Первым делом при выборе необходимо определиться с типом автохолодильника. В целом все модели можно условно разделить на переносные и встраиваемые. Переносные изделия допускается использовать вне автомобиля, тогда как для встраиваемых холодильников предполагается стационарное размещение в машине.

Разновидности автохолодильников

Сумка-холодильник

Простейшей разновидностью конструкции автохолодильников являются сумки. Свое название эта разновидность получила благодаря схожести с классическими сумками. Подобные изделия изготавливаются из плотной синтетической ткани, между слоями которой помещается термоизоляционный материал. Как правило, сумки-холодильники имеют матерчатую наружную обивку, внешние карманы и ручки для удобства транспортировки. В работе они используют термоэлектрический принцип охлаждения, о котором поведано ниже (в принципах работы автохолодильников).

Сумки-холодильники вмещают небольшое количество загодя охлажденных продуктов.

Продукты в сумку желательно закладывать охлажденными или даже замороженными — холодопроизводительность у подобных моделей слабая. Усилить эффект поддержания низкой температуры помогают аккумуляторы холода, которые бывают гелевыми, силиконовыми или солевыми. Их использование — тема для отдельного материала. Здесь же отметим, что предпочтительнее класть аккумуляторы холода на продукты сверху. Так прохлада будет спускаться вниз и более равномерно распределяться.

Автомобильные сумки-холодильники подкупают демократичной стоимостью и простотой конструкции. К тому же сумки весьма удобны для выездов на природу. Обратная сторона медали подобных моделей — слабая холодопроизводительность и относительно небольшая вместимость. Объем сумок-холодильников практически никогда не превышает 40 л.

Контейнер-холодильник

Наибольшее число автохолодильников выпускается в форм-факторе контейнеров. Конструктивно они состоят из двойных пластиковых стенок, между которыми уложен слой термоизоляции. Для равномерного распределения охлажденных или нагретых потоков воздуха в конструкции контейнеров нередко предусматривается встроенный вентилятор.

Самое широкое распространение получили автохолодильники в форм-факторе контейнеров.

Формат контейнера обрел популярность в самых разнообразных моделях. Подробнее они рассмотрены немного дальше по тексту — в классификации автохолодильников по принципам действия. Холодильники-контейнеры рассчитаны как на стационарную установку, так и на переноску, для чего в их конструкции обычно предусматриваются ручки. В плане вариативности объема можно с легкостью подобрать бокс требуемой вместимости под любые нужды, будь то компактное решение для одного-двух человек или крупный контейнер для запасов провизии на большую компанию.

Холодильник-подлокотник

Отдельной разновидностью контейнеров являются практичные холодильники-подлокотники. Способы их установки могут быть разными: одни изделия размещаются между передними сидениями, другие — по центру заднего сидения с фиксацией штатным ремнем безопасности. Подобные агрегаты нередко обеспечивают дополнительный комфорт для водителя и пассажиров, отыгрывая роль своеобразного подлокотника, на который можно опереться рукой.

Холодильники-подлокотники предполагается размещать посередине заднего ряда сидений или в промежутке между передними сидушками.

На корпусе холодильников-подлокотников часто предусматриваются подстаканники и другие дополнительные приспособления. Самый важный момент при подборе подобной модели — необходимость убедиться, что выбранный экземпляр подойдет для транспортного средства по форме и размерам. Также стоит отметить, что у холодильников в форм-факторе подлокотника сравнительно небольшой полезный объем — обычно он не превышает 25 л.

Встраиваемые модели

Встраиваемые автохолодильники рассчитаны на постоянное пребывание в месте установки и не поддаются переноске. За редчайшими исключениями, это компрессорные модели, работающие по принципу классических холодильников. «Встройку» размещают в автофургонах, автобусах, больших грузовиках, на яхтах и катерах. Также встраиваемые холодильники отлично вписываются в концепцию домов на колесах.

Встраиваемые холодильники — решение для грузовиков, автобусов, домов на колесах, катеров и яхт.

Автохолодильник встраиваемого формата — удовольствие не из дешевых. Для него потребуется выкроить достаточно много места и организовать подводку питания. Большим спросом такие модели не пользуются, но для решения специфических задач этот вариант стоит держать в уме.

Принципы работы автохолодильников

Термоэлектрический (Пельтье)

Принцип работы термоэлектрических автохолодильников основывается на эффекте Пельтье — возникновении разности температур на полупроводниковых пластинах при протекании электрического тока. В режиме генерации холода внутренние части таких пластин охлаждаются, а наружные — нагреваются. Вентилятор обдувает теплоэлементы и достигается эффект охлаждения. При изменении направления тока все происходит с точностью до наоборот — автохолодильник в таком случае работает на обогрев и служит для хранения теплой пищи.

Термоэлектрические модели в формате контейнеров — самые доступные и неприхотливые варианты автохолодильников.

Термоэлектрические холодильники обычно имеют компоновку контейнера. Пластины с полупроводниками встраиваются в переднюю стенку корпуса устройства. Конкретный градус холода здесь выбрать не получится — соответствующие модели способны выдерживать температуру на 15 – 20 °С ниже, чем температура наружной среды. В термоэлектрический контейнер нужно загружать предварительно остуженные продукты, поскольку холодопроизводительность у подобных устройств слабая. Для решения проблемы медленного набора температуры термоэлектрический холодильник можно включить заблаговременно перед поездкой либо же охладить его камеру с помощью аккумуляторов холода.

Конкурентные достоинства моделей термоэлектрического принципа действия — доступная ценовая политика, отсутствие шума в процессе работы, низкая чувствительность к вибрациям и кренам. Питаются такие автохолодильники от гнезда прикуривателя 12 В или 24 В, некоторые экземпляры допускается запитывать от стандартной бытовой розетки с напряжением 230 В. Последний вариант придется кстати в отелях и кемпингах на время ночной стоянки машины.

Компрессорный

Компрессорные или компрессионные модели устроены по образу и подобию в классических холодильнико. Их сердце — это компрессор, обеспечивающий циркуляцию хладагента по контуру охлаждения между испарителем и конденсатором. Эффект охлаждения достигается за счет испарения фреона, лишнее тепло при этом отводится наружу через теплообменник конденсатора.

Компрессорные модели работают по принципу классических домашних холодильников.

Объем компрессорных автохолодильников варьируется в широчайших границах от 18 до 250 л. Причем устройство не только охлаждает, но и замораживает продукты. В режиме заморозки температура может поддерживаться на уровне вплоть до -20 °С — такие холодильники являются подходящим решением для перевозки замороженного мяса, ягод и всяческих заготовок на зиму. Компрессорные модели быстрее всего набирают требуемую температуру и стабильно поддерживают заданный температурный режим. После выключения агрегата низкая температура внутри сохраняется в течение 6 – 8 часов.

Казалось бы, компрессорный принцип действия является оптимальным для автохолодильников. Но на деле это не совсем так. Модели такой конструкции весьма недешевы и очень требовательны к качеству дорог. При передвижении по ухабистому и неровному дорожному полотну существует риск утечки фреона из охлаждающего контура. К тому же компрессор издает шум во время работы, а сам холодильник занимает немало места. Широкое распространение компрессорные модели получили в категории встраиваемых автохолодильников.

Абсорбционный

Абсорбционные холодильники — автономный вариант для выездов на природу. Устройства подобного принципа действия способны работать не только от гнезда прикуривателя, но и от газового баллона. В основу конструкции таких моделей заложен абсорбер — аппарат для поглощения газов, который работает вместо компрессора. Вместо хладагента здесь используется водоаммиачный раствор. Нужная температура достигается за счет абсорбции аммиака с водой. Абсорбционные модели охлаждают пищу на 20 – 30 °С от температуры наружной среды, но не меньше 0 °С. Лишь некоторые холодильники обеспечивают холодопроизводительность до -5 °С.

Автохолодильники абсорбционного принципа действия могут работать как от электричества, так и на газу.

По скорости и общей эффективности охлаждения такие модели заметно превосходят термоэлектрические, хотя и уступают компрессорным. Конструкция абсорбционного автохолодильника довольно проста, а уровень шума — невысок. В автономном режиме работы от газового баллона подобные холодильники способны очень долго продержаться «на плаву». Так, баллона на 5 л в среднем может хватить примерно на 10 суток непрерывной работы устройства.

Из минусов абсорбционных автохолодильников отмечается уязвимость к кренам, вибрациям и тряске. На плохих участках дорог использовать такие модели не рекомендуется. Впрочем, для выездов на пикник или палаточных автопутешествий этот тип подходит наилучшим образом.

Полезные функции и возможности

Разумеется, основной функцией автохолодильников является охлаждение продуктов. Но не стоит списывать со счетов опции нагрева и заморозки. Первый вариант нередко применяется в качестве второго режима работы термоэлектрических холодильников, второй — прерогатива компрессорных моделей (за редкими исключениями).

Важная вспомогательная функция холодильников — защита автоаккумулятора от разряда. Во избежание неприятных последствий для водителя при критическом снижении уровня заряда, система контроля состояния аккумулятора подает предупреждающий сигнал либо вообще отключает холодильник.

Продвинутые экземпляры автохолодильников поддерживают удаленное управление со смартфона.

Дисплей в автохолодильниках служит для отображения режимов работы, внутренней температуры, состояния аккумулятора автомобиля и т.п. С его помощью можно контролировать условия внутри рабочей камеры, не открывая лишний раз холодильник. Продвинутые модели и вовсе предполагают возможность контролировать параметры удаленно — со смартфона. Однако обходится подобная реализация недешево.

Еще одной полезной фичей можно назвать внутреннюю подсветку. Освещение камеры окажется полезным, когда понадобится что-то найти в холодильнике в темную пору суток.

В машине автохолодильник обычно занимает гнездо прикуривателя. Проблему с отсутствием свободных гнезд для зарядки гаджетов решает стандартный разъем USB, к которому можно подключить смартфон для зарядки аккумулятора.

Конструктивные особенности и дополнительные аксессуары

Для разделения внутреннего пространства автохолодильников принято использовать съемные перегородки. Они нередко входят в штатную комплектацию техники и применяются для сортировки малосовместимых между собой продуктов (например, мяса и десертов, рыбы и овощей). Перегородки используются в холодильниках однокамерной компоновки, которых на рынке подавляющее большинство. В двухкамерных моделях продукты предполагается закладывать в разные отсеки, разделяемые стационарной плотной стенкой несъемной конструкции.

Нелишней окажется и съемная крышка. В одних моделях крышка снимается для того, чтобы удобнее было добираться до содержимого и чтобы рабочую камеру проще было мыть. В других частенько предусматривается возможность выбрать сторону, в которую крышка будет откидываться.

Для зонирования пространства холодильной камеры нередко применяются съемные перегородки.

Наличие ручек для переноски — чуть ли не обязательный атрибут любого автохолодильника. А еще удобнее переносить устройство на плече, для чего выпускаются соответствующие ремешки. Самые большие и тяжелые холодильники могут быть оборудованы транспортировочными колесами, дающие возможность перевозить агрегат на манер тележки.

В ряде случаев к холодильнику понадобится докупить кабель питания от прикуривателя требуемой длины. Удлиненный провод часто необходим при размещении автохолодильника в багажнике. Также отдельно продаются термоизолирующие защитные кожухи для некоторых моделей компрессионного принципа действия.

Как выбрать подходящий автохолодильник

Выбор подходящей модели продиктован целями покупки автохолодильника, местом его установки и способом фиксации в машине. Так, для пикников лучше всего подходят сумки-холодильники и контейнеры, которые могут выдерживать температуру на 15 – 20 °С ниже, нежели температура окружающей среды. Оптимальный объем — до 30 л. В соответствующий холодильник спокойно поместится перекус на 3 – 5 человек. Помимо литража важна и форма рабочей камеры. В частности, необходимо предварительно оценить, поместится ли в холодильник пластиковая бутылка на 1.5 л или 2 л.

Для длительных путешествий, регулярных выездов на рыбалку и охоту лучше отдавать предпочтение контейнерам, которые поддерживают требуемый температурный режим длительное время. Если планируется дальняя поездка большой компанией, стоит купить более вместительную модель — объемом 30 – 50 л.

Полезный совет. Чтобы правильно определить нужный объем автохолодильника, берите в среднем 5 – 10 л на каждого человека.

При выборе холодильника по габаритам и весу стоит определить, сколько места в салоне можно выделить под технику. Термоэлектрические и абсорбционные модели в среднем весят 3 – 5 кг. Компрессионные тяжелее — их вес может доходить до 20 кг и больше. Если планируется установка прибора в машине на постоянной основе, этот параметр не имеет значения, но если вы будете вытаскивать его и ставить обратно — чем легче модель, тем проще с ней обращаться.