Понимание того, что необходимо для комфортного катания за рулем велосипеда, приходит с опытом. Начинающие райдеры обычно приобретают минимальный комплект инструмента, ставят на байк крылья и отправляются кататься. Другие аксессуары докупаются со временем. Впрочем, обзавестись ими можно и заблаговременно.

Велокомпьютеры


В нынешнюю эру цифровых технологий полную статистику катания за рулем байка ведут велокомпьютеры. В их памяти откладываются данные обо всех важных параметрах поездок: текущая, средняя и максимальная скорость передвижения, преодоленная дистанция, время в пути и т.п. Модели со встроенным датчиком GPS позволяют записывать треки пройденных маршрутов, а наиболее передовые бортовые компьютеры поддерживают полноценную навигацию по встроенным картам.

Касту велокомпьютеров можно условно разделить на две большие подкатегории:

  • проводные модели — бюджетные варианты с надежным соединением, однако они заставляют велолюбителя повозиться с укладкой проводов; к тому же при неудачном падении или столкновении велик риск оборвать провод;
  • беспроводные модели — подобное подключение заметно упрощает установку велокомпьютера и избавляет от возни с проводами; обратной стороной медали беспроводных моделей является необходимость частой замены элементов питания, причем как в головном блоке устройства, так и в датчике оборотов.

По цене и функциональным возможностям рынок бортовых компьютеров для велосипедов насыщен предложениями буквально на любой вкус. Так, любителям поездить по горам стоит присмотреться к моделям со встроенным альтиметром. Правильно подобрать нагрузку начинающему райдеру позволяют велокомпьютеры с пульсометром. Ну а датчик каденса поможет велосипедисту не угробить коленные суставы и облегчает выбор оптимальной передачи для разных ситуаций. Устройства с данной функцией могут отображать как минимум текущую частоту педалирования, а некоторые — средний или максимальный каденс.

Отчасти функцию велокомпьютера могут выполнять смартфоны. Для их фиксации на рулевой колонке понадобится обзавестись подходящим велокреплением. Такие держатели позволяют разместить смартфон перед глазами райдера, используя его во время движения для навигации по незнакомой местности или чтобы быстро отвечать на звонки.

Замки и блокираторы


Обезопасить велосипед от кражи при постановке на парковку призваны всевозможные замки и блокираторы. Они придутся кстати, если райдеру в пути понадобится заглянуть в магазин, кафе или аптеку. Велосипедные противоугонные средства основаны на принципах ограничения свободного хода транспорта. В подавляющем большинстве они применяются для пристегивания байка к различным неподвижным элементам конструкций: забору, дереву, лавочке и т.п.

К разряду основных противоугонных средств для велосипедов относятся приспособления следующих типов:

  • тросовые — замки в виде троса, который может замыкаться в кольцо; гибкий трос легко протягивается в узких местах, а в свернутом виде он занимает минимум места; в то же время такой замок сравнительно легко перекусить, поэтому в качестве основного противоугонного средства его принято использовать в местах с низкой вероятностью кражи;
  • цепные — замки в виде цепи, концы которой замыкаются в кольцо с помощью запора; их главные недочеты — громоздкие размеры и значительный вес, однако в плане надежности и стойкости ко взлому цепные замки уступают лишь U-локам;
  • U-lock — замки этого типа состоят из U-образной дужки, закрепляемой обоими концами в запоре; данные противоугонные средства являются наиболее устойчивыми ко взлому; запираются они на кодовый замок либо же замочный механизм с ключом.

Другие средства нацелены на ограничение некоторых функциональных возможностей велосипеда. К примеру, блокиратор на дисковый тормоз намертво фиксирует тормоза и выключает функцию передвижения байка. То же самое относится к блокираторам колес и положения руля. Велосипед с такими установленными противоугонными приспособлениями становится несамоходным, однако злоумышленники могут унести заблокированный байк на своих плечах. Всевозможные блокираторы эффективны только при кратковременных стоянках, когда велотранспорт находится перед глазами владельца.

Экипировка


Шлемы

Велошлем — это не просто рядовой аксессуар, а инвестиция в безопасность райдера. Шлемом рекомендуется обзавестись в самую первую очередь, ведь он может спасти велосипедисту жизнь. При падениях шлем защищает голову от сотрясения мозга и других малоприятных травм. Существуют специальные аэродинамические модели, полностью закрывающие голову, шлемы для экстремальных видов катания, классические универсальные модели — выбор конкретного аксессуара зависит от стиля езды на велосипеде.

Подбирать шлем нужно исходя из размеров головы, веса, системы креплений, наличия и качества подкладок с внутренней стороны. На жаркую пору года лучше подойдут велошлемы с хорошей вентиляцией, тогда как для катания в холодную погоду лучше отдать предпочтение цельным вариантам без вентиляционных отверстий. Дизайн и раскраска шлема — дело вкуса райдера. А вот полезные дополнительные ухищрения в конструкции на манер солнцезащитного козырька или специального отверстия для волос придутся весьма кстати.

Велоодеожда

Поездки на байке в повседневной одежде нередко сулят натиранием отдельных участков кожи. К тому же стандартный гардероб плохо отводит пот. При регулярных поездках на дальние дистанции лучше всего облачиться в специальную велоэкипировку.

Для комфортных путешествий за рулем байка стоит обзавестись шортами или штанами со специальным «памперсом» — набивкой из мягкого материала, размещаемой в области промежности велосипедиста. Такая прокладка хорошо впитывает пот, предотвращая раздражение нежных участков кожи в паховой зоне, также она смягчает посадку. Отметим, что из-за различий в анатомии между мужчинами и женщинами подбирать велошорты и штаны необходимо строго по половому признаку, а надевать их рекомендуется без нижнего белья.

Правильную регуляцию температуры тела райдера обеспечивают джерси — облегающие футболки с коротким или длинным рукавом. Как правило, этот предмет гардероба шьется из синтетических тканей, которые эффективно отводят влагу и быстро сохнут, не давая велосипедисту перегреться. В прохладную погоду поверх джерси часто надевают жилетку без рукавов.

Выпускаются для райдеров и специальные велоноски. Они обычно имеют анатомический крой и плоские швы во избежание натирания ног. Для вентиляции и отвода влаги в носках нередко предусматриваются сетчатые вставки, а для хорошей фиксации на ногах — широкие манжеты.

Велообувь

Многие экземпляры современной велообуви умело маскируются под городские кеды и кроссовки. Но в вопросе выбора обуви для велосипедиста важен другой акцент — речь о контактных туфлях. Так званые «контакты» позволяют жестко встегиваться в педали и крутить их с максимальной эффективностью. Подошва таких велотуфлей обычно делается из жесткого пластика, куда крепятся характерные шипы. Они-то и обеспечивают цепкий контакт ног с педалями. Для использования подобной велообуви на байк понадобится установить соответствующие контактные педали.

Велоперчатки

Перчатки для велосипедиста позволяют более цепко держаться за грипсы на руле, защищают кожу на ладошках и пальцах райдера при падениях, предотвращают натирание мозолей. Велоперчатки выпускаются как с обрезанными пальцами, так и с полноценными. Последний вариант лучше подходит для катания в холодную пору года.

Немаловажными факторами при выборе перчаток являются размер изделия, вентиляция, наличие гелевых вставок в области ладоней. Также полезными дополнениями для этих аксессуаров послужат светоотражающие вставки. Качественные перчатки должны плотно застегиваться на руке райдера, не перетягивая запястье. В большинстве моделей роль застежки выполняет липучка.

Велофонари


Без велофонарей не обойтись при катании на байке в темное время суток. Фара головного света освещает пространство впереди велосипеда, а в качестве заднего габаритного огня принято использовать мигалки. Свое название они получили благодаря характерному режиму мигания красным цветом, который повышает заметность байка в темноте. Подобные маячки могут предусматривать и другие форматы работы, в частности, постоянное свечение или подача стоп-сигнала.

Для городского ритма поездок на велосипеде лучше выбирать головной свет с ярко выраженной светотеневой границей, чтобы не слепить водителей встречных транспортных средств. Кстати придется и быстросъемное крепление фары — световое оборудование можно быстро демонтировать для катания днем. Львиная доля источников головного света выпускается на базе светодиодов (LED).

Важный параметр любой велофары — световой поток, выражаемый в люменах (лм). Чем выше этот показатель, тем лучше фонарь добивает на дальние расстояния и повышает заметность велосипедиста на дороге. Но яркие фары головного света часто имеют значительные габариты и вес. Отдельной строкой отмечается «умное» освещение для велосипеда — смарт-фары головного света способны подстраиваться под скорость движения (чем быстрее мчит райдер, тем дальше добивает свет), а задняя мигалка с данной особенностью может синхронизироваться с тормозами и отыгрывать роль стоп-сигнала при замедлении байка.

Велосумки и крепления


Полезной вещью как для передвижения по городу, так и для покорения дальних дистанций послужит велосумка. В ритме жизни мегаполиса отдают предпочтение маленьким сумочкам на руль, куда можно положить немного налички, ключи, смартфон и прочую мелочевку. К слову, спецом для мобильных гаджетов выпускаются сумки для телефона. Они имеют прозрачное окошко для экрана смартфона и позволяют держать мобильник в поле зрения, отыгрывая роль своеобразного крепления на руле или верхней трубе рамы велосипеда.

Побольше содержимого вмещают велосумки на раму и под седло. В них уже помещается ремкомплект и базовый набор инструмента для импровизированного ремонта байка в полевых условиях. Ну а в дальнюю дорогу стоит взять велосумку на багажник. Для перевозки большого объема вещей наилучшим образом подходят сумки-штаны.

Во время катания на велосипеде крайне важно поддерживать водный баланс организма. Дабы возить с собой запасы воды, понадобится обзавестись флягой и установить на раму байка флягодержатель. Альтернативный вариант — это питьевая система (гидратор). Это пластиковая емкость достаточно большого объема с гибкой трубкой для питья. Возить гидратор предполагается в рюкзаке за плечами у райдера.

Велонасосы


Многие велолюбители ошибочно полагают, что возить с собой насос вовсе необязательно. И если в городе без него еще можно обойтись благодаря доступности шиномонтажей, то при катании на загородных дорогах насос здорово выручает в непредвиденных ситуациях. С его помощью можно накачать колесо после ремонта пробитой камеры и установки на нее латки.

С собой обычно возят компактные насосы ручного типа, которые занимают минимум места в велосумке либо же крепятся на раму байка. Напольные модели с характерными упорами для ног — это преимущественно стационарные изделия для подкачки колес в гараже. Для контроля правильного давления в шинах велосипеда рекомендуется обратить взор на насосы с манометром.

Детские велокресла


Прививать тягу к велопутешествиям у детишек можно и нужно, что называется, «с пеленок». Немаловажную роль в решении этого вопроса отыгрывают детские велокресла, устанавливаемые на байк для совместного катания с ребенком. Наилучший обзор для юного пассажира обеспечивают передние кресла, размещаемые на руле. Ребенок в таком сидении постоянно находится перед глазами родителя.

Более безопасный вариант — задние велокресла. Такие изделия крепятся на багажник или под седло байка. К тому же они не стесняют телодвижения райдера. Кроме места фиксации детского сиденья, внимание стоит уделить элементам безопасности кресла: ремням для фиксации ребенка, стремену для ног, механизму регулировки высоты подставки для ног, подголовнику и подлокотникам.

Наиболее примечательной разновидностью сидений для детишек считаются велоприцепы. Они выдерживают гораздо большую нагрузку в сравнении с традиционными велокреслами, а места в прицепе хватит и для двух деток. В выпуске подобных «повозок» преуспела авторитетная шведская компания Thule.


Конкретный перечень необходимых аксессуаров зависит от потребностей велосипедиста. Помимо перечисленных наборов, райдеру могут потребоваться и другие велоаксессуары. Например, велокрепление на машину, эргономичные «рога» на руль, велозвонок и т.п.

Безопасных и комфортабельных вам поездок!