамерой производитель практически всегда даёт нам недорогой и относительно простой «универсал», справедливо полагая, что именно такой тип будет более востребован новичком при освоении камеры. Такие объективы часто называют «китовыми» от англ.слова «kit» – набор. Камер, которые изначально поставляются без объектива в комплекте, называют body.

С появлением опыта большинство фотографов задумываются над расширением творческих возможностей и решаются на приобретение дополнительных «стёкол». Так что же выбрать – более качественный «универсал» или «фикс»? Тут необходимо сделать важную ремарку: угол зрения любой камеры зависит не только от фокусного расстояния объектива, но и от физического размера матрицы. Из двух камер, имеющих абсолютно одинаковые объективы, угол зрения будет меньшим у той, которая имеет меньшую матрицу. Чем меньше угол зрения, тем больше эффект «приближения» объекта съёмки.

Для того, чтобы не было путаницы в пересчётах, за единицу измерения размеров матрицы приняли стандартный кадр плёночной камеры 24х36мм. Камеры, имеющие такую матрицу, стали именовать «полноразмерными». Камеры, матрица которых меньше указанной, стали именовать «кроп-камерами», от англ.слова «crop» – вырезка. И ввели условную единицу измерения «Эффективное Фокусное Расстояние (ЭФР)», которое легко вычислить, умножив цифры на шкале объектива на т.н. кроп-фактор, который у большинства бюджетных «зеркалок» составляет 1.5х (у моделей Canon 1.6x).

Сравнение универсальных и фикс объективов похоже на извечный детскый вопрос: кто сильнее – слон или кит? Не вдаваясь в массу технических подробностей дам простые рекомендации:

– если вы любите снимать пейзажи, городскую архитектуру, всевозможные жанровые сценки, посиделки на природе, дни рождения друзей и т.п. – вам непременно нужен хороший «универсал», перекрывающий штатные фокусные расстояния. Также он будет незаменим при студийной съёмке;

– если вы интересуетесь съёмкой портретов, натюрмортов и прочих художественных изысков – именно «фикс» поможет воплотить ваши идеи!

Есть ли исключения из этого правила? Есть, но стоимость подобных объективов очень высока.

Canon 50mm f/1.8 EF II

Этот объектив выпускается уже почти 15 лет, что говорит о его огромной популярности и востребованности на рынке.

Классическое фокусное расстояние этой модели – наиболее востребовано, поскольку при использовании на полнокадровых камерах получаем угол зрения, примерно равный углу зрения человека. Подобное обеспечивает прекрасное ФР для съёмки ростовых портретов. Но при использовании на «кроп-камерах» имеем ЭФР, равное примерно 80 мм (50 мм х 1.6 кроп-фактор). А это уже начало теле-диапазона, более подходящее для лицевых портретов.

Этот объектив будет без проблем работать со всеми моделями цифровых зеркальных фотокамер фирмы Canon. Однако использование в качестве привода фокусировки обычного моторчика делает этот процесс шумным, небыстрым и не очень точным, особенно при использовании на бюджетных и устаревших моделях. Но при съёмке постановочных кадров это вряд ли сможет создать проблемы.

Размытие у объектива трудно назвать художественным. Виной тому всего лишь 5 лепестков диафрагмы, что приводит к появлению на заднем фоне пресловутых некрасивых «гаек». Но тут многое будет зависеть от однородности фона и наличия на нём точечных источников света.

Ещё одна особенность объектива – затруднённый режим ручной фокусировки, что вызвано слишком малым ходом и неудачным расположением фокусировочного кольца. Более того, конструкция системы автофокуса такова, что в режиме «А» (авто) кольцо вообще нельзя трогать во избежание поломки!

Исходя из вышеизложенного скромно замечу: если вы не относите себя к ярым фанатам производителя, но вам действительно нужен хороший «полтинник» – есть смысл присмотреться также и к объективам сторонних фирм.

Sony 50mm f/1.8 A SAM

Фотографы со стажем наверняка помнят японский бренд Minolta. Именно после его покупки радиоэлектронный гигант SONY решил вмешаться в распределение мест на мировом фото-олимпе. Выпуск «зеркальных» фотокамер потребовал выпуска линейки разнообразной оптики, что и не заставило себя ждать.

Небольшой по габаритам Sony 50mm F/ 1.8 имеет классическое фокусное расстояние и максимальную светосилу в 1.8. Эти параметры уверенно относят его к портретным объективам, хотя он прекрасно снимет всё, что попадёт в его поле зрения. Но нужно учитывать тот факт, что объектив предназначен для использования на камерах с кроп-матрицей формата APS-C и, следовательно, эффективное расстояние при этом будет 75mm (50 х 1.5). А это уже несколько сужает диапазон использования, делая объектив пригодным больше для поясных и лицевых портретов, нежели ростовых.

Светосилы объектива вполне достаточно для съёмки в условиях недостаточной освещённости. Но главное его предназначение – получение короткой ГРИП для «отрыва» объекта от фона на портретных кадрах. Объектив для неспешной вдумчивой съёмки, для репортажной манеры явно не годится ввиду медлительности при фокусировании. Зато станет хорошим подспорьем начинающему фотографу, которого перестал удовлетворять «китовый» объектив.

Но если прикрыть диафрагму, то он великолепно справится с любым сюжетом, который попадает в этот диапазон фокусных расстояний. Разумеется, что прибор в пластиковом корпусе не имеет пыле/влаго-защиты. Но если это – в «минус», то скруглённая 7-лепестковая диафрагма – явный и весомый «плюс», поскольку позволяет получать красивое размытие заднего фона, без «гаек» вокруг точечных источников света.

Также у него есть одно не очень хорошее свойство, присущее многим бюджетным «полтинникам»: объектив уверенно фокусируется только до 5 метров, при увеличении дистанции начинаются промахи… Но цена и светосила с лихвой компенсируют эти недостатки.

Цена от 115 000 тг.
Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor

Все основные характеристики объективов Nikon можно прочитать в их маркировке. Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor – это: – фокусное расстояние 50 мм;
– максимальная светосила 1.8;
– тип управления диафрагмой электронный (литера G);
– принцип автофокусировки – электродвигатель (литеры AF-S).

Отсутствие в маркировке литер DX указывает на то, что объектив может применяться как с полнокадровыми дорогими моделями, так и с бюджетными. Наличие мотора фокусировки позволяет использовать его с любыми цифровыми зеркальными камерами этого производителя, независимо от класса и года выпуска.

Фокусное расстояние 50 мм наиболее востребованное. При использовании таких объективов на полнокадровых камерах мы получаем угол зрения, близкий к углу зрения человека. Поэтому выпускается огромное количество различных модификаций. У того же Nikon мне доводилось пробовать 6 различных объективов, имеющих 50 мм фокусного расстояния.

Одной из важнейших характеристик любого объектива является его светосила. Именно ради этого параметра и приобретаются «фиксы», от него зависит величина Глубины Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). Если вы не знаете, что обозначает этот термин, то, вполне возможно, что приобретать подобный объектив пока рано.

Так вот, светосила у объектива вполне достаточная, чтобы не только снимать при малой освещённости, но и «оторвать» объект съёмки от фона, получив при этом красивое размытие заднего плана. Объектив даёт резкую картинку уже на максимальной светосиле, достигая максимальной резкости на значении 5.6. Хорошо держит контровой свет и боковую засветку, что очень хорошо при съёмке портретов на пленере. Размытие мягкое и весьма приятное.

Он необычайно лёгок, что важно при использовании с тяжёлыми профессиональными камерами. Отлично подойдёт для уличных съёмок в стиле «стрит-фото». Отмечу режим «А/М», позволяющий «докрутить» фокус рукой без переключения режима фокусировки. Байонет – металлический, что только в «плюс» ему в плане надёжности.

При использовании объектива на «кроп-камерах» эффективное фокусное расстояние составит примерно 75 мм (50 мм х 1.5 кроп-фактора), что делает его уже не столь привлекательным, поскольку для ростовых этого много, а вот для лицевого портрета – недостаточно. Но если вы покупаете оптику с прицелом на «фулфрэйм» – тогда такой выбор более чем оправдан!

Sigma 50mm f/2.8 AF EX DG Macro

Среди производителей фототехники есть ряд фирм, которые практически не выпускают фотокамеры, но являются производителями отличных и не дорогих объективов. Японский бренд SIGMA – один из них.

Из маркировки следует, что одной из основных задач этого объектива является съёмка «макро», что предъявляет специфические требования к его характеристикам. Большинство объективов позволяют фокусироваться при расстоянии до объекта не менее 40 см, что уменьшает такой параметр, как коэффициент увеличения до 1:4. А вот этот объектив допускает фокусировку с расстояния в 10 см, что позволило получить увеличение 1:1.

Именно это и определяет возможность работы в жанре макро-съёмки.

Не менее важной является и минимальная светосила, позволяющая предельно увеличить ГРИП при крайне малых дистанциях съёмки. У объектива этот параметр равен 1/32, что более чем достаточно. В то же время наличие максимальной светосиле в 2.8 позволяет использовать его в качестве «портретника», хотя в таком случае резкость может даже оказаться избыточной.

В объективе применена упрощённая оптическая схема, что проявляется в изменении габаритов при фокусировке: подвижный вращающийся блок передних линз может привести к изменению масштаба при съёмке «макро».

Очень продумано кольцо фокусировки. Оно имеет большой ход, более 180-ми градусов. Есть переключатель (лимитер) для ручной фокусировки, позволяющий ограничить ход этого кольца и ускорить процесс наведения на резкость.

Объектив имеет приятное покрытие, весьма стойкое и мало изнашиваемое. Мелочь? Любой фотограф, снимающий «макро», подтвердит, как важно отсутствие скольжения пальцев в жанре, требующем филигранной точности от движений.

Все объективы SIGMA выпускаются с различными типами крепления (байонета), что позволяет использовать их практически с любой современной цифрозеркальной камерой. Но при покупке необходимо обратить внимание на маркировку, которая должна содержать упоминание бренда камеры: Nikon, Canon, Sony и т.п.

Sigma 50mm f/1.4 AF HSM EX DG

Объектив разительно отличается от своих «коллег-полтинников» даже по внешнему виду. Это вам не крохотный «блинчик» в 170 грамм веса, а огромный объектив в полкило и с диаметром передней линзы 77 мм! Кстати, именно такой диаметр является стандартным для оптики топ-класса и позволяет использовать один и тот же светофильтр на разных объективах. Учитывая цену хороших фильтров это совсем не мелочь.

Объектив очень удобно лежит в руке, покрытие фокусировочного кольца препятствует скольжению. Само кольцо широкое и с большим ходом. А вот с автофокусом не всё так гладко: при недостаточном освещении иногда возможны промахи. И, как и у большинства известных мне «полтинников», проблемы при фокусировке на удалённых объектах. Хотя до 5 метров мой экземпляр фокусировался быстро и уверенно.

По своим наблюдениям скажу, что основное назначение этого объектива – портрет. При неспешном вдумчивом подходе он позволяет снимать великолепные кадры, особенно в сочетании с полнокадровой камерой, для которой это фокусное расстояние является базовым. При использовании его с кроп-камерами получаем эффективное фокусное расстояние 75-80 мм в зависимости от кроп-фактора (Nikon 1.5x, Canon 1.6x), что позволяет использовать его для поясных и даже лицевых портретов.

У объектива есть собственный рисунок, очень интересный и своеобразный, радикально отличающийся от большинства недорогих собратьев по классу. Но лично я не советовал бы его для новичка. Использование объективов со столь большой светосилой и крайне малой ГРИП требует опыта не одного дня и месяца. Также рекомендовал бы его владельцам камер, имеющих возможность юстировки автофокуса. На бюджетных «зеркалках» класса Nikon D3xxx / Canon EOS 1200 будет много промахов при автофокусировке, а ввести поправки камера не позволит.

Как и все объективы этой фирмы, эта модель выпускается с вариантами крепления для Nikon/Canon/Sony.

Читайте также:
Первая зеркалка: лучшие модели для покупки
Мы выбрали по одной зеркальной камере от каждого именитого производителя и сравнили их между собой.
ТОП-5: функциональные компакты
Пять камер, которые могут удивить как своими возможностями, так и компактными размерами.
Смартфон вместо камеры: ТОП-5 камерофонов
Мы выбрали пять смартфонов с продвинутой оптикой, которые могут заменить собой привычный фотоаппарат.
Большой экран: лучшие фаблеты на рынке
Шесть производительных аппаратов, которые стирают грань между смартфоном и планшетом.
Внутриканальные наушники: пять интересных моделей
Многие презрительно называют их «затычками» и многие относятся, как к чему-то заведомо низкокачественному. А зря.