Маркировка мотошин
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
На мотошины возлагается вопрос безопасности поездок за рулем байка. Поэтому недостаточно того, чтобы покрышки физически подходили к мотоциклу. Важно учитывать предназначение резины, место установки, размеры, индексы нагрузки и скорости, год выпуска и прочие факторы. Но давайте не забегать наперед и разбираться во всем по порядку.
Сперва необходимо определить, для каких условий поездок на байке приобретается резина. С прицелом на массовый сегмент выпускаются дорожные и спортивные мотошины, модели классов эндуро и adventure. Сугубо под гоночные треки заточены так званые слики, а для покорения бездорожья подойдет кроссовая моторезина.
Классификация по оси установки
Немаловажную роль при выборе подходящих мотошин отыгрывает ось установки покрышки. Оси мотоцикла заметно отличаются по особенностям работы и специфике нагрузок на шины. По месту установки моторезина классифицируется на такие подкатегории:
- F (Front Wheel) — шины на переднюю ось мототранспорта; в их конструкции учитываются специфические нагрузки, которым резина подвергается при поворотах руля;
- R (Rear Wheel) — шины на заднюю ось мотоцикла; акценты в таких моделях расставлены на большую нагрузку по весу и улучшенную передачу тягово-тормозных усилий — заднее колесо мототранспорта в подавляющем большинстве случаев является ведущим;
- универсальные шины допускается устанавливать на любые оси транспортного средства; отдельные маркировки для универсальных моделей не указываются; как правило, в эту подкатегорию входят шины для легких мотоциклов с небольшим объемом движка, мопедов и скутеров.
По оси установки мотошины бывают передними, задними и универсальными. |
Метрическая система маркировки мотошин
Метрическая система следует традиционным канонам обозначений шинной продукции для мототранспорта. По своей сути она соблюдает принципы, описанные в материале «Маркировка автошин от А до Я».
Наглядное представление ключевых параметров размера мотошины. |
Итак, возьмем для примера условную модель
120/70 ZR17 58W
- 120 — ширина протекторной ленты шины, выраженная в миллиметрах;
- 70 — высота профиля в процентном соотношении к ширине; важно, что этот параметр измеряется в процентах, а не в миллиметрах; для рассматриваемого примера он равен 120 ⋅ 0.7 = 84 (мм);
- Z — обозначение высокоскоростных мотошин, которые можно использовать на скоростях свыше 240 км/ч;
- R — радиальная конструкция шины;
- 17 — посадочный диаметр резины в дюймах, идентичный размеру обода колесного диска;
- 58 — индекс нагрузки; для его расшифровки используется специальная таблица, которая приводится в соответствующем разделе дальше по тексту; в данном случае индекс «58» соответствует 236 кг веса на одно колесо;
- W — индекс скорости; этот параметр также определяется по спецтаблицам; индексом «W» маркируют мотошины, рассчитанные на скорость до 270 км/ч.
Расшифровка ключевых обозначений на боковине мотоциклетной резины. |
Метрическая система хоть и взята за основу, однако является отнюдь не единственной. Реже встречаются альтернативные способы маркировки мотоциклетных шин.
Альтернативные маркировки мотошин
Альфа-система
Эта система применяется для обозначения параметров резины, устанавливаемой на колеса туристических мотоциклов. Рассмотрим ее на таком примере:
MR80S-17
- M (Motorcycle) — шины для мототранспорта;
- R — ширина профиля резины в дюймах; параметр имеет табличное значение, в данном случае он равен 4.5 дюймов;
- 80 — высота профиля шины;
- S — индекс скорости; его расшифровка приводится в спецтаблицах и соответствует скоростным индексам метрической системы; в этом случае индекс S обозначает максимальную скорость передвижения до 180 км/ч;
- 17 — посадочный диаметр шины в дюймах, соответствующий размеру обода колесного диска.
Значение | Ширина профиля | Значение | Ширина профиля |
---|---|---|---|
G | 2.75” | P | 4.25” |
H | 3.00” | R | 4.50” |
J | 3.25” | S | 4.75” |
L | 3.50” | T | 5.00” |
M | 3.75” | U | 5.50” |
N | 4.00” | V | 6.00” |
Стандартная дюймовая система
Шины по этой системе маркировались до 1999 года. На современном рынке подобные модели встречаются очень редко. Разберем обозначения на примере:
3.25H-19
- 3.25 — высота и ширина профиля шины в дюймах (величины одинаковые — предполагается, что профиль у резины квадратный);
- H — скоростной индекс из таблицы (буква латинского алфавита «H» соответствует скорости передвижения до 210 км/ч);
- 19 — посадочный диаметр шины в дюймах, определяющий возможность установки резины на колесный диск.
Низкопрофильная дюймовая система
Для шин, у которых высота профиля меньше ширины протекторной ленты, было принято использовать низкопрофильную дюймовую систему маркировки:
4.50/85U-18
- 4.50 — ширина профиля шины, выраженная в дюймах;
- 85 — процентное отношение высоты профиля к ширине (85 % от 4.50 дюймов);
- U — индекс скорости из таблицы (за буквой «U» стоит значение до 200 км/ч);
- 18 — диаметр обода шины в дюймах.
Тип конструкции
Шины для мототранспорта могут иметь радиальную или диагональную конструкцию. Отличия между ними кроются в способе плетения нижних слоев каркаса.
В радиальных покрышках, которые принято маркировать буквой латинского алфавита R, текстильные нити проходят перпендикулярно направлению вращения колеса — от обода к ободу в горизонтальной плоскости. Важно, что они не пересекаются между собой. Основную роль в конструкции радиальных шин отыгрывает металлокордный брекер в качестве верхнего слоя, характеризуемый отменной теплопроводностью и низкой растяжимостью. Резина радиальной конструкции лучше держит форму и пригодна для высокоскоростной езды. В зоне протектора она обладает повышенной устойчивостью к повреждениям и проколам. Из недостатков стоит отметить невысокие показатели нагрузок по весу, а также слабую пригодность радиальной конструкции для полнопрофильной резины.
Шины радиальной и диагональной конструкции отличаются между собой способами плетения нитей корда. |
Диагональные шины предназначены в основном для дорожных и кроссовых мотоциклов, предъявляющих повышенные требования к нагрузке по весу. Нити корда в их конструкции располагаются внахлест — крест-накрест по диагонали относительно направления вращения колеса. Слоев в каркасе диагональных покрышек всегда четное количество (как правило, четыре). Подобная резина лучше подходит для передвижения по бездорожью (она эффективно смягчает ударные нагрузки), боковые стенки у диагональных шин отличаются увеличенной прочностью, а еще они дешевле стоят. Обратная сторона медали покрышек такой конструкции — при нагрузках они подвержены деформациям и смятию, что ухудшает сцепные свойства, также диагональные модели сильнее подвержены нагреву и слабо подходят для высоких скоростей.
Для маркировки мотошин диагональной конструкции принято использовать значок «–» или букву латинского алфавита B. В отличие от традиционных автомобильных шин, где выражена почти полная доминация радиальных покрышек, в категории моторезины диагональные модели до сих пор встречаются часто.
Индексы нагрузки и скорости
Индекс нагрузки мотошины — это максимальный вес на одно колесо, при котором покрышка сохраняет заложенные ездовые свойства с учетом рекомендованного давления внутри. Шильдик с информацией о давлении в шинах обычно размещается на раме мотоцикла, также эти параметры указываются в руководстве по эксплуатации байка. Отметим, что показатель несущей способности должен быть не ниже фактической нагрузки, а лучше подбирать резину с запасом по данному индексу. В противном случае эксплуатация шины будет небезопасной. Для заднего колеса байка нагрузка зачастую выше, чем для переднего.
Конкретные значения нагрузки на шину и предельно допустимого давления в ней могут быть прописаны в виде MAX LOAD 236 KG и 290 kpa (42 psi) cold (последний показатель указывается для «холодной», т.е. неразогретой покрышки)
Вычисляются индексы нагрузки по таблице:
Значение | Макс. нагрузка, кг | Значение | Макс. нагрузка, кг | Значение | Макс нагрузка, кг |
---|---|---|---|---|---|
50 | 190 | 71 | 345 | 92 | 630 |
51 | 195 | 72 | 355 | 93 | 650 |
52 | 200 | 73 | 365 | 94 | 670 |
53 | 206 | 74 | 375 | 95 | 690 |
54 | 212 | 75 | 387 | 96 | 710 |
55 | 218 | 76 | 400 | 97 | 730 |
56 | 224 | 77 | 412 | 98 | 750 |
57 | 230 | 78 | 425 | 99 | 775 |
58 | 236 | 79 | 437 | 100 | 800 |
59 | 243 | 80 | 450 | 101 | 825 |
60 | 250 | 81 | 462 | 102 | 850 |
61 | 257 | 82 | 475 | 103 | 875 |
62 | 265 | 83 | 487 | 104 | 900 |
63 | 272 | 84 | 500 | 105 | 925 |
64 | 280 | 85 | 515 | 106 | 950 |
65 | 290 | 86 | 530 | 107 | 975 |
66 | 300 | 87 | 545 | 108 | 1000 |
67 | 307 | 88 | 560 | 109 | 1030 |
68 | 315 | 89 | 580 | 110 | 1060 |
69 | 325 | 90 | 600 | 111 | 1090 |
70 | 335 | 91 | 615 | 112 | 1120 |
В скоростном индексе мотошины заложена пригодность к высоким скоростям. Индекс определяет, на каких максимальных скоростях движения покрышка сохраняет сцепные свойства, прочность и стабильность хода. Расчетную максимальную скорость, на которой предполагается эксплуатировать резину, можно определить по табличным значениям:
Значение | Макс. скорость, км/ч | Значение | Макс. скорость, км/ч |
---|---|---|---|
A | 40 | Q | 160 |
B | 50 | R | 170 |
C | 60 | S | 180 |
D | 65 | T | 190 |
E | 70 | U | 200 |
F | 80 | H | 210 |
G | 90 | V | 240 |
J | 100 | W | 270 |
K | 110 | Y | 300 |
L | 120 | VR | >210 |
M | 130 | ZR | >240 |
N | 140 | (W) | >270 |
P | 150 | Z | >300 |
Камерные и бескамерные мотошины
Значимую роль в маркировке мотошин отыгрывают обозначения камерного и бескамерного типов покрышек:
- TL (Tubless) — бескамерные модели, удерживающие воздух непосредственно в пространстве между диском и шиной;
- TT (Tube Type) — покрышки с отдельной внутренней камерой, которая наполняется воздухом под давлением; камерная резина подходит для колес со спицами, однако такие модели более чувствительны к проколам, сложнее в ремонте и менее надежны по сравнению с бескамерными визави;
- TT/TL — универсальные модели, которые можно устанавливать как без пневматической камеры, так и с ней.
Дополнительные обозначения
Одна из важнейших второстепенных маркировок моторезины — дата изготовления. Указывается она четырьмя цифрами в ряд (нередко заключенными в овал). За двумя первыми цифрами обозначения стоит неделя выпуска шины, две последние цифры сообщают год производства. Например, условная модель с маркировкой 3522 выпущена на 35-й неделе 2022 года.
При выборе новых мотошин желательно отдавать предпочтение свежей резине, выпущенной до одного года назад на момент покупки. Залежалые покрышки теряют надлежащую эластичность и могут покрываться «паутиной» микротрещин — эти признаки старения ухудшают эксплуатационные качества резины.
Мотошина с маркировкой даты изготовления «3719» была выпущена в 37-ю неделю 2019 года. |
На боковину резины с направленным рисунком протектора принято наносить стрелку с подписью Rotation, которая определяет вектор вращения колеса. Неправильная установка таких шин сулит снижением управляемости и ухудшением сцепных свойств. Ненаправленные покрышки ND (Non Directional) ставятся на колеса без учета вектора вращения.
Под какие условия заточена мотошина и какими конструктивными особенностями она обладает, можно узнать из следующих маркировок:
- SAG (Super All Grip) — шины улучшенной проходимости по бездорожью;
- NHS (Non Higway Service) — шины, не предназначенные для скоростных дорог;
- SL (Limited Service) — ограниченное использование шины;
- XL (Extra Load) — модели с устойчивостью к повышенным нагрузкам;
- RF, REINF (Reinforced) — шины усиленной конструкции с дополнительными слоями корда;
- MBS (Metzeler Belt System) — модели с особым видом корда из кевларовых нитей, предназначаемых для ограничения деформации шины на высоких скоростях;
- TWI (Tread Wear Indication) — наличие в протекторе шины индикаторов степени износа.
Индикаторы остаточной высоты протектора позволяют визуально оценить степень износа мотошины. |
Дополнительные буквы O, H, GL и прочие свидетельствуют об омологации шины под конкретную модель мотоцикла. Резину полагается использовать для штатной комплектации конкретно взятого байка. «Что такое омологированные шины» — подробно рассказано в одноименном материале.
Маркеры мягкости мотоциклетной резины приводятся в таком виде:
1. RS1 (soft). 2. RS2 (medium). 3. RS3 (hard).
Белую полосу на боковине шины обозначают маркировками NWS (Narrow White Stripe) и WW (White Whall). Это сугубо дизайнерские элементы оформления, которые придают покрышке своеобразный внешний вид. Такую резину ценят поклонники мотоциклов в стиле «ретро».
Напоследок нужно упомянуть сертификационные маркировки шинной продукции и стандарты производства мотошин:
E в кружочке — модель одобрена Европейской экономической комиссией ЕЭК ООН.
EUCX — шина выпущена по европейским стандартам.
DOT — покрышка соответствует нормам безопасности, которые установлены Министерством транспорта США (Department Of Transportation).
Со знанием маркировок гораздо проще подобрать надлежащие мотошины для байка. Правильная резина с подходящими параметрами — залог безопасности поездок, эффективной передачи динамики разгона и торможения, реализации скоростного потенциала мотоцикла.