Виды и назначение велосипедов

Первым делом двухколесный транспорт делится на детский, подростковый и взрослый. Главными отличиями считаются размер рамы и диаметр колес. Все остальное оборудование опционально и может меняться по желанию владельца.

С детскими велосипедами все просто, потому что они рассчитаны на обычные «покатушки» в возрасте от 5 до 10 лет. В большинстве таких моделей 1 скорость и этого достаточно для езды по городу и небольших велопрогулок с родителями.

А вот взрослые и подростковые можно условно разделить на несколько видов на основании рельефа местности и стиля езды. Каждый из них обладает своими особенностями и возможным количеством скоростей.

Несмотря на классификацию, каждый из велосипедов является немного универсальным.

Вид велосипеда Количество скоростей
Городской (прогулочный) 1 – 7
Шоссейный (скоростной, спортивный) 8 – 20
Горный (MTB, внедорожный, фэтбайк) 7 – 27
Эндуро (экстрим) 6 – 12
Трюковый (BMX) 1

Разновидности систем переключения скоростей

Существуют две системы трансмиссии для велосипедов — внутренняя (планетарная втулка) и внешняя, состоящая из звездочек и переключателей. Планетарная является очень сложной в техническом плане, дорогой, но надежной. Все компоненты находятся внутри колеса, защищены от воздействия пыли, влаги. Она проста в эксплуатации, насчитывает от 3 до 8 скоростей, устанавливается исключительно на прогулочные велосипеды.

Самой распространенной и популярной является внешняя трансмиссия, которая состоит из нескольких частей:

  • Система (передние звездочки)
  • Кассета (задние звездочки)
  • Манетки (переключатели на руле)
  • Перекидки цепи (переключатели на задних и передних звездочках)

Для новичков принцип действия может показаться сложным, но на самом деле все просто и автоматизировано. Пользователю нужно только переключить скорость манеткой на руле и перекидка (задняя или передняя) сделает всю работу. Более сложной является настройка такой системы, поэтому лучше довериться профессионалам.

Зачем велосипеду так много скоростей?

Немного разобравшись в разновидностях велосипедов и оборудовании можно практически подойти к ответу на главный вопрос — зачем велосипеду столько скоростей? Наличие скоростей позволяет насладиться ездой, независимо от стиля. Благодаря трансмиссии велосипедист снижает нагрузку на мышцы, подстраивается под рельеф дороги и преодолевает любые препятствия. Однако намного важнее понять, какой вид велосипеда выбрать и сколько необходимо скоростей? Именно такой подход позволяет кататься долго без усталости, уберечь кости, мышцы и суставы от повреждений, что является частым явлением у неопытных райдеров. Тут все зависит от целей использования.

Для езды по городу, где преобладает твердое покрытие (плитка, асфальт, бетон), прогулочные модели подходят лучше всего. У них облегченная рама и узкие покатые покрышки с небольшим протектором, что обеспечивает минимальное трение и хороший накат (холостой ход). Городские велосипеды рассчитаны на равномерное движение и преодоление небольших уклонов, поэтому зачастую комплектуются 1 – 7 скоростями. Быстро подобрать прогулочную модель поможет статья ТОП-5 сити-байков.


Спортивные велосипеды ориентированы на велогонки по асфальтированной трассе, поэтому еще их называют шоссейные или скоростные. Для таких моделей свойственны 8 – 20 скоростей. Тут используются большая передняя звезда или система из двух, что в комбинации с задней кассетой на 7 – 10 звездочек позволяет развивать скорость более 50 км/ч. Их чаще используют профессиональные спортсмены для тренировок.


Горные велосипеды или MTB (Mountain Bike) — самый популярный и универсальный вид, который применяется для многих целей. Его востребованность определена большим разнообразием конструкции рамы (цельная, одноподвес, двухподвес), диаметра колес (20 – 29 дюймов) и скоростей (7 – 27). Основная задача горных моделей — езда по пересеченной местности, поэтому тут важна вариативность трансмиссии. Правильно подобрав комбинацию звездочек можно заехать на склон с большим углом, развить скорость 30 — 40 км/ч по ровной трассе и еще большую при спуске с горы. Усиленная рама и обода выдерживают значительные нагрузки, рассчитаны на разные весовые категории (вплоть до 150 кг), а внедорожные покрышки с высоким протектором отличаются устойчивостью к проколам. Особой версией таких велосипедов является фэтбайк. На рынке присутствуют детские и взрослые MTB-велосипеды.


Любители экстремальной езды (даунхилл, фрирайд) на велосипедах отдают предпочтение простым и надежным системам. Спереди используется одна звезда средних размеров (32 – 38 зубьев), а сзади кассета на 6 – 12 скоростей. Таким образом минимизируется риск закусывания и слетания цепи во время сильной тряски и резких скачков.

Трюковые BMX-велосипеды имеют только одну скорость, т.е. одну звезду спереди и сзади. Им важен только быстрый разгон на короткой дистанции, чтобы совершать различные прыжки.

Как правильно переключать скорости?

Велосипедное оборудование требует соблюдения определенных правил эксплуатации, которые помогут сохранить цепь, звезды, тросики, манетки и переключатели в рабочем состоянии. Для начала необходимо научиться переключать скорости. Нужно запомнить несколько основных правил:

  • Переключение происходит по одной скорости. В противном случае может произойти обрыв троса, разбалансировка, закусывание цепи. Смена скорости будет невозможна или цепь будет перемещаться с отклонением, цепляться за соседнюю звезду. Исключение составляет профи оборудование.
  • Нельзя использовать комбинацию самых больших и маленьких звезд спереди и сзади. Это приводит к сильному перекосу и последующему обрыву, повреждению цепи.
  • Запрещается нажимать на педали с усилием в момент перекидки цепи по звездам. Исключение составляет планетарная система, в которой переключение может происходить без каких-либо условий.

Исходя из данных правил можно сформировать порядок переключения скоростей:

1. Набрать начальную скорость, достаточную для поддержания равновесия.
2. Переключить манеткой скорость в сторону повышения или понижения на одну единицу.
3. В холостом режиме прокрутить педали до полной перекидки цепи на соседнюю звезду.
4. Повторить пункты 1 ‒ 3 необходимое количество раз для достижения нужной комбинации звездочек на системе и кассете.

Также не забывайте проводить техническое обслуживание всего велосипеда в конце осени и весной. Как сделать это правильно, можно посмотреть в этой статье.

Какому бренду отдать предпочтение?

При выборе велосипеда стоит обращать внимание на производителя навесного оборудования, чтобы в ближайшем будущем не столкнуться с ремонтами. На мировом рынке прочно утвердились несколько брендов, которые десятилетиями трудятся над улучшением велосипедов и запчастей к ним.

Самым популярным является Shimano из Японии. Даже велосипедист-—любитель хоть раз слышал это название и знает о чем речь. Компания работает с 1973 года и предлагает большой ассортимент велозапчастей для городских прогулок, туризма, экстрима, спорта.

Итальянский производитель Campagnolo известен тем, что первым изобрел переключатель скоростей в далеком 1933 году. За почти 100 лет своей деятельности компания запатентовала более 135 разработок в области навесного оборудования для велосипедов.

Главным конкурентом Shimano является американский бренд SRAM, основанный в 1987 году. В продаже доступны более 20 линеек для шоссейных и горных моделей от бюджетного до премиум класса.

Более бюджетные решения предлагает microSHIFT из Тайваня. Оборудование хорошего качества, будет служить много лет при условии легких прогулок, а не экстремального вождения по пересеченной местности. Конкуренцию в бюджетном сегменте ему составляет Sunrun.