Сперва немного теории. Ключевая задача автомасел — не допустить сухого трения движущихся деталей внутри мотора, что может привести к уменьшению его моторесурса. Также масляная смазка отыгрывает роль герметика в цилиндрах. В былые времена моторные масла делились на летние и зимние. Однако ныне свойства хорошего моторного масла должны быть таковыми, чтобы оно обеспечивало холодный запуск двигателя в лютую стужу и оставалось тягучим в жаркий летний зной.

Моторные масла делятся на несколько категорий:

  • минеральные — сделанные непосредственно из нефтепродуктов; подобные масла имеют самый лакомый ценник, однако период сохранения полезных свойств субстанции в процессе эксплуатации находится на низком уровне;
  • синтетические — полученные путем химического синтеза в лабораториях; «синтетика» рассчитана на эксплуатацию в широком температурном диапазоне и не теряет рабочих свойств при нагреве или охлаждении двигателя;
  • полусинтетические — эдакая золотая середина — натуральная основа с добавлением искусственно созданных соединений.
Наглядная разница между структурой минерального и синтетического моторных масел.

Масляная основа щедро «приправлена» сверху пакетом присадок, которые выполняют задачи разного характера — от стабилизации вязкости при определенных температурах до очистки внутренних деталей двигателя. К примеру, от присадок зависит толщина масляной пленки. Если она окажется больше допущенных производителем мотора зазоров — будет постоянно перегреваться поршневая группа, ежели меньше — масло будет выгорать сверх нормы. Поэтому под конкретно взятый движок подходит отдельно взятая группа моторных масел, обозначенная в допусках автопроизводителя. Но об этом ниже, а сперва поговорим о вязкости масла.

Вязкость

С учетом свойств масла загустевать при низких температурах и разжижаться при нагреве, Американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE была разработана классификация автомасел по уровню вязкости с разделением на летние и зимние смазки. А так как балом нынче правят так званые всесезонные масла, в обозначении современных автомасел фигурируют два числа, определяющие вязкость (например, SAE 5W-30 или SAE 15W-60).

К зимним классам вязкости относятся SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, а к летним — SAE 20, 30, 40, 50 и 60. Чем выше число в летней категории, тем лучше масло сохраняет тягучесть при длительном воздействии высоких температур. И наоборот — чем ниже индекс W, тем лучше масло переносит морозы, не загустевая сверх предусмотренной нормы.

Общепринятая классификация вязкости моторных масел по SAE с привязкой к температуре наружного воздуха.

Подбирая масло по уровню вязкости, примите к сведению главное правило: производитель уже учел все необходимые режимы езды на авто и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для данного двигателя являются наиболее подходящими.

Важно! В мотор нужно заливать только те продукты, которые рекомендованы производителем автомобиля. Информация о них обычно содержится в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации машины.

Рассмотрим ситуацию с практической точки зрения. Предположим, что компания-изготовитель авто рекомендует заливать в мотор масло 5W-30 на круглогодичной основе. Оно всецело сохраняет свойства при наружных температурах от -25 °С до +30 °С. Поводом для сезонной смены масла служит постоянное отклонение температуры воздуха от указанной в характеристиках масла более, чем на 10 °С. Т.е. в морозном климате можно смело переходить на масло 0W-30, которое остается текучим и хорошо прокачивается по системе даже в сильный «минус», а при летней норме в +35 °С за бортом моторное масло можно сменить на 5W-40. В противном случае вязкости и создаваемой защитной пленки может оказаться недостаточно.

Еще одним фактором для перехода на иное масло считается степень износа двигателя. Со временем у него изменяются требования к густоте смазочной жидкости, в результате рекомендуется применять масло с более высоким индексом высокотемпературной вязкости. Слишком жидкое масло для изношенных моторов — не лучший выбор, ведь за счет увеличенных зазоров смазочная пленка будет попросту стекать с деталей. Для компенсации этих зазоров движки с пробегом свыше 150 тыс. км необходимо «подпаивать» более вязкими продуктами.

Следующий важный пункт программы:

Допуски

Любая канистра с маслом в обязательном порядке должна быть промаркирована на предмет того, что автомасло прошло внутреннюю сертификацию у компании-производителя транспортного средства и разрешено ею для использования в двигателях. Идеальная для одного движка смазка может на поверку оказаться губительной для иного — некоторые параметры масла для разных моторов являются взаимоисключающими. Это, к примеру, рассмотренная выше толщина масляной пленки, которую «жижа» образует на «внутренностях» двигателя — важнейшая из характеристик автомасла.

Допуски нужны оттого, что технологии производства моторов разнятся от производителя к производителю. Соответственно, отличаются материалы изготовления внутренних деталей движка. Вот тут-то на арену выходят всевозможные присадки, которые содержатся в масле, и вопросы их взаимодействия с этими самыми материалами.

Важно! Допуск нужно смотреть в технической документации к авто. Следовать ему нужно беспрекословно.

Маркировка допусков моторных масел у каждого автопроизводителя своя.

Допуски на канистре с маслом обычно представлены в таком виде.

Концерн VAG разрешает использование сертифицированного масла, промаркированного символами VW с указанием цифровой кодовой комбинации под конкретно взятый силовой агрегат. В машины Mercedes можно лить масла, получившие допуск MB в связке с комбинацией цифр под определенный мотор. В движки Opel позволительно лить автомасла, получившие сертификаты GM-LL-A-025 или GM-LL-B-025 и т.д.

Какое масло можно доливать в мотор?

В процессе эксплуатации авто по разным причинам может произойти снижение уровня смазки, поэтому данный каверзный вопрос будоражит умы многих автомобилистов. Ответ на него прост: оптимальным вариантом на долив считается смешивание масел одного производителя, которые имеют одинаковую основу (минеральную, синтетическую или полусинтетическую соответственно). А вот разводить в движке коктейль с различных типов смазочных материалов крайне не рекомендуется из тех соображений, что каждый продукт имеет уникальный пакет химических присадок.

Полезный совет! Дабы оценить уровень смазки в моторе максимально точно, рекомендуется производить замеры после полного прогрева движка, выждав 10-15 мин. паузы. За сей срок масло успевает стечь обратно в поддон, а показания на щупе позволяют сделать объективную оценку.

Если вы в курсе, что движок «железного коня» имеет свойство «подъедать» смазку, берите автомасло с запасом — вместо 4-литровой канистры купите на литр больше. Так вы убережете себя от возможных проблем с поиском масла в пути и обезопасите силовой агрегат авто от «употребления в пищу» неправильных смазочных материалов.

Ни гвоздя вам, ни жезла на дорогах!