Вязкость (SAE)
Показатели вязкости масла по стандарту SAE.
Этот параметр является ключевым при выборе трансмиссионного масла под конкретный автомобиль: требования по вязкости, как правило, напрямую указываются в технической документации, и выбирать стоит в соответствии с ним.
В большинстве современных масел вязкость обозначается двумя числами — например,
75W-80. Первое число, с индексом W, описывает низкотемпературную вязкость — при какой температуре масло загустевает настолько, что может повредить элементы трансмиссии. На это число нужно обращать внимание, если авто планируется эксплуатировать зимой: например, для климата с зимними температурами до -30 °С рекомендуются марки со значениями не выше 75W. Для перевода чисел в конкретные значения температуры существуют специальные таблицы.
Второе число описывает высокотемпературную вязкость, в рабочем состоянии; это основной эксплуатационный показатель, определяющий совместимость с двигателем. В то же время в характеристиках может указываться только одна цифра — «зимняя»; это значит, что высокотемпературная вязкость у масла такая же. Впрочем, «чисто зимние» и «чисто летние» масла не всегда являются взаимозаменяемыми, это, опять же, стоит уточнять по документации на авто.
Сейчас на рынке представлены масла с такими стандартами SAE:
10w,
30w,
50w,
75w,
80w,
90w,
10w-30,
10w-40,
75w-80,
75w-85,
75w-90,
75w-140,
80w-85,
80w-90,
80w-140,
85w-90,
85w-140,
SAE 90,
SAE 140
Также стоит учитывать, что некоторые марки масел (в частности, для сельхозтехники) могут использоваться и как трансмиссионные, и как моторные. В таких марках вязкость может обозначаться по правилам моторных масел (эти правила отличаются). Один из признаков подобных масел — низкая «зимняя» вязкость, указанная в характеристиках (значительно ниже 70W).
Объем
Ёмкость упаковки, в которой поставляется масло, фактически — количество масла в комплекте поставки.
Для полной заправки трансмиссии легкового авто требуется обычно порядка 3 – 4 л, в грузовиках это значение заметно больше (вплоть до нескольких десятков литров). Соответственно, выбор по объёму зависит от того, для какого авто покупается масло и с какой целью (долив или полная замена). А для СТО, ремонтных мастерских, автопредприятий и т.п. масла выпускаются в бочках на 60 или
200 (210) л.
Сейчас на рынке представлены упаковки различной ёмкости, среди них наиболее популярные:
1 л,
2 л,
4 л,
5 л,
10 л,
20 л,
60 л.
Соответствие стандартам
Общие стандарты, которым соответствует данная марка масла.
Наиболее популярным стандартом, используемым для трансмиссионных масел под механические КПП, является API. Он предусматривает такие классы:
— API GL-1. Масла с относительно простым составом и минимумом присадок. Рассчитаны на относительно несложные условия работы, предназначаются для конусных и червячных передач, а также КПП грузовиков и сельхозтехники, не имеющих синхронизаторов.
— API GL-2. Масла для червячных передач, рассчитанные на условия средней тяжести. Имеют увеличенное, по сравнению с GL-1, количество присадок, применяются в основном в сельхозтехнике.
— API GL-3. Масла, предназначенные в основном для грузовых автомобилей (кроме моделей с гипоидной передачей). Рассчитаны на условия средней тяжести, содержат различные присадки (до 2,7%).
— API GL-4. Наиболее популярная разновидность «механических» масел. Пригодна для работы в любых условиях, может использоваться в передачах конусного и гипоидного типа, синхронизированных и несинхронизированных КПП, во всех классах транспортных средств (хотя конкретное назначение у разных марок является разным). Содержит до 4% присадок.
— API GL-5. Масла для тяжёлых условий и передач, работающих под большой нагрузкой — прежде всего гипоидных, с большим смещением осей. Содержат до 6,5% присадок. Многие марки пригодны для механических КПП с синхронизаторами и/или дифференциалов повышенного тр
...ения (это должно быть прямо указано в характеристиках масла).
— API GL-6. Масла, специально созданные для гипоидных передач, работающих на высоких скоростях, больших нагрузках и/или при ударных воздействиях. Отличаются от GL-5 ещё большим содержанием противозадирных присадок.
— API MT-1. Специализированные масла для тяжёлой техники с несинхронизированными механическими КПП — прежде всего «фур» и автобусов. В целом аналогичны GL-5, однако более устойчивы к высоким температурам.
Помимо этого, масла для МКПП могут иметь маркировку по стандарту SAE, разработанному одноименной ассоциацией. Отметим, что в данном случае речь идет не об общей вязкости по SAE (см. соответствующий пункт), а именно о специальных стандартах. Чаще всего встречается соответствие стандарту SAE J2360. Он предусматривает, что масло «превосходит требования API GL-5» (см. выше) и предназначено для применения в гипоидных передачах, работающих на повышенных нагрузках (в том числе на высокой скорости либо высокой тяге при низкой скорости) и имеющих большое количество поверхностей, контактирующих со скольжением.
В свою очередь, трансмиссионные масла для АКПП используют собственные стандарты. Наиболее популярным является Dexron, разработанный компанией General Motors; исторически это первый стандарт, на него долгое время ориентировалось большинство автопроизводителей в США и Европе. Вот варианты, встречающиеся в современных марках «автоматических» масел:
— Dexron II / IID / IIE. Наиболее ранний из применяемых в наше время стандартов Dexron. Оригинальный Dexron II (образца 1972 года) в чистом виде в наши дни практически не встречается, т. к. некоторые компоненты таких масел ускоряют коррозию деталей КПП. В составах стандарта Dexron IID содержится антикоррозийная присадка, однако такие масла отличаются гигроскопичностью. В Dexron IIE, в свою очередь, этот недостаток устранен, также заметно повышена эффективность при низких температурах.
— Dexron III / IIIF / IIIG / IIIH. Оригинальный Dexron III (также известный как Dexron IIIF) был представлен в 1993 году как более продвинутая альтернатива Dexron II, которая в то же время является с ним обратно совместимой (за редкими исключениями). В то же время масла этого стандарта показали недостаточно высокую долговечность и износостойкость, что и привело к появлению дополнительных модификаций. Так, Dexron IIIG (1997 год) отличается высокой эффективностью при низких температурах, а сменивший его в 2003 г. Dexron IIIH — повышенной стойкостью к окислению, улучшенными противозадирными свойствами и более длительным сроком службы. Срок действия лицензий на все виды Dexron III истек в 2006 году; масла этих стандартов продолжают выпускаться, но уже без контроля со стороны General Motors.
— Dexron VI. Стандарт, появившийся в 2005 году как наследник Dexron III; с 2006 года только этот стандарт официально поддерживается General Motors. Предусматривает меньшую изначальную вязкость масла, чем в предшествующих стандартах, что положительно сказывается на общем качестве работы трансмиссии, а также имеет более строгие допуски по снижению вязкости при износе и, соответственно, лучшие противозадирные характеристики.
Другой популярный «автоматический» стандарт, разработанный и поддерживаемый компанией Ford, носит название Mercon. Он менее разнообразен по числу спецификаций: наиболее распространенные варианты включают оригинальный Mercon, разработанный еще в 1987 году, Mercon IV (1997 год), Mercon V (2001 год) и Mercon LV (2009 год). Каждый последующий стандарт при этом является более совершенным и обратно совместим с предыдущими. Несколько особняком в этом ряду стоит Mercon SP, разработанный для КПП Ford 6R, применяемой в двигателях с продольным расположением. Также стоит отметить, что требования этого стандарта схожи с требованиями Dexron, и соответствующие Mercon масла обычно имеют и сертификацию по Dexron.
Несколько реже встречается маркировка «автоматических» масел по стандарту JASO, используемому японскими автопроизводителями. Автоматические КПП японского производства имеют свои особенности и специфические требования к маслам, поэтому для них и применяется отдельный стандарт. При выборе такого масла стоит ориентироваться прежде всего на требования, указанные в документации на авто.Допуски производителей
Допуски производителей, которым соответствует трансмиссионное масло.
Допуски — это собственные стандарты крупных автопроизводителей, разработанные с учётом технических особенностей отдельных моделей авто. Если масло соответствует допуску, указанному в документации на машину — значит, оно учитывает эти технические особенности и оптимально подходит для данной модели.