Диагональ
Размер матрицы монитора по диагонали, в дюймах.
Данный параметр является одним из самых важных для любого экрана — он определяет общий размер его рабочей области. В целом считается, что более крупные мониторы более комфортны: большой экран позволяет видеть обширный фрагмент текста, изображения и т.п. без необходимости прокручивать «картинку». С другой стороны, диагональ напрямую влияет на габариты, вес и стоимость монитора. Кроме того, стоит помнить, что экраны с одинаковой диагональю могут иметь разное соотношение сторон и разную специализацию: так, широкоформатные модели удобны для игр и просмотра фильмов, а для работы с документами предпочтительнее классические
решения 4:3 или 5:4.
Сейчас на рынке представлены мониторы разной диагонали, среди них наиболее популярны:
19–20",
22",
23 – 24",
25 – 26",
27 – 28",
29 – 30",
32",
34" и
больше.
Покрытие экрана
В современных мониторах могут использоваться дисплеи как с глянцевой, так и с матовой поверхностью экрана.
Матовая поверхность в некоторых случаях более предпочтительна за счёт того, что на
глянцевом экране при попадании яркого света появляются заметные блики, иногда мешающие просмотру. С другой стороны, глянцевые экраны отличаются более высоким качеством картинки, обеспечивают более высокую яркость и насыщенные цвета.
Вследствие развития технологий на рынке появились
мониторы со специальным антибликовым покрытием, которое, при сохранении всех достоинств глянцевого экрана, создаёт значительно меньше видимых бликов при ярком внешнем освещении.
Время отклика (MPRT)
Параметр выражает, сколько времени до полного исчезновения отображается на экране движущийся в кадре объект. Чем меньше этот показатель, тем более реалистично смотрятся на мониторе динамичные сцены. Реакция матрицы на движения наглядно показывает время существования шлейфа от сменяющейся картинки. Параметр MPRT в большей мере подвязан под частоту обновления экрана монитора, нежели под время отклика пикселей. Для уменьшения его значения часто применяется функция Motion Blur Reduction (MBR), которая кратковременно отключает подсветку в конце времени динамичных кадров во благо повышения чёткости динамичных сцен.
Яркость
Максимальная яркость, обеспечиваемая экраном монитора.
Выбирать
монитор с высокой яркостью стоит прежде всего в том случае, если устройство планируется использовать при ярком внешнем освещении — например, если на рабочее место попадает солнечный свет. Тусклое изображение может быть «заглушено» таким освещением, что сделает работу некомфортной. В других же условиях высокая яркость экрана сильно утомляет глаза.
Большинство современных мониторов выдает порядка 200 – 400 кд/м2 — этого обычно вполне достаточно даже на солнце. Впрочем, встречаются и более высокие значения: например, в ЖК-панелях (см. «Тип») яркость может доходить до нескольких тысяч кд/м2. Это необходимо с учетом специфики подобных устройств — изображение должно быть хорошо различимо с большого расстояния.
Статическая контрастность
Статическая контрастность, обеспечиваемая экраном монитора.
Этот показатель описывает разницу между самым ярким белым и самым тёмным чёрным цветом, которые способен выдать экран. При этом, в отличие от динамической контрастности (см. ниже), разница указывается при условии того, что яркость подсветки экрана остаётся неизменной. Иными словами, это контрастность, гарантированно достижимая в пределах одного кадра. Статическая контрастность неизбежно оказывается ниже динамической. Однако именно она описывает базовые возможности экрана.
Минимальным значением статической контрастности для терпимого качества изображения считается 250:1, однако даже самые скромные современные мониторы выдают порядка 400:1 (и значение
1000:1 не является высшим классом), а в высококлассных моделях этот показатель может достигать 2000:1 и даже больше.
Динамическая контрастность
Динамическая контрастность, обеспечиваемая экраном монитора.
Динамической контрастностью называют разницу между самым ярким белым цветом при максимальной яркости подсветки и самым глубоким чёрным при минимальной. Этим данный показатель отличается от статической контрастности, которую указывают при неизменном уровне подсветки (см. выше). Динамическая контрастность может выражаться весьма впечатляющими цифрами (в некоторых моделях — более 100000000:1). Однако на практике эти цифры слабо соотносятся с тем, что видит зритель: добиться такой разницы в пределах одного кадра практически невозможно. Поэтому динамическая контрастность чаще всего является скорее рекламным, чем практически значимым показателем, его нередко указывают именно в расчёте на то, чтобы впечатлить малоопытного покупателя. В то же время отметим, что существуют технологии «умной» подсветки, позволяющие изменять её яркость на отдельных участках экрана и добиваться в одном кадре более высокой контрастности, чем заявленная статическая; эти технологии встречаются в основном в мониторах премиум-класса.
Цветовой охват (NTSC)
Цветовой охват монитора по цветовой модели NTSC.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же NTSC представляет собой одну из первых цветовых моделей, созданных еще в 1953 году с появлением цветного телевидения. Она не применяется при производстве современных мониторов, однако часто используется для их описания и сравнения. NTSC охватывает больший диапазон цветов, чем стандартно применяемая в компьютерной технике sRGB: к примеру, охват всего в 85 % по NTSC дает около 110 % по sRGB. Так что цветовой охват по данной модели обычно приводится в рекламных целях — как подтверждение высокого класса монитора; очень хорошим показателем в таких случаях считается
75 % и более.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели по sRGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
В наше время sRGB фактически является стандартной цветовой моделью, принятой для компьютерной техники; именно ее используют при разработке и производстве большинства видеокарт. Для телевидения используется аналогичный по параметрам стандарт Rec. 709. По диапазону цветов эти модели идентичны, и процент охвата по ним получается одинаковым. В наиболее продвинутых мониторах он может
достигать и даже превышать 100 %; именно такие значения считаются необходимыми для высококлассных экранов, в т.ч. профессиональных.
Цветовой охват (Adobe RGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели Adobe RGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же цветовая модель Adobe RGB была изначально разработана для применения в печати; охватываемый ею диапазон цветов соответствует возможностям профессионального полиграфического оборудования. Соответственно, поддержка этой модели и обширный цветовой охват по ней важны прежде всего в том случае, если монитор используется в дизайне и верстке высококлассной печатной продукции. В наиболее продвинутых экранах этот показатель может составлять
99 % и даже более. При этом отметим, что Adobe RGB шире популярной sRGB, и цифры в процентах у данной модели получаются меньше: к примеру, 99 % по RGB нередко дает всего лишь около 87 % по Adobe RGB.