Со становлением на ноги цифровых фотоаппаратов канули в лету конверсионные и цветные светофильтры, а также утратили былую актуальность софт-фильтры. С их задачами отныне прекрасно справляются сами камеры и фоторедакторы. Но не будем о «мертвых душах», поговорим лучше о востребованных светофильтрах.

Защитный

Сменная оптика к «тушке» фотоаппарата зачастую стоит немалых денег. Самое уязвимое ее место — переднее стеклышко, которое принимает на себя силу удара при падениях, может быть ненароком поцарапано или повреждено. Защитные фильтры отыгрывают роль эдакой прослойки между внешней средой и передней линзой объектива, оберегая ее от всяческих невзгод. Согласитесь, проще держать «нос» объектива «под прикрытием» фильтра за пару десятков вечнозеленых купюр, нежели тратиться на дорогостоящий ремонт в случае повреждения фронтальной линзы.

Защитный фильтр может не единожды спасти объектив от неминуемой, казалось бы, гибели.

К этой же категории обычно причисляют ультрафиолетовые светофильтры. Они отсеивают невидимое УФ-излучение, которое дает пурпурно-синеватую пелену на фотоснимках в яркий солнечный день. Однако поскольку цифровые фотоаппараты по сути невосприимчивы к ультрафиолетовым лучам, фильтры из подсемейства UV во всю используют именно в качестве защитных.

Почему же одни защитные фильтры стоят сущие копейки, а другие имеют заоблачный ценник? Тут в гонку вооружений вступают всяческие защитные напыления. Современные нанопокрытия буквально отталкивают загрязнения от поверхности фильтра, будь то следы отпечатков пальцев, грязь, жир или капельки воды. В дешевых светофильтрах таковые применяются нечасто, а в моделях продвинутого уровня встречаются повсеместно, не оставляя шанса капелькам и брызгам повлиять на итоговый результат съемки.

Поляризационный

Так званым «полярикам» не предвидится программной замены, благодаря чему они имеются в арсенале каждого мало-мальски увлеченного фотолюбителя. Принцип их работы заключается в отсечении отраженного от неметаллических поверхностей света. Поляризационные фильтры могут убрать отражения неба с поверхности воды, нежелательные отблески при съемке через стекло, подчеркнуть фактуру облаков над головой за счет устранения отражений аэрозольных частиц в воздухе.

В современном обличье поляризационные фильтры имеют круговую конструкцию. Т.е. они состоят из двух частей, которые свободно вращаются относительно друг дружки. В зависимости от их положения изменяется степень поляризации — от минимальной до максимальной.

Наглядное преимущество применения поляризационного фильтра в яркий солнечный денек.

Использовать «полярики» в режиме «на постоянке» не выйдет. Хотя бы потому, что они влияют на светопропускание и понижают экспозицию кадра. Интересное исключение из правила — линейка поляризационных фильтров Schneider со специальной пленкой HTC, увеличивающей пропускание света примерно на 2/3 ступени. Фильтры серии станут настоящей находкой для пейзажистов, предпочитающих вести съемки в режимное время (в рассветную или закатную пору).

Нейтральный

Нейтральные фильтры предназначены для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, не изменяя его спектрального состава. Говоря проще, они затемняют кадр в несколько раз без необходимости прикрытия диафрагмы или изменения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно — совместно с нейтральным фильтром легко получить красивое размытие фона при съемке на светосильную оптику в яркий солнечный день. Еще один классический вариант применения ND-фильтра — создание эффекта текущей воды (как на фото ниже).

Достичь подобного эффекта течения воды без нейтрального фильтра практически невозможно.

Ключевой пункт программы при выборе нейтрального фильтра — это показатель оптической плотности (или прозрачности). Он встречается в виде цифры после аббревиатуры «ND» и обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: при ND2 фильтр пропускает 50 % света, при ND4 — 25 %, при ND8 — 12.5 % и т.д.

Продвинутые ND-фильтры имеют со внешней стороны специальную резьбу, благодаря чему их можно комбинировать, обеспечивая необходимое затемнение — в этом случае «разы» просто умножаются.

Градиентный

Отдельным подсемейством в категории нейтральных фильтров выделяются «градиентники». Они затемняют не весь кадр, а лишь его часть. Это необходимо для выравнивания динамического диапазона снимка при большой разнице в экспозиции между светлым небом и темным низом (или наоборот). Фильтры из данного отряда выполнены в виде стекол-хамелеонов. Одна из половин фильтра работает в качестве светопоглощающего ND-фильтра, упомянутого ранее, в то время как другая не меняет освещенность сцены.

Пейзажисты-профи предпочитают пользоваться услугами «градиентников» квадратной формы. Виной тому конструктивная особенность круглых светофильтров: невозможность регулировки положения границы раздела затемненной и неокрашенной части. Это принуждает делать пейзажи с линией горизонта по центру снимка, тогда как оквадраченные фильтры не загоняют нас в строгие рамки.

Градиентный фильтр — незаменимый помощник в режимное время.

Фильтры градиентного типа разбиты на два подсемейства: нейтрально-серые и цветные (придают небу любой выбранный оттенок).

Более «редкие птицы»

Инфракрасные фильтры — пропускают только инфракрасное излучение и предназначены для съемки в этом диапазоне. ИК-фотография может использоваться как в научно-технических целях, так и для получения оригинальных художественных эффектов.

В инфракрасном спектре земные пейзажи приобретают инопланетный вид.

Лучевые фильтры — рисуют в кадре красивые лучики, расходящиеся от источников света. Порой их еще называют «звездными».

Макрофильтры являются по сути увеличивающими линзами. С их помощью объектив будет наводиться на цель в режиме макросъемки с наименьшей возможной дистанции.

Смягчающие (софт-фильтры) — используются в основном при съемке женских и детских портретов. Предоставляемый ими эффект сглаживания легко моделируется в фоторедакторе, но характер рисунка некоторых фильтров попросту невозможно повторить. Как и гвардия нейтральных фильтров, «софты» классифицируются по степени смягчения.

Софт-фильтры в эру цифровой фотографии встречаются реже, однако по прежнему рисуют картинку необычайной красоты.

Светофильтры иных типов встречаются гораздо реже. Об их предначертании зачастую гласит само название.

Размерная сетка

Светофильтры к оптике подбираются, исходя из диаметра передней линзы объектива. Таковой колеблется от 25 мм до 105 мм. При этом диаметр фильтра всегда указывается в его названии. При наличии большого парка оптики с разнокалиберным размером линз фотограф вправе прикупить светофильтр под самый большой из имеющихся объективов и прибегнуть к услугам переходных колец для установки фильтра. Однако лучше покупать светофильтры под «родной» размерчик.

Чаще всего на полках магазинов представлены фильтры под «ходовые» объективы в размере 49 мм, 52 мм, 55 мм, 58 мм, 62 мм, 67 мм, 72 мм, 77 мм и 82 мм.

Отдельные требования к светофильтрам предъявляются некоторыми из рода «ультрашириков». В частности, многие из них «дружат» только с фильтрами в тонкой оправе (Slim), что сделано в угоду устранения эффекта виньетирования. А в силу выпуклости передней линзы в конструкции отдельных объективов предусмотрены специальные слоты под установку светофильтра.

Именитые «игроки»

Покупая фильтры-ноунеймы, вы рискуете получить просто кусочек стекла в оправе. Гораздо предпочтительнее в этом вопросе видятся светофильтры под знаком солидных марок: Hoya, Kenko, Marumi, Schneider (B + W) и, разумеется, акул фотографической отрасли Canon, Nikon, Fuji и т.п.


Удачных вам кадров!