Подобно любому мастеру, мобилограф должен в совершенстве знать возможности, достоинства и недостатки своего инструмента – смартфона, его модуля камеры и программного обеспечения.

Потратьте несколько часов, сделайте пробные съемки при разных условиях освещенности, запишите настройки и просмотрите результаты на большом экране компьютера. Это позволит понять, когда можно ожидать качественные кадры без ухищрений, а когда стоит воспользоваться советами из предпоследнего раздела этой статьи.

Интерфейс камеры для iOS 645 PRO Mk III

При выборе приложения камеры следует учесть его возможности по ручной настройке. В идеале оно должно уметь менять чувствительность и выдержку, вводить экспопоправку, иметь предустановки баланса белого и настройку по образцу (фиксацию точки автоматического определения).

Большой плюс – возможность сохранения в JPEG с минимальной компрессией или даже в несжатом/сжатом без потерь формате TIFF. Дополнительная функциональность вроде «стабилизатора» (выбора момента, когда корпус смартфона становится неподвижным), гистограммы, разных форматов кадра, фильтров и т.д. приветствуется, но упор необходимо сделать именно на настройке параметров съемки.

В качестве примера можно привести камеру для iOS 645 PRO Mk III ($4). В Android производители начали комплектовать смартфоны удобными и функциональными приложениями, да и в Google Play Market выбор уже хороший.

Портрет

У смартфона широкоугольный объектив, соответственно, расположенные
ближе объекты кажутся существенно больше удаленных

Один из наиболее распространенных сюжетов в фотографии вообще и в мобилографии в частности – портрет во всех его разновидностях. Чтобы снять хороший портрет требуются не только технические навыки, но и умение общаться с моделью, предугадывать ее поведение, ловить момент.

И все же начинать следует с техники. У камеры смартфона широкоугольный объектив. Это данность, которую мы практически не можем изменить – теленасадки, увеличивающие фокусное расстояние редки и их качество оставляет желать лучшего. Соответственно, необходимо принимать во внимание характерные искажения перспективы: расположенные ближе к объективу объекты кажутся существенно больше удаленных. На практике это значит, что если вы не хотите получить шарж, то руки и ноги модели не должны быть направлены к камере, по крайне мере, пока план крупный.

Съемка против источника света в умелых руках дает интересный результат

Фотография в переводе с древнегреческого означает рисование светом. Именно освещение формирует тональный рисунок, придающий снимкам объем и художетвенность. Позаботьтесь о том, чтобы модель была интересно освещена. Если гора не идет… значит модель может сесть/стать так, чтобы на лице появилась светотень, однако без глубоких теней и ярких пятен.

Съемка портрета против источника света в умелых руках дает интересный результат: волосы, особенно кудрявые, сияют красивым ореолом. Однако смартфоном сделать подобное фото сложно – сказываются отсутствие бленды и узость динамического диапазона. Попробуйте превратить недостатки в достоинства и создать силуэт – контрастную темную фигуру на хорошо проработанном фоне. Особенно выигрышно смотрятся ростовые портреты на фоне закатного пейзажа. При значительном перепаде яркости получить такой эффект несложно – измерьте экспозицию по фону, а затем уже в редакторе увеличьте контрастность и насыщенность цветов.

Чтобы сделать хороший автопортрет, желательно приобрести селфи штатив

Чтобы сделать хороший автопортрет, более известный на просторах Интернета как калька с английского «сэлфи» или адаптированный вариант «себяшка», желательно приобрести сэлфи-стик – модификацию монопода, ручной держатель смартфона. В результате из кадра исчезнет рука с обрезанной ладонью, а у автора появится гораздо больше творческой свободы в выборе ракурсов. В идеале сэлфи-стик должен управлять нажатием на виртуальную кнопку Спуск через беспроводной интерфейс Bluetooth.

Если фронтальная камера в смартфоне посредственная, лучше снимать тыловой. В этом случае кадрировать придется наугад, но сноровка не заставит себя долго ждать, да и возможность сделать много дублей никто не отменял.

Пейзаж

Умение видеть красивое в обыденном – верный признак хорошего фотографа. Экзотика, безусловно, интересна, и привезти из отпуска впечатляющие кадры тропических закатов приятно, но и в радиусе прогулки выходного дня можно найти множество интересных сюжетов.

Композиция в фотографии крайне важна, но в пейзаже она играет едва ли не доминирующую роль. Средствами композиции организовывается пространство, взгляд зрителя направляется в плоскости кадра, достигается гармония.

Композиционных решений для пейзажа может быть множество, но есть два ключевых момента – линия горизонта и разделение на планы.

Линия горизонта должна быть параллельна одной из сторон кадра. В противном случае говорят, что «горизонт завален» и это звучит почти как приговор… Как и из любого правила, из этого есть исключения, наклон горизонта может быть сильным выразительным приемом, но осваивать его нужно после того, как умение сделать снимок с ровным горизонтом отработается до автоматизма. Кстати, во многих приложениях есть электронный уровень, помогающий мобилографу выровнять корпус смартфона относительно поверхности Земли.

Разделение на планы помогает передать перспективу, продемонстрировать, что сфотографированный участок действительно большой. Одна из основных ошибок начинающих фотографов-пейзажистов – пустота переднего плана. Необходимо так построить композицию, чтобы в кадр попали близко расположенные к мобилографу предметы. Они станут как бы точкой отсчета, зададут масштаб.

Линия горизонта должна быть параллельна одной из сторон кадра,
в противном случае говорят, что «горизонт завален»

При ярком солнечном свете многие пейзажные сюжеты имеют слишком большой контраст, чтобы матрица смартфона (да и большинства цифровых фотоаппаратов) смогла адекватно оцифровать весь тональный диапазон. Приходится выбирать, чем пожертвовать. Для большинства смартфонов слишком много света, например, в небе это очень плохо, поскольку в кадре будет лишь пустой белый фон, детали из которого извлечь невозможно ни в каком редакторе. Единственный шанс спасти снимок – переставить туда небо из другого, подходящего по композиции. Если ввести отрицательную экспопоправку, то тени станут слишком темны, но это меньшее из зол, поскольку в редакторе можно в разумных пределах осветлить их, причем одним ползунком. Чтобы уровень шумов оставался в допустимых пределах, снимайте на минимально возможной чувствительности.

Для преодоления технического ограничения – узости динамического диапазона матрицы – было придумано программное решение: склейка двух или нескольких кадров, сделанных с разной экспозицией, в каждом из которых правильно проэкспонирован какой-либо участок тонального диапазона, света, середина или тени. Это называется HDR (high dynamic range – большой или расширенный динамический диапазон) и неплохо реализуется в смартфонах.

HDR-режим подходит для съемки статичных сцен, если в кадре есть заметное движение, то вокруг объектов могут возникнуть «привидения», артефакты –контуры из-за их смещения между экспозициями. В пейзажах это листва и ветки при ветре, облака. Стройте композицию так, чтобы подвижные объекты не занимали значительную часть кадра и не привлекали к себе внимание.

Еда

Искусствоведы криво усмехаются при виде снимков еды, рестораторы (из числа передовых) говорят об их полезности для развития своего бизнеса, а пользователи смартфонов продолжают активно публиковать обеды и ужины, десерты и напитки.

Чтобы еда в Instagram выглядела аппетитно, необходимо придерживаться нескольких простых правил.

Чтобы еда в Instagram выглядела аппетитно, необходимо придерживаться правил: достаточное освещение, правильная цветопередача и композиция

Первое – достаточное освещение. Если света мало, лучше либо пересесть (например, на террасу), либо сразу перейти к трапезе. Вспышка смартфона – заклятый враг еды. Следите за выдержкой (в идеале приложение должно ее показывать). Чтобы избежать размытости, воспользуйтесь импровизированным «штативом», его роль может сыграть бутылка с водой, высокий бокал, даже ваши локти, вопреки правилам этикета положенные на стол.

Второе – правильная цветопередача. В приложении должна быть либо настройка по образцу (белые салфетки, белая посуда и т.д.), либо предустановки, хотя настройка вручную в сложной ситуации дает лучшие результаты. Кстати, наличие в кадре объекта для настройки баланса белого вовсе не обязательно, после того, как смартфон выберет точку отсчета, его можно убрать непосредственно перед съемкой.

Третье – композиция. Сосредоточьтесь на главном, уберите из кадра лишнее, зафиксируйте точку фокусировки. Не бойтесь обрезать часть тарелки или даже блюда. Съемка с близкого расстояния дает малую глубину резкости, воспользуйтесь этим.

Немного необычного

Порой хочется удивить зрителей чем-то особенным. В череде хороших фотографий это могут быть не совсем типичные – для смартфона – кадры. На втором занятии в любой фотошколе изучают треугольник экспозиции, описывающий взаимосвязь выдержки, диафрагмы и чувствительности матрицы. Поскольку диафрагма в большинстве смартфонов фиксированная, единственный параметр, который дает нам творческие возможности – выдержка. На короткой выдержке подвижные объекты в кадре замирают, на длинной – размазываются.

К сожалению, большинство смартфонов не позволяют задать длинную – единицы и даже десятки секунд – выдержку. Именно такая требуется для получения красивой «молочной» воды в ручье или световых росчерков от проезжающих автомобилей в вечернем городском пейзаже. Зато смартфон это компьютер, процессор которого способен производить интенсивные вычисления.

 

Если нельзя сделать снимок на длинной выдержке, можно сделать полсотни кадров с короткой, а затем наложить их друг на друга, причем в режиме, подчеркивающем разницу между кадрами. Поскольку в интервале от одного снимка к другому объекты смещались, в результирующем изображении получится полупрозрачный шлейф, при благоприятном стечении обстоятельств (количестве кадров-заготовок, интервале между ними, выдержке, скорости объектов, освещенности сцены) весьма точно имитирующий съемку на длинной выдержке.

Однако длинная выдержка используется не только для размытия объектов. Она очень полезна при съемке в условиях недостаточной освещенности, когда обычное приложение камеры пытается увеличить чувствительность, порождая вместо изображения кашу из цветных шумов. Освойте фото с длинной выдержкой и вам станет доступен «синий час» – примерно час после заката Солнца, когда небо получается пронзительно синим (отсюда и название), а пейзаж, в первую очередь городской, преображается.

Для съемки с длинной выдержкой на смартфоне требуются две составляющие: специальное приложение (например, Average Camera Pro или NightCap Pro для iOS) и штатив.

Для смартфона подойдет небольшая настольная модель, но еще лучше приобрести штатив с гибкими ножками. Поскольку у смартфона нет штативного гнезда, потребуется крепление либо на штативную головку, либо на сам штатив, благо резьба там стандартная.

Редактируем фото

Для обработки фото на всех мобильных платформах есть невероятное количество приложений. Какое выбрать? За какое стоит заплатить? Тут каждый решает сам, в зависимости от опыта, творческих запросов и стиля работы. Единственное пожелание – программа должна иметь и ручные настройки, в противном случае даже самые красивые эффекты быстро начнут надоедать.

 

Бесплатный, полнофункциональный Snapseed, доступный для Android и iOS, знают, пожалуй, все. Это идеальный вариант для начала, в дальнейшем, если в нем чего-то действительно не хватает, можно поискать специализированные приложения.

В деле редактирования главное – не переусердствовать. Возможно, поэтому многие фотографы любят VSCO Cam, приложение камеры со встроенным имитатором аналоговых фотопленок, доступное для iOS и Android.

Не стоит бездумно снимать все подряд в надежде исправить огрехи на этапе пост-обработки.

 
Читайте также:
Светофильтры в цифровой фотографии
Всё, что нужно знать о светофильтрах в одном материале.
Правда ли, что смартфоны «убили» цифровые фотоаппараты?
Оба типа устройств активно развиваются, причём и эволюционно и революционно.
Лучшие штативы для фото и видеосъемки
Пять отличных штативов, которые пользуются популярностью среди покупателей интернет-магазинов.
Советы начинающему фотографу: что нужно знать о камере
Краткий список наиболее важный советов начинающему фотографу о камере и аксессуарах к ней.
Смартфон вместо камеры: 5 камерофонов
Мы выбрали пять смартфонов, которые могут заменить собой привычный фотоаппарат.