Как выбрать детское автокресло
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
1. Весовые группы
Начинать поиск оптимальной модели необходимо с определения подходящей группы, а для этого нужно знать возраст, вес и рост ребенка:
0+ (до 13 кг)
Автолюлька-переноска для самых маленьких — новорожденных младенцев весом до 13 кг (приблизительно до 12 – 15 месяцев). Она устанавливается исключительно против хода движения, так как у крохи еще недостаточно окрепший позвоночник, а удар или резкое торможение приведут к рывкам головой и чрезмерным нагрузкам на шею и спину. Спинка и сидение обеспечивают правильное расположение младенца в позе полулежа, внутренние ремни гарантируют надежную фиксацию, а полукруглое основание позволяет укачивать малыша, как в люльке. Зачастую автокресла этой группы оснащены мягким вкладышем, который можно снять и постирать, ручкой для переноски и защитным козырьком от солнца. Благодаря поддержке позвоночника и правильному расположению новорожденный может путешествовать в такой автолюльке длительное время.
0+/1 (0 – 18 кг)
Мультигруппа автокресел является универсальным вариантом для детей с первых дней жизни и приблизительно до 4-летнего возраста (или, точнее, до 18 кг). Она отличается от группы 1 наличием специального вкладыша для младенцев, который сглаживает угол посадочного места и распределяет нагрузку на позвоночник ребенка, избегая давления на копчик. Изначально эти кресла устанавливаются против хода движения, а по мере взросления пассажира их можно повернуть по ходу движения. Более продвинутые модели имеют возможность вращения на 360 градусов — то есть вы можете крутить сидение в любом направлении в зависимости от обстоятельств, не переставляя само кресло. Преимуществом таких устройств является более широкий диапазон использования и, соответственно, экономия средств, которые могли быть потрачены на покупку разных автокресел.
0+/1/2 (0 – 25 кг)
Еще более универсальная группа, которая объединяет в себе возможности типов 0+, 1 и 2 и предназначена для детей с самого рождения до младшего школьного возраста (приблизительно до 7 лет или до 25 кг). Такие автокресла также имеют вкладыш для правильной поддержки позвоночника новорожденного и устанавливаются сначала против хода движения, а потом — в обратном направлении.
0+/1/2/3 (0 – 36 кг)
Самая универсальная комбинированная группа прослужит вам с первых дней жизни малыша до 12 лет, то есть все время, когда вообще существует необходимость в специальном поддерживающем устройстве для маленького пассажира. Варианты «все в одном» имеют гибкие возможности регулировки наклона спинки и подголовника для обеспечения комфортных условий и для самых маленьких, и для подросших детей. Такие кресла достаточно громоздкие и тяжелые, но зато позволяют значительно сэкономить и не беспокоиться о своевременной покупке модели необходимой группы.
1 (9 – 18 кг)
Автокресла, рассчитанные на детей возрастом от 9 месяцев до 4 лет, ростом от 80 до 105 см и весом от 9 до 18 кг. Проще говоря, на такие модели можно переходить, когда ребенок уверенно держит спинку и уже сидит. Как правило, спинка здесь регулируется в нескольких положениях для комфортного сна и бодрствования, но до полностью лежачего положения не опускается — это небезопасно во время езды. Кроме того, такие автокресла можно устанавливать по ходу движения и против него.
1/2 (9 – 25 кг)
Мультигруппа, объединяющая в себе возможности типов 1 и 2 и предназначенная для детей возрастом от 9 месяцев до 6 – 7 лет или весом от 9 до 25 кг.
1/2/3 (9 – 36 кг)
Универсальные модели, подходящие под параметры групп 1, 2 и 3. Пользуются большой популярностью, так как предназначены для детей от 9 месяцев до 11 – 12 лет (или весом от 9 до 36 кг). Такие автокресла имеют собственные ремни безопасности, которые по мере взросления пассажира отстегиваются, и позволяют регулировать спинку и подголовник для создания комфортных условий для малыша и более взрослого ребенка.
2/3 (15 – 36 кг)
Автокресла для детей возрастом от 3 до 12 лет, которые лишены собственных ремней безопасности и имеют широкий диапазон регулировки подголовника. Ребенок фиксируется штатным ремнем безопасности, а сами кресла устанавливаются только по ходу движения автомобиля.
3 (22 – 36 кг, бустер)
В большинстве случаев это не полноценное кресло, а сиденье-подкладка, не имеющее спинки и боковой защиты, с твердым основанием и подлокотниками. Хотя существуют также бустеры с невысокой спинкой. Это приспособления для детей от 6 до 12 лет, главная задача которых — приподнять пассажира и таким образом обеспечить правильное расположение штатного ремня безопасности (через середину плеча и груди, а не по шее). В то же время от боковых ударов бустеры не защищают.
Для удобства восприятия мы объединили все данные о весовых группах в таблицу:
Весовая группа | Вес | Рост | Возраст | |
---|---|---|---|---|
Основные группы | 0+ | 0-13 кг | 40-85 см | от рождения до 15 месяцев |
1 | 9-18 кг | 80-105 см | с 9 месяцев до 4 лет | |
2 | 15-25 кг | 100-135 см | от 3 до 7 лет | |
3 | 22-36 кг | 125-150 см | от 6 до 12 лет | |
Комбинированные группы | 0+/1 | 0-18 кг | 40-105 см | с рождения до 4 лет |
0+/1/2 | 0-25 кг | 40-135 см | с рождения до 7 лет | |
0+/1/2/3 | 0-36 кг | 40-150 см | с рождения до 12 лет | |
1/2 | 9-25 кг | 80-135 см | с 9 месяцев до 7 лет | |
1/2/3 | 9-36 кг | 80-150 см | с 9 месяцев до 12 лет | |
2/3 | 15-36 кг | 100-150 см | с 3 до 12 лет |
2. Типы креплений
Правильно подобранное детское автокресло — еще не залог успеха, ведь безопасность также зависит от креплений и правильности установки. Существует три основных типа креплений автокресел.
Штатные ремни безопасности
Наиболее простой и универсальный способ, так как имеется в любом современном автомобиле. В автокреслах для маленьких детей (до 4 лет) дополнительные крепления не нужны, так как само устройство закрепляется с помощью ремня, а малыш фиксируется отдельными трех- или пятиточечными ремнями, которыми оснащено кресло. Модели для старших детей, в том числе бустеры, остаются на месте под весом пассажира, а уже сам ребенок пристегивается ремнем безопасности.
ISOFIX
Система, предложенная Международной организацией по стандартизации ISO в 1990 году с целью сделать установку детских автомобильных кресел максимально надежной, простой и быстрой. Для этого и на автокресле, и в машине должны быть специальные скобы — по паре встроенных металлических замков, которые защелкиваются между собой. Такая система считается наиболее надежным креплением и сводит к минимуму возможность неправильной установки. Тем более, многие модели дополнены индикацией — маркировкой, которая меняет цвет в случае установки автокресла надлежащим образом.
Крепежи ISOFIX есть в базовой комплектации многих современных автомобилей, особенно в Европе. Обычно места размещения креплений в авто обозначаются пластиковыми направляющими, флажком с соответствующей надписью или пластиковым значком. Иногда крепление спрятано под обшивкой. Фиксаторы в большинстве случаев имеются на двух крайних сиденьях сзади, хотя есть машины с системой ISOFIX на переднем или на всех пассажирских местах. Помимо этого, есть автокресла, которые крепятся только с помощью автомобильного ремня, другие — совмещают его с ISOFIX, третьи — только с помощью ISOFIX-замков. Некоторые модели комплектуются специальной базой ISOFIX, на которую устанавливается само кресло.
Важно подчеркнуть, что система выдерживает нагрузку до 18 кг. Поэтому автокресла для старших детей и бустеры комбинируют ISOFIX и крепление с помощью штатного ремня безопасности.
Latch
Аналог ISOFIX, специальные крепления, которые в основном встречаются в американских марках автомобилей и обязательны в Штатах с 2002 года. Они тоже предусматривают особые замки, которые фиксируют автокресло в нижней и верхней частях.
Якорный ремень (Top Tether)
Еще одна скоба (в дополнение к ISOFIX или Latch), которая может располагаться за подголовником на задней полке автомобиля, в спинках задних сидений, в полу багажника или на потолке (зависит от марки автомобиля).
Ножка упора в пол
Специальное крепление в виде прочной «ноги», которая встроена в основание автокресла или специальной базы и упирается в пол машины.
Главная задача якорного ремня и ножки упора в пол — повышение надежности крепления, уменьшение нагрузки на основные элементы и снижение риска «кивка» автокресла в случае резкого торможения или дорожно-транспортного происшествия.
3. Материалы
Обычно каркас автокресла выполнен из пластика, который должен быть прочным и выдерживать удары. Вторичный пластик может трескаться и ломаться, так что лучше выбрать материал первичной обработки. Для комфорта и удобства ребенка все модели дополнены чехлом из мягких, приятных к телу материалов. Предпочтительно, чтобы обивка была сделана из натуральных тканей, хотя синтетические более износоустойчивые. За счет этого многие производители комбинируют эти материалы. Важно, чтобы чехол был съемный — так его можно легко очистить от загрязнений, постирать в стиральной машине или даже заменить. Приветствуется наличие в комплектации сменных летних чехлов, специальных противогрязевых фартуков на спинку переднего сиденья и ковриков под автокресло.
4. Конструкция и эргономика
Оснащение и конструкция автокресла влияет не только на безопасность, но и на комфорт маленького пассажира. А если ребенку будет неудобно, особенно во время долгих поездок в автомобиле — истерики, плач, капризы и попытки выбраться неизбежны. А это значительно отвлекает и снижает концентрацию водителя, что чревато риском ДТП.
Конструктивные особенности автокресла в первую очередь зависят от весовой группы. Так, для самых маленьких желательны:
Ремни безопасности (трехточечные или пятиточечные) — обязательное условие для моделей начальных групп, так как именно внутренние ремни автокресла надежно фиксируют и удерживают младенца, чего не способен сделать штатный ремень (он отвечает за крепление самого автокресла). Конечно, пятиточечные ремни надежнее трехточечных, так как проходят не только через плечи и между ножками, но еще и по талии. Обязательно обращайте внимание на накладки — они должны быть мягкими и не натирать нежную кожу ребенка.
Анатомическая подушка — специальная подкладка, которая дополнительно обеспечивает правильное положение спины, шеи и головы малыша. В креслах для более старших детей такая подушка тоже встречается, но зачастую она выполнена в виде подголовника для фиксации только головы.
Ручка для переноски — позволяет использовать автокресло в качестве люльки-переноски. Это очень удобно — вы можете переносить спящего малыша, не нарушая его сон. Ручки являются обязательным элементом автокресел-переносок группы 0+.
Козырек от солнца — маленькому ребенку важна защита от ультрафиолета и слепящего солнца, а также от дождя, ветра и снега, если автокресло используется в качестве переноски.
Накидка на ножки — чехол, закрывающий нижнюю часть тела ребенка. Актуален в холодную и ветренную погоду, так как утепляет и защищает пассажира от осадков (опять же — если вы решите вынести малыша на улицу).
Если говорить в общем о всех группах, полезными будут такие функции:
Регулировка наклона спинки — функция, предусмотренная для подросших детей, так как автокресла для младенцев в основном имеют только положение полулежа. Регулировка спинки позволяет ребенку выбрать максимально комфортное положение, что особенно важно во время длительных поездок — он может ехать сидя или вздремнуть, опустив спинку.
Боковая защита — дополнительные элементы сбоку, которые защитят ребенка и смягчат удар в случае ДТП.
Регулировка высоты подголовника — обычно используется в креслах мультигрупп (смешанных возрастных групп), так как дает возможность поднимать подголовник по мере роста пассажира.
Регулировка ширины спинки — аналогичная функция, позволяющая подбирать оптимальную ширину спинки с учетом возраста, веса и комплекции ребенка.
Регулировка высоты ремней — также необходима при перевозке детей разного роста или по мере взросления одного пассажира.
Поворотная система — подразумевает наличие неподвижного основания, которое крепится к сидению, и кресла с возможностью поворота в любом направлении. Это гораздо облегчает высадку и посадку, а также позволяет удобно кормить ребенка в дороге. Такая система не встречается в автокреслах 0+ (только если это не мультигруппы), так как младенцев, как мы уже упоминали выше, можно перевозить только в положении против хода движения.
Съемная спинка — повышает универсальность автокресла, так как дает возможность со временем превратить его в бустер для взрослого ребенка.
Подстаканник — не обязательное, но полезное дополнение для безопасного удержания бутылочки с напитком или смесью без риска облить обивку салона (хотя с активными детьми такой риск все же есть).
Кроме того, автокресло должно быть удобным и для родителей. Обращайте внимание на размеры и вес, чтобы устройство не занимало практически все свободное место в салоне и помещалось в багажник. А учитывая то, что не всегда поездка проходит с участием обоих родителей, маме должно быть несложно поднимать автокресло. Убедитесь в том, что процесс крепления и посадки пассажира не занимает много времени и не доставляет лишних хлопот. В частности, в этом помогут индикаторы правильной установки.
5. Безопасность ребенка (стандарты и краш-тесты)
Зачастую «безопасность» — это не просто слово, используемое производителями для маркетинга, а доказанное утверждение. Для этого существуют специальные организации, которые проверяют надежность автокресла. Поэтому при покупке не надейтесь только на заверения продавцов и собственные познания, а обращайте внимание на наличие сертификаций — это прямое доказательство того, автокресло действительно защитит малыша.
ECE R44 Universal
Европейский стандарт безопасности для детских автокресел, утвержденный в 1982 году. С тех пор уже вышло четыре редакции ECE R44: наиболее актуальный стандарт ECE R44.04 был принят в 2009 году, но могут эксплуатироваться и модели, соответствующие ранним версиям.
Сертификат безопасности автокресла по стандарту ECE R44/04 включает в себя:
- полную комплектацию кресла (фиксатор диагональной лямки, механизм регулировки ремня, подробная инструкция);
- защиту от боковых ударов;
- комфортное положение ребенка;
- надежность всех деталей и высокое качество материалов;
- подсказки по установке кресла на его корпусе.
i-Size
В 2013 году комитетом экспертов под эгидой Организации Объединенных Наций был разработан новый стандарт под названием i-Size. Он состоит из трех частей:
- стандарт ECE R129 для автомобильных удерживающих устройств (проще говоря — автокресел);
- стандарт ECE R16, регулирующий требования к системе ремней безопасности в автомобиле и требования к ISOFIX;
- стандарт ECE R14, который регулирует требования к якорному креплению и полу автомобиля.
i-Size устанавливает более жесткие требования:
- Установка кресла против хода движения для детей до 15 месяцев (не до 9 месяцев);
- Обязательная защита при боковом ударе и соответствующие испытания (для пассажиров ростом до 105 см);
- Дополнительные краш-тесты: кресла, сертифицированные по стандарту i-Size, проходят более строгие краш-тесты, включая испытания на боковой удар. В испытаниях используются манекены, которые более точно имитируют анатомию и поведение тела ребенка при аварии;
- Обязательное использование системы ISOFIX;
- Классификация по росту, а не по весу ребенка.
У сертифицированных кресел имеются специальные оранжевые ярлыки, на которых указана следующая информация:
- номер стандарта безопасности;
- вес (или вес и рост) пассажира;
- код страны сертификации («Е» с числом в круге);
- номер краш-теста.
Пока что оба стандарта действуют параллельно, но со временем ECE 129 i-Size может стать единственным. Эти стандарты актуальны для европейских стран.
NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration)
В США действует свой стандарт безопасности — NHTSA, или National Highway Traffic Safety Administration. Он менее требователен, так как в Штатах используют универсальные автокресла, подходящие детям всех возрастов. А сами тесты проводят производители на специальных полигонах, поэтому их надежность сомнительна. Европейские стандарты более строгие, так что не все системы американского происхождения допущены к продажам в ЕС.
ANWB, Stiftung Warentest, ADAC
Если же вы хотите более придирчивой проверки на безопасность, есть независимые экспертные сообщества и тестировщики: ANWB, Stiftung Warentest, ADAC. Наиболее популярными являются краш-тесты независимой общественной организации немецких автомобилистов ADAC (крупнейшей в Европе) — они считаются наиболее объективными и строгими. Специалисты ADAC тестируют автокресла на лобовой удар на скорости 64 км/ч, на боковой удар при скорости 50 км/ч и удар сзади, чего нет в стандартных требованиях. Оценка от «плохо» до «отлично» дается на конкретную модель, а не производителя в целом. При формировании конечной оценки учитываются такие параметры: безопасность, эксплуатация, эргономика, вредные вещества и уход. Таким образом, если автокресло получило высокий балл от ADAC — это действительно гарантия безопасности и надежности. Кстати, на нашем сайте есть специальный фильтр по результатам краш-тестов ADAC.
6. Место для установки
Наиболее безопасным считается центральное заднее сиденье — здесь хороший обзор, а в случае столкновения у ребенка есть достаточная дистанция до места удара. Но такие сиденья зачастую маленьких размеров и не оснащены ремнями безопасности или креплениями. Тогда эксперты рекомендуют ставить автокресло за пассажирским сиденьем — так ребенок размещен со стороны тротуара, а не проезжей части. Варианты установки за водительским местом или спереди (особенно если это автолюлька с младенцем, за которым нужен контроль) тоже популярны.
7. Вывод
На сегодняшний день на рынке есть большой выбор производителей и различных моделей автокресел, но ориентироваться стоит далеко не на известность компании и ее «громкое» имя. Существует множество нюансов, которые необходимо учитывать при покупке, и мы надеемся, что наша статья поможет вам сделать правильный выбор. Самое главное — ставьте на первое место не бюджет, а безопасность и комфорт ребенка: учитывайте соответствие весовой группе, типы креплений, качество материалов, результаты краш-тестов и оснащение.
Желаем вам комфортных и безопасных совместных путешествий!