Принцип работы амортизационных вилок

Цель любой амортизационной системы — сгладить неровности дороги. Для выполнения этой задачи задействованы 3 характеристики — Preload (преднагрузка), Rebound (отскок) и Сompression (скорость сжатия). В зависимости от типа вилки могут применяться разные варианты настройки. Все параметра настраиваются индивидуально под вес пользователя, стиль и местность езды.

Преднагрузка отвечает за уровень проседания (ход вилки) при наезде на неровности. По сути изменяется жесткость пружиніы с помощью регулятора. Такая настройка присутствует в большинстве брендовых амортизационных вилок стоимостью от $50.


Большой ход подходит для передвижения по местности со сложным рельефом — глубокие ямы, высокие бордюры, а также для приземления после прыжков. Маленький ход позволит избежать дискомфорта при езде по дороге с большим количеством мелких препятствий, например, след от бульдозера или производственных машин с высоким протектором. Однако наилучшая эффективность настройки достигается только в комбинации с правильным отскоком.

Отскок (Rebound) отвечает за скорость возвращения вилки в нормальное положение и ее возможность снова смягчить очередное препятствие. Это позволяет удержать управление велосипедом в момент преодоления большого количества неровностей.


В зависимости от типа вилки могут применяться различные принципы отскока, основанные на эластомере, воздухе или масле. Материал, используемый для регулировки, называют демпфер. На небольших и частых препятствиях лучше отрабатывает быстрый отскок. Для динамичной езды по глубоким ямам необходим медленный отскок, так как резкий обратный скачок после сильного сжатия может привести к потере управления.

Скорость сжатия пружины (Сompression) позволяет точно адаптировать амортизационную систему под местность. В данной настройке применяются два понятия — Low-speed compression (низкоскоростное сжатие) и High-speed compression (высокоскоростное сжатие). В первом случае скорость хода вилки будет небольшой и мягкой, что подходит для взбирания на холмы, преодоления частых мелких препятствий или просто езды по ровной прямой дороге. Второй вариант уместен как раз при экстремальной езде с повышенными нагрузками — преодоление больших ям, трамплинов. На практике данная настройка применяется не часто.


Отметим также режим LockOut (блокировка), при котором ход вилки блокируется полностью. Это позволяет добиться высокой скорости во время подъема в гору или езды по ровному асфальту. В таком случае не требуется ничего смягчать, а лишние раскачивания амортизаторов значительно замедляют разгон и пиковую скорость.


Разнообразие амортизационных вилок

В зависимости от назначения и ценовой категории велосипеда могут быть установлены следующие типы вилок:

Стоит отметить, что существует также понятие пружинной вилки, когда вся хитрость заключается в применении двух жестких пружин. Низкая эффективность такого подхода была быстро доказана, поэтому данный вид практически не применяется даже в бюджетных велосипедах. Как говорится: «Увидел — беги». Поэтому далее мы рассмотрим только хорошие амортизационные вилки, которые заслуживают внимания любителей и профессионалов.

Пружинно-эластомерная

Вилка начального уровня, которая устанавливается на большинство бюджетных горных велосипедов. В данном типе роль амортизатора играет стальная пружина, а демпфер представлен эластомером — чаще всего это обычная резиновая «колбаса», расположенная внутри самой пружины.


Если говорить об эффективности такой системы, то она минимальная. Амортизация сглаживает большие неровности, но практически не срабатывает на мелких препятствиях. Пружинно-эластомерная вилка не отличается богатством настроек, поэтому больше подходит для езды по пересеченной местности без экстрима. Из вариантов тут может быть только Preload, если говорить о среднеценовых и премиальных моделях. Отсутствуют настройки Rebound и Compression. Ее можно использовать для городских прогулок, улучшая проходимость по бордюрам. Хотя это относится больше к горным и гибридным велосипедам, так как классические сити-байки чаще оснащены ригидной вилкой (без амортизации).

Недостатком можно считать снижение эффективности амортизации со временем. Это происходит под воздействием пыли, воды и просто физического износа эластомера. При отрицательных температурах КПД сводится почти к нулю, так как резина становится более твердой. Из плюсов — низкая стоимость, простота чистки, обслуживания, замены.


Пружинно-масляная

Активно применяется любителями и профессионалами благодаря доступной ценовой категории и большому ассортименту. Высокая эффективность достигается с помощью пружины и масляного картриджа. Благодаря такому подходу пользователь получает возможность настройки хода вилки путем сжатия пружины. Масляный картридж тут является демпфером и позволяет изменить скорость отскока или вовсе заблокировать ход для передвижения по трассе. В зависимости от модели могут присутствовать разные настройки.


Пружинно-масляные вилки идеально справляются с бездорожьем, поэтому устанавливаются на горных велосипедах разного направления — фрирайд, эндуро, даунхилл, кросс-кантри. Для любителей прогулок по пересеченной местности (проселочные дороги, лес) данный тип тоже отлично подойдет. Если финансовые возможности позволяют, то для рядовой езды по городу с максимальным комфортом также можно подобрать вариант по доступной цене.

Нужно понимать, что наличие настроек является преимуществом, но сам процесс может вызвать определенные трудности у новичка. Более того, обслуживание, ремонт или замена масляного картриджа обойдется «в копеечку». Может потребоваться сезонная замена масла, так как оно имеет разную вязкость и меняет свои свойства в зависимости от температуры воздуха.


Воздушно-масляная

Наиболее дорогая и технически сложная амортизационная вилка. Конструктивно состоит из двух камер — масляной и воздушной. Первая играет роль демпфера, как и в пружинно-масляном типе. А вот амортизацию обеспечивает воздушная камера высокого давления. Обслуживание вилки требует знаний, опыта и специализированного оборудования, поэтому данный тип ориентирован на профессиональное применение в соревнованиях различного типа. Также используется экстремалами для свободных заездов по сложным трассам.


Воздушно-масляная вилка обеспечивает максимально точную подгонку под райдера и условия местности. Однако обслуживание ее тоже обходится не дешево, так как от нагрузок могут быстро изнашиваться манжеты, сальники, из-за чего камера может начать травить воздух. Чтобы снизить давление и сделать амортизатор мягче, достаточно выпустить часть воздуха. А для изменений в сторону жесткости потребуется насос высокого давления, поэтому настройка воздушной вилки в дороге невозможна. В случае физического повреждения самой вилки, ее замена может обойтись в 20 – 35% от стоимости самого велосипеда.


Рекомендации по обслуживанию

Каждый тип вилки отличается конструкцией и требует определенного обслуживания. Пружинно-эластомерные больше подвержены попаданию пыли, грязи, воды внутрь, что приводит к снижению амортизирующих свойств. Данный тип требует чистки и смазки комплектующих (штаны, ноги, пружина, демпфер) два раза в год при условии круглогодичной эксплуатации. Можно применять тефлоновые и силиконовые смазки. Также при обслуживании необходимо обращать внимание на целостность пыльников и менять их при необходимости.

Воздушно-масляные и пружинно-масляные вилки считаются более герметичными и защищенными от воздействия внешних загрязнителей. Но специфика применения данных типов подразумевает высокие нагрузки, поэтому рекомендуется проводить ежегодное обслуживание с заменой сальников, уплотнителей и пыльников.

После проведения ТО не забывайте провести тест-драйв и донастройку вилки, чтобы исключить люфты и неисправности, которые могут вылезти «боком» на дороге. В случае снижения эффективности вилки, появления скрипов, ударов, выявлении утечки масла или травли воздуха необходимо провести внеплановое обслуживание. В противном случае последующий ремонт может обойтись очень дорого.

Выводы

Определиться с типом амортизационной вилки нужно еще на этапе выбора велосипеда. Назначение вилки должно совпадать с назначением велосипеда. Довольно глупо ставить дорогую воздушно-масляную вилку на бюджетный горный велосипед, конструкция которого не выдержит даже самых простых испытаний.

Для городских велопрогулок амортизация практически не нужна. Из препятствий тут можно встретить только бордюры, которые под силу преодолеть даже с самой простой пружинно-эластомерной вилкой. А чтобы избежать лишнего обслуживания, многие попросту используют ригидную вилку (без амортизации).

Пружинно-масляные варианты являются универсальными. Их многоцелевое использование объясняется хорошим ассортиментом с разной ценовой категорией. Можно подобрать вилку с необходимыми настройками и адаптировать ее под нужные условия. Она поможет новичку и любителю справиться с любым бездорожьем, может применяться профессионалами для подготовки к соревнованиям, а самые простые модели добавят комфорта в городской черте. Но не забываем, что тут требуется предварительная настройка под местность, поэтому такой вариант лучше рассматривать для конкретных и постоянных задач.

Для экстрима наиболее подходящей будет воздушно-масляная вилка. Она охватывает целый ряд дисциплин — кросс-кантри, даунхилл, фрирайд, эндуро. Разница только в конструкции и возможностях. Можно найти варианты для соревнований и любительских спусков по наиболее изощренным горным трассам. Использовать вилку для простых покатушек нецелесообразно, так как ее настройка и обслуживание вызовут ступор у любого новичка, а стоимость порой удивляет даже профессионалов.