Если у вас времени в обрез из-за того, что уже пора пахать и сеять, можете просто посмотреть наше видео о том, как выбрать мотоблок или мотокультиватор, и всего за 6 минут прояснить для себя наиболее важные детали.


Разница между мотоблоком и культиватором

Мотоблоки и мотокультиваторы визуально слегка похожи (если сравнивать технику одной «весовой категории»). И те, и другие предназначены для обработки грунта. Поэтому многие задаются вопросом: в чем между ними разница? Несмотря на похожее устройство, разница между этими видами техники есть, и довольно большая.

Мотоблок — это полноценный самоходный трактор, просто с двумя колесами. Его ключевая особенность — это возможность использования активного навесного оборудования. Для этого в конструкции мотоблока предусмотрен специальный узел (вал или шкив), который используется для привода активной фрезы, косилки, сеялки и т. д., а редуктор позволяет ступенчато изменять передаточное отношение для той или иной работы.

Мотоблок Honda во время работы на поле.

Культиватор — это техника для рыхления (культивации) почвы без переворачивания пластов. К некоторым крупным мотокультиваторам можно прицепить легкий плужок, окучник или борону, но работать с активными насадками они не умеют. Подавляющее большинство культиваторов даже не имеет колес (кроме транспортировочных), а передвигается во время работы лишь за счет вращения грунтовой фрезы.

Заметим, что во многих языках и странах разницы между мотоблоками и мотокультиваторами нет (или она очень расплывчатая). Да и у нас иногда мотоблоки продаются в интернет-магазинах под видом культиваторов (просто потому, что смена названия в отдельных случаях позволяет уменьшить ставки таможенных пошлин). А встречаются и обратные ситуации: продавец гордо именует культиватор мотоблоком, чтобы продать подороже.

Мотокультиватор Honda во время работы на приусадебных грядках.

Что лучше: мотоблок или культиватор?

Каждый вид техники разрабатывается под определенные задачи. Культиваторы лучше подходят для компактных участков с хорошо обработанной, многократно перепаханной землей, за которой ведется постоянный и тщательный уход. Благодаря небольшим габаритам и малому весу, культиваторы легко разворачиваются в конце коротких и узких грядок или перемещаются с одной грядки на другую. Технические характеристики у них, правду говоря, достаточно скромные (глубина рыхления не превышает длины штыка лопаты). Но если грунт мягкий и чистый, то даже компактные электрические культиваторы хорошо справляются со своей работой.

Мотоблоки же изначально «заточены» под другие условия. У них и мощности побольше, и конструкция прочнее, и диапазон настроек шире. Поэтому мотоблок лучше подходит для работы на больших участках и легче справляется с плотной глинистой почвой, тяжелым черноземом или грунтами, которые редко вспахиваются. Главное же его преимущество — это универсальность. В умелых руках и при правильно подобранном навесном оборудовании мотоблок превращается в многофункциональную технику — средство для механизации наиболее физически тяжелых работ в сельском хозяйстве. То, что может делать мотоблок, культиватору просто не по силам.

Мотоблоки и культиваторы — большой шаг вперед по сравнению с конной тягой и ручным трудом.

Легкие, средние и тяжелые мотоблоки

Общепринятой системы классификации мотоблоков не существует. Тем не менее, их делят на условные классы, которые отличаются по мощности, размеру и весу. Каждый класс имеет свои характерные черты и свою специализацию.

Легкие мотоблоки весят до 70 – 75 кг. Как правило, они оснащены небольшими бензиновыми двигателями (мощностью 4 – 7 л.с.) и редукторами, имеющими 2 – 3 передачи вперед и 1 передачу назад. Это компактные двухколесные тракторы, которые легко маневрируют на небольших приусадебных и дачных участках, объезжая плодовые деревья, кусты и теплицы. Легкий мотоблок хорошо подойдет для перепахивания грядок, на которых из года в год выращиваются овощи, посадки и выкапывания картошки, а также регулярного окучивания растений в процессе их роста.

Легкий мотоблок Stiga.

Средние мотоблоки весят около 100 кг (реже — до 120 – 125 кг). В качестве силовой установки обычно используется бензиновый двигатель мощностью от 7 л.с. или дизель с воздушным охлаждением, а редуктор имеет 2 – 4 передачи для движения вперед и 1 – 2 передачи для заднего хода. Средний мотоблок — универсальный вариант, который подойдет большинству аграриев, живущих в сельской местности и имеющих порядка 30 – 50 соток обрабатываемой земли. Его можно использовать для вспашки или фрезерования почвы, посадки и уборки различных агрокультур, окучивания и прополки грядок, кошения травы и заготовки сена, перевозки грузов и других задач.

Тяжелые мотоблоки весят больше 150 кг (вес некоторых моделей достигает 250 – 300 кг). На них ставят мощные бензиновые двигатели (8 – 13 л.с.) или дизели с водяным охлаждением. У тяжелых мотоблоков, как правило, полноценные коробки передач (3 – 6 ступеней), большие колеса и множество других функций, которые мы рассмотрим ниже. Они считаются профессиональной сельскохозяйственной техникой, поскольку могут работать по много часов подряд, переворачивать огромные пласты грунта и тянуть тяжелые грузы. Но следует отметить, что для 90% частных аграриев мощность тяжелого мотоблока является избыточной, а его размеры и вес — обузой.

Тяжелый мотоблок Mitsubishi.

Бензиновые и дизельные мотоблоки: преимущества и недостатки

Все мотоблоки конструктивно похожи. Почти каждый из них представляет собой стальную раму на колесах, к которой приделаны рукоятки для управления техникой и узлы для монтажа навесного оборудования. Но двигатель делает разницу. Именно этот агрегат является самым важным и отличает хороший мотоблок от плохого.

Двухтактные двигатели (такие, как на бензиновых газонокосилках и других видах садовой техники) встречаются лишь на небольших культиваторах. Они оборотистые, но крутящий момент у них неважный. Техника с 2Т-моторами подходит лишь для того, чтобы разрыхлять грунт на «культурных» грядках. Поэтому на большие мотокультиваторы и мотоблоки ставят другие типы ДВС.

Перекапывание мягкого грунта и прополка междурядий — предел возможностей для маленьких и легких культиваторов.

Четырехтактные бензиновые двигатели — это наиболее часто встречающийся вид силовых установок для мотоблоков. Бензиновые моторы с воздушным охлаждением — простые и понятные, относительно легкие и компактные. С ними практически не возникает проблем, потому что они довольно уверенно заводятся в холодную погоду, их достаточно просто обслуживать, да и ремонт мотоблока с бензиновым двигателем обходится недорого.

Дизели весят больше, поэтому их можно встретить лишь на мотоблоках среднего и тяжелого классов. Они имеют хорошую тягу на низких оборотах и менее «прожорливые» (практика показывает, что при равной мощности дизельный мотоблок будет потреблять в полтора-два раза меньше топлива, чем бензиновый). С другой стороны, дизели больше шумят и сильнее вибрируют, а зимой с их запуском могут возникнуть проблемы (и они почти наверняка возникнут уже при температуре ниже +5 °С). Кроме того, дизельные мотоблоки стоят больше, а их ремонт, в случае чего, обходится дороже из-за более сложной системы подачи топлива.

Дизельный мотоблок может выполнять самую тяжелую работу даже на раскисшей почве.

Отдельная категория — это дизельные мотоблоки с водяным охлаждением. Если вам приходилось слышать слова «китайская водянка», то речь шла именно об этом виде сельскохозяйственной техники, потому что подобные аппараты практически нигде, кроме Китая, сейчас не выпускаются. Мотоблок с водяным охлаждением может работать от зари до зари без остановок и пауз (кроме дозаправки). Но ставят «водянки» лишь на крупные аппараты, изначально «заточенные» на профессиональное использование.

Какая мощность должна быть у мотоблока?

Считается, что для полноценной работы и универсального применения мотоблок должен иметь не менее 1 л.с. на каждые 10 – 15 см ширины рабочей насадки (как правило, речь идет об активной почвофрезе). Такая пропорция позволяет двигателю уверенно тянуть мотоблок с навесным оборудованием, не «захлебываясь» и не надрываясь от перегрузки. У мотоблоков с большой шириной и глубиной обработки соотношение мощности к размеру фрезы стремится именно к указанному значению. Но если у вас хорошо обработанный рыхлый грунт, легкая песчаная почва или небольшая глубина фрезерования, то вполне достаточно иметь 1 л.с. на каждые 20 см ширины обработки (такое соотношение больше характерно для мотокультиваторов).

Ширину фрезы и состояние грунта следует учитывать при выборе мотоблока по мощности.

Преимущества и недостатки разных видов редукторов на мотоблоках

Неправильно подобранный редуктор может полностью нивелировать преимущества мощного двигателя. Поэтому потенциальные покупатели мотоблоков должны знать о преимуществах и недостатках разных видов «коробок передач».

  • Червячные редукторы используются, как правило, на небольших культиваторах и мотоблоках. Чаще всего их ставят для того, чтобы улучшить тяговые характеристики высокооборотистых движков. Из-за особенностей своей конструкции «червяки» склонны к перегреву и не выносят больших нагрузок. Техника, оснащенная червячными редукторами, имеет всего одну передачу для движения вперед, а задний ход в подавляющем большинстве случаев вообще отсутствует.
  • Цепные редукторы имеют относительно простую конструкцию. Как правило, они представляют собой пару шестеренок, соединенных с помощью цепи. Цепной редуктор легко обслуживать и ремонтировать. Но цепь во время работы техники постоянно растягивается (поэтому приходится время от времени проверять ее натяжение и менять изношенные звенья) и может порваться при большой нагрузке. Цепные редукторы недорогие в производстве, но подходят они лишь для культиваторов, а на мотоблоки устанавливаются редко.
  • Шестеренчатые редукторы — это полноценные коробки передач. Крутящий момент передается через пары зубчатых колес. Шестеренчатые трансмиссии достаточно дорогие (потому что сложные в производстве) и шумные. Но зато они надежные и имеют очень большой рабочий ресурс. Проблем с такими «коробками» на мотоблоках практически не бывает, но если что-то случится, то отремонтировать редуктор без покупки новых шестеренок не получится.
  • Шестеренчато-цепной редуктор — это гибридная трансмиссия, в которой одновременно используются шестеренчатая и цепная передачи. Такая конструкция позволяет удешевить редуктор. При этом его надежность остается достаточно высокой благодаря тому, что используются значительно более прочные многозвенные цепи, чем в простых цепных трансмиссиях.

Следует отметить, что не бывает однозначно хорошей или плохой трансмиссии. Каждая из них имеет свою сферу применения и свой набор преимуществ и недостатков. Даже дешевый цепной редуктор может служить долго, если его вовремя обслуживать и не нагружать культиватор сверх меры. А надежная конструкция шестеренчатой трансмиссии может быть испорчена некачественными деталями, если зубья шестеренок не закалены должны образом.

Слева направо: червячный, одноступенчатый цепной, двухступенчатый цепной, шестеренчато-цепной и шестеренчатый редукторы мотоблоков.

Сколько передач должно быть у мотоблока?

Мотоблок не зря называют «пешим трактором». Выполняя полезную работу в поле или на огороде, он должен идти со скоростью пешехода. Но работа работе рознь. Одни задачи выполняются на малой скорости, другие же можно делать быстро. Удобно, когда конструкция мотоблока позволяет подбирать наиболее подходящую скорость движения, в зависимости от плотности грунта, типа используемого навесного оборудования, агротехнических приемов и других факторов.

По стандартам современного мотоблокостроения считается, что легкий мотоблок должен иметь не менее двух скоростей вперед и одной — назад. Одна скорость (около 3 – 4 км/ч) нужна для пешего хода во время работы, а вторая (7 – 10 км/ч) — для перемещения с участка на участок или транспортировки грузов. Но средним и тяжелым мотоблокам двух передач уже категорически не хватает. Они оснащаются трех- или четырехступенчатыми редукторами, а некоторые модели имеют даже по шесть передач. В многоступенчатых редукторах одна или несколько скоростей являются пониженными (более «тяговитыми»). Они используются для тяжелых работ, вроде пахоты, сбора корнеплодов или движения по раскисшему грунту.

У некоторых мотоблоков даже задний ход имеет две передачи. Одна используется для маневров и разворотов, а вторая — чтобы «выкапываться», если техника застрянет или слишком глубоко зароется в грунт.

Для тяжелых мотоблоков чем больше передач — тем лучше.

Дифференциал у мотоблока: нужен или нет?

Дифференциал мотоблока — это узел или механизм, который позволяет двум колесам вращаться с разной скоростью. Он нужен, чтобы делать повороты без пробуксовки одного колеса и блокировки второго. А блокировка дифференциала нужна для того, чтобы мотоблок мог двигаться по вязкому грунту или выкарабкиваться из сложных ситуаций (например, когда одно колесо стоит на более твердой поверхности, а второе провалилось в лужу с жидкой грязью).

Легкие мотоблоки вполне могут обойтись без дифференциала. Их можно развернуть на месте за счет мускульной силы. Средним мотоблокам иметь дифференциал уже желательно, а тяжелым — просто необходимо.

Делать повороты и разворачивать мотоблок в конце грядки без дифференциала достаточно трудно.

Следует отметить, что настоящий межколесный дифференциал (с планетарным редуктором, как в автомобиле) на мотоблоках встречается крайне редко (таким может похвастаться, например, Motor Sich MB-13E). Поэтому в контексте мотоблоков дифференциалами называют другие системы и механизмы. Наиболее часто встречающееся решение — это отключение левого или правого колеса от привода с помощью тросика или тяги. У таких аппаратов в нормальном режиме работы оба колеса вращаются с одинаковой скоростью, но оператор имеет возможность, нажимая на рычаг, отключить одно из них от привода, чтобы сделать поворот или разворот на месте.

Валы и шкивы для отбора мощности

Как упоминалось выше, самая главная особенность мотоблока — это возможность использования активного навесного оборудования. Оптимальный способ привода внешнего оборудования — через жесткий вал отбора мощности. Стандартный универсальный ВОМ имеет диаметр 18 мм, и расположен он продольно. Тем не менее, в продаже встречаются редкие китайские мотоблоки, у которых ВОМ имеет уменьшенный диаметр (например, 13 мм) или выведен на правую сторону. К такой технике подобрать навесное будет крайне трудно.

Альтернативный способ подключения активных навесок — через шкив отбора мощности. Этот метод более универсальный, потому что при использовании оборудования разных производителей, при разных размерах и формах навесных орудий, нужно всего лишь обеспечить соосность шкивов и правильно подобрать ремень для привода. Но и у ременной передачи есть свои недостатки: меньший КПД, ограничения по крутящему моменту и наличие открытых вращающихся деталей.

Так выглядит вал отбора мощности (слева), а так к нему присоединяется навесное оборудование (справа).

Активное и пассивное навесное оборудование для мотоблоков

Активное навесное оборудование, привод которого осуществляется через вал отбора мощности или шкив, включает в себя широкий спектр разнообразных насадок: почвенные фрезы, шнековые снегоуборщики, роторные косилки, дровоколы, мотопомпы, а также широкий спектр приспособлений для посадки и уборки корнеплодов.

Пассивное навесное оборудование, в отличие от активного, не требует привода, так как оно работает исключительно от хода мотоблока. Среди наиболее полезных пассивных навесок следует выделить плуги и окучники, бороны, отвалы для уборки снега, некоторые виды сеялок, картофелесажалок и картофелекопателей, а также сцепки, ездовые адаптеры и прицепы, которые позволяют не только быстро передвигаться с участка на участок, но и перевозить достаточно солидные грузы.

Мотоблок «Кентавр» с разными видами прицепного оборудования и без него.

Другие полезные функции

Некоторые функции и опции, которые встречаются на мотоблоках и мотокультиваторах, могут сначала показаться «баловством» и способом набить цену. Но на самом деле они являются очень полезными деталями, уменьшающими нагрузку на пользователя и улучшающими условия работы.

Чем мощнее техника, тем актуальнее стоит вопрос ее запуска (особенно, в холодную погоду). Бензиновые мотоблоки мощностью до 6 – 8 л.с. вполне можно запускать вручную с помощью «шморгалки» (тросика) или «кривого стартера» (рукоятки). Но при покупке техники с более мощными бензиновыми моторами или дизелями лучше сразу выбрать модель с электрическим стартером, работающим от бортового аккумулятора. Он сэкономит ваши силы и избавит от головной боли при температурах ниже нуля. Среди других полезных функций можно отметить фары, благодаря которым можно начинать работу затемно и заканчивать в сумерках (полезно тем, кто использует тяжелый профессиональный мотоблок в качестве инструмента для заработка).

Отдельно следует остановиться на органах управления. Регулировку ручек по высоте имеют многие мотоблоки и культиваторы, а вот возможность поворота рукояток набок — далеко не все. Такая функция очень удобная и крайне полезная, потому что она позволяет во время обработки поля идти не за мотоблоком, а рядом с ним (по еще не возделанной, более твердой почве или междурядью).

Иногда удобнее идти рядом с мотоблоком, чем прямо за ним.

Пара слов о производителях мотоблоков

Как бы это странно ни прозвучало, но производство мотоблоков в чем-то напоминает Формулу-1. Многие гоночные команды не делают всю машину самостоятельно, а покупают отдельные узлы и агрегаты (например, силовые установки и электронные блоки) у сторонних поставщиков. Точно то же и с мотоблоками: производители сельскохозяйственной техники самостоятельно выбирают компоновку, делают рамы и красят кузовные панели в фирменные цвета, но самые важные узлы (двигатели и редукторы) покупают «на стороне». Поэтому многие мотоблоки выглядят одинаково и имеют почти идентичные характеристики. Ситуация усугубляется тем, что многие модели, несмотря на разную окраску и разные наклейки с названиями торговых марок, на самом деле являются продуктами одного и того же завода в Китае (или группы заводов). Сорвав наклейку и сняв табличку с названием, сложно будет отличить «Кентавр» от Forte, а «Зирку» от «Зубра» и «Авроры». Среди подобных производителей при равных технических характеристиках лучше выбирать не по названию, а по наличию официальной гарантии и доступности сервисного обслуживания в вашем регионе.

Вопреки распространенному мнению, мотоблоки используются и выпускаются не только в странах третьего мира. Благодаря своей компактности и универсальности, они пользуются спросом во всем мире, а производством мотоблоков занимаются не только китайские «ноунеймы». Например, Honda и Mitsubishi, несмотря на статус автогигантов, имеют в своих модельных линейках множество мотоблоков и мотокультиваторов. Их также можно найти в каталогах Stiga, Oleo-Mac, Husqvarna, AL-KO и некоторых других крупных европейских производителей садовой техники и инструментов. А центром современного мотоблокостроения является Италия. Там разрабатываются и выпускаются наиболее престижные марки мотоблоков: BCS, Ferrari, Caiman, Pasquali, Goldoni, Grillo и др. Также есть отличные производители мотоблоков в Германии (Koppl, Agria) и Швейцарии (Rapid). Но стоит европейская и японская техника, конечно же, намного больше, чем «китайцы» (ее цена вплотную приближается к стоимости б/у мини-тракторов).

«Крутые» европейские мотоблоки: BCS (Италия) и Agria (Германия).

Марки двигателей мотоблоков и мотокультиваторов

На мотоблоки устанавливаются двигатели самых разных производителей. Это могут быть как китайские моторы, так и фирменные двигатели от «крутых» брендов. Известное имя — это большой плюс в копилочку аргументов за тот или иной мотоблок. Если в описании техники видите такие названия, как Honda, Briggs&Stratton, Mitsubishi, Subaru Robin, Yamaha, Kohler или Yanmar, то к такому мотоблоку или культиватору стоит присмотреться повнимательнее. Перечисленные фирмы делают качественные моторы для сельскохозяйственной техники, которые работают по десятку лет без капитального ремонта. Естественно, цена мотоблока с фирменным двигателем существенно выше, чем стоимость аппарата, на котором установлена китайская копия. Но следует отметить, что существуют двигатели категории «заводской Китай» (например, Weima, Lifan, Zongshen или Loncin), которые имеют очень приличное качество, высокую надежность и большой рабочий ресурс.

Подведем итоги

Как вы смогли уже убедиться, читая данную статью, универсального ответа на вопрос о том, как выбрать мотоблок, не существует. Все зависит от вида выполняемых работ, особенностей почвы на участке, необходимости в использовании тех или иных насадок, толщины кошелька и даже физических кондиций покупателя и его способности управляться с тяжелой техникой.

Чтобы облегчить процесс подбора, мы создали каталог мотоблоков и культиваторов и собрали в него практически все модели, которые имеются в продаже в интернет-магазинах. Он позволяет сортировать технику по тем или иным параметрам и делать таблицы, с помощью которых удобно сравнивать несколько мотоблоков «лицом к лицу». Воспользуйтесь каталогом, чтобы из тысяч моделей выбрать пару-тройку мотоблоков, которые лучше всех подходят под ваши задачи, и сравнить их характеристики и цены.