1. Общие сведения

В принципах кодификации ошибок отопительных котлов царит анархия — каждый производитель устанавливает собственные правила шифрования кодов неисправностей. Общепринятым является использование для кодирования ошибок комбинации букв латинского алфавита и цифр от 0 до 9. Чаще всего для толкования того либо иного кода достаточно прибегнуть к помощи технической документации на изделие. Как правило, она содержит таблицы с названием ошибки, причиной неисправности и списком предпринимаемых мер по ее устранению.

Проблемы с котлами обычно возникают на фоне несвоевременного обслуживания узлов и агрегатов, поэтому необходимо принять за правило время от времени устраивать отопительному оборудованию тщательную проверку силами причастных специалистов. К ним же стоит обращаться и по всем проблемам с котлами. За исключением каких-то элементарных неурядиц, которые можно решить своими силами.

В газовых отопительных котлах пристального внимания требует газовая горелка, так как именно она забивается чаще всего. Также важно производить периодическую очистку от загрязнений внутренних поверхностей рабочих камер и обслуживать дымоход. Примечательно, что риск выхода из строя или возникновения неисправностей в двухконтурных моделях в разы выше, нежели в одноконтурных. Виной всему более сложная конструкция устройств первого типа, к тому же водонагревателю в составе такого котла приходится круглый год трудиться без передышки.

Важно! Не доверяйте установку и обвязку газового котла дилетантам. Допущенные при этом ошибки могут обнаружиться не сразу, однако они будут постепенно выводить из строя элементы отопительной системы.

Некоторые отопительные агрегаты не оснащены дисплеем, тем не менее они тоже поддаются диагностированию неисправностей. В случае возникновения проблемы на панели таких котлов загораются или же мигают цветные лампочки. Их подноготная раскрыта в сопутствующей документации к прибору. Не ленитесь ее полистать — изучение техпаспорта модели пойдет исключительно впрок.

Далее приведен перечень наиболее распространенных кодов ошибок с их описанием для шести крупных игроков на рынке отопительных систем.

2. Котлы BAXI

  • E 01 — не удалось произвести розжиг газовой горелки в штатном режиме. Ошибка принадлежит к разряду общих — к ее появлению приводят самые разношерстные факторы: несоответствие входного давления газа установленным нормам, несоблюдение полярности подключения котла, неисправность газового клапана или электронной платы и т.п.
  • E 02 — срабатывание аварийного термостата перегрева. Чаще всего перегрев котла вызван засорением теплообменного контура. Реже проблему стоит искать в термостате или температурном датчике на подаче отопления.
  • E 03 — наличие проблем с подачей или отведением воздуха из камеры сгорания. В котлах с открытой камерой ошибка практически со 100-процентной вероятностью указывает на отсутствие должной тяги, а вот в моделях турбированного типа все не так однозначно: причиной высвечивания на экране ошибки E 03 может быть как незапуск вентилятора, так и банальное скапливание конденсата в трубках.
  • E 05 — неисправность датчика температуры на подаче отопительного контура. Зачастую при возникновении данной ошибки вышеупомянутый датчик просится на замену.
  • E 06 — неисправен датчик температуры системы ГВС. Аналогично предыдущему пункту.
  • E 10 — недопустимое давление в системе отопления. Ошибка «выскакивает» из-за низкого давления воды в контуре, плохом контакте между датчиком и платой управления либо же причиной ее появления становится неисправность реле минимального давления. В подавляющем большинстве проблема сводится на нет при заполнении системы теплоносителем.
  • E 25 — превышение максимальной температуры котла. Причину нужно искать, преимущественно, в плохой циркуляции теплоносителя или в неисправности датчика температуры системы отопления, который устанавливается на выходе первичного теплообменника.
  • E 35 — паразитное пламя (прерывистое). Код можно лицезреть на дисплее котла при неисправности электронной платы, а также неправильном расположении электрод-детектора пламени.
  • E 40, E 41 — засорение дымохода или слишком низкое входное давление газа. На возникновение тандема этих ошибок влияет множество факторов: от действительно низкого давления подачи «голубого топлива» до неисправности газового клапана.
  • E 96 — пониженное напряжение питающей цепи (менее 170 В). Ежели ошибка появляется с завидной регулярностью, нелишним будет обзавестись стабилизатором напряжения, дабы выровнять его значение и обезопасить устройство от возможных перепадов энергии в сети питания.
  • E 00, E 99 — внутренняя ошибка электронной платы.

3. Котлы Bosch

Для серии Bosch Gaz 6000:

  • A7 — неполадка датчика температуры контура ГВС. Датчик необходимо проверить и при необходимости заменить.
  • Ad — не определен температурный датчик бойлера. Потребуется проверка самого датчика и соединительного провода.
  • C1 — низкая частота вращения вентилятора. Может быть вызвана как низким напряжением в сети питания, так и связанными проблемами в системе отвода дымовых газов.
  • C4 — дифференциальное реле давления не отключается при выключенном вентиляторе. Необходимо произвести осмотр данного реле.
  • C7 — неисправность вентилятора. Пути решения проблемы: проверка работоспособности вентилятора и его проводов со штекерами. В случае необходимости производится замена вентилятора.
  • E2 — неполадка датчика температуры на линии подачи (обрыв). К возникновению данной ошибки обычно приводит повреждение или короткое замыкание вышеупомянутого датчика.
  • E9 — срабатывание ограничителя температуры в теплообменнике. Код E9 появляется на экране котла из-за многих факторов — от повреждения ограничителя температуры до проблем в отопительном контуре.
  • EA — пламя не обнаружено. Это одна из наиболее распространенных ошибок в отопительных котлах Bosch. Причин возникновения ошибки, как и способов решения проблемы, существует уйма. Но сперва лучше проверить открытие газового крана, давление подачи газа и систему отвода дымовых газов. Не помогает? Приступаем к чистке теплообменника и, при необходимости, меняем газовую арматуру.
  • F7 — котел определяет пламя при отключенном состоянии. Причину нужно искать в загрязнении электродов, параллельно с чем желательно проверить на влажность платы управления.
  • FA — котел определяет пламя при перекрытой подаче газа. Проверке подлежит газовая арматура и система отвода дымовых газов.

Для серий ZSC / ZWC:

  • A7 — неполадка температурного датчика контура горячего водоснабжения (ГВС). Проблема зачастую именно в нем, т.е. датчик нужно заменить.
  • A8 — соединение с BUS-шиной прервано. Неполадку призвана устранить проверка соединительного кабеля и регуляторов.
  • A9 — неправильная установка датчика температуры ГВС. При появлении указанной ошибки стоит проверить монтажную зону датчика и выполнить его переподключение с использованием теплопроводящей пасты.
  • Ad — датчик бойлера не обнаружен. Необходимо осуществить диагностику датчика или его замену.
  • C1 — во время работы котла произошло размыкание дифференциального реле давления. Осмотру подлежат диффреле, вытяжное устройство и соединительные трубы.
  • C4 — дифференциальное реле давления не отключается при выключенном вентиляторе. Необходимо произвести осмотр данного реле.
  • C6 — дифференциальное реле не размыкается. Первым пунктом программы при возникновении ошибки является проверка реле и трубы отвода дымовых газов.
  • d4 — чересчур большая разность температур. При появлении кода нужно уделить внимание циркуляционному насосу, байпасному шлангу и проверить давление в системе.
  • EA — пламя не обнаружено. Это одна из наиболее распространенных ошибок в отопительных котлах Bosch. Причин возникновения ошибки, как и способов решения проблемы, существует уйма. Но сперва лучше проверить открытие газового крана, давление подачи газа и систему отвода дымовых газов. Не помогает? Приступаем к чистке теплообменника и, при необходимости, меняем газовую арматуру.
  • F0 — внутренняя неполадка. В данном случае нужно произвести диагностику электронной платы.
  • F7 — котел определяет пламя при отключенном состоянии. Причину нужно искать в загрязнении электродов, параллельно с чем желательно проверить на влажность платы управления.
  • FA — котел определяет пламя при перекрытой подаче газа. Проверке подлежит газовая арматура и система отвода дымовых газов.

4. Котлы Buderus

Ошибки, которые встречаются в газовых котлах Buderus, шифруются особым образом. Сперва указывается основной код (какая возникла неисправность), затем — дополнительная кодовая комбинация (это число однозначно идентифицирует сигнал неисправности), а в конце обозначается класс неисправности. Классов бывает несколько:

  • О — рабочие сообщения при нормальном режиме работы котла;
  • R — неблокирующие неисправности, при возникновении которых система продолжает работать;
  • B — блокирующие неисправности, которые ведут к ограниченному по времени выключению отопительной системы;
  • V — запирающие неисправности, которые блокируют работу отопительной системы.

Перечень возможных ошибок у котлов Buderus весьма обширен. Однако чаще всего пользователь видит на служебном экране такие коды неисправностей:

  • 2E 357 О — активна функция удаления воздуха либо же температура подающегося потока быстро нарастает.
  • 3C 217 V — не работает вентилятор. Тут важно определить на каком этапе возникает неполадка: если вентилятор запускается, но реле не щелкает — проблема кроется в подводящих трубках или засорении дымохода. Ежели вентилятор не запускается вовсе, нужно проверить, подается ли на него напряжение. Если вентилятор работает и проблем с дымоходом нет, необходимо проверить пневмореле. Его постоянно замкнутые контакты или их размыкание в процессе работы горелки будут также расценены системой безопасности как неисправность.
  • 4C 224 B V — срабатывание ограничителя температуры теплообменника или ограничителя температуры дымовых газов. Осматриваются оба датчика, шлейф питания к ним, а если давление в системе недостаточное, нужно подпитать котел. Также проблема может быть вызвана неполадками с циркуляцией теплоносителя или возникновением воздушной пробки.
  • 4Y 351 B V — обрыв температурного датчика. Побороть неисправность помогает прозвонка контактов и установка новой детали.
  • 6A 227 B V — не распознается пламя. В большинстве случаев решение проблемы с розжигом лучше доверить специалистам. Самое простое, что можно сделать рядовой пользователь, — это визуальный осмотр камеры сгорания и электродов на предмет загрязнения. При необходимости производится их чистка. А ежели котел разжигается, но спустя некоторое время тухнет, нелады часто связаны с выходом из строя электронной платы.

5. Котлы Hotpoint-Ariston

  • 101 — срабатывание системы защиты от перегрева. Основных причин появления кода с ошибкой несколько: повышенное давление на выходе газового клапана, загрязнение фильтра грубой очистки, плохая циркуляция теплоносителя в системе отопления, плохая проходимость теплообменника из-за образования накипи, неисправность циркуляционного насоса.
  • 108 — падение давления в отопительном контуре ниже минимума. Вероятно, в системе где-то возникла протечка.
  • 109 — давление в системе поднялось свыше 3 бар. Ошибка порой возникает во втором теплообменнике котлов двухконтурного типа. Из-за неисправности в нем смешиваются горячая и холодная вода, что и приводит к повышению давления.
  • 201 — нет контакта с датчиком на подаче в контур ГВС. Потребуется подтянуть контакты либо же произвести замену датчика.
  • 302 — потеря связи с дисплеем и электронным модулем. Проблема зачастую кроется в проводке.
  • 501 — отсутствие пламени при розжиге. Ошибка из разряда наиболее распространенных. Первое и самое главное — проверьте, не перекрыт ли кран подачи газа. Также неисправность порой проявляется из-за поломки датчика пламени.
  • SP3 (5P3) — отрыв пламени. С завидной регулярностью неполадка возникает в области коаксиального дымохода. Дабы свести ее на нет, отрегулируйте его положение и очистите от мусора.
  • 601 — отсутствие тяги в системе. Если сенсор работает правильно, придется заняться прочисткой дымохода.
  • 604 — низкая частота вращения вентилятора.
  • 6P1, 6P2 — задержка замыкания контактов реле давления воздуха. Возникает из-за повреждения трубки Вентури. Разница кодов состоит в том, что 6Р2 высвечивается при работе котла, а 6Р1 — при попытке осуществить розжиг с уже поврежденной трубкой.

6. Котлы Protherm

  • F00/01 — неисправность датчика температуры нагревания. Датчик необходимо проверить и при необходимости заменить.
  • F13 — неисправность датчика бойлера. Аналогично предыдущему пункту.
  • F20 — неисправность перегрева (температура свыше 97 °С). Для устранения ошибки нужно проверить циркуляционный насос, удостовериться в открытии нагревательных кранов и байпасного клапана, а также произвести диагностику теплового фильтра.
  • F22 — в котле нет теплоносителя. Заполните систему и удостоверьтесь, что в ней отсутствуют протечки.
  • F24 — неисправность циркуляции теплоносителя. Проблема в данном случае кроется как в насосе, так и в закрытых отопительных кранах.
  • F26 — отсутствие необходимого тока через двигатель газового клапана. Шаговый двигатель нуждается в диагностике и последующей замене.
  • F28/29 — не обнаружено пламя во время розжига и потеря пламени во время работы горелки. Тут все как у сверстников — проверить открытие газового крана необходимо собственноручно, а для решения более серьезных проблем придется обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.
  • F84 — постоянная разница температур между датчиком подачи и обратки. Датчик, скорее всего, подлежит замене.

7. Котлы Vaillant

  • F.10/11 — короткое замыкание в датчике подачи/обратки. Датчик нуждается в диагностике или замене.
  • F.13/14 — короткое замыкание в датчике горячего старта. Аналогично предыдущему пункту.
  • F.22 — недостаточное количество воды в системе или ее полное отсутствие. В подавляющем большинстве проблема сводится на нет при заполнении системы теплоносителем.
  • F.28 — неполадка в электронной плате.
  • F.29 — не загорается газовая горелка. Одна из перечня наиболее общеизвестных проблем с газовыми котлами. На ее появление оказывают влияние несоответствие входного давления газа установленным нормам, несоблюдение полярности подключения котла, неисправность газового клапана или электронной платы и т.п.
  • F.36 — выброс газообразных продуктов горения в помещение. Ошибка возникает при закрытом воздуховоде или газоотводе. Проявляется из-за плохой тяги и вентиляции, а также из-за повышенной температуры в помещении, где установлен котел.
  • F.61 — ошибка в управлении газовыми клапанами. Суть проблемы кроется как в самих клапанах, так проводке к ним либо же в электронной плате управления.
  • F.75 — насос газового котла запущен, а давление не изменяется. Чтобы как можно быстрее исправить ситуацию, проверке подлежат настраиваемый байпас, датчик давления, циркуляционный насос и правильность подключения к линии расширительной емкости.