Как выбрать проектор
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
1. Тип
Современные проекторы по их назначению с некоторой долей условности можно разделить на такие типы:
- Для презентаций. Это классические проекторы, которые прежде всего заточены на показ слайдов на уроках, лекциях, совещаниях и т.д. Поскольку презентации часто проводят в освещенных помещениях, данные модели должны иметь хороший запас яркости. Также эти проекторы, как правило, заточены на подключение к компьютерной технике, поэтому оснащаются VGA разъемом и/или HDMI. Чаще всего более простые презентационные модели подходят для образования (школьных классов или аудиторий в вузах) или бизнеса (переговорных комнат). А вот продвинутые проекторы позиционируются в качестве инсталляционных решений для просторных конференц-залов, выставочных центров и т.д. У Epson, BenQ и других брендов есть даже одноименная профильная линейка — Installation.
- Для дома. Это проекторы для мультимедийных развлечений в домашних условиях. Они по сути являются конкурентами телевизоров, подходят для просмотра фильмов, телешоу, спорта, роликов на YouTube. Высочайшая яркость тут не обязательна, а вот детализация и контрастность должна быть лучше, чем у моделей для презентаций. Как правило, тут имеется поддержка Full HD или Ultra HD (4K), телевизионного формата картинки 16 к 9, нередко есть интерфейсы для подключения внешних акустических систем.
- Для кинотеатра или профессиональные решения. Это «заряженные» модели с соответствующими ценниками. Их можно рекомендовать для создания крутого домашнего кинозала. У них контрастность и качество цветопередачи еще выше, чем у домашних проекторов, есть поддержка кинематографических форматов. Также к фишкам профессиональных моделей относится оптический зум (масштабирование без снижения качества картинки), сдвиг объектива и совместимость с многоканальным звуком.
- Для игр. Это проекторы для геймеров. Оформление может перекликаться с дизайном профильных линеек ноутбуков или ПК. Но главное тут — поддержка минимум Full HD, качественная цветопередача, высокая частота обновления (120 Гц и более), минимальная задержек ввода (input lag), наличие HDMI-портов.
Также выделяется и отдельный тип универсальных проекторов. У них нет четкой специализации, а основные параметры картинки либо усреднены — в самых доступных моделях, либо на топовом уровне —- в высшем ценовом сегменте.
Еще активно расширяется ассортимент портативных решений — мини-проекторов. Они отличаются компактными или даже ультракомпактными габаритами. Эта особенность гарантирует мобильность при организации выездных презентаций. Сценарии применения мини-проекторов также довольно универсальны — многие модели подходят для мультимедийных развлечений, хотя основные характеристики несколько проигрывают полноразмерным аналогам.
Также отметим, что самые крутые и богато оснащенные модели, в том числе инсталляционные (для презентаций) и профессиональные проекторы — это зачастую довольно массивные прямоугольные коробки, которые лучше всего подходят для стационарного применения — монтируются под потолком или размещаются на выделенном пьедестале.
Начинать выбор проектора с определения типа вовсе не обязательно. Куда важнее обращать внимание на критичные именно для вас и вашего сценария применения технические параметры, о чем и пойдет речь далее.
2. Проекционные характеристики
Ключевыми критериями выбора проектора являются параметры проекции. Именно от них зависит то, подходит ли прибор для вашего помещения или нет и где его придется размещать.
Определяющая характеристика — проекционное соотношение (Throw Ratio). Она характеризует зависимость между расстоянием до экрана и размером (шириной) картинки. Формула такова:
ПС = РП/ШЭ, где
- ПС — проекционное соотношение;
- РП — расстояние проекции;
- ШЭ — ширина экрана.
Так, если показатель равен 2:1, то это значит, что при размещении модели в 2 метрах от стены она обеспечит изображение шириной метр. Нередко указывается не проекционное соотношение, а коэффициент проекции — только первая цифра без двоеточия и единицы. Зная ПС, можно просчитать как удаленность проектора от стены для предпочтительного размера картинки, так и максимальную (и минимальную) ширину экрана для вашего помещения и условий монтажа.
У продвинутых моделей проекционный коэффициент не фиксированный, а плавающий, что обеспечивает пользователю большую гибкость в настройках. Так, поддержка оптического увеличения позволяет без перемещения проектора менять размер картинки, сохраняя эталонное качество и точность фокусировки. Но такой зум — дорогое удовольствие.
У большинства проекторов начального и среднего ценового сегмента проекционный коэффициент фиксированный. Тут для изменения размера картинки надо перемещать прибор — удалять или приближать к стене (экрану). У подобных моделей иногда заявлен цифровой зум. В теории масштабирование тут тоже поддерживается, но увеличение размера негативно отражается на разрешении изображения.
Кстати, еще более универсальными являются проекторы со сменной оптикой. Для них можно докупить необходимые объективы с подходящим проекционным коэффициентом. Правда, такие модели сегодня встречаются редко и обычно относятся к высшему ценовому сегменту чаще всего среди инсталляционных решений.
Проекционное соотношение — не единственный важный параметр, также при выборе надо смотреть на:
- минимальное проекционное расстояние. Этот показатель определяет, как близко можно разместить проектор к экрану, получив при этом четкое, сфокусированное изображение. Некоторые модели можно размещать на удалении всего в 10 или 20 см, что важно для стесненных условий, упрощает монтаж, исключает тени от спикера или зрителей. Но в этом случае важно, чтобы проекционный коэффициент был ощутимо меньше единицы: тогда с 20 см выйдет получить экран шириной около метра;
- максимальное проекционное расстояние. Это наибольшее удаление от экрана, при котором прибор обеспечит качественную картинку. Хорошая «дальнобойность» важна, как правило, для просторных помещений, в том числе больших аудиторий, конференц-залов, кинотеатров. Если проекционный коэффициент больше 2, то проектор называют длиннофокусным. У него для получения крупной картинки нужно серьезное удаление от экрана: допустим, хотя бы 6 метров, чтобы получить ширину изображения в 3 м. Вместе с тем сегодня все более востребованы короткофокусные проекторы: они с дистанции в 50 см могут выдать картинку с диагональю под 4 м, и не требуют сложного монтажа;
- минимальную и максимальную диагональ экрана. С этими параметрами все чуть проще — напрашиваются аналогии с телевизорами. Только вместо одного фиксированного значения у проекторов целый диапазон. Кстати, гнаться за рекордными максимальными диагоналями нужно лишь в том случае, если есть подходящая стена — с нанесенной на нее проекционной краской или специальный экран.
3. Монтаж
От проекционных характеристик прямо зависит предпочтительный вариант монтажа. Так, короткофокусные модели можно разместить на тумбе или столе близко от экрана. В этом случае исключена проблема теней, что важно и в учебном классе, и в переговорной комнате, и при кинопросмотре.
Проекторы, которые можно отнести к категории средне- (проекционный коэффициент от 1 до 2) и длиннофокусных (от 2 и более), лучше размещать подальше и повыше, чтобы снизить проблему теней. Нередко оптимальный вариант —- установка под потолком, используя специальные крепления. Потолочный монтаж не исключен и для моделей с коротким фокусом — просто он сложнее, чем настольный.
При установке под потолком нужна модель с поддержкой вертикальной инверсии. А если проектор будет размещаться ощутимо выше или ниже экрана, либо со смещением вправо/влево, то обязательная опция — это коррекция трапеции. С ее помощью можно устранить нарушение геометрии изображения и придать ей прямоугольную форму. Чаще всего подстройка доступна как по горизонтали, так и по вертикали, а у некоторых моделей имеется функция автотрапеции, то есть корректировка проходит без участия пользователя.
4. Яркость и другие параметры изображения
Ключевой характеристикой изображения, создаваемого проектором, можно считать яркость, а точнее световой поток. Он приводится в люменах, в идеале должен быть указан по методике ANSI (Американского национального института стандартов). В таком случае две модели действительно можно сравнивать между собой по яркости. От того, насколько мощный световой поток поддерживает проектор, зависит его готовность к работе в хорошо освещенном помещении.
- размера картинки — чем больше диагональ, тем выше световой поток нужен;
- выбранного режима. Допустим, пресеты для фильмов традиционно выдают до 50% от максимума;
- поверхности, на которую выводится проекция. В идеале нужен белый экран или стена со специальной покраской. Именно при таких условиях тестируется яркость по ANSI.
Рекомендации по выбору светового потока проектора:
- до 500 лм — минимум для отображения небольшой картинки (до 80 дюймов) в темном помещении;
- от 1000 до 1500 лм — достойное значение для просмотра фильмов с приглушенным светом или наличии хорошего затемнения (помещение без окон, использование плотных блэкаут-штор и т.д.);
- около 3000 лм — стандартный показатель для проекторов, которые используются в школах и офисах для презентаций;
- от 3000 до 5000 лм — подходящий уровень яркости для работы в хорошо освещенных помещениях, например, днем;
- выше 5000 лм — это показатели продвинутых моделей, в том числе используемых в больших конференц-залах.
Также нужно обращать внимание и на другие параметры изображения:
- Реальное разрешение. Стандартом сегодня считается Full HD. Такой детализации достаточно для большинства задач, включая кинопросмотр. Для презентаций в школе или работы с другим образовательным мультимедиа контентом может хватить и формата HD. Требовательным киноманам рекомендуются проекторы с поддержкой 4K. Такая же детализация не будет лишней, когда зритель находится близко к большому экрану, при проведении презентаций в крупных конференц-залах, выводе на экран данных с мелким текстом, таблицами и т.д.
- Статическая контрастность. Для учебы и офисных задач данный параметр не слишком важен. К тому же тут естественность черного цвета зависит даже не от контрастности, а от освещенности. Поэтому в таких сценариях достаточно значения 1000:1. Другое дело — кино и игры. Здесь рекомендуется показатель не ниже 3000:1. Учтите также, что многие производители указывают не статическую контрастность, а динамическую, где можно встретить огромные числа — 2 000 000:1 и больше. Они менее информативны и подходят разве что для сравнения двух моделей между собой, а реальное качество картинки можно будет определить только на практике.
- Цветовой охват. Данный показатель также приоритетен для мультимедиа развлечений и кино. Нормой, которая подтверждает действительно хорошую цветопередачу, считается способность отображать 1 млрд. оттенков. Дополнительно некоторые модели имеют технологии улучшения цвета. Еще одной фишкой может быть поддержка HDR. Правда, чтобы соответствующий контент гарантировал зрителю вау-эффект, у проектора должна быть также высокая яркость и хорошая статическая контрастность.
- Формат изображения. Многие проекторы могут выводить картинку с разным соотношением сторон. Для образовательных и бизнес-презентаций подходит формат 4:3, но более универсальным все же считается 16:9: он оптимален для кино, игр и различных рабочих задач.
- Частота вертикальной развертки. Чем выше это значение, тем плавнее будет видеоряд в динамичных сценах. Нормой считается 60 Гц, этого более чем достаточно для презентаций, образовательного медиа контента, роликов на YouTube и т.д. Требовательным геймерам и фанатам 3D-фильмов нужны модели с поддержкой 120 Гц. Правда, такие проекторы дороже, плюс не все производители вообще указывают параметры «герцовки».
К дополнительным бонусам можно отнести различные «улучшалки» изображения, призванные повышать яркость, контрастность и другие параметры картинки. В целом, чем больше производитель дает сведений о разных характеристиках изображения, тем проще сравнивать и выбирать подходящее решение.
5. Лампа и ее ресурс
Лампа — это источник света в проекторе, от которого непосредственно зависит яркость и общее качество изображения. Еще это «расходник»: он имеет свой рабочий ресурс, постепенно деградирует и требует замены. Чаще всего в современных проекторах используются следующие виды ламп:
- LED они же светодиодные;
- лазерные или Laser-LED;
- газоразрядные — прежде всего ртутные.
У каждого из этих вариантов есть свои сильные и слабые стороны. Основные отличия между ними мы свели в таблицу:
Параметры сравнения | LED | Лазер | Ртутные |
---|---|---|---|
В каких проекторах встречаются | бюджетный и средний уровень, в том числе портативные модели | средний и высокий уровень | преимущественно средний класс |
Яркость, лм (ANSI) | низкая и средняя | самая высокая | самая высокая |
Энергоэффективность | высокая | высокая | низкая |
Рабочий ресурс, ч | выше 10 000 | выше 10 000 | до 5 000 |
Плюсы | компактность, хорошая цветопередача | компактность, отличная цветопередача | низкая стоимость |
Минусы | зачастую не лучший выбор для больших экранов и ярких помещений | стоят дороже конкурентов | нагреваются и требуют охлаждения, имеют ртуть в составе |
Многие проекторы способны служить годами без замены ламп, хотя тут все зависит от ее типа и интенсивности использования прибора. Если у вас проектор будет задействован часто, тогда рабочий ресурс может стать узким местом. В таком случае еще до покупки лучше узнать, во сколько обойдется новая лампа.
В целом разница в эксплуатационных свойствах между ртутными, светодиодными и лазерными решениями постепенно снижается. Соответственно, тип лампы — это важный, но точно не первостепенный критерий.
6. Матрица
Технологию формирования изображения у проектора определяет его матрица. Ее тип также стоит учитывать на этапе выбора модели. В технические нюансы матриц мы вдаваться не будем. Для начала перечислим основные технологии, которые встречаются сегодня:
- 1LCD — матрица, которая используется в бюджетных и портативных проекторах. Ведущие производители данную технологию почти не применяют;
- DLP — самая распространенная технология, которая используется в проекторах как среднего, так и высшего ценового сегмента;
- 3LCD — это продвинутая вариация 1LCD, которая позволяет добиться более яркой и насыщенной картинки. Такие матрицы применяют в проекторах среднего и высшего ценового сегмента, причем зачастую приборы отличаются более крупными размерами;
- LCoS — это технология, которая объединяет возможности DLP и LCD. Встречается довольно редко и прежде всего в премиальных проекторах.
Основные отличия матриц приведены в таблице:
Параметры | 1LCD | DLP | 3LCD | LCoS |
---|---|---|---|---|
Стоимость | самая низкая | средняя | средняя | самая высокая |
Яркость | низкая и средняя | средняя | высокая | высокая |
Изображение | насыщенное, с частотой обновления до 60 Гц | контрастное, однородное, с обновлением до 240 Гц | насыщенное, с точной цветопередачей, частота до 120 Гц | контрастное, с качественными цветами и отличной четкостью, без эффекта радуги |
Размеры | компактные | самые компактные | крупные | крупные |
Обслуживание | нужна чистка от пыли | не требуется | нужна чистка от пыли | нужна чистка от пыли |
Минусы | световая решетка при близком рассмотрении, нет поддержки 3D | возможен эффект радуги при движении головой или в динамичных сценах | невысокая контрастность | редко встречается из-за дороговизны |
Обращать внимание на тип матрицы проектора необходимо в том случае, если какие-то характерные особенности той или иной технологии вас не устраивают. Допустим, если не хотите заниматься обслуживанием, то лучше рассматривать ходовые модели с DLP, а если планируете использовать прибор для динамичных игр, то, вероятно, 1LCD с частотой обновления в 60 Гц — не лучший выбор.
Также по возможности стоит обратить внимание на физический размер матрицы. Чем он больше, тем качественнее может быть проецируемая картинка. Представители начального и среднего ценового сегмента могут похвастать размерами до 0.7 дюйма, тогда как топовые решения — от 1.2 дюйма и более.
7. Важные функции
К значимым функциональным особенностям и фишкам оснащения проекторов относятся такие моменты:
- способ фокусировки. Это критически важный момент для мобильной эксплуатации, когда проектор и/или экран постоянно перемещаются. Проще всего настраивать картинку, если есть автофокус — устройство все сделает за вас. Также фокусировка бывает ручной или моторизированной. В первом случае придется подходить к прибору и вращать кольцо на объективе. Тут все довольно просто, надежно, но не всегда удобно. Моторизированный фокус предусматривает привод с электромотором, так что фокусировка может быть выполнена с пульта ДУ;
- поддержка 3D. Довольно востребованная опция для домашнего кинотеатра. В тандеме с большой диагональю трехмерная картинка помогает добиться эффекта погружения в происходящее на экране;
- гибкие настройки проекции. Большинство востребованных опций мы уже перечислили ранее, это сдвиг объектива, коррекция трапеции, в том числе автоматическая, инверсия, цифровой и оптический зум. Все эти моменты точно не будут лишними, если проектор часто перемещается с места на место;
- аудиосистема. Многие проекторы имеют встроенные динамики, то есть позволяют обойтись без отдельных колонок. Иногда можно встретить также модели с сабвуфером для лучшего звучания басов или даже с брендовой акустикой — от производителей Hi-Fi аудиооборудования. Но с отдельной многоканальной системой подобное оснащение все же не сравнится;
- автономность. Некоторые портативные модели имеют встроенный аккумулятор. С его помощью можно обустроить кинопросмотр под открытым небом или проводить презентации даже при аварийных отключениях света;
- удобные органы управления. Большинство проекторов комплектуются пультами. Некоторые модели могут иметь так называемый аэропульт, работающий как указка, или интерактивное перо, которое выведет лекции и семинары на новый уровень.
Из других полезных опций стоит выделить датчик освещенности. Он нечасто встречается в проекторах, но когда есть, то помогает автоматически подстраивать яркость под текущие условия.
8. Подключение
Для портативных проекторов или просто для исключения лишней возни с кабелями стоит реализовать беспроводной коннект по Wi-Fi. В продаже сегодня есть модели как категории Wi-Fi Ready, к которым можно докупить адаптер, так и со встроенным модулем связи. Предпочтительнее выбирать модели с Wi-Fi 5, чтобы трансляция «по воздуху» даже 4K-контента была бесшовной. Также для потоковой передачи данных со смартфона приветствуются технологии Chromecast и AirPlay — соответственно для владельцев Android-устройств и iPhone. Для беспроводного подключения внешней акустики или периферии может использоваться Bluetooth.
Для стационарных проекторов и обеспечения высокой стабильности передачи данных подходит проводное подключение. Какие порты нужны вам? Надо отталкиваться от разъемов на ПК или других сопрягаемых устройствах. Здесь могут фигурировать LAN порт для подключения к интернету и управления, а также различные видеовходы — от VGA и S-Video до HDMI и USB C. Плюс обычный USB или картридер также приветствуется, ведь позволят подключить флешку, внешний жесткий диск, SD-карту и т.д.
Отметим, что активно расширяется ассортимент «умных» проекторов с операционной системой на борту. Чаще всего встречается платформа на базе Android или фирменная Smart TV, как допустим Tizen в проекторах Samsung. Такие модели надо просто подключить к интернету — по Wi-Fi или проводу, а в качестве источника сигнала они будут использовать популярные потоковые сервисы или облачные хранилища. Из других умных функций стоит выделить поддержку команд голосом или взаимодействия с голосовыми ассистентами.
9. Шум, вес, бренды
Перед покупкой проектора стоит учесть фактор шума. Для этого не обязательно вникать в технические тонкости с лампами, ведь для многих моделей указывается максимальное значение в дБ. Тихими считаются приборы, которые генерируют до 26 дБ, а достаточно шумными — от 34 дБ.
Для портативных проекторов и стандартных моделей, которые часто приходится переносить, еще одним немаловажным критерием является вес. Самые легкие модели весят до 1 кг или даже менее 500 грамм. Полноразмерные приборы для бизнеса или образовательных целей тяжелее — обычно от 2 до 3 кг. Но и это еще не много, если сравнивать с «тяжеловесами» для конференц-залов и домашних кинотеатров: их масса достигает 10 кг или более.
Еще один важный аспект — выбор бренда. Много «новичков» появилось с популяризацией портативных моделей. Но тут масса китайских брендов, среди которых встречаются решения с завышенными техническими характеристиками, но не самой лучшей картинкой на практике, а иногда еще и сложностями с фокусировкой. Так, если вы хотите портативный проектор от проверенных марок, то стоит обращать внимание прежде всего на продукцию Samsung, Asus, Philips, Viewsonic, а также на Xiaomi или XGIMI.
К лидерам рынка стационарных решений относятся такие производители, как Epson, BenQ и Optoma. Их продукция отличается широким ассортиментом и наличием нескольких линеек, предназначенных для различных целей: для бизнеса, учебы, домашних развлечений, кинотеатра, инсталляции в конференц-залах и даже игр. Как правило, не менее вариативны по ассортименту, но доступнее по цене проекторы брендов Acer, Viewsonic, Philips.
Не забывайте, что именитые и авторитетные производители — это косвенная гарантия качества, подтвержденная хорошей репутацией и отзывами. Плюс эти компании предлагают большой ассортимент ламп, а доступность данных расходных материалов через условные 5 лет после покупки проектора — очень важный момент.