Вид
—
Обычная. В данную категорию включены все звуковые карты, не имеющие ярко выраженной специализации и не относящиеся ни к одному описанному ниже виду. Как правило, имеют набор характеристик начального или среднего уровня и предназначены для несложных повседневных задач: прослушивания музыки и игрового звука через обычные колонки или наушники, общения в Сети через микрофон и т.п. Обычные звуковые карты оснащаются как цифро-аналоговым, так и аналого-цифровым преобразователем, они могут быть как внутренними, так и внешними.
—
Аудиофильская (Hi-Fi). Звуковые карты, рассчитанные на любителей высококачественного звука; также они могут пригодиться специалистам, которые занимаются профессиональной обработкой аудио и нуждаются в максимально точном воспроизведении полученного сигнала. Соответственно, модели этого типа отличаются высоким качеством сборки, продвинутыми компонентами, а также наличием дополнительного оснащения, обилием интерфейсов и расширенными возможностями по настройке (причём как программными, так и аппаратными, включая даже возможность замены отдельных компонентов схемы). Однако и стоят такие карты соответственно.
—
Геймерская. Звуковые карты, изначально созданные как компоненты для продвинутых игровых систем. Соответственно, главным назначением таких моделей является высококачественная передача игрового звука, в т.ч. трёхмерного и многоканально
...го. Обычно геймерские аудиокарты оснащаются продвинутыми ЦАП и поддерживают различные специальные стандарты (см. ниже); кроме того, они могут иметь дополнительное оснащение вроде выносных модулей управления (см. ниже). Абсолютное большинство моделей этого типа делается внутренними, однако они часто имеют довольно оригинальное оформление (что пригодится любителям моддинга, использующим прозрачные корпуса).
— ЦАП. Аббревиатура от «цифро-аналоговый преобразователь». Обычно под этим термином подразумевают составляющий элемент звуковой карты, однако в данном случае имеется в виду отдельный вид аудиокарт, отличительной чертой которых является отсутствие аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Соответственно, ЦАП способны только передавать звук с компьютера на наушники, колонки и т.п., и не могут использоваться для оцифровки звука с микрофона или другого внешнего источника сигнала. Отметим, что в эту категорию входят самые разные модели — от простейших адаптеров «USB-наушники», размером с «флэшку», до продвинутых решений аудиофильского класса.
— Аудиоинтерфейс. Своего рода противоположность вышеописанному ЦАП: аудиоинтерфейсы предназначены в первую очередь для оцифровки поступающего на вход звука (например, с микрофона или электрогитары). Соответственно, они не только в обязательном порядке оснащаются аналого-цифровыми преобразователями — как правило, эти АЦП имеют весьма продвинутые характеристики и обширные возможности по подстройке звука (а в некоторых моделях для этого предусматриваются даже аппаратные переключатели). В то же время аудиоинтерфейсы могут работать и в режиме конвертации цифрового звука в аналоговый (проще говоря — на вывод звука на наушники/колонки). Стоимость таких устройств обычно довольно высока, поэтому приобретать их имеет смысл только тем, кто планирует много работать с записью звука.Тип
От типа зависит способ установки и подключения звуковой карты.
—
Внутренняя. Такие модели рассчитаны на работу в качестве постоянного компонента системы. Они устанавливаются в системный блок компьютера, в разъём на материнской плате (PCI или PCIe, см. «Интерфейс подключения») таким образом, что снаружи обычно располагается только панель со входами и выходами. Одним из главных достоинств внутренних карт является компактность — они не занимают места снаружи и практически не влияют на габариты системного блока. При этом по функционалу такие модели могут варьироваться от простейших бюджетных вариантов до продвинутых профессиональных решений. С другой стороны, в подключении внутренние карты менее универсальны и более сложны, чем внешние: для этого потребуется как минимум разобрать корпус ПК, а возможности установки ограничиваются как характеристиками материнской платы, так и наличием места внутри корпуса. Также считается, что карты этого типа более подвержены электромагнитным помехам, так как находятся в непосредственной близости к электронным компонентам компьютера.
—
Внешняя. Как следует из названия, модели этого типа при работе располагаются снаружи корпуса ПК и используют соответствующие интерфейсы подключения — USB или FireWire (см. ниже). Из достоинств внешних карт стоит отметить в первую очередь удобство в подключении: ведь подсоединить штекер ко внешнему гнезду намного п
...роще и быстрее, чем возиться с начинкой корпуса. За счёт этого одну карту можно с лёгкостью использовать на нескольких компьютерах, переподключая при необходимости. Кроме того, они незаменимы для ноутбуков и некоторых настольных компьютеров, где установка внутренних аудиокарт конструктивно не предусмотрена. Ещё одно достоинство состоит в отдалённости от «начинки» компьютера, что снижает уровень помех. Главным же недостатком этого типа карт можно назвать необходимость дополнительного места под них поблизости от компьютера; при этом более продвинутые модели, как правило, и места занимают больше. Кроме того, для устройств с дополнительным питанием (см. ниже) Вам потребуется отдельная розетка.Интерфейс подключения
Основной интерфейс, используемый для подключения звуковой карты к компьютеру или другому устройству.
Как и сами звуковые карты, используемые в них интерфейсы делятся на внутренние (
PCI,
PCI-EUSB,
USB C,
FireWire, Thunderbolt, 3.5 мм mini-jack, Bluetooth). Вот более детальное описание каждого из этих вариантов:
— PCI-E. Основной современный интерфейс для подключения внутренней периферии (в том числе звуковых карт) к материнским платам компьютеров. Используется в большинстве моделей внутреннего типа (см. выше). Главным достоинством решений с PCI-E является то, что разъемы для их подключения можно найти практически на любой современной «материнке». Правда, эти разъемы могут понадобиться для других комплектующих — видеокарты, ТВ-тюнера или даже SSD-накопителя; однако даже на самых простых материнских платах слотов PCI-E обычно несколько, так что этот момент нельзя назвать серьезным недостатком.
— PCI. Интерфейс для подключения плат расширения к материнской плате ПК. Является предшественником PCI-E, имеет значительно меньшую пропускную способность и более скромные возможности, так что в целом является устаревшим. Тем не менее, в наше время продолжают выпускаться и материнские платы с такими разъемами, и звуковые карты под интерфейс PCI (в том числе довольно продвинутые). Эт
...о связано с тем, что для работы со звуком достаточно сравнительно невысокой пропускной способности; а установка аудиокарты в слот PCI оставляет свободными разъемы PCI-E, которые могут потребоваться для комплектующих, более требовательных к скорости подключения. В любом случае перед покупкой подобной звуковой карты не помешает отдельно убедиться, что на «материнке» имеется разъем для ее подключения.
— USB. Подключение через стандартный порт USB. До недавних пор это был наиболее популярный интерфейс для внешней периферии, встречаемый практически во всех ПК и ноутбуках. Именно под USB делалось большинство внешних звуковых карт. Недостаток этого способа подключения — разъемы USB могут потребоваться и для других устройств, что образует проблемы при небольшом числе портов и обилии периферии. С другой стороны, подобные ситуации возникают не так часто, а для их решения достаточно иметь под рукой USB-разветвитель (хаб).
Отдельно отметим, что на смену полноразмерным гнездам USB в современных ПК и ноутбуках пришли более компактные USB C (см. ниже).
— USB C. Периферийный разъём с симметричной контактной группой, которым часто заменяются полноразмерные USB-порты на борту современных ПК и ноутбуков. Под этот интерфейс делаются многие новые модели внешних звуковых карт. Исключением из правила являются лишь отдельные экземпляры под Thunderbolt (см. ниже) — для них в качестве периферийного разъёма подключения указывается именно Thunderbolt, а не USB C.
— Thunderbolt. Универсальный периферийный разъем, применяемый преимущественно в компьютерах и ноутбуках Apple. Стоит учитывать, что разные поколения Thunderbolt различаются по типу физического разъема: версии v1 и v2 используют гнездо miniDisplayPort, версия v3 — гнездо USB C. Так что при выборе звуковой карты с таким подключением нужно обязательно уточнить этот момент. С другой стороны, версии Thunderbolt с разными разъемами вполне взаимно совместимы через соответствующие переходники.
— FireWire. Он же IEEE 1394. Интерфейс для внешних устройств, некоторое время назад пользовавшийся определенной популярностью, однако на сегодня практически вышедший из употребления.
— 3.5 мм (mini-jack). Mini-jack является одним из самых распространенных аудиоразъемов. Однако он обычно предусматривается как один из аудиовходов (см. ниже) и крайне редко используется как основной интерфейс подключения звуковой карты к внешнему устройству. Подобное подключение встречается в основном в специализированных геймерских моделях, рассчитанных в том числе на использование с консолями. При этом в таких моделях разъем mini-jack может делаться комбинированным, с возможностью подключения как линейного (аналогового) сигнала по обычному электрическому проводу, так и оптического (цифрового) сигнала по кабелю TOSLINK. Напомним, оптический интерфейс примечателен полной нечувствительностью к внешним помехам, он позволяет передавать многоканальный звук, однако кабели для такого соединения требуют аккуратности в обращении.
— Bluetooth. Беспроводное подключение по стандарту Bluetooth. Встречается в основном в моделях, рассчитанных на использование со смартфонами и планшетами — проводных разъемов в таких гаджетах немного, а вот Bluetooth-модули имеются практически гарантированно. Правда, изначально при подобной передаче звук сильно сжимается, что заметно влияет на его качество; однако для исправления этого недостатка в современных Bluetooth-аудиокартах обычно предусматривается поддержка aptX. Разумеется, эту технологию должен поддерживать и источник сигнала — в этом стоит убедиться перед покупкой.Количество каналов
Наиболее продвинутый формат многоканального звука, который звуковая карта способна выдавать на выход.
—
2. Стандартный стереозвук на два канала — левый и правый. Такой формат позволяет обеспечить ощущение объёмности звучания (особенно при использовании наушников), чего вполне достаточно для большинства несложных задач. Однако он ощутимо проигрывает многоканальному звуку по «эффекту погружения», что может оказаться критичным для требовательных геймеров и аудиофилов.
—
5.1. Классический и наиболее популярный на сегодня формат многоканального объёмного звука: центральный канал, два фронтальных и два тыловых позволяют добиться полноценного «эффекта окружения», а отдельный канал под сабвуфер обеспечивает насыщенное звучание низких частот.
—
7.1. Формат 7.1 отличается от 5.1 наличием двух дополнительных каналов. Вариантов по локализации этих каналов существует несколько — например, пара боковых колонок, пара дополнительных динамиков над фронтальными и т.п. В любом случае формат 7.1 обеспечивает более достоверную передачу объёмного звука, чем 5.1, однако стоят такие карты дороже, а специализированного контента под 7.1 существует меньше.
При выборе звуковой карты по количеству каналов стоит учесть такие моменты. Во-первых, многоканальные варианты способны выдавать звук и более простых форматов (так, карта 7.1 мож
...ет использоваться для акустики 5.1), а вывод стереозвука поддерживается вообще всеми моделями. Во-вторых, современное мультимедийное ПО (в частности, кодеки) позволяет выводить многоканальный звук через карту с меньшим количеством каналов — например, проигрывать звук 5.1 через двухканальную карту со стереодинамиками без потери качества. В-третьих, для полноценной работы многоканального звука Вам понадобится не только карта, но и соответствующая акустика; а потому не имеет смысла специально искать многоканальную модель, если Вы планируете пользоваться исключительно стереоколонками.Разрядность
Разрядность цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) звуковой карты. Под ЦАП в данном случае подразумевается часть схемы, которая преобразует цифровые данные о звуке (машинный код) в аналоговые импульсы, подаваемые непосредственно на внешнее устройство — колонки, наушники и т.п. Разрядность является одним из основных параметров (наряду с частотой дискретизации), описывающих качество работы ЦАП: чем она выше — тем достовернее будет воспроизводиться звук, тем меньше искажений в него будет внесено при преобразовании.
ЦАП разрядностью в
16 бит обычно имеют звуковые карты начального уровня — этого достаточно для хорошего качества звука. В остальных случаях чаще всего встречаются
24-битные преобразователи, а уж для продвинутых моделей, в частности геймерских (см. «Вид») они являются практически обязательными.
Макс. частота дискретизации
Наибольшая частота дискретизации, обеспечиваемая цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП) аудиокарты. О роли ЦАП подробнее см. п. «Разрядность» выше. Здесь же отметим, что качество его работы напрямую зависит от частоты дискретизации: чем она выше, тем меньше искажений возникает при преобразовании звука.
Обычно в звуковых картах встречаются стандартные значения максимальной частоты дискретизации:
44,1 кГц — соответствует качеству звука Audio CD;
48 кГц — DVD;
96 кГц — DVD-Audio 5.1;
192 кГц — DVD-Audio 2.0 (по ряду причин двухканальный звук имеет более высокую частоту дискретизации, чем многоканальный);
384 кГц.
Ещё один специфический момент состоит в том, что качество звука, воспроизводимого на компьютере, не может быть выше возможностей звуковой карты. Иными словами, если звуковой файл записан с большей частотой дискретизации, чем способна обеспечить аудиокарта — качество его звучания будет снижено: например, на 44,1-кГц карте даже звук DVD-Audio будет звучать как Audio CD. Поэтому если Вы хотите в полной мере насладиться высококачественным звучанием — стоит выбрать модель с высокой частотой дискретизации.
Дополнительно
— Усилитель для наушников. Наличие отдельного
усилителя для наушников в конструкции звуковой карты. Такое оснащение позволяет как минимум улучшить общее звучание «ушей», а также реализовать различные дополнительные настройки для такого звучания (например, отдельный регулятор громкости). А некоторые наушники — прежде всего модели Hi-Fi уровня с высоким импедансом — в принципе не могут использоваться без специальных усилителей.
— Внешний модуль управления. Наличие
внешнего модуля управленияв конструкции звуковой карты. Такой модуль фактически представляет собой пульт управления с проводным подключением; он не дает такой свободы перемещения, как беспроводной пульт ДУ (см. ниже), однако обходится дешевле и нередко оказывается более удобным. Так, модуль управления не обязательно должен находиться в прямой видимости относительно аудиокарты, а длины провода чаще всего вполне хватает, чтобы разместить устройство под рукой пользователя. Правда, набор регулировок, вынесенный на внешний блок, обычно ограничен самыми базовыми настройками; однако даже этого, как правило, вполне достаточно для комфортного использования. К тому же на блоке управления нередко предусматриваются еще и дополнительные разъемы для подключения наушников и микрофона. Помимо прочего, данная функция особенно удобна в играх — она позволяет настраивать звук, не отвлекаясь от самой игры. Впрочем, внешними модулями могут оснащаться
...и другие разновидности звуковых карт (см. «Вид»).
— Пульт ДУ. Наличие пульта дистанционного управления в комплекте поставки звуковой карты. Не стоит путать эту функцию с описанным выше внешним модулем управления: в данном случае подразумевается классический беспроводной ИК-пульт, наподобие тех, что применяются в телевизорах. Такое устройство не обязательно охватывает все возможности аудиоадаптера, однако набор функций пульта может быть довольно обширным. С другой стороны, необходимость управлять звуковой картой на расстоянии возникает крайне редко, и в большинстве случаев для этого достаточно упомянутого внешнего модуля. Так что модели с пультом ДУ не получили особого распространения.
— Выход на переднюю панель. Возможность подключения внутренней звуковой карты (см. «Тип») к разъемам на передней панели ПК. Для этого на плате предусматривается специальный коннектор (или несколько коннекторов), который соединяется с соответствующим разъемом (разъемами) при помощи провода. Удобство данной функции очевидно: в настольных компьютерах передняя панель располагается ближе всего к пользователю, и именно к ней легче всего подключать периферию, предполагающую частое подключение и отключение — такую, как наушники и микрофоны. Собственно, разъемы под такие устройства чаще всего и выводятся на переднюю панель.mini-Jack (3.5 мм)
Количество в конструкции звуковой карты входов, использующих разъёмы стандарта 3.5 мм mini-Jack. Этот разъём, применяемый обычно для передачи аналогового сигнала, является одним из наиболее популярных в современной аудиотехнике. Говоря о входах, стоит отметить, что большинство компьютерных микрофонов предназначены для подключения именно к гнезду 3.5 мм; это также касается отдельных микрофонных штекеров у гарнитур. В то же время конкретное назначение гнёзд mini-jack в разных звуковых картах может быть разным; мало того, в некоторых моделях одно и то же гнездо может перенастраиваться и даже менять назначение (со входа на выход и наоборот). Эти моменты, как правило, уточняются в характеристиках.
К гнезду 3.5 мм можно, при помощи простейшего переходника, подключить и штекер 6.35 мм (Jack).
mini-Jack (3.5 мм)
Количество в конструкции звуковой карты выходов с
разъёмами стандарта 3.5 мм mini-Jack. Именно такой разъём использует подавляющее большинство современных компьютерных наушников и колонок всех ценовых категорий (хотя в топовой технике он встречается относительно редко), да и в других аудиоустройствах потребительского класса он весьма популярен. Поэтому практически все звуковые карты начального и среднего уровня имеют как минимум одно гнездо формата 3.5 мм; отсутствие же таких выходов характерно для специализированных моделей (например, ЦАП, см. «Вид»). Также отметим, что единичный выход mini-jack может работать максимум с двумя каналами, однако этот интерфейс применяется и в системах многоканального звука — в этом случае аудиокарта оснащается несколькими разъёмами, каждый из которых отвечает за свою часть системы. Например, для систем 5.1 один разъём выделяется на центр, один на пару фронтальных каналов, один на пару тыловых и один на сабвуфер.
Как и в случае с входами 3.5 мм (см. выше), выходы этого типа могут иметь разное назначение и даже бывают перенастраиваемыми.