Модель GPU
GPU — это разновидность процессора, предназначенная для обработки графики, который и определяет фундаментальные рабочие характеристики видеоадаптера. На сегодня существуют два основных производителя —
AMD и
NVIDIA. Также в гонку лидеров ворвалась компания Intel с линейкой дискретной графики
Intel Arc.
NVIDIA:
GeForce GT 1030,
GeForce GTX 1050 Ti,
GeForce GTX 1060,
GeForce GTX 1070 и др. (все относяткся к
GeForce 10 series),
GeForce 16 series в виде
GeForce GTX 1630,
GeForce GTX 1650 (
SUPER),
GeForce GTX 1660 (
SUPER,
Ti) ,
GeForce RTX 20 series, а именно
GeForce RTX 2060 (
SUPER),
GeForce RTX 2070 (
SUPER),
GeForce RTX 2080 (
SUPER,
Ti),
GeForce RTX 3050,
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti,
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090, а также профессиональные
Quadro.
AMD:
Radeon RX 400 series,
Radeon RX 500 series в виде
Radeon RX 550,
Radeon RX 560,
Radeon RX 570,
Radeon RX 580,
Radeon RX 590,
Radeon RX 5500 XT,
Radeon RX 5600 XT,
Radeon RX 5700,
Radeon RX 5700 XT,
Radeon RX 6400,
Radeon RX 6500 XT,
Radeon RX 6600,
Radeon RX 6600 XT,
Radeon RX 6650 XT,
Radeon RX 6700 XT,
Radeon RX 6750 XT,
Radeon RX 6800,
Radeon RX 6800 XT,
Radeon RX 6900 XT,
Radeon RX 6950 XT,
Radeon RX 7600,
Radeon RX 7600 XT,
Radeon RX 7700 XT,
Radeon RX 7800 XT,
Radeon RX 7900 XT,
Radeon RX 7900 XTX,
Radeon RX 7900 GRE,
Radeon RX Vega 56,
Radeon RX Vega 64,
AMD Radeon VII и профессиональные
FirePro.
Зная модель GPU, можно найти подробные данные по нему (специальные характеристики, отзывы, обзоры и т. п.) и оценить, насколько данная плата подойдет для ваших целей. При этом стоит отметить, что в видеокартах сторонних брендов характеристики графического процессора могут несколько отличаться от стандартных (причем нередко — в сторону ускорения и улучшения).
Разрядность шины
Количество данных (бит), которое может быть передано по шине памяти видеокарты за один цикл. От разрядности шины напрямую зависит производительность видеокарты: чем выше разрядность — тем больше данных шина передаёт за единицу времени и тем, соответственно, быстрее работает видеопамять.
Минимальной разрядностью для современных видеокарт фактически является
128 бит, этот показатель характерен в основном для бюджетных моделей. В решениях среднего уровня встречаются показатели в
192 бит и
256 бит, а в продвинутых моделях —
352 бит,
384 бит и более, вплоть до
2048 бит.
Частота работы GPU
Частота работы графического процессора видеокарты. По общему правилу, чем больше частота работы GPU — тем выше производительность видеокарты, однако этот параметр является не единственным — многое также зависит и от конструктивных особенностей видеокарты, в частности типа и объёма видеопамяти (см. соответствующие пункты глоссария). Вследствие этого не является необычной ситуация, когда из двух видеокарт более производительной может оказаться модель с низшей частотой процессора. Кроме этого стоит отметить, что высокочастотные процессоры имеют также высокое тепловыделение, что требует применения мощных систем охлаждения.
Макс. разрешение
Максимальное разрешение, поддерживаемое видеокартой — то есть наибольший размер изображения (в пикселях), которое она может выводить на внешний экран.
Чем выше разрешение — тем более четкой и качественной получается картинка. С другой стороны, с повышением числа пикселей растут требования к вычислительной мощности и, соответственно, стоимость видеокарты. Кроме того, не стоит забывать, что оценить все преимущества высоких разрешений можно только на мониторах с соответствующими характеристиками. С другой стороны, в настройках графики можно выставить и более низкие разрешения, чем максимальное; а хороший запас по разрешению означает и хороший запас по общей производительности.
Что касается конкретных значений, то фактическим минимумом для современных видеокарт является 1600х1200, однако намного чаще встречаются более высокие показатели — вплоть до
Ultra HD 4K и
Ultra HD 8K.
Тест Passmark G3D Mark
Результат, показанный видеокартой в тесте (бенчмарке) Passmark G3D Mark.
Бенчмарки позволяют оценить фактические возможности (прежде всего общую производительность) видеокарты. Это особенно удобно в свете того, что схожие по характеристикам адаптеры на практике могут заметно различаться по возможностям (например, из-за разницы в качестве оптимизации отдельных компонентов под совместную работу). А Passmark G3D Mark является самым популярным в наше время бенчмарком для графических адаптеров. Результаты такой проверки указываются в баллах, при этом большее число баллов соответствует более высокой производительности. По состоянию на середину 2020 года в наиболее продвинутых видеокартах число набранных баллов может превышать 17 000.
Отметим, что Passmark G3D Mark используется не только для общей оценки производительности, но и для определения совместимости видеокарты с конкретным процессором. CPU и графический адаптер должны быть приблизительно равны по общему уровню вычислительной мощности, иначе один компонент будет «тянуть назад» другой: например, слабый процессор не позволит раскрыть весь потенциал мощной игровой видеокарты. Для поиска видеоадаптера под конкретную модель CPU можно воспользоваться списком «Оптимальные для процессоров AMD» или «Оптимальные для процессоров Intel» в подборе нашего каталога.
DVI-D
Количество выходов DVI-D, предусмотренных в видеокарте.
Интерфейс
DVI-D обеспечивает передачу видеосигнала в цифровом виде. В зависимости от версии, максимальное разрешение такого видео может составлять 1920х1200 (Single Link) или 2560х1600 (Dual Link); конкретная используемая версия, как правило, зависит от общего назначения и ценовой категории видеокарты. Однако в любом случае данный интерфейс весьма популярен в современных мониторах, а вот в других экранах почти не встречается.
Наличие нескольких выходов позволяет подключать к видеокарте одновременно несколько экранов — например, пару мониторов для организации расширенного рабочего пространства. Конкретно же выходов DVI-D может предусматриваться до 4.
Поддержка VR
Поддержка видеокартой технологий
виртуальной реальности, проще говоря — возможность работы с очками виртуальной реальности.
Такие очки обеспечивают изменение изображения в окулярах при поворотах и наклонах головы, создавая таким образом эффект погружения. Одной из особенностей виртуальной реальности является требовательность к графической производительности: к примеру, частота кадров для нормального восприятия картинки должна составлять не менее 90 кадр/сек. Кроме того, режим VR нередко использует специальные технологии, призванные обеспечить комфортное восприятие (и тоже требовательные к вычислительной мощности).
Все эти моменты учтены в видеокартах с поддержкой VR. Отметим, что степень совместимости с конкретной гарнитурой виртуальной реальности может быть разной, этот момент стоит уточнять отдельно; однако для нормальной работы с VR в любом случае потребуется графическая карта, в которой данная возможность прямо заявлена. Кроме того, такие модели пригодятся и разработчикам контента под виртуальную реальность.
Потоковых процессоров
Количество потоковых процессоров, предусмотренное в видеокарте.
Потоковым процессором называют отдельную часть графического процессора, рассчитанную на выполнение одного шейдера за раз. Шейдеры, в свою очередь, представляют собой небольшие программы, отвечающие за создание отдельных графических эффектов (например, блеска поверхности, бликов на поверхности воды, эффекта смазывания изображения при движении и т. п.). Соответственно, чем больше потоковых процессоров предусмотрено в конструкции — тем больше шейдеров одновременно может выполнять видеокарта и тем выше ее вычислительная мощность. Впрочем, в целом это довольно специфический параметр, актуальный в основном для профессиональных разработчиков, моддеров и геймеров-энтузиастов.
Текстурных блоков
Количество текстурных блоков, содержащихся в графическом процессоре.
Как следует из названия, такие блоки отвечают за работу с текстурами. Текстура, в свою очередь — это один из основных элементов 3D-графики: изображение, накладываемое на поверхность трехмерного объекта (подобно тому, как, например, обои наклеиваются на стену или этикетка — на коробку). Конкретным назначением текстурных блоков является отбор текстур и их наложение на поверхность геометрических объектов. При прочих равных большее число таких блоков означает более высокую производительность графики; хотя в целом это довольно специфический параметр, предназначенный в основном для специалистов и крайне редко необходимый рядовым пользователям.