Как выбрать велосипед
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
Основные критерии выбора велосипеда
За многие годы конструкция велосипеда многократно улучшилась, появилось новое оборудование и технологии. Это уже далеко не «Украина», которую все еще использует старое поколение. Новые модели обладают целым рядом отличий и особенностей, которые делают езду комфортной и безопасной для детей и взрослых. Можно подобрать велосипед, как кроссовки — размер в размер, и чтобы не натирало нигде. Для этого нужно ознакомиться с важными критериями выбора:
- Тип велосипеда
- Размер и конструкция рамы
- Диаметр колес
- Система переключения скоростей
- Тормозная система
- Аксессуары
Далее мы подробно изучим каждый критерий и дадим практические советы как выбрать велосипед.
Тип велосипеда
Помимо разделения на детские, подростковые и взрослые, велосипеды делятся на несколько видов в зависимости от назначения и стиля езды:
- Горные (MTB — Mountain Bike). Без преувеличения считаются самыми популярными благодаря своей универсальности. Ориентированы на внедорожные условия со сложным рельефом местности, но в большинстве случаев используются взрослыми и детьми для обычных «покатушек» по городу, на работу, пикник. Отличаются наличием амортизации (хотя есть модели и без), усиленной рамой и широкими колесами с разным протектором (глубоким для бездорожья и средним универсальным).
- Городские или прогулочные. Предназначены для передвижения по городу, семейных прогулок на небольшие расстояния. Ориентированы на твердые покрытия (асфальт, тротуарная плитка) и местность без сильных уклонов. Отличаются простотой конструкции рамы, отсутствием или минимальным набором скоростей и простотой обслуживания. Могут быть складными.
- Шоссейные или спортивные, скоростные. Используются профессиональными спортсменами для велогонок на большие дистанции по асфальтированной трассе. Могут развивать большую скорость (более 50 км/ч), поэтому также востребованы для поездок на работу, чтобы избежать пробок, очередей на маршрутку. Схожи с туристическими моделями за счет большой рамы, особой формы руля и колес с минимальным трением. Позволяют быстро преодолевать большие расстояния, но модели для туризма способны справиться еще и с небольшим бездорожьем.
- Дорожные. Считаются гибридом шоссейных, городских и горных моделей. Подходят для быстрого передвижения по дорогам на большие расстояния за счет многоскоростной трансмиссии, большой рамы и колес. Не очень маневренны, динамика разгона слабая. Оптимально подходят для передвижения по улицам больших городов, где не требуются регулярные остановки на перекрестках и пешеходных переходах.
- Трюковые (BMX — Bicycle Motocross). Особый тип транспорта, отличающийся выносливостью к физическим нагрузкам и небольшими размерами. Он предназначен для выполнения трюков. Дисциплина BMX включена в программу Олимпийских игр с 2008 года, поэтому велики популярны среди подростков и не уступают трюковым самокатам. Обычно у них усиленная цельная рама и колеса 20 дюймов. Отсутствуют амортизаторы и навесное оборудование.
- Эндуро, даунхил, фрирайд. Еще один специфический тип, ориентированный на экстремальную езду — спуски по горной местности. Отличаются двухподвесной рамой малых и средних размеров (16 ‒ 19’’), большими колесами (27.5 ‒ 29’’), а также внушительными возможностями настройки оборудования.
Размер и конструкция рамы
Один из самых важных параметров, который должен соответствовать росту райдера, чтобы избежать проблем со здоровьем. Размер и конструкция рамы подбираются индивидуально, чтобы обеспечить правильную посадку, избежать вредных нагрузок на спину и ноги. Несоответствие параметров может привести к потере управления, травмам, искривлению позвоночника и дискомфорту в целом.
Существует универсальная размерная сетка, которая поможет сделать правильный выбор. Однако данные параметры касаются горных, спортивных и городских велосипедов бюджетного класса и не относятся к BMX, где рама по умолчанию маленьких размеров. У брендовых моделей обычно есть собственная классификация, поэтому таблица носит рекомендательный характер.
Размер рамы (дюймы) | Рекомендуемый рост (см) | Назначение |
---|---|---|
До 12’’ | до 120 | Для детей от 3 до 10 лет |
11.5 ‒ 14’’ | 130 ‒ 150 | Для детей от 10 до 14 лет |
15 ‒ 16’’ | 145 ‒ 160 | Для подростков от 13 лет и женщин небольшого роста |
17 ‒ 18’’ | 155 ‒ 178 | Для взрослых со средним ростом |
19 ‒ 22’’ | 170 ‒ 185 | Для взрослых с высоким ростом |
23 ‒ 24" | 180 ‒ 210 | Для взрослых с очень высоким ростом |
Более подробно ознакомиться с особенностями подбора рамы можно в статье
От размера рамы также зависит маневренность. Чем она меньше, тем быстрее и круче можно входить в повороты. Большая рама свойственна спортивным моделям, где важна исключительно скорость. Оптимальным вариантом для подростков будет 13 ‒ 14 дюймов, а для большинства взрослых — 17 ‒ 18 дюймов. Людям с высоким ростом стоит выбирать от 20 дюймов.
Конструкция рамы — еще один важный момент выбора. Существует 3 основных типа:
- Без амортизации (rigid)
- С амортизацией на вилке (hard tail)
- Двухподвес (full suspension)
Цельная рама rigid самая простая и бюджетная. Применяется на большинстве городских и шоссейных велосипедах. Такая конструкция подходит для поездок на асфальте, где не нужно сглаживать неровности бездорожья. Может быть недостаточно комфортной при пересечении перекрестков с бордюрами. Отсутствуют уязвимые места соединения, поэтому все BMX-модели оснащены цельной рамой для безопасности прыжков.
Hard tail является неким компромиссом для города и бездорожья. В бюджетных моделях амортизация пружинно‒эластомерная без возможности настройки или блокировки. Она упрощает езду по пересеченной местности, преодоление небольших препятствий, но для полноценной гонки по бездорожью ее недостаточно. Более продвинутые пружинно-масляные и воздушно-масляные вилки позволяют изменять уровень жесткости, предназначены для бездорожья и экстрима, требуют регулярного обслуживания и достаточно дорогие.
Рама с двумя подвесами отличается комфортом езды, но уступает другим типам в динамике разгона и скорости велосипеда. Такой вариант выбирают для экстремальных спусков по горным трассам (эндуро, даунхил, фрирайд), где нужно получить максимум контроля над управлением. Для обычной езды по городу подходит, но более сложная и дорогая в обслуживании.
Диаметр колес
Диапазон доступных размеров колес также обширный. Для детских велосипедов можно выделить 4 основных:
- 12 дюймов — от 3 лет с ростом 70 ‒ 85 см
- 14 дюймов — от 5 лет с ростом 85 ‒ 100 см
- 16 ‒ 18 дюймов — от 6 лет с ростом 100 ‒ 120 см
- 20 дюймов — от 8 лет с ростом 120 ‒ 130 см
Нормой для детей постарше и подростков считается 24 дюйма. Такой размер является переходным от подросткового к взрослому и может успешно использоваться в возрасте от 8 до 16 лет при росте 130 ‒ 155 см. Среди взрослых популярны несколько диаметров колес:
- 26 дюймов — рост 150 ‒ 178 см
- 27.5 дюйма — рост 170 ‒ 185 см
- 29 дюймов — рост от 180 см
Но соотношение диаметра и роста не является догмой. Это просто руководство для новичков, которые выбирают себе первого «железного друга». Опытные велосипедисты подбирают транспорт более тщательно, учитывая стиль езды и местность. Самым распространенным и универсальным размером считается 26 дюймов при раме 15 ‒ 17 дюймов. Такой формат подходит подросткам и взрослым, женщинам и мужчинам, которые просто хотят покататься.
От размера колеса также зависит маневренность велосипеда. Большой диаметр, как и большая рама, больше свойственны шоссейным моделям. Трюковые BMX в 99% случаев применяют 20‒дюймовые обода. При этом отлично подходят даже взрослым, позволяя показывать впечатляющий фристайл. За счет небольшой площади контакта с дорогой и минимальной силы трения маленькое колесо предназначено для быстрого разгона и умеренной езды. Большое наоборот сложнее разогнать, но скорость и накат будут отличными. И снова выделяются средние диаметры 24 ‒ 26 дюймов, которые остаются маневренными и быстрыми одновременно.
Система переключения скоростей
На первый взгляд велосипедная трансмиссия может казаться довольно сложной с технической точки зрения. И наверное так оно и есть, если дело касается настройки, ремонта, замены. Тут нужно знать особенности каждой серии оборудования разных брендов. Даже сами производители не смогут точно сказать, какие аналоги будут совместимы с их системами. Но для рядового пользователя все очень просто, нужно только подобрать необходимые для езды параметры.
Без сомнения трансмиссия может сделать любую поездку комфортной, независимо от местности. Благодаря большому количеству скоростей можно менять тяговое усилие, облегчая (для уклонов) или усложняя (для скорости) педалирование. Повышается эффективность езды, исключаются чрезмерные нагрузки, которые могут привести к травмам ног, в частности суставов. Распределение усилия на разных покрытиях и рельефах за счет трансмиссии способствует укреплению здоровья мышечной системы, развитию мускулатуры.
Существует 2 основных типа систем — планетарная втулка (внутренняя) и внешняя трансмиссия (звездочки). Первая применяется только на прогулочных великах, простая в эксплуатации, долговечна, но ограничена в скоростях. Вторая универсальная, имеет огромный ассортимент для любого назначения и бюджета.
При выборе трансмиссии необходимо обращать внимание на основные параметры:
- Количество скоростей
- Класс навесного оборудования (basic, mid range, pro)
- Бренд
Большое количество скоростей не всегда оправданно. Это как купить игровой компьютер для офисной работы. Для прогулок по городу на взрослых и детских велах можно вовсе обойтись без подобной системы. Такая езда подразумевает ровное покрытие без уклонов и не требует динамических нагрузок. Поэтому модели до 8 лет и многие городские имеют только одну скорость.
Для передвижения по местности с небольшими уклонами и вылазок на средние дистанции пригодится минимальный набор скоростей. Их может быть от 3 до 7 в зависимости от типа системы (внутренняя / внешняя). Такое же количество обычно выбирают для детей 8 ‒ 12 лет, которым нужен и быстрый разгон, и хорошая скорость. Для бездорожья оптимально будет 18 ‒ 27 скоростей. Обычно устанавливается 3 звезды спереди и 6 ‒ 9 сзади. Большое разнообразие комбинаций позволяет уверенно преодолевать холмы с уклоном до 60 градусов, ямы разных размеров, выполнять скоростные спуски по пересеченной местности, разгоняться свыше 50 км/ч на трассах. Можно даже без труда привезти мешок картошки с огорода или штукатурки из магазина. Но оборудование требует соответствующего ухода, поэтому брать «лишь бы было» нет смысла.
Что касается узкоспециализированных велов — даунхил, фрирайд, эндуро, BMX, то количество скоростей строго продиктовано предназначением. Трюковые вовсе не поддерживают установку трансмиссии в виду особенностей рамы. Тут все решается установкой передней и задней звездочек подходящих конкретному райдеру размеров, чтобы обеспечить нужную динамику езды. Похожая ситуация и у экстримов. В виду сильной тряски во время спуска может произойти слетание цепи, поэтому спереди устанавливается только одна звезда, а сзади подходящая система на 6 ‒ 8 скоростей.
Класс оборудования должен соответствовать назначению. Нет смысла ставить профи‒систему для обычных прогулок — пустая трата денег. Базовый уровень (basic) не означает дешево и плохо, отличается простотой настройки и обслуживания, что удобно новичкам. Средний класс (mid range) подходит для многих задач — скоростные прогулки, преодоление бездорожья, прохождение подготовленных экстремальных трасс начального уровня. Не сложно понять, что Pro‒оборудование предназначено для специализированного применения — эндуро, даунхил, если речь идет о горных моделях. Также профессиональный обвес устанавливается на шоссейных велах для соревнований.
Выбор бренда в основном сводится к предпочтению пользователя, как и в любой технике. По сути каждый производитель предлагает обвесы разного класса. Shimano, Campagnolo, SRAM, microSHIFT, Sunrun — самые распространенные на мировом рынке.
Подробнее узнать о скоростях, принципе работы системы, брендах и оборудовании можно в статье.
Тормозная система
Казалось бы, тормозит и хорошо, но это слова «чайника» или любителей «Салюта». Последние 10 лет остаются наиболее востребованными несколько тормозных систем, которые имеют свои преимущества и недостатки.
Тип тормоза | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
Педальный (Барабанный) | Не требует настройки и обслуживания Не восприимчив к погодным условиям | Не подходит для бездорожья Низкая ремонтопригодность Требует усилий для быстрого торможения Не сработают при слетании / обрыве цепи Изнашивают втулку и спицы |
Ободной механический | Низкая цена Простота обслуживания Быстрая замена колодок Устойчивость к повреждениям | Низкая эффективность, которая во время дождя сводится почти к нулю Подходит только для города Износ обода Зависимость от восьмерок |
Дисковый механический | Средняя цена Высокая эффективность при любой погоде Не изнашивает обод Надежность Устойчивость к повреждениям Подходит для города, бездорожья и экстрима Не зависит от восьмерок | Требует периодической чистки тормозных колодок Дорогие комплектующие Низкая ремонтопригодность |
Дисковый гидравлический | Высокая эффективность Торможение с особой точностью без усилий Подходит для города и бездорожья Не изнашивает обод Не зависит от восьмерок | Высокая цена Возможен отказ или снижение эффективности при повреждении Требует регулярного обслуживания и расходных материалов Дорогие комплектующие |
Выбор зависит от типа и назначения велосипеда, рельефа местности. Детские и многие городские велосипеды комплектуются педальным тормозом, который прячется во втулке заднего колеса. Таким образом исключается его деформация, поломка от ударов и падений, а также негативное влияние дождя, пыли, грязи. Он эффективен для неспешных прогулок, где не нужна маневренность и экстренные торможения. Можно ездить годами, не задумываясь о настройке и обслуживании.
Ободной механический тормоз крепится на раму над колесом, а торможение осуществляется за счет придавливания тормозных колодок к ободу, откуда и название. Активация осуществляется ручками на руле и требует некоторых усилий. Данный тип достаточно популярен в бюджетных горных велосипедах, считается нормой для шоссейников и присутствует в качестве дополнительного переднего тормоза в детских и городских моделях. Для семейных прогулок по городу и даже вылазок на природу (грунтовка, лесные тропы) его более чем достаточно. Но стоит учитывать отрицательные стороны, которые могут повлиять на безопасность езды. При попадании воды на колодки снижается сила трения, а значит и эффективность торможения. В таком случае понадобится сильнее нажимать ручки и натягивать тросик, что может привести к его обрыву. Последнее может произойти и в обычном режиме при чрезмерном торможении, поэтому для быстрых и экстремальных гонок такой вариант не рассматривается. При частом торможении происходит износ башмаков и необходима их замена.
Дисковый механический сейчас применяется очень активно в горных, шоссейных и экстремальных велах. Отличается сбалансированными показателями во всех направлениях. Система надежная, эффективная, но в случае поломки ремонт обойдется в копеечку. Дисковый тормоз устанавливают на велосипеды всех ценовых категорий, поэтому каждый найдет подходящий для себя. Он не восприимчив к погодным условиям, хотя попадание грязи или пыли может вызвать неприятное звуковое сопровождение в виде скрипа / визга, поэтому рекомендуется периодически проводить чистку. Комбинация заднего и переднего дисковых тормозов позволяет моментально остановить велик, что часто может понадобится даже в черте города, когда ребенок выскакивает на велодорожку.
Дисковый гидравлический предназначен для профессионального использования, преимущественно в горных велосипедах. Отличительной особенностью является точность торможения за счет жидкости в трубках, которая передает давление на колодки. Такой же принцип работы тормозной системы применяется в мотоциклах и автомобилях. Из недостатков можно отметить высокую стоимость, потерю эффективности и полный отказ при повреждении трубок, утечки жидкости. Да и ремонт обойдется не дешево.
Аксессуары
Дополнительные аксессуары нужны, чтобы повысить комфорт и контроль за ездой. Производители обеспечивают базовый набор — светоотражатели на раме и колесах, щиток на цепь, подножка для парковки, иногда крылья для защиты от грязи. Все остальные «плюшки» райдер подбирает под себя самостоятельно. Из основных аксессуаров можно выделить:
- Световое оборудование. Обязательно по правилам дорожного движения при езде в темное время суток. Может быть представлено только фарой с креплением на раме или руле для освещения дороги. Есть много вариантов комплектов с задним стопом, активирующимся при торможении, или обычным фонарем, работающим постоянно в определенном режиме (свечение, мигание). Так велосипед будет более заметным для автотранспорта и пешеходов.
- Держатель бутылки. Может быть отдельной частью или с бутылкой в комплекте. Обеспечивает минимальный резерв воды для прогулок.
- Бортовой компьютер. Позволяет отслеживать скорость, расстояние, пульс, калории, время и многое другое в зависимости от модели.
- Замок или блокиратор. Убережет от кражи, если необходимо оставить велосипед около магазина или подъезда. Могут быть с ключом или кодовые.
- Антипрокол. Специальная вязкая жидкость, которую заливают в камеру. Позволяет устранить прокол автоматически без остановки и ремонта. Обычно заливается раз в 1 ‒ 2 года.
- Насос. Даже с антипроколом есть вероятность частичной или полной потери давления в камерах, если жидкость не успела провести герметизацию. Поэтому компактный велонасос будет очень кстати. Крепится он обычно на раму.
Существуют также другие аксессуары, которые не считаются обязательными, используются для определенных целей:
- Экипировка. В набор могут входить костюм, обувь, шлем, очки, наладонники или перчатки. Чаще используется спортсменами для улучшения аэродинамики, терморегуляции, комфорта и безопасности. Детская экипировка обычно состоит из шлема и перчаток, чтобы обеспечить базовую защиту при падении.
- Велокресло. Предназначено для перевозки детей в возрасте от 1 до 4 лет с весом до 25 кг. Обычно изготавливаются из пластика для минимизации веса. Существуют 2 основных вида — переднее с креплением на раме или руле и заднее на подседельную раму или багажник. Велокресла оснащены ремнями безопасности, подножками.
- Багажник. Может быть передний или задний, стандартный или в виде корзины. В зависимости от конструкции может перевозить покупки из магазина, урожай с дачи, туристическое снаряжение весом около 20 ‒ 30 кг. Самые продвинутые багажники справляются с пассажирскими перевозками, но требуют усиленной рамы.
- Сумка. Существуют с разными вариантами крепления — на раму, руль, багажник, под седло. Позволяют взять с собой минимальный набор необходимого (телефон, ключи от квартиры) или сложить все для пикника (одеяло, провизия, посуда). Для дальних поездок может обеспечить райдера необходимыми инструментами для незапланированного ремонта (шестигранники, универсальный ключ, ремкомплект, трос).
Подробней ознакомится с велоаксессуарами можно в статье.
Изучив важные критерии выбора, кто-то уже подобрал себе подходящий велосипед, а у некоторых могут оставаться сомнения. Поэтому наши эксперты решили подойти к вопросу с практической стороны и дать советы по выбору.
Как выбрать велосипед для ребенка
Если ребенок хочет активно кататься самостоятельно или с родителями по городу и бездорожью (поездки в лес, на пикник, пляж), то нужно выбирать горный велосипед максимально приближенный ко взрослому по возможностям и характеристикам. Диапазон роста у детей в возрасте от 8 лет составляет 120 ‒ 150 см, поэтому можно брать раму 11 ‒ 13 дюймов и колеса 20. По материалам отдаем предпочтение алюминию, чтобы добиться нормального соотношения веса и прочности. Достаточно 7 скоростей. Тормоз лучше дисковый механический. Оборудование выбираем начального уровня. Этого будет достаточно на 3 ‒ 4 года эксплуатации за счет регулировки высоты руля и сиденья.
Как выбрать велосипед для подростка
Сфера интересов подростков значительно больше, чем у детей, поэтому и назначение велосипеда может быть разное. В таком возрасте начинают интересоваться фристайлом, поэтому присматриваются к BMX. В данном случае выбор зависит только от бюджета, потому что рама и колеса почти всегда фиксированных размеров.
Но большинство юных райдеров просто хотят кататься с друзьями, не думая о дорожном покрытии, бордюрах и уклонах. Поэтому оптимальным вариантом при росте 140 ‒ 160 см будет MTB с рамой 15 и колесами 24 дюйма. Для уверенного преодоления препятствий, скоростных поездок по трассе желательно обзавестись трансмиссией на 18 ‒ 21 скорость и дисковыми тормозами. Если предполагается преимущественно езда по городу, то достаточно оборудования базового уровня, например, Shimano Tourney или Altus. Для бездорожья понадобится средний сегмент, например, Shimano Deore или соответствующий класс от других брендов — SRAM, L‒TWOO.
Независимо от назначения и пола стоит присмотреться к материалам, геометрии и конструкции рамы. Верхняя труба должна быть занижена, чтобы избежать травматизма и облегчить посадку / парковку. Если бюджет позволяет, то берем алюминий, но и классическая стальная рама достаточно надежна, хотя и тяжелее. Амортизация вилки обязательна, учитывая склонность молодых гонщиков преодолевать бордюры на полном ходу. По этой же причине потребуются алюминиевые обода, у которых повышенный иммунитет к появлению восьмерок. Для экстрима необходима двухподвесная конструкция, чтобы сгладить все неровности, исключить потерю контроля над управлением.
Как выбрать велосипед для девушки
Девушкам старше 18 лет со средним ростом 150 ‒ 170 см оптимально подойдет 15‒дюймовая рама в комбинации с ободами 26 дюймов. Это касается как горных, так и городских велосипедов, которые используются для прогулок по асфальту.
Важно подобрать геометрию рамы. Есть варианты с заниженной верхней трубой у MTB или вовсе без нее для прогулочных. Материалы не так важны, учитывая аккуратный размеренный стиль езды большинства девушек. Если планируются поездки на дачу, огород, то присматриваемся к ободному тормозу, чтобы установить полноценный багажник с корзиной без дополнительных затрат. Для городского режима хватит кассеты на 7 звездочек.
Если хочется погонять по бездорожью, то основные правила аналогичны подростковым — двухподвес, дисковый тормоз, усиленная алюминиевая или карбоновая рама, наличие 18+ скоростей.
Спортивный велосипед нужно выбирать побольше, чтобы обеспечить правильную посадку и хорошую скорость. Большинству женщин подойдет рама 17 ‒ 19 дюймов приколесах 28.
Как выбрать велосипед для мужчины
Ассортимент мужский байков еще обширней, как и сфера использования. Сильный пол не ограничивается прогулками, часто преподносит сюрпризы двухколесному другу, поэтому большинство выбирает горные велы. Они и в гору попрут, и мешок картошки на багажнике перевезут, и разгонятся до ощущения свободы.
Средний рост мужчин 160 ‒ 180 см, поэтому универсальным вариантом будет рама 17 и колеса 26 ‒ 27.5 дюйма. Для более высоких есть рама 19 ‒ 21 и обода 29 дюймов. Скоростей может быть 7 ‒ 21. Опытные пользователи иногда меняют переднюю систему на одну звезду средних размеров. Рама может быть как стальная, так и алюминиевая. Рекомендуется hard tail. Это стандартная формула для простых покатушек по городу, на работу, в зону отдыха.
Для бездорожья переходим на двухподвесы и чистый алюминий для рамы и ободов. От карбона или хромомолибденовой стали тоже не отказываемся, если бюджет позволяет. Это позволит снизить вес при одновременном повышении динамики разгона и прочности. Амортизатор на вилке должен четко отрабатывать неровности, так что склоняемся к пружинно‒масляному типу. Минимальный тормозной путь обеспечивают дисковые тормоза. Более чувствительными будут гидравлические, но эффективность механических тоже на уровне. Экономить на обвесе нет смысла — может обойтись дороже для здоровья. Отдаем предпочтение системе переключения скоростей среднего или профессионального класса, например, групсет Shimano 105, Deore, SRAM GX, X1 и подобные.
Любители быстрой езды и велотуризма могут присмотреться к шоссейным и туристическим моделям. Они оснащены колесами 28 дюймов с узкими покрышками, которые гарантируют хороший накат.
Независимо от выбранной модели и класса оборудования, длительная эксплуатация возможна только при условии регулярного обслуживания велосипеда и безопасной езды. Не забывайте о наличии светоотражающих элементов, смазке цепи и подшипников, правильном переключении скоростей, антипроколе и соответствующей экипировке. Как подготовить велик к сезону можно узнать в статье.