Широкий ассортимент моторных масел представлен в соответствующем профильном разделе каталога.

1. Как часто нужно менять моторное масло?

Частота замены моторного масла зависит от множества факторов. Проще всего дело обстоит с автомобилями из автосалона — для них предписываются строго регламентированные сроки обслуживания в фирменных сервисах. Нюансы возникают для машин с пробегом.

Предположим, производитель транспортного средства рекомендует менять смазку двигателя через каждые 10 – 15 тыс. км пробега. Однако предписанный пробег может достигаться совершенно разными способами. Одно дело, если километраж накапливается при поездках по трассе, другое — при регулярных простоях в пробках. За час езды по автомагистрали можно преодолеть дистанцию порядка 100 км, а за такое же время в дорожных тянучках едва набирается 15 – 20 км. Для правильного расчета сроков замены масла стоит учитывать количество отработанных моточасов.

Для примера рассмотрим такой вариант: в смешанном режиме поездок средняя скорость движения составляет 60 км/ч. Соответственно, за 15 тыс. км пробега мотор отработает порядка 250 моточасов (15000 / 60 = 250). В городском ритме движения средняя скорость существенно проседает и составляет порядка 25 км/ч, а значит двигатель за аналогичный километраж отработает около 600 моточасов (15000 / 25 = 600). Разница очевидна.

Для разных типов масел предписываются такие сроки регламентной замены (по моточасам):


При регулярных простоях в пробках крайне желательно сокращать интервалы замены масла примерно вдвое — до 7 – 8 тыс. км пробега вместо заложенных производителем 15 тыс. км. А вот цифры пробега в 25 – 30 тыс. км, заявляемые для некоторых моторов, имеют мало общего с реальностью — столь большие интервалы замены масла оправданы лишь для новых автомобилей и идеальных условий эксплуатации, редко достижимых на практике.

2. Как узнать, что масло нуждается в замене?

При замене масла возьмите за правило обнулять сервисный счетчик пробега или количества отработанных моточасов двигателя (если таковые имеются). Подавляющее большинство современных автомобилей самостоятельно подскажут, когда наступит срок следующей регламентной замены смазки. Также необходимо регулярно проверять состояние моторного масла. Делается это разными способами.

Лучшей визуальной индикацией служит проверка масла с помощью щупа, в ходе чего оценивается уровень смазки, ее цвет и запах. Хорошее масло обычно имеет янтарный или светло-коричневый оттенок, тогда как старая смазка становится темной (почти черной). Это связано с накоплением загрязнений и продуктов износа. С некоторыми оговорками сказанное не распространяется на дизельные движки — об этом мы поговорим ниже по тексту. Кроме того, моторное масло должно быть в меру жидким и однородным по текстуре. Что же касается запаха, смазочный продукт не должен пахнуть гарью.

«На глаз» состояние моторного масла определяется по цвету и консистенции.

Косвенными признаками старения моторного масла являются повышенный шум от двигателя, его неровная работа, ухудшение динамики автомобиля или повышенный расход топлива.

3. Что произойдет, если не менять масло вовремя?

Несвоевременная замена моторного масла сулит множеством проблем, вплоть до капитального ремонта двигателя. При значительных превышениях заложенного пробега масло мутнеет, загустевает и теряет смазывающие свойства. По консистенции такое масло становится похожим на мазут. Как следствие, оно уже не смазывает трущиеся узлы мотора, а только ухудшает работу силового агрегата, вместе с чем забиваются масляные протоки. Если не предпринять мер по замене старого масла, движок неминуемо «поймает клин». Не стоит упускать из виду и долгий простой машины без движения (свыше 6 месяцев) — масло может утратить заложенные свойства из-за конденсации влаги.

Старое масло увеличивает нагрузку на мотор, хуже отводит тепло, что может привести к перегреву двигателя, уменьшает защиту от коррозии. Кроме того, внутри силового агрегата будут активно скапливаться продукты сгорания и износа — ресурс мотора неминуемо сокращается. Именно поэтому масло важно менять вовремя.

4. В чем разница между синтетическим, полусинтетическим и минеральным маслом?

Моторные масла делятся на три крупных лагеря:

  • минеральные — изготавливаются из нефтепродуктов;
  • синтетические — получаются путем химического синтеза в лабораториях;
  • полусинтетические — имеют натуральную основу с добавлением искусственно созданных «ингредиентов».

Наглядная разница в молекулярной структуре минеральных и синтетических моторных масел.

Дешевле всего обходятся минеральные масла, что обуславливается простотой их производства. Однако «натурпродукты» более чувствительны к морозам, быстрее окисляются, а добиться в них соответствия строгим допускам весьма сложно.

«Полусинтетика» обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками и все так же остается доступной по цене. Наконец, самым высоким стандартам допусков отвечают полностью синтетические масла. Но и стоят они недешево.

5. Можно ли смешивать разные масла?

Если движок «подъедает» масло и возникает необходимость его долива, руководствуйтесь простым правилом: оптимальным вариантом на долив считается смешивание масел одного производителя, которые имеют одинаковый класс вязкости и одинаковую основу (минеральную, синтетическую или полусинтетическую соответственно). Смешивание различных типов смазочных материалов крайне нежелательно — банально они содержат уникальный пакет химических присадок, которые могут непредсказуемо взаимодействовать между собой (вспениваться, выпадать в осадок и т.п.).

Доливать отличающееся масло можно лишь в тех случаях, когда оперативно решить проблему масляного голодания движка не представляется возможным. При этом продолжительный пробег после доливки допускается, если добавлено масло того же производителя, но отличающееся по вязкости. Или другого бренда, но полностью совпадающее по классам и допускам. Во всех прочих ситуациях смазку нужно слить при первой же возможности и заменить однородным по составу моторным маслом.

6. Что значат цифры в маркировке масла (например, 5W-30)?

Одной из основополагающих характеристик моторных масел выступает класс вязкости, обозначаемый по стандартам Американской ассоциации автомобильных инженеров SAE. Маркировки по ним записываются в виде SAE 5W-30, SAE 10W-40 и т.п. Первое число с индексом W обозначает зимний класс вязкости (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W), второе — летнюю категорию (20, 30, 40, 50 и 60). Чем ниже «зимняя» цифра, тем лучше масло выдерживает морозы и не загустевает сверх предусмотренной нормы. И наоборот — чем выше число в летней маркировке, тем лучше масло сохраняет тягучесть под воздействием высоких температур.

Классификация моторных масел по стандарту SAE с учетом температуры окружающего воздуха.

Подробно о классах вязкости рассказывается в развернутом материале «Как выбрать моторное масло для автомобиля». Здесь же обозначим, что в движок необходимо заливать масла той вязкости, которые рекомендованы производителем автомобиля. Можно ли отступать от них? Давайте рассмотрим в рамках следующего вопроса.

7. Можно ли перейти с одного масла на другое (например, с 5W-30 на 10W-40)?

Для любого силового агрегата предписывается определенные параметры вязкости, которые для данного двигателя являются наиболее подходящими. Впрочем, переходить с одного масла на другое все же допускается. В движки с пробегом свыше 150 – 200 тыс. км можно заливать масло с индексом вязкости SAE 10W-40 вместо «паспортного» SAE 5W-30. Дело в том, что в изношенных моторах образуются увеличенные зазоры и смазочная пленка начинает попросту стекать с деталей. Для компенсации этих зазоров и переходят на более вязкие масла.

Еще одной причиной перевода двигателя на масла другой вязкости послужат температурные рамки эксплуатации автомобиля. В морозном климате можно смело переходить со смазки 5W30 на условную 0W-30 — она остается текучей в сильные «минусы» и лучше прокачивается по системе. А при высоких летних температурах (свыше +35 °C) есть смысл заливать моторное масло 5W-40 — оно будет создавать более прочную защитную пленку в сильную жару.

8. Можно ли заливать дизельное масло в бензиновый двигатель и наоборот?

Бензиновые и дизельные двигатели разительно отличаются по конструкции, а также принципу работы. Соответственно, и масла для них имеют разную формулу с индивидуальным набором присадок. Так, дизельное горючее сгорает под высоким давлением и при более низких температурах. Учитывайте, что в силу особенностей процесса солярка сгорает не полностью, оставляя после себя сажу и нагар. А ввиду высокой степени сжатия в картер из цилиндров попадает большое количество газов, которые окисляют моторное масло. Для их нейтрализации в формуле дизельных смазок предусматривается высокое щелочное число, способствующее устойчивости к окислению. Что же касается бензиновых моторов, они работают при более высоких температурах сгорания топлива и не нуждаются в огромном количестве присадок.

Бензиновое масло категорически не рекомендуется использовать в дизельных моторах. Из-за недостатка моюще-диспергирующих и антиокислительных присадок будет образовываться большое количество нагара, масло будет быстро окисляться и стареть. Это сулит вероятным коксованием двигателя. Дизельные масла в бензиновых силовых агрегатах тоже не рекомендованы — они не приспособлены под работу на высоких оборотах, а из-за увеличенного количества присадок в каналах системы смазки неминуемо начнут скапливаться различные отложения, препятствующие свободному прокачиванию масла. Впрочем, существуют универсальные моторные масла с общеполезным набором химических присадок.

Во избежание преждевременного износа узлов мотора важно заливать масло сугубо по предписанным допускам.

Масло под конкретный движок необходимо подбирать четко по допускам автопроизводителя. В этом поможет статья «Подбор масла по марке автомобиля».

9. Можно ли использовать моторное масло для коробки передач и гидроусилителя руля?

При рассмотрении данного вопроса можно не вдаваться в детали, ведь ответом послужит однозначное «нет». Масла для коробки передач и системы ГУР имеют совершенно другие параметры вязкости, кардинально отличаются по химическому составу и набору используемых присадок.

В коробке передач моторное масло не будет обеспечивать надлежащую смазку, в гидроусилителе руля — оно может повредить насос, вывести из строя уплотнители и шланги гидравлической системы, что чревато утечками смазывающей жидкости.

10. Почему масло темнеет после замены? Это нормально?

Свежее масло имеет янтарный или светло-коричневый оттенок, но со временем оно неминуемо темнеет. Не спешите расстраиваться — это вполне нормальный процесс. В ходе смазки трущихся деталей масло обеспечивает удаление нагара и всяческих шлаковых отложений. Значит масло работает должным образом. Вместе с тем потемнение смазочной технической жидкости может быть вызвано остатками старого масла в системе, которое попросту не сливается полностью.

Потемнение моторного масла в ходе эксплуатации — это норма. А вот его почернение уже вызывает вопросы.

В бензиновых движках естественное потемнение смазочной технической жидкости наблюдается спустя 2 – 3 тыс. км пробега. В дизельных моторах масло темнеет гораздо быстрее — уже спустя 500 км пробега. Дело в том, что в процессе сгорания солярки образуется значительно большее количество сажи — она то и оставляет свои следы. Также к изменению цвета приводит постепенное окисление масла при контакте с кислородом.

Хуже обстоят дела, если моторное масло чернеет. Причинами почернения могут быть перегрев смазки в двигателе, значительный износ поршневой группы, использование контрафактной и низкокачественной продукции. Если масло быстро чернеет, можно попробовать воспользоваться промывочной жидкостью и заменить смазку на свежую. Не помогло? Лучше не откладывать проблему «на потом» и обратиться в автосервис.

11. Почему масло пахнет бензином или дизелем?

Запах бензина или дизеля возникает неспроста — это может быть связано с попаданием в систему смазки двигателя горючего. В бензиновых силовых установках первопричиной проблемы чаще всего становится неполное сгорание топлива. Оно обуславливается неисправностью форсунок или системы зажигания (например, свечей), слишком «богатой» смесью, чрезмерным износом поршневых колец и цилиндров. В холодную пору года горючее может конденсироваться на стенках цилиндров при поездках на короткие расстояния — двигатель попросту не успевает прогреться до рабочей температуры, из-за чего и образуется характерный запах бензина.

В дизельных моторах масло пахнет соляркой при частых регенерациях сажевого фильтра. Причина посерьезнее — выход из строя ТНВД (топливного насоса высокого давления), что чревато дорогостоящим ремонтом.

Игнорировать проблему не стоит. Горючее снижает вязкость масла, ухудшая его смазочные свойства. Разжиженное масло хуже отводит тепло. К тому же топливо в масле способствует образованию большего количества отложений на внутренних узлах мотора.

12. Можно ли хранить моторное масло в гараже при низких температурах?

Да, можно. И нет, с маслом ничего плохого не случится. Ведь уже в залитом виде оно регулярно подвергается воздействию низких зимних температур окружающего воздуха. Главное хранить масло в герметично закрытой упаковке, чтобы предотвратить образование конденсата и его попадание в состав смазки.

При низких минусовых температурах может происходить частичное загустевание смазочной технической жидкости, но это не портит масло. Единственное, добавки в его составе могут оседать ближе ко дну емкости. После прогрева и встряхивания масло восстанавливает связи и становится готовым к использованию.