1. Тип

На полках автомагазинов можно встретить несколько разновидностей колесных дисков:

  • Штампованные — недорогие стальные диски, чаще всего из заводской комплектации авто;
  • Литые — диски из легких сплавов на любой вкус и форму;
  • Кованые — высокопрочные диски, производимые по технологии горячей объемной штамповки;
  • Сборные — состоят из кованого обода и литой «тарелки», совмещают достоинства литых и кованых дисков.

Наибольшее распространение получили литые колесные диски. Именно на них зачастую пересаживаются со «штамповок», что объясняется большим разнообразием форм и облегченным весом таких изделий. В чем выигрыш? Легкосплавные диски снижают общий вес машины, обеспечивают чуткие реакции на рулевые команды, да и попросту улучшают внешний вид автомобиля.

На литых дисках даже условный Daewoo Lanos выглядит совершенно по-другому.

Какие диски ставить на авто по типу — решать вам. А чтобы они наверняка подошли, учитывайте следующие параметры:

  • посадочный размер (R);
  • диаметр центрального отверстия (DIA);
  • число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD);
  • ширину диска (J);
  • вылет колесного диска (ET);
  • форму и размеры крепежных болтов.

2. Посадочный размер (R)

Диаметр окружности диска в дюймах обозначают буквой R и цифрой после нее. Эта маркировка пришла из сегмента автомобильных шин.

Важно! Допустимые диаметры дисков для конкретного автомобиля указываются в руководстве по эксплуатации и на наклейках в дверных проемах.

Отклоняться от них не рекомендуется — геометрическая несовместимость колесных дисков изменяет параметры работы подвески и ускоряет износ узлов ходовой части. Впрочем, превышение допустимого диаметра на дюйм или два (при условии правильно подобранной низкопрофильной резины) обычно проходит безо всяческих последствий. В этом вопросе важно изучить отзывы других автовладельцев, которые уже опробовали диски большего диаметра.

3. Диаметр центрального отверстия (DIA)

Величина центрального отверстия колесного диска указывается в миллиметрах. Она должна соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Отклонение этого показателя в меньшую сторону не допускается, поскольку диск попросту не налезет на ступицу. Если же несовпадение будет в большую сторону, отцентрировать диск можно будет при помощи набора специальных проставочных колец.

Диаметр центрального отверстия колесного диска.
Интересный факт. Многие производители изготавливают колесные диски с центральным отверстием заведомо увеличенного диаметра и в придачу к нему дают набор переходных колец. Как результат, диск можно устанавливать на различные модели автомобилей.

4. Число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD)

Параметры «разболтовки» колесного диска необходимо строго соблюдать. Они описывают расстояние от болтов или шпилек до центральной точки колеса, а также количество отверстий или шпилек на ободе. Значение PCD определено заводом-изготовителем транспортного средства и записывается в виде цифры с множителем.

Возьмем, к примеру, размер PCD 5х110. Он указывает, что на ободе диаметром 110 мм расположены 5 болтов, равномерно распределенных по окружности.

Важно! Небольшие отклонения в параметрах разболтовки (1-2 мм) можно компенсировать с помощью болтов с «плавающим конусом». Их рабочая коническая часть выполнена в виде отдельного кольца, которое смещается относительно продольной оси болта при затягивании.
«Разболтовка» колесного диска — это количество крепежных элементов и расстояние между ними и центральной точкой колеса.

5. Ширина диска (J)

Ширина обода колесного диска измеряется в дюймах и обозначается буквой J. Слишком широкие диски могут соприкасаться с крылом автомобиля или компонентами его подвески. К тому же именно параметр ширины диска влияет на подбор подходящей авторезины — он должен быть на 25 % меньше, чем ширина профиля шины.

Параметр ширины диска напрямую влияет на подбор подходящей авторезины.

Использование слишком узких или чересчур широких дисков нежелательно, поскольку оно чревато нарушением проектного профиля шины. Однако небольшие отклонения в стороны все же допускаются: 0.5-1 дюймов для дисков с диаметром до 15" и 1-1.5 дюйма для дисков с диаметром свыше 15".

6. Вылет колесного диска (ET)

Вылет диска (ET) определяет отклонение центра колеса от точки крепежа к ступице. Он может быть нулевым, положительным (ступица диска выступает наружу относительно серединной оси обода) и отрицательным (ступица утоплена внутрь относительно оси).

Наглядная разница между нулевым, положительным и отрицательным вылетом.

Диски с бóльшим вылетом, нежели прописано в техдокументации к авто, будут глубже располагаться внутри колесной арки, с меньшим — выступать наружу кузова машины. Колесные диски с неправильно подобранным вылетом увеличивают или уменьшают колею и могут послужить причиной ускоренного износа узлов подвески или ступичных подшипников из-за неравномерного распределения нагрузки.

7. Форма и размеры крепежных болтов

Как правило, рабочая часть болтов и гаек для колесных дисков имеет коническую форму плоскости. Для литых дисков применяются болты увеличенной длины (из-за большей толщины диска) и крепежные элементы разнообразных форм (с конической, полусферической или плоской «головкой»). Дабы диски стали как полагается, этот момент нужно обязательно учитывать.

8. Вывод

Лучше всего подбирать колесные диски по марке автомобиля — виртуальный подбор на площадках крупных интернет-ресурсов гарантированно найдет подходящие диски. Также обязательно найдутся рекомендуемые производителем транспортного средства параметры в развернутом руководстве по эксплуатации конкретного авто.