Масштаб модели
Масштаб позволяет оценить общие размеры модели — он описывает соотношение её габаритов с габаритами полноразмерной машины аналогичного типа (см. ниже). Например, длина и ширина полноразмерного багги составляют в среднем около 4 м и 2 м соответственно; значит, для радиоуправляемой модели в масштабе
1:10 эти параметры будут составлять в 10 раз меньше — порядка 40 см и 20 см (плюс-минус).
Миниатюрными считается масштаб
1:24 и меньше (
1:28 и
1:32), а в наиболее крупных он достигает
1:6 (
1:5) — такие модели не намного меньше детских автомобилей (однако не предназначены для их замены). Небольшой размер считается оптимальным для использования в жилых помещениях, крупный — на открытой местности. Большинство шоссейных моделей (см. «Тип») выпускается в масштабе 1:10, внедорожников —
1:8, а более крупные масштабы характерны для продвинутых моделей с двигателями внутреннего сгорания (см. «Двигатель»). Наиболее распространенными вариантами масштабов являются
1:14,
1:16 и
1:18, которые встречаются как в бюджетном, так и в топовом сегменте.
Назначение (класс)
—
Трюковые. Машинки этого класса предназначены для езды с выполнением различных трюков, преимущественно связанных с акробатическими номерами, прыжками и преодолением препятствий. Для них характерна принадлежность к внедорожному типу (обычно «монстр» или трагги, см. ниже), мощный двигатель, высокий дорожный просвет, большие колеса и усиленная подвеска.
—
Шорт-корс. Модели шорт-корс представляют собой аппараты внедорожного типа (багги, трагги, «монстры», см. ниже), специализированные под гонки на скорость по пересечённой местности. Они отличаются хорошей степенью защиты от столкновений и ударов при прыжках, имеют конструкцию повышенной прочности, жёсткий корпус, закрывающий большую часть чувствительных деталей, а также амортизаторы, рассчитанные на высокие нагрузки.
—
Дрифтовые. Соревнования по дрифту на радиоуправляемых моделях предполагают прохождение асфальтированной трассы на максимальной скорости с постоянным использованием управляемого заноса. Исходя из этого дрифтовые машинки обязательно должны иметь задний привод, блокировку заднего дифференциала, а также более жёсткие, чем у большинства других моделей, покрышки с неглубоким рисунком. Стоит отметить, что их внешний вид может намного точнее повторять реальные авто, нежели в случае с
кольцевыми моделями.
— Кольцевые. Разновидност
...ь моделей шоссейного типа (см. ниже), предназначенная для прохождения ровных трасс с твёрдым покрытием (вроде асфальта) на время. Отличительной особенностью большинства таких машинок является гладкая, «зализанная» форма кузова для обеспечения аэродинамичности (или для имитации таковой, если максимальная скорость невелика).
Отметим, что какую-то специализацию из вышеперечисленных обычно имеют профессиональные модели, предназначенные для соревнований и серьёзных занятий автомодельным спортом. Если же класс не указан — машинка, скорее всего, относится к начальному уровню и имеет чисто развлекательное назначение (хотя такие модели тоже могут иметь довольно продвинутые характеристики).Модель двигателя
Название двигателя, установленного в машинке. Как правило, зная это название, можно без проблем найти информацию об особенностях двигателя — причём как официальные данные производителя, так и отзывы от пользователей — и определить, насколько его характеристики Вас устраивают. Это может быть очень важно при выборе модели для профессиональных занятий автоспортом.
Помимо названия, в этом пункте также может уточняться тип электромотора (см. «Двигатель»), установленного в машине — коллекторный или бесколлекторный.
Коллекторную конструкцию электродвигателя можно назвать классической. Она позволяет создавать довольно лёгкие, компактные, недорогие моторы, которые к тому же легко ремонтируются. Недостатками данного варианта являются относительно невысокий КПД, склонность к искрению (особенно при перегреве), а также меньшая долговечность, чем у бесколлекторных моделей. Кроме того, с коллекторным двигателем труднее обеспечить высокую скорость. Как следствие, данный вариант характерен для моделей начального и среднего уровня (относительно медленных).
Бесколлекторные моторы считаются более продвинутыми, чем коллекторные: они мощнее, экономичнее, долговечнее, лучше защищены от загрязнений и хорошо подходят для разгона до больших скоростей. С другой стороны, стоят такие двигатели заметно дороже, а сложность конструкции не позволяет ремонтировать мотор своими си...лами. В свете всего этого бесколлекторные двигатели используются преимущественно в продвинутых скоростных машинках; наличие такого мотора является показателем довольно высокого класса модели.
Некоторые модели радиоуправляемых машинок могут выпускаться в двух версиях, различающихся только типом электродвигателя.
Максимальная скорость
Наибольшая скорость, которую может развить машинка. Как правило, этот параметр указывается для определённых «идеальных условий»: ровной трассы, высококачественного топлива или полного заряда аккумулятора (в зависимости от типа двигателя, см. выше) и т.п. Реальные показатели, как правило, оказываются несколько ниже; однако разные модели вполне можно сравнивать между собой по этой характеристике.
Высокая максимальная скорость важна в первую очередь для машин «гоночного» назначения (кольцевых и шорт-корс, см. выше); в моделях для трюков и дрифта она не играет решающей роли. Также на значения максимальной скорости стоит обращать внимание при покупке любительской модели для развлечений — здесь нужно учитывать особенности её применения. Например, если машинка предназначается для 3-4 летнего ребёнка в качестве игрушки в квартире, высокая скорость будет не достоинством, а недостатком (тем более что и стоимость «аппарата» прямо зависит от его быстроты).
Привод
— Полный. Как следует из названия, в таких моделях тяговое усилие от двигателя передаётся на все 4 колеса. Главным преимуществом этой схемы является высокая проходимость: машинка хорошо держится на сложном рельефе, и даже застревание с парой колёс в воздухе не является для неё критичным. Также полный привод может применяться для дрифта (см. «Назначение (класс)»), хотя и несколько проигрывает в этой роли заднему; впрочем, меньшая склонность к заносам может быть и преимуществом. Главным же его недостатком является довольно высокая стоимость, связанная со сложностями в производстве. Кроме того,
полноприводные машины, как правило, менее экономичны, чем «одноприводные».
—
Задний. Модели с передачей тяги от двигателя на заднюю пару колёс. Эта схема довольно нестабильна и требует аккуратного управления на больших скоростях — при слишком резком повороте машинка легко уходит в занос. С другой стороны, именно благодаря нестабильности такой вариант считается оптимальным для дрифтовых гонок, а по конструкции задний привод весьма прост, надёжен и недорог. В результате большинство не-полноприводных радиоуправляемых моделей используют именно его.
—
Передний. Привод на передние колёса отличается высокой степенью стабильности: отправить машину в занос можно разве что намеренно (и то нужно сильно постараться), а вывод из него предельно прост. В
...то же время стабильность далеко не всегда является преимуществом — например, в дрифте она только создаёт дополнительные проблемы. Кроме того, конструкция подобных моделей довольно сложна из-за необходимости сочетать привод от двигателей и рулевое управление на одной паре колёс; в результате по цене, надёжности и простоте обслуживания они проигрывают заднеприводным. Поэтому передний привод не получил широкого распространения в радиоуправляемых авто.Трансмиссия
Тип, модель и другие особенности трансмиссии, установленной в машинке. Подробнее о значении этого параметра см. «Модель двигателя».
Возможности
—
Защита от влаги. Наличие в конструкции машинки защиты, которая предотвращает попадание влаги в чувствительные элементы конструкции и соответствующие неприятные последствия (замыкания, коррозию, гидроудары и т.п.). Эта функция является практически обязательной для моделей, рассчитанных на использование вне помещений, прежде всего внедорожных типов с двигателями внутреннего сгорания (см. выше). Однако конкретная степень такой защиты в разных случаях ощутимо различается: одна модель может быть рассчитана, к примеру, максимум на брызги с влажного асфальта или небольшой дождь, а другая спокойно переживёт проезд через лужу глубиной «по капот». Поэтому этот момент стоит уточнять по официальным данным производителя.
—
Защита от грязи. Защита, предотвращающая попадание пыли и грязи на детали, требующие чистоты. Во многом схожа с вышеописанной защитой от влаги — в частности, очень важна для использования вне помещений и может ощутимо различаться от модели к модели.
—
Межосевой дифференциал. Наличие в конструкции машинки дифференциала, расположенного между передней и задней парой колёс и распределяющего крутящий момент от двигателя между передней и задней осью. По определению встречается только в моделях с полным приводом (см. выше). Основное назначение этого механизма аналогично межколёсным дифференциалам — он позволяет колёсам, в данном случае передним и задн
...им, вращаться с разной скоростью, дабы ходовая часть и шины не испытывали повышенных нагрузок. Подобная необходимость возникает, в частности, при поворотах на низкой скорости. Кроме того, межосевой дифференциал повышает проходимость: при пробуксовке одной из пар колёс он распределяет крутящий момент так, чтобы большая его часть приходилась на колёса, сохранившие сцепление.
— Металлическая главная пара. Главной парой называют две шестерёнки, отвечающие за передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию: одна из них расположена на валу двигателя, вторая — на валу трансмиссии. Это один из важнейших элементов конструкции машинки, подвергающийся в процессе использования значительным нагрузкам. Главные пары, выполненные из металла, значительно прочнее и надёжнее пластиковых; если Вы приобретаете модель для езды в тяжёлых условиях (например, шорт-корса или трюков, см. «Назначение (класс)»), наличие подобного оснащения будет очень желательно. В то же время для развлекательных целей оно является скорее излишеством — ведь и стоят металлические шестерёнки дороже пластиковых.
— Стабилизаторы поперечной устойчивости. Наличие в конструкции машинки специальных приспособлений, предотвращающих опрокидывание конструкции набок, в частности при крутых поворотах: во время прохождения поворота стабилизатор распределяет нагрузку на колёса таким образом, чтобы снизить крен шасси. Однако это не единственное назначение этих деталей — стабилизаторы разной жёсткости также являются инструментом по распределению баланса сцепления между передней и задней осью. Например, если передний стабилизатор мягче заднего — сцепление передней оси будет выше, что обеспечивает хорошую поворачиваемость, однако снижает чувствительность управления; при более мягком заднем стабилизаторе — наоборот. Более подробно эти моменты описаны в специальных источниках. Стоит отметить, что стабилизаторы не являются стопроцентной гарантией от переворота — однако вероятность такого события при их наличии ощутимо снижается.
— Металлическая дека шасси. Дека — это основа шасси машинки, каркас, на котором размещается двигатель, трансмиссия и корпус. Высокая прочность деки важна для моделей, подвергающихся в процессе езды значительным нагрузкам, например, при использовании для шорт-корса (см. «Назначение (класс)»). В качестве материала для металлических дек в современных машинках часто применяются алюминиевые сплавы — они сочетают хорошую прочность и небольшой вес. Правда, и на стоимость модели такие материалы влияют соответственно.
— Открывающиеся двери. Открывающиеся двери усиливают сходство радиоуправляемых машинок с настоящими автомобилями. За руль таких авто в миниатюре можно посадить игрушечного водителя, а в салон — пассажиров. Также через дверцы обеспечивается доступ ко внутреннему убранству салона машинки на радиоуправлении.
— Световые эффекты. Наличие в модели различных световых эффектов: фар, габаритных огней, проблесковых маячков (мигалок), подсветки днища и т. п. Такое оснащение не только придает машинке сходство с настоящим автомобилем, но и делает ее более заметной для окружающих и снижает вероятность неприятных происшествий. В то же время для продвинутых моделей эти моменты не играют ключевой роли, поэтому световые эффекты встречаются преимущественно в недорогих машинках развлекательного назначения.
— Звуковые эффекты. Наличие в модели различных звуковых эффектов — например, клаксона, сирены, звука мощного двигателя и т. п.; иногда имеются даже встроенные мелодии. Для воспроизведения звуков, как правило, предусматривается небольшой динамик. Данная функция имеет чисто развлекательное назначение и встречается только в простых и недорогих моделях, рассчитанных на младшую возрастную группу.
— Водитель. Игрушечный пилот, посаженный за руль радиоуправляемой машинки. Наличие пилота позволяет дать волю фантазии — управляя машинкой на расстоянии, можно представить, что её водит маленький человечек.Источник питания
Тип источника питания, используемого в машинке с электродвигателем (см. «Двигатель»).
— AA. Сменные элементы стандартного типоразмера, известные в народе как «пальчиковые батарейки». Главным преимуществом
машинок на батарейках перед
машинками на аккумуляторе является возможность быстрой замены севших батареек. С другой стороны, мощность такого питания довольно скромна, поэтому встречаются преимущественно в моделях для младшего возраста.
— AAA. Такие элементы практически полностью аналогичны вышеописанным АА и внешне отличаются от них только уменьшенными размерами (что отразилось на их бытовом названии — «мизинчиковые»).
— Ni-Mh. Специализированные аккумуляторы, выполненные по никель-металл-гидридной технологии как и другие аккумуляторы (
Li-Pol,
Li-Ion,
Ni-Cd,
LiFePO4,
фирменные) превосходят сменные батарейки по емкости и компактности и лучше подходят для мощных электромоторов. Сами
Ni-Mh аккумуляторы примечательны прежде всего способностью без последствий переносить высокие токи заряда и разряда — первое важно с учетом «прожорливости» электродвигателей, второе положительно сказывается на скорости зарядки. Кроме того, такие аккумуляторы устойчивы к низким температурам, не им
...еют «эффекта памяти», а стоят относительно недорого. В то же время они уступают Li-Pol элементам по емкости (при одинаковых габаритах).
— Li-Pol. Специализированные аккумуляторы, выполненные по литий-полимерной технологии. О специализированных батареях в целом подробнее см. выше (Ni-Mh). Сама же Li-Pol технология позволяет создавать аккумуляторы с высокой емкостью, небольшими размерами и весом и без «эффекта памяти», однако и обходится она довольно дорого.
— Ni-Cd. Сравнительно старая технология изготовления аккумуляторов, предшественница описанной выше Ni-Mh. Общими чертами этих технологий являются стойкость к высоким токам заряда и разряда, низким температурам, а также невысокая стоимость. Правда, никель-кадмиевые батареи подвержены «эффекту памяти» — снижению емкости при зарядке не полностью разряженной батареи; однако это можно исправить применением продвинутых зарядных устройств и соблюдением правил эксплуатации. А вот однозначным недостатком данного варианта считается экологическая небезопасность при производстве и утилизации; это характерно для всех батарей, однако для Ni-Cd элементов наиболее актуально, поэтому они используются все реже.
— Li-Ion. Аккумуляторы, выполненные по литий-ионной технологии и не относящиеся ни к одному из универсальных типоразмеров (вроде AA). Литий-ионные аккумуляторы практически не подвержены «эффекту памяти», просты в использовании и заряжаются довольно быстро. Их недостатками можно назвать более высокую цену и меньшую стойкость к высоким и низким температурам.
— LiFePO4. Литий-железо-фосфатные батареи фактически являются модификацией литий-ионных (см. соответствующий пункт), разработанной для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Примечательны прежде всего высокой надёжностью и безопасностью: вероятность «взрыва» батареи при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом LiFePO4 без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками. Кроме того, они довольно устойчивы к холоду и держат рабочее напряжение почти до самого разряда. Главным недостатком данного типа является несколько меньшая ёмкость.
— Фирменный аккумулятор. В данную категорию отнесены все специализированные аккумуляторы (см. подпункт «Ni-Mh» выше), для которых производитель не указал технологии изготовления. Отметим также, что если «обычные» специализированные батареи могут быть стандартными и допускать применение в разных моделях радиоуправляемой техники, то фирменные аккумуляторы чаще имеют оригинальную конструкцию и рассчитаны только на машинки одного производителя.Частота радиоканала
Частота, на которой работает передатчик пульта управления моделью.
— 27.145 MHz. Одна из частот, долгое время применявшихся для дистанционного радиоуправления; в некоторых странах СНГ даже зарезервирована государственными регулирующими органами именно для этих целей. Такие передатчики относительно недороги, однако подвержены одному серьёзному недостатку: они не обеспечивают разделения по каналам при работе нескольких пультов в непосредственной близости друг от друга. Иными словами, если машинка будет пребывать в зоне действия двух передатчиков — сигналы с них будут смешиваться, что фактически равносильно потере управления. Это чаще всего несущественно для развлекательных моделей, однако на соревнованиях с одновременным пребыванием на трассе нескольких машинок может создать серьёзные проблемы и требует ухищрений с разработкой сетки частот и использованием сменных кварцевых генераторов. Как следствие, в профессиональном автоспорте данная частота постепенно вытесняется более продвинутым стандартом 2.4 GHz.
Отдельно отметим, что среди автомоделей могут встречаться передатчики с частотами 35, 40 и 75 МГц; по основным особенностям они полностью аналогичны описанному 27.145 MHz и отличаются только рабочей частотой.
— 2.4 GHz. Наиболее продвинутый на сегодняшний день стандарт связи, используемый пультами радиоуправляемых машинок. Главной его особенностью (и отличием от вышеописанных) является возможность нормальной работы нескольких передатчиков та...кого формата в непосредственной близости друг от друга. Для этого используются различные технологии, обеспечивающие автоматическое распределение пар приёмник-передатчик по собственным каналам (аналогично тому, как это происходит, например, в мобильной связи). Теоретически диапазон 2.4 GHz может быть более подвержен помехам, т.к. в нём работает многая современная электроника (в частности, модули Wi-Fi и Bluetooth); однако благодаря упомянутому распределению по каналам такие проблемы возникают разве что в очень неудачных случаях.