Это не традиционный для нас ТОП-5, потому что мы рассмотриваем три модели от альтернативных производителей и четыре фирменных продукта. Собственные версии сверхширокоугольных зумов есть у всех производителей зеркальных аппаратов. Соответственно, покупатель волен выбирать, особенно если у него камера Canon или Nikon. В большинстве случаев «альтернативные» модели стоят несколько дешевле «фирменных», но практически не уступают им по качеству картинки и эксплуатационным характеристикам. За редким исключением объективы от производителя стоят дороже аналогичных «альтернативных», поэтому в любительской среде используются реже. Тем не менее, именно они гарантируют максимальную совместимость с электроникой камеры и лучше юстируются в фирменных сервисных центрах.

Технические характеристики моделей в нашей подборке, сделанной по формуле 3+4, можно сравнить в таблице. С полным каталогом объективов вы можете ознакомиться по ссылке и, благодаря фильтрам, самостоятельно найти нужную модель.

 
Удобен в использовании, хорошо собран, металлический разъем байонета, сравнительно доступная цена.
 
 
Невысокая резкость в углах кадра при любых диафрагмах, нет оптического стабилизатора.
 

Tamron 10-24mm f/3.5-4.5 IF Di II LD Aspherical

Инженеры Tamron учли замечания к первой версии этого объектива и переработали не только оптическую схему, но и систему автофокусировки. Результат получился интересным. Ведь за весьма доступную цену новички могут приобрести хороший объектив и понять, нужен ли им такой диапазон фокусных расстояний. Обратите внимание, этот объектив — вне зависимости от байонета — разрабатывался для работы с «кроп»-камерами, то есть оснащенными матрицами APS-C и меньше.

Тесты и отзывы пользователей свидетельствуют, что рабочие диафрагмы вне зависимости от положения трансфокатора лежат в диапазоне f/5,6-8. Из-за очень большого угла зрения отсутствие оптического трансфокатора не кажется большим недостатком — шевеленка появляется лишь после 1/30 сек.

Картинка, достаточно резкая по центру кадра, с приближением к его краям заметно смягчается. Геометрические искажения можно заметить, однако они не портят впечатление. Бочкообразная дисторсия тоже есть, но она невелика и автоматически исправляется профилем для Adobe Camera RAW. Хроматические аберрации присутствуют, впрочем, они легко удаляются на этапе пост-обработки. У изображения нормальный контраст, а заметные искажения цветопередачи отсутствуют. Боке достаточно приятное, хотя широкий угол зрения не позволяет размыть объекты в зоне нерезкости до неузнаваемости.

У Tamron 10-24 большие линзы, а сам объектив не назовешь компактным. Тем не менее, он не «тянет» камеру вниз, а средняя масса позволяет достаточно комфортно снимать с рук.

Кольца трансфокатора и наводки на резкость широкие. Они покрыты резиновыми накладками с крупной фактурой, что делает тонкую настройку удобной. Вращение колец плавное, без заметных люфтов. Следует отметить длинный ход колеса ручной наводки на резкость. Это нужно в первую очередь видеооператорам, потому что позволяет плавно менять зону фокусировки. В комплекте поставки идет хорошая лепестковая бленда.

Учтите, что для автоматической наводки на резкость используется микромотор. Перед покупкой версии для камер Nikon убедитесь в совместимости, поскольку не все аппараты оснащены встроенным мотором привода автофокуса. Переключатель режимов фокусировки ручная/автоматическая не предполагает возможности ручной подстройки — в автоматическом режиме колесо механически блокируется. Еще одна деталь — в процессе фокусировки и трансфокации передняя линза не вращается.

Tamron 10-24mm F/3.5-4.5 Di II можно порекомендовать желающим попробовать съемку на широком угле. При небольших затратах этот объектив дает хорошие результаты, особенно если пользоваться постобработкой.

 
Эргономичная конструкция, ультразвуковой мотор автофокусировки, стоит недорого.
 
 
Маленькая диафрагма на 20 мм, нет оптического стабилизатора.
 

Sigma 10-20mm f/4.0-5.6 AF HSM EX DC

Sigma выпускает версии этого объектива для всех распространенных байонетов с матрицами APS-C и меньших размеров. Этот объектив вышел на рынок давно и заслуженно получил множество лестных отзывов от довольных покупателей. Они отмечают высокое качество изготовления, приятные на ощупь отделочные материалы и, безусловно, хорошие результаты съемки. А еще в его конструкции используется немало металла, поэтому он, кстати, — тяжелый (470 г).

Рабочие диафрагмы начинаются с f/8, а бóльшие дают заметно мягкую картинку. Изображение получается с правильной цветопередачей и нормальной контрастностью (если не направлять переднюю линзу прямо на источник яркого света). Геометрические искажения есть, и они заметны по краям кадра, однако могут быть исправлены благодаря наличию профиля для Photoshop и Lightroom. Главное — не перепутать его, ведь в линейке Sigma есть модель с такими же фокусными расстояниями, но с диафрагмой f/3,5. А по центру кадра с геометрией нет проблем на всех фокусных расстояниях.

Когда изображение кадрируется в графическом редакторе, необходимо уделить внимание компенсации виньетирования, оно заметно в телеположении, если так можно назвать эквивалент фокусного расстояния 30 мм. При съемке видео виньетирование не критично и не очень заметно. Боке с учетом угла зрения и маленькой диафрагмы получается не часто, и это хорошо, поскольку в зоне нерезкости контрастные края объектов создают рябь.

Колеса трансфокатора и ручной наводки на резкость не очень широкие, однако это позволило разнести их на достаточное расстояние, чтобы обладатели больших пальцев не испытывали дискомфорт. Вращение этих элементов мягкое, люфтов нет. Трансфокатор двукратный, но ход кольца изменения фокусного расстояния ощутимо длинный. Это важно для сверхширокоугольного объектива, где относительно малый ход оказывается большим в пересчете на градусы угла зрения.

Ультразвуковой мотор перемещает блоки линз быстро и тихо, невзирая на то, что минимальная дистанция фокусировки у Sigma AF 10-20 всего 24 см, а максимальная – бесконечность. Объектив оснащен переключателем режимов наводки на резкость ручной/автоматический, но фотограф вне зависимости от его установок в любой момент может внести коррективы.

Sigma AF 10-20mm F4.0-5.6 EX DC HSM — отличный выбор для тех, кто оценивает будущие покупки по соотношению цены и качества. Это хороший объектив за свою цену, а чтобы получить лучшее качество, требуется существенно увеличить бюджет.

 
Картинка в стиле «рыбий глаз», угол зрения на 10 мм – 180° по диагонали, легкий и компактный.
 
 
Дает характерные для «рыбьего глаза» искажения, использование фильтров не предусмотрено.
 

Tokina 10-17mm f/3.5-4.5 AF

Формально этот объектив существенно отличается от других участников нашего обзора, потому что это «рыбий глаз» со всеми вытекающими последствиями в виде характерных искажений и особенностей использования. Однако есть два весомых аргумента, благодаря которым он присутствует в рейтинге.

Во-первых, многим любителям бюджет не позволяет приобрести и классический «рыбий глаз» и сверхширокоугольный зум-объектив. Tokina AF 10-17 отчасти заменяет оба. Во-вторых, искажения, особенно в телеположении, неплохо исправляются автоматически профилем в Adobe Camera RAW или вручную — фильтром Adaptive Wide Angle в Photoshop.

Tokina AF 10-17 выпускается в версии для APS-C-аппаратов Canon и Nikon. Причем для последних без встроенного мотора. Соответственно, для работы автофокуса требуется наличие двигателя в камере, а, как известно, не все модели Nikon им оснащаются. При съемках на Canon максимальный угол зрения по диагонали составляет 168° — из-за кроп-фактора 1,6. Сняв бленду, объектив можно установить и на полнокадровые камеры, однако на фокусных расстояниях 10-14 мм виньетирование будет очень сильное, а изображение приобретет характер, свойственный циркулярным «рыбьим глазам».

Владельцы говорят, что резкость начинается с диафрагмы f/4,5. Для верности можно ставить f/5,6-8, тогда даже в углах кадра получится хороший результат. В картинке кроме уже упоминавшихся характерных искажений (для моделей типа fish-eye) есть хроматические аберрации. Поэтому съемка в RAW и обработка на компьютере настоятельно рекомендуются.

К конструкции претензий нет: объектив хорошо изготовлен, отделочные материалы приятны на ощупь, разъем байонета металлический. Кольца трансфокации и наводки на резкость разнесены и имеют ощутимое пальцами рифление. Наводка на резкость сопровождается звуками, но она происходит быстро. Механизм позволяет фотографу вносить поправки без дополнительных переключений.

Поскольку использование фильтров конструкцией не предусмотрено, передняя линза защищена водоотталкивающим покрытием WR (Water Repellent). Тем не менее, при работе следует соблюдать осторожность, поскольку минимальная дистанция фокусировки всего 14 мм и линзу можно случайно ударить об объект съемки.

Если вам нужен объектив для экспериментов с перспективой, для нестандартных портретов и для пейзажной съемки, включите в список кандидатов на покупку Tokina AF 10-17mm f/3.5-4.5. Еще добавим, что и при съемке видео в широкоугольном положении с Tokina получается интересная картинка.

 
Привлекательная цена, есть оптический стабилизатор, STM-мотор для тихой и плавной фокусировки.
 
 
Пластиковый разъем байонета, электрифицированное кольцо наводки на резкость не работает при выключенной камере.
 

Canon 10-18mm f/4.5-5.6 EF-S IS STM

Интересный объектив от Canon, привлекающий внимание любителей отличным соотношением цены и качества. Тесты показывают, что в диапазоне f|/5,6-11 он дает резкую картинку с незначительными искажениями, причем в углах ее ухудшения не критичны.

Качество изготовления неожиданно высокое для этой ценовой категории. Так, кольца вращаются плавно, угла поворота хватает для точного выбора фокусного расстояния. Кольцо наводки на резкость электрифицировано и не связано механически с блоками линз. Поэтому от использования Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM остаются приятные впечатления.

 
Относительно недорогой «рыбий глаз» для системы Pentax, достаточно резкий и качественно изготовленный.
 
 
Заметные хроматические аберрации, боке лучше не показывать.
 

Pentax 10-17mm f/3.5-4.5 IF SMC DA ED Fish-Eye

История появления очень похожих объективов Tokina AF 10-17mm f/3.5-4.5 и Pentax SMC DA 10-17mm f/3.5-4.5 не известна. Бытует мнение, что Tokina делает версию дизайна Pentax для байонетов Canon и Nikon, а все они базируются на еще «пленочном» smc PENTAX-F FISH-EYE 17-28mm 1:3.5-4.5. Соответственно, то что было сказано о характере картинки, «подводных камнях» и способах их преодоления у Tokina справедливо и для Pentax SMC DA 10-17mm.

Тесты свидетельствуют об отличной резкости в центре кадра и по краям, а наиболее удачной является диафрагма f/11. Изображение у этого Pentax хорошо поддается коррекции благодаря наличию профиля для Adobe Camera RAW и практически отсутствующему виньетированию.

К особенностям этой модели относится то, что внутри нет мотора для автоматической наводки на резкость. Линзы перемещает «отвертка», расположенная в байонете камеры.

 
Отличная картинка, хорошо изготовлен, есть мотор для автофокусировки, удобен в работе.
 
 
Высокая цена даже после ее снижения.
 

Nikon 10-24mm f/3.5-4.5G AF-S ED DX Nikkor

Этот объектив Nikon можно приводить в качестве примера хорошей модели своего типа. Ведь он отлично сконструирован, тщательно собран, обеспечивает «звенящую» резкость уже на f/5,6. А за автофокус отвечает тихий и быстрый ультразвуковой мотор. Кроме того, Nikkor 10-24mm стойко держит контровый свет и умеренно виньетирует картинку.

Единственное, что направляет взоры потенциальных покупателей на другие модели, — ценник на Nikon 10-24mm f/3.5-4.5G ED AF-S DX. На фоне универсальных любительских зумов он кажется неоправданно высоким. Причем даже после некоторого снижения стоимости, а на старте продаж Nikkor 10-24mm стоил примерно $900. Впрочем, широкоугольные объективы, особенно такого уровня, и для других систем стоят недешево.

 
Достойное качество изображения, быстрая наводка на резкость.
 
 
Высокая цена, механический привод автофокуса из камеры.
 

Sony 11-18mm f/4.5-5.6 DT

Sony не спешит отказываться от зеркальных камер с байонетом А, доставшимся ей в наследство от былого величия Minolta. А чтобы установить SAL-1118 на беззеркальные аппараты Sony с байонетом E, например, популярные NEX, необходим моторизированный переходник Sony LA-EA4, иначе автофокусировка работать не будет.

Sony SAL-1118 дает отличную резкость на диафрагмах f/8-11 и приемлемые для этого класса оптики искажения (включая бочкообразную дисторсию и хроматические аберрации). Совокупность этих качеств привлекает к нему внимание покупателей.

Благодаря использованию поликарбоната при изготовлении корпуса, объектив получился относительно легким. Хотя он сравнительно большой по размерам (диаметр фильтра 77 мм) и состоит из 15 линз (рекорд этой подборки).

Читайте также:
Легенды, которые меняли рынок мобильной связи
Десять легендарных телефонов, каждый из которых оставил свой след в истории.
Одни за всех: ТОП-5 качественных универсальных наушников
Выбираем наушники, подходящие для дома, офиса и дороги, с которыми вы забудете про Beats.
Советы начинающему фотографу: что нужно знать о камере
Краткий список наиболее важный советов начинающему фотографу о камере и аксессуарах к ней.
Бюджетный ПК — подбор оптимальных комплектующих (осень 2015)
Выбор конфигурации ПК, если бюджет очень ограничен, — дело не простое.
Какую акустику 2.1 выбрать для компьютера?
Обзор комплектов, выделяющихся качеством звучания, функциональностью и дизайном.