Частота работы GPU
Частота работы графического процессора видеокарты. По общему правилу, чем больше частота работы GPU — тем выше производительность видеокарты, однако этот параметр является не единственным — многое также зависит и от конструктивных особенностей видеокарты, в частности типа и объёма видеопамяти (см. соответствующие пункты глоссария). Вследствие этого не является необычной ситуация, когда из двух видеокарт более производительной может оказаться модель с низшей частотой процессора. Кроме этого стоит отметить, что высокочастотные процессоры имеют также высокое тепловыделение, что требует применения мощных систем охлаждения.
Частота работы памяти
Скорость, с которой видеокарта может обрабатывать данные, хранящиеся в ее видеопамяти. Фактически показатель определяет максимальное количество операций по приему или передаче данных модулем памяти за единицу времени. Выражается такая частота в мегагерцах (МГц) — миллионах операций за секунду. Высокая частота работы видеопамяти способствует улучшению производительности при выполнении ресурсоемких задач на манер обработки текстур, рендеринга графики и других графических операций. Однако параметр является отнюдь не единственным фактором, оказывающим влияние на общую производительность видеокарты — важно учитывать архитектуру GPU, количество ядер, частоту ядер и прочие характеристики.
HDMI
Количество выходов HDMI, предусмотренных в видеокарте.
На сегодня
HDMI является наиболее популярным интерфейсом для работы с изображением высокого разрешения и многоканальным звуком (он может использоваться одновременно для видео и аудио). Такой разъём является практически стандартным для современных мониторов, кроме того, он широко используется в других видах экранов — телевизорах, плазменных панелях, проекторах и т.п.
Наличие нескольких выходов позволяет подключать к видеокарте одновременно несколько экранов — например, пару мониторов для организации расширенного рабочего пространства. Впрочем, портов HDMI в видеокартах не бывает более 2 — по ряду причин для нескольких экранов сразу в данном случае проще использовать другие разъёмы, прежде всего DisplayPort.
DisplayPort
Количество выходов DisplayPort, предусмотренных в видеокарте.
DisplayPort представляет собой цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике. Конкретные возможности этого интерфейса зависят от версии (см. ниже), однако даже в самой скромной современной версии DisplayPort позволяет как минимум работать с разрешением 4K на 60 кадрах в секунду и 5K — на 30 к/с. Еще одной интересной особенностью данного стандарта является возможность последовательного подключения нескольких экранов к одному порту (формат «daisy chain»).
В свете последнего можно сказать, что количество выходов DisplayPort соответствует количеству экранов, которые можно подключать к видеокарте напрямую, без применения daisy chain. Такое подключение может потребоваться, в частности, для мониторов, не поддерживающих работу в режиме «цепочки». Если же такой режим поддерживается — максимальное число экранов будет как минимум вдвое выше, чем число разъемов. Однако стоит учесть, что разрешения, поддерживаемые самим видеоадаптером, могут не дотягивать до предельных возможностей используемой версии DisplayPort.
Охлаждение
—
Активное (кулер). Активным в данном случае называют принудительное воздушное охлаждение — то есть охлаждение за счет наружного воздуха, подаваемого кулером. Роль кулера может выполнять как классический вентилятор с радиатором, так и закрытый корпус, в который воздух нагнетается за счет специальной турбинки («бловера»). Вариант с корпусом характерен для высококлассных моделей; он довольно сложен и дорог, однако очень эффективен, к тому же горячий воздух обычно выводится не просто из корпуса видеокарты, а за пределы системного блока, и не влияет на остальные компоненты системы. В целом же активное охлаждение (всех видов) обеспечивает неплохой баланс характеристик: оно получается заметно дешевле и проще в установке, чем водяные системы, и в то же время намного эффективнее, чем пассивные радиаторы. Поэтому большинство современных видеокарт оснащается именно кулерами или бловерами.
—
Пассивное (радиатор). Пассивными называют системы охлаждения, в которых тепло рассеивается естественным способом, без дополнительного обдува или принудительной циркуляции жидкости. Радиаторы, используемые в таких системах, имеют вид ребристых металлических пластин — такая форма повышает эффективность отвода тепла. Для еще большего повышения эффективности радиаторы могут дополняться тепловыми трубками — замкнутыми трубками, по которым естественным образом перемещается теплоноситель. Главным достоинством пассивных систем счит
...ается полное отсутствие шума; кроме того, они не потребляют энергию и чрезвычайно надежны (ломаться в радиаторах практически нечему). С другой стороны, такие системы менее эффективны, чем кулеры и тем более ватерблоки, а потому применяются в основном в сравнительно маломощных видеокартах. Встречаются и исключения, однако в них радиатор приходится делать довольно громоздким, что может затруднить установку.
— Жидкостное (ватерблок). Охлаждение, осуществляемое за счёт циркуляции воды (или иного жидкого теплоносителя) по трубкам, соприкасающимся с компонентами видеокарты. Такие системы чрезвычайно эффективны, поскольку теплоёмкость у воды выше, чем у воздуха; кроме того, уровень шума при работе ватерблоков чрезвычайно низок. Главным их недостатком является сложность в установке: для работы такой видеокарты необходимо наличие водяной системы охлаждения, которая сама по себе стоит довольно дорого и в комплект поставки обычно не включается. Как следствие, чисто жидкостное охлаждение является прерогативой отдельных видеокарт топового класса, рассчитанных на энтузиастов или профессиональных пользователей.
— Гибридное (ватерблок+кулер). Система охлаждения, включающая сразу два модуля — воздушный (кулер) и водяной (ватерблок). Специфика того и другого подробно описана выше; здесь же стоит отметить, что в данном случае в комплект поставки обычно включается не просто ватерблок на самой плате, а полноценная система жидкостного охлаждения (СЖО) — с внешним радиатором, помпой и другими компонентами. Таким образом, видеокарта поставляется с полностью работоспособной, готовой к использованию системой охлаждения.
Как правило, гибридные системы конструируются таким образом: GPU и некоторое количество других наиболее «горячих» элементов платы перекрываются ватерблоком, за остальное отвечает воздушный кулер. Основной смысл такого разделения заключается в том, чтобы переложить с ватерблока на кулер некритичную нагрузку, не требующую максимальной производительности; это положительно сказывается на равномерности и эффективности жидкостного охлаждения. С другой стороны, гибридные системы довольно дороги, поэтому и применяются они заметно реже традиционных ватерблоков для подключения к СЖО, причем исключительно в решениях топового уровня.Кол-во вентиляторов
Количество отдельных вентиляторов, предусмотренных в системе охлаждения видеокарты (при их наличии — см. «Охлаждение»).
В целом чем мощнее видеоадаптер — тем более эффективное охлаждение ему требуется. Так что
один вентилятор характерен преимущественно для устройств начального и недорогого среднего класса,
два — от среднего до продвинутого, а
три и
более являются практически однозначным признаком решения премиум-уровня. В то же время строгой зависимости здесь нет, и схожие по характеристикам модели могут иметь разное число вентиляторов (тем более что эффективность охлаждения определяется не только количеством вентиляторов, но и их диаметром). А вот на что данный параметр влияет однозначно — так это на длину видеокарты и, соответственно, количество места, необходимое для ее установки.
Подсветка
Наличие у видеокарты системы
подсветки. Данная особенность придает плате оригинальный внешний вид, что особенно ценят геймеры и любители внешнего моддинга ПК. Подсветка может иметь разный цвет, в некоторых моделях этот цвет даже может изменяться. В то же время стоит учитывать, что на функционал видеокарты эта особенность не влияет, а на стоимости заметно сказывается. Так что специально искать видеокарту с подсветкой стоит только в тех случаях, когда необычный дизайн для вас не менее важен, чем рабочие характеристики. Также стоит иметь в виду, что подобные адаптеры нужно устанавливать в соответствующие корпуса — открытые или со смотровым окном, иначе подсветку попросту не будет видно.
Синхронизация подсветки
Технология
синхронизации подсветки, предусмотренная в видеокарте с соответствующим дизайном.
Сама по себе синхронизация позволяет «согласовать» подсветку видеокарты с подсветкой других компонентов системы — материнской платы, корпуса, клавиатуры, мыши и т. п. Благодаря этому согласованию все компоненты могут синхронно менять цвет, одновременно включаться/отключаться и т. п. Конкретные особенности работы такой подсветки зависят от применяемой технологии синхронизации, а она, как правило, у каждого производителя своя (Mystic Light Sync у MSI, RGB Fusion у Gigabyte и т. п.). Также от этого зависит совместимость компонентов: все они должны поддерживать одну технологию. Так что проще всего добиться совместимости подсветки, собрав комплектующие от одного производителя.
Потребляемая мощность
Максимальная мощность питания, потребляемая видеокартой при работе. Этот параметр имеет значение для расчёта общей мощности, потребляемой всей системой, и подбора блока питания, обеспечивающего соответствующую мощность.