С самостоятельным поиском детского велосипеда призван помочь наш профильный раздел каталога с удобным подбором по параметрам. Если ваш ребенок — уже опытный райдер подросткового возраста, то, вероятно, можно рассматривать и модели для взрослых. Но прежде все же рекомендуем ознакомиться с этой статьей.

Определяем тип велосипеда — или подбор модели по возрасту ребенка

Многие родители стремятся подобрать оптимальный детский велосипед, отталкиваясь от возраста своего чада. Типичный запрос таков: «моему сыну (моей дочке) 6 лет, что брать?». Но возраст — это хоть и универсальный критерий, но весьма расплывчатый:

  • Во-первых, он далеко не всегда отражает навыки и даже опыт (есть шестилетки, для которых это первый велик вообще, а есть те, кто уже крутит педали два-три года).
  • Во-вторых, одногодки могут сильно отличаться по антропометрии. Именно поэтому в конечном счете подбирать модель надо по росту, о чем мы еще расскажем.

Учет возраста — это скорее способ определить наиболее подходящий тип велосипеда из актуального ассортимента. Сегодня выделяют такие разновидности:

  • Велосипед-коляска. Это еще не полноценный индивидуальный транспорт для ребенка, ведь управляет им родитель. Но для обучения работе с педалями, а также отхода от классических колясок — это неплохой вариант. Подходит на возраст от 1 до 3 лет.
  • Беговел. Это уже персональное транспортное средство, которое похоже на 2-колесный велик, но не имеет педалей. Для езды ребенок отталкивается ногами от земли, в любой момент может опереться ими для торможения и/или предотвращения падения. Беговел учит держать равновесие и нередко упрощает переход на двухколесные велосипеды. Подходит на возраст от 2 до 4 лет.
Эффективно прокачать равновесие помогают беговелы.
  • Трехколесный велосипед. Эти велосипеды устойчивы, поэтому довольно безопасны, помогают с освоением управления, улучшением координации, «прокачкой» ног. Правда, они не учат поддерживать равновесие, так что затем моментального перехода на 2-колесную модель не ждите. В любом случае трехколесный велик подходит на возраст от 1 до 4 лет.

  • Двухколесный велосипед с боковыми колесиками. Иногда эти модели также называют 4-колесными. Для повышения устойчивости и защиты от падений к заднему колесу по бокам на выносных штангах фиксируются страховочные колесики малого диаметра. Такие велики упрощают переход на 2-колесные модели и придают уверенность в себе юному велосипедисту. Но есть мнение, что долгая езда со страховочными колесиками не дает пользы, а увеличивает адаптационный период без них (в особенности, если заметно, что ребенок почти всегда «кренится» в одну сторону, а не балансирует туда-сюда). Считается, что такие модели подходят на возраст от 3 до 6 лет.
Боковые колесики должны помочь преодолеть страх, а после - надо побыстрее отказываться от них.
  • Обычный двухколесный детский велосипед. Такие транспортные средства по ключевым конструктивным особенностям не отличаются от взрослых аналогов: разные у них лишь размер рамы, диаметр колес и дополнительное оснащение. Обычно такие модели вовсе не предусматривает страховочных колесиков в комплектации или их использование уже не оправдано. Они подходят на возраст от 5 – 8 лет и до подросткового периода.


Строжайшим образом придерживаться рекомендаций по целевым возрастным группам, конечно же, не надо. Просто достаточно избегать крайностей: первокласснику уже поздновато начинать осваивать беговел или 3-колесную модель, но рано — садиться на велосипед своего папы.

Немало пересечений по возрастам говорит о том, что вовсе не обязательно ребенок должен испробовать все перечисленные типы великов. Но и категоричность, что надо выбирать только что-то одно, допустим, беговел или «трехколесник», тоже ошибочна. А чтобы избежать лишних трат, стоит рассмотреть модели-трансформеры, как KidWell Pico: она может быть и двух- и трехколесным транспортом, как с педалями, так и без.

В продаже есть модели, которые трансформируются и в беговел, и в 3-колесный велик.

Подведем итог. Можно ли пропустить разные велики для самых маленьких и быстро освоиться на 2-колесном? Все очень индивидуально и зависит от конкретного ребенка. Конечно же, переход с беговела или трехколесной модели выглядит чуть более плавным и легким. В первом случае малыш уже неплохо держит равновесие, а во втором — имеет подготовленные к вращению педалей ноги. Но есть немало примеров, когда первым транспортом становится кикборд или обычный самокат, а потом ребенок довольно быстро учится езде на 2-колесном велосипеде.

Выбираем велосипед под рост: основной параметр — диаметр колес

Если возраст ребенка — это скорее ориентир для поиска оптимального транспортного средства, то главный критерий подбора велика — рост владельца. Именно учет этого антропометрического параметра станет залогом безопасной и комфортной езды, а также гармоничного развития юного велосипедиста. И в отличие от взрослых моделей, подбор детских велосипедов осуществляется не по размеру рамы, а по диаметру колес.

Например, у 3-колесных великов и беговелов покрышки редко превышают показатель в 10 и 12 дюймов соответственно. Такой размер обычно удобен детям ростом до 98 – 100 см. При выборе данных транспортных средств нужно ориентироваться на рекомендации производителей (по ростовке и возрасту), а также тест перед покупкой. Вот базовые советы на этот счет:

  • сидя на 3-колесном велике, ребенок должен доставать ногами до земли. В этом случае и проблем с вращением педалей быть не должно;
  • сидя на беговеле нужно, чтобы слегка согнутые в коленях ноги ребенка доставали до земли. Если в полевых условиях провести испытания нельзя, то измерьте длину ног ребенка с внутренней стороны бедра и отнимите от полученного числа 2 – 4 см. Именно такой должна быть высота сидения беговела.

Для двухколесных велосипедов можно использовать универсальные рекомендации по соотношению роста и диаметра колес, которые приведены в таблице:

Рост ребенка, см Диаметр колес, дюймы
до 100 12
от 95 до 105 14
от 100 до 115 16
от 110 до 125 18
от 115 до 130 20

В идеале лучше ориентироваться на размерные сетки (ростовки) конкретных производителей на их официальных сайтах. Если таковых рекомендаций от интересующего вас бренда нет, тогда уже можно прибегать к данным из приведенной выше универсальной таблицы.

Не забывайте, что дети быстро растут, соотношение длины туловища и ног у всех разные, а каждый сантиметр может влиять на удобство. Чтобы эти индивидуальные особенности не стали критичными, многие 2-колесные детские модели предусматривают регулировку высоты сиденья и/или руля. В любом случае лучше протестировать модель перед покупкой и проверить следующее:

  • высота рамы должна быть на 10 – 12 см ниже промежности ребенка. В таком случае при спрыгивании вперед (например, при экстренном торможении) можно будет избежать удара и травм;
  • сидя на велике, ребенок почти ровной (едва согнутой в колене) ногой полноценно дотягивается до педали, которая находится в крайнем нижнем положении. Если он касается ее только носком, то стабильного контакта при езде не будет, как и 100-процентного контроля движения;
Правильно подобранный велосипед под рост определяется по ноге на нижней педали .

  • ребенок при езде должен без труда дотягиваться руками до руля (локти слегка согнуты), не горбить спину и не упираться коленями в руль;
  • велосипед не утратит актуальности дольше, если изначально ребенку подходят минимальные положения по высоте сидения и руля. Впредь нужно не забывать про все перечисленные выше рекомендации и подстраивать транспорт под растущего велосипедиста.

Когда подходящий вашему ребенку диаметр колес приближается к отметке в 20 дюймов, то можно присматриваться и ко взрослым моделям с аналогичным размером покрышек. Плюс также уже целесообразно учитывать и размер рамы. Подробнее об этом вы можете почитать в нашем материале «Как подобрать велосипед по размеру рамы: 5 наиболее важных советов».

Важно! Не пытайтесь покупать велосипед ребенку «на вырост» или «доезжать сезон», когда модель уже явно мала. Обе ситуации снижают комфорт и удовольствие от поездок, а также чреваты ортопедическими проблемами, включая сколиоз или лордоз, искривление ног и т.д. Кроме того модель «на вырост» — это небезопасно — ребенок может не дотянуться до тормоза или выпустить руль в самый неподходящий момент.

Разбираемся с материалами изготовления рамы и колес

От рамы зависит общая надежность и вес велосипеда. Последний фактор тоже немаловажен, ведь прямо влияет на управляемость, маневренность и удобство транспортировки — вынос из квартиры, перемещение по ступенькам, погрузку в багажник авто. Правда, с колесами до 20 дюймов разница в весе рам из-за разных материалов изготовления еще не столько ощутима, как во взрослых моделях.

Для самых маленьких велосипедистов иногда делают велики из пластика и дерева. Их отличает легкий вес, но на серьезные нагрузки они не рассчитаны, то есть это нормальные варианты только для беговелов и простейших трехколесных великов.

Намного чаще встречаются различные металлические рамы, в том числе:

  • алюминиевая. Такая рама прочнее пластиковой или деревянной, без проблем выдерживает ребенка. Еще алюминий довольно легкий, не боится ржавчины, но дороже стали и может погнуться при падениях или сильных ударах;
  • стальная. Самая распространенная рама в детских великах. Она прочна, долговечна, надежна и доступна по цене. Минус стали — тяжесть на фоне других материалов;
  • из магниевого сплава. Сочетает легкость алюминия с прочностью стали. Но такие рамы ощутимо дороже, поэтому встречаются не так часто — обычно среди 2-колесных моделей старшей возрастной группы.
Большинство детских великов имеют металлическую раму.

Покрышки на велосипедах крайне редко бывают полиуретановыми или пластиковыми. Самые популярные варианты — резиновые. Причем встречаются две разновидности:

  • надувные (они же пневматические). Требуют подкачки, боятся проколов или порезов, но хорошо амортизируют неровности;
  • литые или сплошные. Их точно не повредить проколами или единичными порезами, но они чувствительнее к неровностям и сильнее надувных покрышек передают вибрации и удары на руль.

Подведем итог. Допустим, ребенку, который уже не уверенно держит равновесие и ездит не только по ровному тротуару, подойдет модель с алюминиевой рамой и надувными колесами. Если малыш еще частенько падает даже на довольно ровном асфальте, то предпочтительнее стальной вариант с литыми покрышками.

Про какие факторы безопасности велика нельзя забывать?

Безопасность — один из важнейших моментов выбора велосипеда ребенку. Зачастую больше всего защитных опций предполагают модели для самых маленьких, в том числе велики-коляски. Чтобы ребенок случайно не упал с сиденья в них нередко встречается защитный бампер или ремни безопасности.

Основной момент обеспечения безопасности для велосипедов, которыми управляет уже сам ребенок — это хорошие тормоза. Они позволяют быстро остановиться, избежать падений, наезда на пешеходов и т.д. Модели, которые ориентированы на дошкольников, обычно оснащают ножным тормозом, требующим обратного вращения педалей. Такая система проста в освоении, не требует особых физических усилий от пользователя.

Ручной тормоз самым маленьким детям трудно захватить кистью и нажимать.

На 2-колесные велосипеды для детей постарше обычно ставят ручной тормоз. Встречается вариант только для заднего колеса или для двух (более эффективный). Чаще применяется обычная ободная система, когда тормозная колодка примыкает к ободу колеса и обеспечивает остановку. В продвинутых моделях могут установить и более мощные дисковые тормоза. Тут колодки прижимаются к специальному диску, зафиксированному на втулке колеса. Чтобы лучше разбираться в разновидностях тормозных систем велосипедов, рекомендуем ознакомиться с профильным материалом «Типы велосипедных тормозов».

Учтите, если на велосипеде есть передний тормоз, то ребенка нужно обучить его правильному применению. На высокой скорости задействовать его без заднего нельзя — это чревато опрокидыванием велосипеда и травмами пользователя.

К другим деталям оснащения велика, влияющим на безопасность движения, относятся упоминаемые ранее боковые страховочные колеса, звонок и зеркало заднего вида. Эти и другие дополнительные элементы в конструкции делают модель немного тяжелее.

Факторы эргономики при выборе велосипеда

Как мы уже говорили, детский велосипед надо правильно подобрать под рост и по возможности рассматривать решения с регулируемой высотой руля и сиденья. Также надо учесть материал рамы, ведь она сказывается на весе транспортного средства. Плюс есть и другие факторы, которые влияют на удобство юного велосипедиста, а именно:

  • крылья. Без таких щитков на колесах поездки в сырую и грязную погоду приведут к пачканию одежды ребенка;
  • кожух на цепи. Такая защита выполняет сразу несколько полезных функций в детском велике. Она оберегает ребенка от случайных травм и предотвращает попадание пятен от смазки на штаны. Кстати, кожух может закрывать цепь полностью или только частично, как, допустим, в Cannondale Trail 16 Girls 2022;
  • багажник или корзина. Эти элементы оснащения помогают брать с собой на прогулку дополнительные вещи. У детей — это обычно различные игрушки, вроде набора для песочницы. В отдельных моделях предусматривает и багажник на заднем колесе, и корзина перед рулем;
Без подножки велик при парковке чаще будет лежать, а не стоять.
  • подножка. Дополнительная раскладная «нога», которая встречается у 2-колесных великов и помогает поставить транспорт вертикально, не опирая его на дерево, забор, столб и т.д.

Отсутствие большинства этих элементов по умолчанию — не беда, ведь многие из них легко докупить, выбирая из обширного ассортимента велоаксессуаров.

Родителей еще могут заинтересовать модели со складной конструкцией, ведь их удобнее хранить и транспортировать. Правда, чаще подобная особенность свойственна для велосипедов-колясок, и лишь изредка встречается среди других детских решений.

Отметим, что зачастую именно велосипеды-коляски имеют богатейший набор эргономических фишек, включая подставку для ног, регулируемый наклон спинки, игровую панель, защитные козырьки от солнца, подстаканник и многое другое.

Другие фишки, которые стоит учесть до покупки велосипеда

Немаловажный момент при выборе детского велосипеда — расцветка и дизайн оформления. В этом вопросе стоит ориентироваться на предпочтения вашего ребенка. Плюс всегда можно добавить индивидуальности и постфактум, например, с помощью стикеров с героями любимых мультфильмов или компьютерных игр.

Нужна ли амортизация и переключатели скоростей детям? До подросткового возраста скорее нет, чем да. Поэтому эти функциональные особенности в детских моделях обычно отсутствуют. Допустим, процесс переключения скоростей часто отвлекает ребенка от дороги и снижает безопасность. Нужна же эта опция прежде всего при преодолении подъемов. Амортизация полезна тем, кто уже имеет хорошие ездовые навыки и готов к условиям пересеченной местности. Чаще всего это интересно детям постарше, а им уже можно смотреть взрослые модели с колесами 20 или даже 24 дюйма.

Доплата за качество и акцент на бренды среди детских велосипедов не столь критичны, как для взрослых моделей. Если последние могут эксплуатироваться десятилетиями, то ребенок в среднем «вырастает» с велика за два или три года (а иногда и быстрее). Конечно же, совсем дешевая модель с рамой низкого качества может треснуть даже после нескольких поездок. Но в среднем и высшем ценовом сегменте подобное — редкость.

Нужно ли переплачивать в таком случае — вопрос открытый. Правда, с моделью именитого бренда выше вероятность того, что она в хорошем состоянии перейдет младшим братьям или сестрам либо же ее удастся удачно перепродать. К заслуживающим внимания маркам двухколесных детских велосипедов относится Royal Baby, Cannondale, Specialized, Merida, Orbea, Toimsa, а среди производителей беговелов и моделей для маленьких детей — Globber, Kinder Kraft, Smoby, Qplay и Lionelo. Плюс традиционно большой выбор обеспечивают и украинские бренды, из которых стоит выделить Pride, Ardis, Author и Formula.

Практически обязательный аксессуар к детскому велосипеду - шлем.

И напоследок, не забывайте, что обязательным дополнением к детскому велосипеду выступает специальный шлем. Уж лучше сэкономить на самом транспортном средстве, чем на этом защитном аксессуаре. Приветствуются также и дополнительные профильные принадлежности — перчатки, специальная одежда и обувь, фонари, фляги и т.д.