1. Весовые группы

Начинать поиск оптимальной модели необходимо с определения подходящей группы, а для этого нужно знать возраст, вес и рост ребенка:

0+ (до 13 кг)

Автолюлька-переноска для самых маленьких — новорожденных младенцев весом до 13 кг (приблизительно до 12 – 15 месяцев). Она устанавливается исключительно против хода движения, так как у крохи еще недостаточно окрепший позвоночник, а удар или резкое торможение приведут к рывкам головой и чрезмерным нагрузкам на шею и спину. Спинка и сидение обеспечивают правильное расположение младенца в позе полулежа, внутренние ремни гарантируют надежную фиксацию, а полукруглое основание позволяет укачивать малыша, как в люльке. Зачастую автокресла этой группы оснащены мягким вкладышем, который можно снять и постирать, ручкой для переноски и защитным козырьком от солнца. Благодаря поддержке позвоночника и правильному расположению новорожденный может путешествовать в такой автолюльке длительное время.

Важно! Многие автокресла группы 0+ могут крепиться к шасси коляски с помощью специальных адаптеров, избавляя родителей от необходимости брать с собой люльку или прогулочный блок. Есть также универсальные коляски 3-в-1, в комплектацию которых уже входит автокресло в едином стиле с общим дизайном. Зачастую покупка такой коляски более выгодна, чем траты на коляску и автокресло отдельно.

0+/1 (0 – 18 кг)

Мультигруппа автокресел является универсальным вариантом для детей с первых дней жизни и приблизительно до 4-летнего возраста (или, точнее, до 18 кг). Она отличается от группы 1 наличием специального вкладыша для младенцев, который сглаживает угол посадочного места и распределяет нагрузку на позвоночник ребенка, избегая давления на копчик. Изначально эти кресла устанавливаются против хода движения, а по мере взросления пассажира их можно повернуть по ходу движения. Более продвинутые модели имеют возможность вращения на 360 градусов — то есть вы можете крутить сидение в любом направлении в зависимости от обстоятельств, не переставляя само кресло. Преимуществом таких устройств является более широкий диапазон использования и, соответственно, экономия средств, которые могли быть потрачены на покупку разных автокресел.


0+/1/2 (0 – 25 кг)

Еще более универсальная группа, которая объединяет в себе возможности типов 0+, 1 и 2 и предназначена для детей с самого рождения до младшего школьного возраста (приблизительно до 7 лет или до 25 кг). Такие автокресла также имеют вкладыш для правильной поддержки позвоночника новорожденного и устанавливаются сначала против хода движения, а потом — в обратном направлении.


0+/1/2/3 (0 – 36 кг)

Самая универсальная комбинированная группа прослужит вам с первых дней жизни малыша до 12 лет, то есть все время, когда вообще существует необходимость в специальном поддерживающем устройстве для маленького пассажира. Варианты «все в одном» имеют гибкие возможности регулировки наклона спинки и подголовника для обеспечения комфортных условий и для самых маленьких, и для подросших детей. Такие кресла достаточно громоздкие и тяжелые, но зато позволяют значительно сэкономить и не беспокоиться о своевременной покупке модели необходимой группы.


1 (9 – 18 кг)

Автокресла, рассчитанные на детей возрастом от 9 месяцев до 4 лет, ростом от 80 до 105 см и весом от 9 до 18 кг. Проще говоря, на такие модели можно переходить, когда ребенок уверенно держит спинку и уже сидит. Как правило, спинка здесь регулируется в нескольких положениях для комфортного сна и бодрствования, но до полностью лежачего положения не опускается — это небезопасно во время езды. Кроме того, такие автокресла можно устанавливать по ходу движения и против него.


1/2 (9 – 25 кг)

Мультигруппа, объединяющая в себе возможности типов 1 и 2 и предназначенная для детей возрастом от 9 месяцев до 6 – 7 лет или весом от 9 до 25 кг.


1/2/3 (9 – 36 кг)

Универсальные модели, подходящие под параметры групп 1, 2 и 3. Пользуются большой популярностью, так как предназначены для детей от 9 месяцев до 11 – 12 лет (или весом от 9 до 36 кг). Такие автокресла имеют собственные ремни безопасности, которые по мере взросления пассажира отстегиваются, и позволяют регулировать спинку и подголовник для создания комфортных условий для малыша и более взрослого ребенка.


2/3 (15 – 36 кг)

Автокресла для детей возрастом от 3 до 12 лет, которые лишены собственных ремней безопасности и имеют широкий диапазон регулировки подголовника. Ребенок фиксируется штатным ремнем безопасности, а сами кресла устанавливаются только по ходу движения автомобиля.


3 (22 – 36 кг, бустер)

В большинстве случаев это не полноценное кресло, а сиденье-подкладка, не имеющее спинки и боковой защиты, с твердым основанием и подлокотниками. Хотя существуют также бустеры с невысокой спинкой. Это приспособления для детей от 6 до 12 лет, главная задача которых — приподнять пассажира и таким образом обеспечить правильное расположение штатного ремня безопасности (через середину плеча и груди, а не по шее). В то же время от боковых ударов бустеры не защищают.


Бустер необходим для подросших детей, чтобы обеспечить правильное положение ремня безопасности.
Важно! Некоторые модели автомобилей уже оснащены встроенными сиденьями-бустерами для детей: например, Volvo XC90, Volvo XC60, Volvo V90 Cross Country, Dodge Journey до 2019 года. Эту информацию необходимо уточнять перед покупкой машины.
Некоторые модели автомобилей изначально оснащены бустерами.

Для удобства восприятия мы объединили все данные о весовых группах в таблицу:

Весовая группа Вес Рост Возраст
Основные группы 0+ 0-13 кг 40-85 см от рождения до 15 месяцев
1 9-18 кг 80-105 см с 9 месяцев до 4 лет
2 15-25 кг 100-135 см от 3 до 7 лет
3 22-36 кг 125-150 см от 6 до 12 лет
Комбинированные группы 0+/1 0-18 кг 40-105 см с рождения до 4 лет
0+/1/2 0-25 кг 40-135 см с рождения до 7 лет
0+/1/2/3 0-36 кг 40-150 см с рождения до 12 лет
1/2 9-25 кг 80-135 см с 9 месяцев до 7 лет
1/2/3 9-36 кг 80-150 см с 9 месяцев до 12 лет
2/3 15-36 кг 100-150 см с 3 до 12 лет

2. Типы креплений

Правильно подобранное детское автокресло — еще не залог успеха, ведь безопасность также зависит от креплений и правильности установки. Существует три основных типа креплений автокресел.

Штатные ремни безопасности

Наиболее простой и универсальный способ, так как имеется в любом современном автомобиле. В автокреслах для маленьких детей (до 4 лет) дополнительные крепления не нужны, так как само устройство закрепляется с помощью ремня, а малыш фиксируется отдельными трех- или пятиточечными ремнями, которыми оснащено кресло. Модели для старших детей, в том числе бустеры, остаются на месте под весом пассажира, а уже сам ребенок пристегивается ремнем безопасности.

Штатный ремень безопасности фиксирует или автокресло с малышом, или подросшего ребенка в кресле.

ISOFIX

Система, предложенная Международной организацией по стандартизации ISO в 1990 году с целью сделать установку детских автомобильных кресел максимально надежной, простой и быстрой. Для этого и на автокресле, и в машине должны быть специальные скобы — по паре встроенных металлических замков, которые защелкиваются между собой. Такая система считается наиболее надежным креплением и сводит к минимуму возможность неправильной установки. Тем более, многие модели дополнены индикацией — маркировкой, которая меняет цвет в случае установки автокресла надлежащим образом.

ISOFIX — это специальные крепежи, которые предусмотрены в базовой комплектации многих современных автомобилей.

Крепежи ISOFIX есть в базовой комплектации многих современных автомобилей, особенно в Европе. Обычно места размещения креплений в авто обозначаются пластиковыми направляющими, флажком с соответствующей надписью или пластиковым значком. Иногда крепление спрятано под обшивкой. Фиксаторы в большинстве случаев имеются на двух крайних сиденьях сзади, хотя есть машины с системой ISOFIX на переднем или на всех пассажирских местах. Помимо этого, есть автокресла, которые крепятся только с помощью автомобильного ремня, другие — совмещают его с ISOFIX, третьи — только с помощью ISOFIX-замков. Некоторые модели комплектуются специальной базой ISOFIX, на которую устанавливается само кресло.

Важно подчеркнуть, что система выдерживает нагрузку до 18 кг. Поэтому автокресла для старших детей и бустеры комбинируют ISOFIX и крепление с помощью штатного ремня безопасности.


Latch

Аналог ISOFIX, специальные крепления, которые в основном встречаются в американских марках автомобилей и обязательны в Штатах с 2002 года. Они тоже предусматривают особые замки, которые фиксируют автокресло в нижней и верхней частях.

Система креплений Latch.

Якорный ремень (Top Tether)

Еще одна скоба (в дополнение к ISOFIX или Latch), которая может располагаться за подголовником на задней полке автомобиля, в спинках задних сидений, в полу багажника или на потолке (зависит от марки автомобиля).

Дополнительное крепление с помощью якорного ремня.

Ножка упора в пол

Специальное крепление в виде прочной «ноги», которая встроена в основание автокресла или специальной базы и упирается в пол машины.

Автокресло с ножкой упора в пол.

Главная задача якорного ремня и ножки упора в пол — повышение надежности крепления, уменьшение нагрузки на основные элементы и снижение риска «кивка» автокресла в случае резкого торможения или дорожно-транспортного происшествия.

3. Материалы

Обычно каркас автокресла выполнен из пластика, который должен быть прочным и выдерживать удары. Вторичный пластик может трескаться и ломаться, так что лучше выбрать материал первичной обработки. Для комфорта и удобства ребенка все модели дополнены чехлом из мягких, приятных к телу материалов. Предпочтительно, чтобы обивка была сделана из натуральных тканей, хотя синтетические более износоустойчивые. За счет этого многие производители комбинируют эти материалы. Важно, чтобы чехол был съемный — так его можно легко очистить от загрязнений, постирать в стиральной машине или даже заменить. Приветствуется наличие в комплектации сменных летних чехлов, специальных противогрязевых фартуков на спинку переднего сиденья и ковриков под автокресло.

4. Конструкция и эргономика

Оснащение и конструкция автокресла влияет не только на безопасность, но и на комфорт маленького пассажира. А если ребенку будет неудобно, особенно во время долгих поездок в автомобиле — истерики, плач, капризы и попытки выбраться неизбежны. А это значительно отвлекает и снижает концентрацию водителя, что чревато риском ДТП.

Конструктивные особенности автокресла в первую очередь зависят от весовой группы. Так, для самых маленьких желательны:

Ремни безопасности (трехточечные или пятиточечные) — обязательное условие для моделей начальных групп, так как именно внутренние ремни автокресла надежно фиксируют и удерживают младенца, чего не способен сделать штатный ремень (он отвечает за крепление самого автокресла). Конечно, пятиточечные ремни надежнее трехточечных, так как проходят не только через плечи и между ножками, но еще и по талии. Обязательно обращайте внимание на накладки — они должны быть мягкими и не натирать нежную кожу ребенка.

Анатомическая подушка — специальная подкладка, которая дополнительно обеспечивает правильное положение спины, шеи и головы малыша. В креслах для более старших детей такая подушка тоже встречается, но зачастую она выполнена в виде подголовника для фиксации только головы.

Ручка для переноски — позволяет использовать автокресло в качестве люльки-переноски. Это очень удобно — вы можете переносить спящего малыша, не нарушая его сон. Ручки являются обязательным элементом автокресел-переносок группы 0+.

Козырек от солнца — маленькому ребенку важна защита от ультрафиолета и слепящего солнца, а также от дождя, ветра и снега, если автокресло используется в качестве переноски.

Накидка на ножки — чехол, закрывающий нижнюю часть тела ребенка. Актуален в холодную и ветренную погоду, так как утепляет и защищает пассажира от осадков (опять же — если вы решите вынести малыша на улицу).

Если говорить в общем о всех группах, полезными будут такие функции:

Регулировка наклона спинки — функция, предусмотренная для подросших детей, так как автокресла для младенцев в основном имеют только положение полулежа. Регулировка спинки позволяет ребенку выбрать максимально комфортное положение, что особенно важно во время длительных поездок — он может ехать сидя или вздремнуть, опустив спинку.

Боковая защита — дополнительные элементы сбоку, которые защитят ребенка и смягчат удар в случае ДТП.

Регулировка высоты подголовника — обычно используется в креслах мультигрупп (смешанных возрастных групп), так как дает возможность поднимать подголовник по мере роста пассажира.

Регулировка ширины спинки — аналогичная функция, позволяющая подбирать оптимальную ширину спинки с учетом возраста, веса и комплекции ребенка.

Регулировка высоты ремней — также необходима при перевозке детей разного роста или по мере взросления одного пассажира.

Поворотная система — подразумевает наличие неподвижного основания, которое крепится к сидению, и кресла с возможностью поворота в любом направлении. Это гораздо облегчает высадку и посадку, а также позволяет удобно кормить ребенка в дороге. Такая система не встречается в автокреслах 0+ (только если это не мультигруппы), так как младенцев, как мы уже упоминали выше, можно перевозить только в положении против хода движения.

Детское автокресло с поворотной системой.

Съемная спинка — повышает универсальность автокресла, так как дает возможность со временем превратить его в бустер для взрослого ребенка.

Подстаканник — не обязательное, но полезное дополнение для безопасного удержания бутылочки с напитком или смесью без риска облить обивку салона (хотя с активными детьми такой риск все же есть).

Кроме того, автокресло должно быть удобным и для родителей. Обращайте внимание на размеры и вес, чтобы устройство не занимало практически все свободное место в салоне и помещалось в багажник. А учитывая то, что не всегда поездка проходит с участием обоих родителей, маме должно быть несложно поднимать автокресло. Убедитесь в том, что процесс крепления и посадки пассажира не занимает много времени и не доставляет лишних хлопот. В частности, в этом помогут индикаторы правильной установки.

5. Безопасность ребенка (стандарты и краш-тесты)

Зачастую «безопасность» — это не просто слово, используемое производителями для маркетинга, а доказанное утверждение. Для этого существуют специальные организации, которые проверяют надежность автокресла. Поэтому при покупке не надейтесь только на заверения продавцов и собственные познания, а обращайте внимание на наличие сертификаций — это прямое доказательство того, автокресло действительно защитит малыша.

ECE R44 Universal

Европейский стандарт безопасности для детских автокресел, утвержденный в 1982 году. С тех пор уже вышло четыре редакции ECE R44: наиболее актуальный стандарт ECE R44.04 был принят в 2009 году, но могут эксплуатироваться и модели, соответствующие ранним версиям.

Сертификат безопасности автокресла по стандарту ECE R44/04 включает в себя:

  • полную комплектацию кресла (фиксатор диагональной лямки, механизм регулировки ремня, подробная инструкция);
  • защиту от боковых ударов;
  • комфортное положение ребенка;
  • надежность всех деталей и высокое качество материалов;
  • подсказки по установке кресла на его корпусе.
Важно! Условиями проведения краш-теста для него является лобовое столкновение на скорости 50 км/ч и удар сзади на скорости 30 км/ч. Согласно стандарту, ребенок весом до 9 кг (приблизительно до 9 месяцев) должен размещаться лицом против движения машины — такое положение считается наиболее безопасным.

i-Size

В 2013 году комитетом экспертов под эгидой Организации Объединенных Наций был разработан новый стандарт под названием i-Size. Он состоит из трех частей:

  • стандарт ECE R129 для автомобильных удерживающих устройств (проще говоря — автокресел);
  • стандарт ECE R16, регулирующий требования к системе ремней безопасности в автомобиле и требования к ISOFIX;
  • стандарт ECE R14, который регулирует требования к якорному креплению и полу автомобиля.

i-Size устанавливает более жесткие требования:

  • Установка кресла против хода движения для детей до 15 месяцев (не до 9 месяцев);
  • Обязательная защита при боковом ударе и соответствующие испытания (для пассажиров ростом до 105 см);
  • Дополнительные краш-тесты: кресла, сертифицированные по стандарту i-Size, проходят более строгие краш-тесты, включая испытания на боковой удар. В испытаниях используются манекены, которые более точно имитируют анатомию и поведение тела ребенка при аварии;
  • Обязательное использование системы ISOFIX;
  • Классификация по росту, а не по весу ребенка.

У сертифицированных кресел имеются специальные оранжевые ярлыки, на которых указана следующая информация:

  • номер стандарта безопасности;
  • вес (или вес и рост) пассажира;
  • код страны сертификации («Е» с числом в круге);
  • номер краш-теста.

Пока что оба стандарта действуют параллельно, но со временем ECE 129 i-Size может стать единственным. Эти стандарты актуальны для европейских стран.

NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration)

В США действует свой стандарт безопасности — NHTSA, или National Highway Traffic Safety Administration. Он менее требователен, так как в Штатах используют универсальные автокресла, подходящие детям всех возрастов. А сами тесты проводят производители на специальных полигонах, поэтому их надежность сомнительна. Европейские стандарты более строгие, так что не все системы американского происхождения допущены к продажам в ЕС.

ANWB, Stiftung Warentest, ADAC

Если же вы хотите более придирчивой проверки на безопасность, есть независимые экспертные сообщества и тестировщики: ANWB, Stiftung Warentest, ADAC. Наиболее популярными являются краш-тесты независимой общественной организации немецких автомобилистов ADAC (крупнейшей в Европе) — они считаются наиболее объективными и строгими. Специалисты ADAC тестируют автокресла на лобовой удар на скорости 64 км/ч, на боковой удар при скорости 50 км/ч и удар сзади, чего нет в стандартных требованиях. Оценка от «плохо» до «отлично» дается на конкретную модель, а не производителя в целом. При формировании конечной оценки учитываются такие параметры: безопасность, эксплуатация, эргономика, вредные вещества и уход. Таким образом, если автокресло получило высокий балл от ADAC — это действительно гарантия безопасности и надежности. Кстати, на нашем сайте есть специальный фильтр по результатам краш-тестов ADAC.

6. Место для установки

Наиболее безопасным считается центральное заднее сиденье — здесь хороший обзор, а в случае столкновения у ребенка есть достаточная дистанция до места удара. Но такие сиденья зачастую маленьких размеров и не оснащены ремнями безопасности или креплениями. Тогда эксперты рекомендуют ставить автокресло за пассажирским сиденьем — так ребенок размещен со стороны тротуара, а не проезжей части. Варианты установки за водительским местом или спереди (особенно если это автолюлька с младенцем, за которым нужен контроль) тоже популярны.

1 – самое безопасное место для установки детского автокресла.
2 – другие рекомендованные места для установки детскогоавтокресла.
3 – возможное место установки при отсутствии или выключенной подушки безопасности.
Важно! Любое автокресло можно устанавливать и на заднем, и на переднем сиденье, но в последнем случае обязательно нужно отключить подушку безопасности, чтобы она не травмировала ребенка.

7. Вывод

На сегодняшний день на рынке есть большой выбор производителей и различных моделей автокресел, но ориентироваться стоит далеко не на известность компании и ее «громкое» имя. Существует множество нюансов, которые необходимо учитывать при покупке, и мы надеемся, что наша статья поможет вам сделать правильный выбор. Самое главное — ставьте на первое место не бюджет, а безопасность и комфорт ребенка: учитывайте соответствие весовой группе, типы креплений, качество материалов, результаты краш-тестов и оснащение.

Желаем вам комфортных и безопасных совместных путешествий!