Причина возникновения скольжения и борьба с ним

Причиной скольжения при движении по льду или очень плотно укатанному снегу является тонкая плёнка воды, образующаяся в пятне контакта с дорогой. Образуется она в результате трения и давления из-за чего снег и лёд подтаивают. В результате движение по такой поверхности становится опасным даже при простой ходьбе, что уж тут говорить об автомобилях.

Сегодня существует немало технологий, призванных на борьбу с этой плёнкой. Например, производители покрывают поверхность шин большим количеством ламелей (тонкими прорезями сложных форм). Такая поверхность при движении деформируется, образуя множество кромок, которые «разбивают» водяную плёнку и буквально цепляются за поверхность. К тому же, ламели играют ещё и роль своеобразных присосок. Покрышки такого типа нередко называют «липучками» или «европейского типа».

Также типичная зимняя шина имеет направленный рисунок протектора с большим количеством дренажных канавок, расширяющихся от центра к краю и предназначенных для отвода воды. Важно, чтобы протектор при этом был самоочищающимся, на него не налипали комья снега.

И ещё одним средством борьбы с водяной плёнкой является особый состав резиновой смеси, используемой для внешнего слоя протектора. Он пористый, в результате чего, шина действует на манер губки, временно впитывая влагу и буквально «присасываясь» к поверхности.

Шины, при создании которых используется такие подходы, обычно относятся к категории нешипуемых и маркируются как «studless». Они отлично подходят для городской езды в условиях слякотных зим.

Причиной скольжения при движении по льду или очень плотно укатанному снегу является тонкая плёнка воды, образующаяся в пятне контакта с дорогой.

Шины с когтями

Когда автомобиль используется в действительно очень сложных условиях, куда более эффективным средством являются шипы противоскольжения, которые работают на манер когтей, впиваясь в поверхность. Очень полезны они будут и в тех случаях, когда коммунальщики просто не способны обеспечить должную уборку улиц.

При нулевой или минусовой температуре ошипованные покрышки обеспечивают почти двукратное преимущество по сравнению с «липучками». На обледенелой дороге лучше использовать недорогую «шиповку», нежели самую навороченную «липучку».

Шипуемые шины имеют иной рисунок и обычно (но далеко не всегда) отличаются повышенной твёрдостью резиновой смеси. Их протектор имеет зоны площадью до 2-х кв. см, лишённые каких-либо прорезей — именно в них и производится посадка шипа.

Шипы начали применять ещё до эпохи автомобилестроения, тогда использовались обычные гвозди, вбиваемые в деревянные колёса карет. После появления пневматических шин от них временно отказались, возникли трудности с креплением, на решение которых потребовалось довольно много времени. Привычным явлением на колёсах шипы стали только в середине прошлого века. Изначально они отличались очень простой конструкцией, даже примитивностью. Но с развитием технологий становились всё более «навороченными». Современные шипы — это не просто кусок металла, торчащий из поверхности колеса. Они имеют достаточно сложную форму, и непростую систему крепления. К тому же, у многих известных производителей имеются свои собственные наработки и технологии. Самые прочные шипы имеют корпуса, изготовленные из стали, хотя бывают также модели с корпусами из легированного алюминия и даже особых твёрдых пластиков (для уменьшения веса конструкции).

При нулевой или минусовой температуре ошипованные покрышки обеспечивают почти двукратное преимущество по сравнению с «липучками».

Благодаря шипам значительно сокращается тормозной путь, а поведение автомобиля на льду и на снегу становится более предсказуемым. Шипы — это отличное решение при движении по обледенелым поверхностям при очень низких температурах. Более того, ошипованные шины деформируют ледяную поверхность и делают её хоть немного, но более безопасной для шин без шипов. Однако всё это вовсе не означает, что используя ошипованные шины, можно будет устраивать гонки.

Ошипованные шины активно используются в странах с очень суровым климатом и затяжными зимами. Недаром ведь их относят к т. н. «скандинавскому типу» — именно в странах Скандинавии, славящихся очень суровыми зимами, их используют активнее всего. Такие покрышки хорошо подходят для движения как по трассам, так и в городских условиях.

Впрочем, не следует думать, что ошипованные шины лишены недостатков. Дело в том, что это решение именно для движения по льду или укатанному снегу. Они не слишком подходят для сухого и мокрого асфальта — тормозной путь заметно увеличивается, а шипы наносят повреждение дорожному покрытию. Повреждения эти трудно назвать значительными, однако в результате образуется асфальтовая пыль, которая считается канцерогеном. Также ощутимо повышается производимый при движении шум, что вообще свойственно зимним покрышкам. Также можно встретить утверждение, что использование шипов увеличивает расход потребляемого автомобилем топлива, но если такое и происходит, то увеличение это незначительно. В некоторых европейских странах, зимы в которых относительно мягкие, ошипованные покрышки вообще запрещены.

Правила шипов

«Шипы» имеет смысл приобретать в том случае, если вам часто приходится ездить по обледенелым или заснеженным поверхностям.

Как видно из предыдущего раздела, «шипы» имеет смысл приобретать в том случае, если вам часто приходится ездить по обледенелым или заснеженным поверхностям. Это касается не только жителей северных стран. Так, ошипованные шины пригодятся тем, кто часто выезжает за пределы городов с их очищенными (обычно) улицами. Например, заядлым дачникам. Тем же, кто живёт в условиях относительно тёплых зим и подавляющую часть времени проводит в городе, вполне достаточно будет обычных «липучек». Впрочем, эксперты утверждают, что для начинающих водителей использование шипов предпочтительно в любом случае.

Шипы будут эффективны только при соблюдении определённых правил

Однако шипы будут эффективны только при соблюдении определённых правил. Так, некоторые автовладельцы устанавливают шипованную резину только на ведущие колёса. Что может быть очень опасно в некоторых ситуациях. Но вообще существует негласное правило — лучшую пару шин нужно ставить на заднюю ось, вне зависимости от типа привода. Так что если вы и решили по какой-либо причине использовать только две ошипованные шины (чего делать мы вам всё же не рекомендуем), то учитывайте хотя бы этот нюанс.

Нередко водители забывают про такое понятие, как обкатка — после установки новых покрышек с шипами необходимо не менее 200-х километров (а лучше 400-х) проездить на скорости до 70 км/час, избегая резких разгонов и торможения. После этой процедуры шипы «притрутся» к своим местам, будут держаться более прочно.

При использовании шипов необходимо следить за давлением в шинах, они не должны быть приспущены. Иначе существует риск быстрого износа протектора и выпадения шипов. Более того, давление в ошипованных шинах рекомендуется поддерживать на 0,2 атмосферы больше, по сравнению с обычными. Но помните также, что при низких температурах манометр может ошибаться и показывать несколько меньшие показатели, чем есть на самом деле. Также не следует развивать скорость выше 140 км/час на длительное время. Иначе также существует риск выпадения шипов, но не из-за центробежной силы, а очень сильного их нагрева. Также снижайте скорость, когда проезжаете по рельсам или канализационным люкам.

При соблюдении всех этих правил можно ожидать, что шипы прослужат вам не менее двух-трёх сезонов. Но после того как шина утратила 25-30% шипов, её необходимо заменить, поскольку она уже неэффективна. Но даже если большая часть шипов всё ещё на местах, но при этом они шатаются, то это означает, что скоро потребуется покупка новой зимней резины.

Использованные шины, растерявшие шипы, подчас используют для «добивания» летом. Делать этого категорически не рекомендуется. Хотя бы потому, что тормозной путь увеличивается на добрых 20-30%. Но если уже другого выхода нет, то хотя бы извлеките предварительно из протектора все оставшиеся там шипы.

И не забудьте оснастить ваш автомобиль соответствующим значком, если на нём установлены ошипованные покрышки. Хотя, слишком уж полагаться на него не следует — грамотный водитель будет держать дистанцию в любом случае, а новичок может просто ничего не заметить.

Ошиповывать или покупать готовое?

Вообще большинством опытных водителей рекомендуется приобретение уже ошипованных самим производителем покрышек. Дело в том, что только в таком случае можно быть уверенным, что процедура была произведена правильно, что использовалось правильное оборудование. К тому же обычно разработка шипов производится в процессе проектирования шин, то есть они отлично дополняют друг друга. Но ведь подавляющее большинство шин изначально неошипованы. К тому же, подчас за громкими и звучными названиями, использованными производителями ошипованной резины, не стоит ничего кроме маркетинга.

Ошиповывать можно далеко не всякую резину. Покрышка с такой возможностью имеет маркировку «Studdable». Также производителем указывается и оптимальный размер шипа. Установка производится либо в специально предназначенные, либо предварительно высверленные для этого отверстия. Для легковых автомобилей обычно используются шипы длиной порядка 10-13 мм и диаметром в 8 мм.

Процедуру ошиповки необходимо произвести ещё до начала зимнего сезона. Шину, прошедшую через эту процедуру нельзя сразу же надевать на колесо, она должна некоторое время полежать (желательно не менее двух месяцев), для того, чтобы резина приспособилась к «инородному телу», исчезла остаточная деформация. Кстати, одно из преимуществ шин с заводской ошиповкой заключается именно в том, что они в любом случае «отлежались». И, конечно же, просто нет смысла ошиповывать б/у покрышки.

Большинством опытных водителей рекомендуется приобретение уже ошипованных самим производителем покрышек.

Существует два основных типа шипов: однофланцевый (или просто «гвоздь») и двухфланцевый (иногда называемый из-за формы «рюмкой»). Конечно же, производители при создании ошипованной резины подчас создают и более сложные по форме решения. Но ошиповка на местах (у дилеров или в первых встречных СТО) производится именно этими двумя типами.

Однофланцевые более доступны и, как следствие, чаще используются. Однако двухфланцевые несколько более эффективны из-за меньшего наклона в гнезде. К тому же из-за большего размера верхнего фланца, всевозможная грязь не проникает внутрь и не разъедает нижнюю часть шипа. Впрочем, если вы водите автомобиль аккуратно и спокойно, то вам прекрасно подойдёт любой из типов.

На качество посадки влияет большое количество факторов. Таких, как твёрдость протектора и массивность блока, в который производится установка. Правильно установленный шип должен выступать на 1-1,5 мм. Если этот показатель меньше, то пользы от шипа будет мало. Если больше, то шипы будут сильнее изнашиваться, да ещё и разрывать резину вокруг себя.

Что же касается производителей шипов, то можно назвать такие компании, как Tikka-Nastat, Ugigrip Turvanasta и Scason, чья продукция весьма популярна в наших широтах. Экономить в этом вопросе не следует, лучше приобрести фирменную продукцию (впрочем, такой подход справедлив далеко не только для шипов).

Что же касается количества шипов, то важно, чтобы в зоне контакта шины с дорогой в любой момент времени находилось не менее 8 шипов, иначе от них просто не будет пользы. Также принято считать, что максимальное их количество не должно превышать 12, поскольку это приведёт к увеличению скорости износа протектора и повышению шумности при движении. Однако некоторые производители не всегда придерживаются такого правила. Например, у Nokian есть шины, у которых имеется 160 шипов, в то время как обычно их число не превышает 130.

Ошиповка на месте, если её произвели специалисты, которые использовали качественные шипы и профессиональное оборудование, не слишком сильно уступает заводской. Многое зависит также и от правильной последующей эксплуатации — резина должна «вылежаться» и быть обкатана. Жаль только, что ошиповку подчас производят люди, которые не слишком заботятся о качестве своей работы и нередко используют поддельные шипы. Так что если вы не уверены в том, что вам всё сделают наилучшим образом, то лучше действительно не рисковать и выбрать шину с заводской ошиповкой. При этом вы получите не только более высокое качество, но ещё и сэкономите немало времени.

Читайте также:
Советы по выбору зимней резины
Смена резины в преддверии холодного сезона должна быть произведена обязательно.
Как выбрать летние шины?
К выбору летней резины следует подходить не менее тщательно, чем к зимней.
Прогулки бок о бок: ТОП-5 колясок для двойни
Претенденты на роль первого транспорта двойняшек с расположением сидений рядышком и друг за другом.
Пятерка Wi-Fi адаптеров для компьютера с USB-подключением
Связующие звенья цепочки, необходимые для создания интернет-соединения «по воздуху».
ТОП-5 напольных колонок для домашнего кинотеатра
Выбираем напольную акустику, способную удовлетворить ваш музыкальный и кинотеатральный вкус.