Многие велолюбители предпочитают кататься в теплый сезон, а на зиму они оставляют байк на хранение в гараже или на балконе. Однако обслуживать велосипед нужно не только в преддверии наступления теплой поры года. Чем чаще используется велобайк, тем больше внимания ему требуется.

Возьмите за правило регулярно следить за состоянием ходовой части, тормозов, периодически смазывать компоненты, мыть и чистить велосипед. При отсутствии надлежащего ухода дорожная грязь значительно снижает срок службы механизмов, что приводит к затруднению движения или поломке байка.

Как и чем правильно мыть велосипед

Техобслуживание велосипеда желательно начинать с приема водных процедур. Тщательную мойку проводят перед началом и в конце велосезона, а также после езды по бездорожью или в непогоду.

Если загрязнения незначительные, достаточно воспользоваться ведром теплой воды и мягкой губкой. Стойкую грязь помогут одолеть велошампуни, моющие средства (подойдет бытовая химия для мытья посуды) и специализированные очищающие спреи. Их наносят на пару минут, а затем смывают водой или счищают щеткой. Процедуру мойки байка стоит начинать снизу, где скапливается больше всего загрязнений. По труднодоступным местам обычно проходятся с помощью маленькой щеточки (на эту роль подойдет старая зубная щетка). Ею предполагается орудовать в зоне кареточного узла.

Мыть велосипед рекомендуется несильным напором воды.

В отдельном порядке моют колеса велосипеда. Для пущего эффекта их можно снять и помыть отдельно. Предварительно необходимо размочить обода водой — размякшую грязь гораздо легче отчищать с колес.

«Купать» велобайк допустимо и под душем. Также позволяется мыть велосипед на автомойке, но лишь при слабом напоре воды. Сильная струя повреждает краску или мелкие детали, заносит песок в подшипники, вымывает смазку из каретки и втулок. При мытье велосипеда старайтесь не допускать попадания воды в уязвимые места: кареточный узел, сальники вилок и втулки. А еще не следует старательно оттирать грязь с рамы губкой — жесткие частицы царапают краску, что сулит повреждением металла и образованием ржавчины.

Цепь велобайка и подвижные элементы трансмиссии очищают от загрязнений, используя специализированные обезжириватели. Мыть эти механизмы водой крайне не рекомендуется. Ну а после окончания приема водных процедур велосипед необходимо насухо вытереть мягкой тряпкой.

Смазка механизмов

Для предотвращения износа подвижные детали велосипеда нуждаются в надлежащем смазывании. Больше всего страдает в этом плане цепь — смазка из нее вымывается при любом взаимодействии с водой, будь то катание под дождем или мойка велобайка.

Ресурс велоцепи в среднем составляет 3-4 тыс. км пробега. Регулярно смазывая ее, можно избежать проблем с переключением скоростей и передачей усилий педалирования. Перед процедурой смазки цепь необходимо отчистить от загрязнений с помощью небольшой щетки, посредством мытья в растворителе либо же путем использования специализированного приспособления — машинки-цепемойки (не снимая цепку с велосипеда). В качестве моющих средств нередко применяют бензин или WD-40.

Так выглядит машинка-цепемойка, позволяющая ухаживать за цепью велосипеда без необходимости ее демонтажа.

Для смазывания велоцепи применяются различные средства:

  • Жидкие смазки. Формой их выпуска обычно служит бутылка с носиком для удобства нанесения состава. Также жидкие смазки наносятся с помощью обычного медицинского шприца.
  • Аэрозоли. Смазки в виде спреев, которые распыляются через специальную насадку на упаковке. Аэрозоли подходят для применения в любых погодных условиях, а их излишки легко удаляются тряпкой.
  • Силиконовые смазки. Обеспечивают эффективную защиту цепи от воды и избытка пыли.
  • Тефлоновые смазки. Имеют полимерную основу, содержат антистатик и характеризуются повышенной износостойкостью. Тефлоновые смазки уменьшают налипание пыли и максимально долго сохраняются на велоцепи.
  • Кальциевые смазки. Долговечные, наиболее стойкие и самые дорогие. Выдерживают большие перепады температур, защищают цепь от коррозии.
Важный момент. Не рекомендуется использовать для смазки велоцепи составы с повышенным содержанием лития или солидола. Литиевые составы разъедают алюминий, а солидол сильно притягивает загрязнения.

Излишки смазки со звеньев велоцепи аккуратно удаляются сухой мочалкой или ветошью (во избежание налипания пыли). По окончанию процедуры смазывания цепи нужно несколько раз провернуть педали. Также велосипедную цепь желательно регулярно проверять на предмет износа — со временем она потихоньку удлиняется из-за выработки соединяющих штифтов, что сулит стачиванием зубьев на звездах. Длину цепи измеряют в веломастерской специализированными калибрами, делать это рекомендуется хотя бы раз в год.

Велосипедная цепь нуждается в наиболее частой смазке сравнительно с другими механизмами.

Смазывать предполагается и другие подвижные детали велосипеда. В частности, движущиеся элементы трансмиссии (переключателей скоростей), колесные втулки, тросики и шарниры на тормозах и точках входа в «рубашку», резьбовые соединения. Отметим, что для корректной работы переключателей скоростей необходимо держать в тонусе натяжение тросов. Регулировочные винты подтягивают или ослабляют до достижения надлежащего переключения передач.

Ключевые резьбовые соединения в конструкции подавляющего большинства велосипедов — это стакан, в который вкручивается каретка, и соединение шатунов с педалями. Отсутствие смазки в этих местах может «аукнуться» раздражающими скрипами при педалировании или прикипанием резьбовых соединений. Смазку втулок вместе с рулевой колонкой лучше доверить профильным специалистам по обслуживанию велосипедов. При их переборке принято использовать консистентные густые составы смазочных материалов.

Обслуживание тормозов

Тормоза — важнейший атрибут безопасности поездок за рулем велосипеда. Работоспособность тормозной системы надлежит проверять регулярно, равно как и ухаживать за ней.

Если на велосипеде установлены ободные механические тормоза типа V-brake, необходимо содержать в чистоте обода колес. Колодки должны прилегать к ободу всей плоскостью при нажатии тормозной ручки примерно наполовину хода. При меньшем нажатии ручки понадобится ослабить натяжение тормозных тросов, при большем — натянуть их сильнее. При отпущенных тормозах зазор между ободом колеса и колодками должен составлять примерно от 1 до 3 мм.

Визуально степень пригодности тормозных колодок определяют по размеру колодок, отсутствию на них выбоин и следов износа. Смазывать в ободных тормозах нужно втулочки, относительно которых вращаются приводы «ви-брейков». Однако следите, чтобы масло не попало на обод — колодки по нему будут проскальзывать.

Для обеспечения надежной работы тормозов типа V-brake необходимо содержать в чистоте обода колес.

Работа дисковых механических тормозов настраивается путем регулировки натяжения тросов. Дисковую «механику» нужно содержать в чистоте, периодически проверяя состояние колодок — их остаточная толщина должна составлять не менее 1 мм.

Основа ухода за гидравлическими тормозами — проверка системы на предмет герметичности. Райдеру понадобится строго следить за состоянием уплотнителей и полнотой заполнения «гидравлики» тормозной жидкостью. При обнаружении подтеков лучше не медлить и обращаться в сервис. Настройка гидравлических тормозов выполняется на специальном оборудовании. Своими силами с неполадками в работе «гидравлики» обычно помогает справиться прокачка тормозов. Процедура осуществляется для удаления из тормозной системы воздуха, вследствие чего улучшается эффективность торможения. Воздух попадает в механизмы «гидравлики» после переворачивания байка или при его хранении, подвешенным за переднее колесо.

Профилактика вилки

Велосипеды с амортизацией (хардтейлы и двухподвесы) нуждаются в регулярном уходе за вилкой. Ее промежуточное техобслуживание можно выполнять самостоятельно. Процедура обычно сводится к снятию «штанов», их прочистке изнутри, приведению в надлежащий вид «ног» амортизатора. Перед сборкой обратно пару трения, состоящую из «ног» и «штанов», смазывают.

В конструкции амортизационной вилки регулярная смазка необходима паре трения — так званым «ногам» (1) и «штанам» (2).

Полное обслуживание вилки предполагает знание ее устройства, наличие ремкомплекта и специализированных инструментов. Эксперименты здесь не приветствуются — замену масла и уплотнителей в демпфере лучше доверить веломастерам. В вопросе подбора подходящего масла желательно ориентироваться на мнение производителя амортизационной вилки. Трансмиссионные и моторные масла — не лучший выбор для вилки, поскольку их применение может негативно отразиться на состоянии системы амортизации.

Проверка рулевого управления, колес и шин

Во избежание неприятностей на дороге велосипед должен чутко откликаться на рулевые команды. На руле и выносе байка не должно быть трещин и люфтов, а болты рулевой колонки должны быть надежно закручены. В моделях с регулировкой выноса настраивать положение выноса предполагается посредством винтовых зажимов, делая это поочередно крест-накрест.

Следующий этап — проверка состояния колес. «На глаз» определяется их геометрия: обод не должен отклоняться в стороны при прокрутке колес на холостом ходу. В моделях с ободными тормозами «восьмерку» выявить еще проще — колодки непременно будут цеплять обод. Легкие искривления колес можно исправить собственноручно, однако с серьезными нарушениями геометрии лучше справятся в веломастерской. Избавиться от посторонних звуков и люфтов при вращении колес поможет чистка и смазка втулок.

Спицы в конструкции колеса должны быть натянуты с одинаковой силой. Проверяется этот момент на слух — спицы перебирают пальцами наподобие гитарных струн и если какая-то выбивается из общего «хора» по звучанию, ее нужно ослабить или подтянуть спицевым ключом (но не пассатижами, как принято по старинке). Сложные случаи желательно доверить профессионалам в веломастерской.

При настройке натяжения спиц в колесе велосипеда не получится обойтись без специнструмента.

Состояние велошин и камер проверяется визуально. На резине не должно быть «паутины» микротрещин, следов износа и потертостей. В противном случае повышается риск проколов пневматической камеры. К слову, она тоже должна выглядеть подобающим образом — изношенная камера нормально не держит давление и никакие латки тут уже не спасут ситуацию. Также визуально оцените состояние ниппелей.

В шинах велосипеда важно поддерживать требуемое давление. Точно контролировать его величину поможет велонасос с манометром. Еще один стопроцентный вариант — подкачка колес с помощью автомобильного компрессора. Давление в покрышках обязательно проверяют в момент расконсервации байка с «зимней спячки». При регулярных поездках на велосипеде желательно контролировать величину давления время от времени и оценивать прогибание шин «на глаз».

Регулировка посадки

Удобная посадка — основополагающий фактор комфортабельного передвижения за рулем велосипеда. Параметры посадки настраиваются на усмотрение райдера. Однако общепринятые правила по этому пункту программы тоже есть.

Седло байка важно установить без наклона в горизонтальной плоскости. Его высота размещения подбирается таким образом, чтобы нога легко доставала до педалей в самом нижнем положении. Что же касается регулировки выноса вперед-назад, расстояние между носком седла и выносом руля велосипеда должно примерно соответствовать расстоянию от кончика пальцев до локтя райдера. К слову, по этому же правилу настраивается и вынос руля.

Правильная посадка — залог комфортабельности поездок за рулем велосипеда.

Прежде чем отправляться в путь, стоит проверить надежность зажима эксцентриковых механизмов подседельного штыря, колес, рулевой колонки. Также необходимо подкрутить все гайки, проверить резьбовые соединения.

Как лучше хранить велобайк

Вне сезона велосипеды зачастую хранят в гараже или на застекленном балконе. А если позволяет свободное место — в домашней кладовой. На улице хранить байк не рекомендуется, поскольку осадки и температурные колебания могу негативно сказаться на работоспособности механизмов.

Вне сезона велосипеды лучше всего хранить в подвешенном виде на стене.

В собранном виде велосипед чаще всего подвешивают на стену, чтобы колеса не соприкасались с полом, а шины не деформировались при потере давления. На долгосрочное хранение байки отправляют и в разобранном виде со снятием колес и седла. Все это упаковывается в тканевые или полиэтиленовые мешки для защиты от пыли. Отметим, что седло лучше занести домой и хранить при комнатной температуре во избежание деформации обивки.


Добросовестный уход за велосипедом с тщательной мойкой и регулярной смазкой механизмов исключает выход байка из строя в самые неподходящие моменты. Чистый, блестящий и исправный велосипед обеспечивает комфортное катание и не доставляет райдеру проблем.