Основной дисплей
Характеристики основного (а чаще всего — и единственного) дисплея, установленного в аппарате.
Помимо основных свойств — таких, как диагональ, разрешение (по нему экраны условно делятся на
HD,
Full HD,
2K и более), тип матрицы (чаще всего
IPS,
OLED,
AMOLED,
Super AMOLED,
Dynamic AMOLED,), в данном списке могут указываться и более специфические особенности. Среди них — форма поверхности (
плоская или
изогнутая), наличие и версия покрытия
Gorilla Glass (включая топовые
v6 и
Victus), поддержка
HDR и частота развертки (частота выше
60 Гц считается
высокой, а именно
частота 90 Гц,
120 Гц и
144 Гц). Вот более детальное описание характеристик, актуальных для современных дисплеев:
— Диагональ. Традиционно диагональ экрана указывается в дюймах. Более крупный дисплей удобнее в использовании: на нем помещается больше информации, а само изо
...бражение лучше читается. Обратной стороной увеличения диагонали является увеличение габаритов устройства. На сегодня маленькими считаются смартфоны с экранами 5" и меньше. 5.6 – 6" и до 6.5" — это уже средний формат. Также немало современных моделей имеет размер 6.5". Классическим телефонам без сенсорных дисплеев крупная диагональ не требуется — в них она обычно не превышает 3".
— Разрешение. Разрешение экрана указывается исходя из его размеров по вертикали и горизонтали в точках (пикселях). Чем больше эти размеры (при той же диагонали) — тем более детализированной и сглаженной выглядит картинка и тем менее на ней заметны отдельные пиксели. С другой же стороны, увеличение разрешения повышает как стоимость самого дисплея, так и требования к аппаратной части телефона. Также стоит отметить, что одно и то же разрешение на экранах разного размера смотрится по разному; так что при оценке детализации стоит учитывать не только данный параметр, но и число PPI (см. ниже).
— PPI. Плотность точек (пикселей) на экране аппарата. Указывается по числу точек на дюйм (points per inch) — количеству пикселей на каждый горизонтальный или вертикальный отрезок в 1". Этот показатель зависит одновременно от диагонали и разрешения, однако в итоге именно число PPI определяет, насколько сглаженным и детализированным получается изображение на дисплее. Для сравнения отметим, что на расстоянии около 25 – 30 см от глаз плотность в 300 PPI и более делает отдельные пиксели практически незаметными для человека с нормальным зрением, картинка воспринимается как целостная; на бОльших расстояниях подобный эффект заметен и при меньшей плотности точек.
— Тип матрицы. Технология, по которой выполнена матрица экрана. Этот параметр указывается только для относительно продвинутых дисплеев, превосходящих по характеристикам простейшие ЖК-экраны кнопочных телефонов. Наибольшее распространение в наше время получили такие типы матриц:
- IPS. Наиболее популярная технология для экранов современных смартфонов. Обеспечивает весьма достойное качество изображения, углы обзора и скорость отклика, хотя и нескольку уступает по этим параметрам многим более продвинутым вариантам (см. ниже). С другой стороны, IPS имеет и немаловажные преимущества: долговечность, равномерный износ, а также довольно невысокую стоимость. Благодаря этому подобные экраны можно встретить во всех категориях смартфонов — от бюджетных до топовых.
- AMOLED. Технология матриц на основе органических светодиодов (OLED), разработанная компанией Samsung. Одним из ключевых отличий таких матриц от более традиционных дисплеев является то, что они не требуют внешней подсветки: каждый пиксель сам по себе является источником света. Из-за этого энергопотребление такого экрана зависит от особенностей отображаемого изображения, однако в целом оно получается довольно невысоким. Кроме того, AMOLED-матрицы отличаются широкими углами обзора, отличными показателями яркости и контрастности, высоким качеством цветопередачи и небольшим временем отклика. Благодаря этому подобные экраны продолжают применяться в современных смартфонах, несмотря на появление более продвинутых технологий; их можно встретить даже в моделях топового сегмента. Главным недостатком данной технологии являются относительно высокая стоимость и неравномерный износ пикселей: точки, которые дольше и чаще работают на высокой яркости, выгорают быстрее. Впрочем, обычно этот эффект становится заметен лишь спустя несколько лет интенсивного использования — срок, сравнимый с эксплуатационным ресурсом самого смартфона.
- AMOLED (LTPO). Продвинутая разновидность AMOLED-панелей с возможностью динамической подстройки частоты обновления в зависимости от выполняемых задач. Аббревиатура LTPO (Low Temperature Polycrystalline Oxid) расшифровывается как «низкотемпературный поликристаллический оксид». За этим термином стоит комбинация традиционной технологии LTPS и тонкого слоя оксидной пленки TFT с добавлением гибридно-оксидного поликристаллического кремния для управления цепями переключения развертки. Панели AMOLED (LTPO) на порядок снижают уровень энергопотребления гаджета. Так, при выполнении активных действий экран устройства использует максимальную или высокую частоту обновления, а во время просмотра картинок или чтения текста дисплей снижает показатель до минимума.
- Super AMOLED. Улучшенная версия описанной выше технологии AMOLED Одним из ключевых усовершенствований стало то, что в экранах Super AMOLED нет прослойки воздуха между сенсорным слоем и расположенным под ним дисплеем. Это позволило еще более повысить яркость и качество картинки, увеличить скорость и надежность срабатывания сенсора и одновременно снизить энергопотребление. Недостатки у таких матриц те же, что и у оригинальных AMOLED. В целом они получили довольно широкое распространение; большинство смартфонов с подобными экранами относятся к средней и топовой категории, однако встречаются и бюджетные модели.
- OLED. Различные типы матриц, основанные на использовании органических светодиодов; по сути — аналоги AMOLED и Super AMOLED, выпускаемые не Samsung, а другими компаниями. Конкретные особенности таких экранов могут быть разными, однако в большинстве своем они, с одной стороны, дороже популярных IPS, с другой — обеспечивают более высокое качество изображения (включая яркость, контрастность, углы обзора и достоверность цветопередачи), а также потребляют меньше энергии и имеют небольшую толщину. Главные недостатки OLED-экранов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений или картинки со статичными элементами (панель уведомлений, экранные кнопки и т.п.).
- OLED (полимерный). Экраны на органических светодиодах (OLED), в которых для основы используется не стекло, а прозрачный полимерный материал. Подчеркнем, что речь идет именно об основе матрицы; сверху она прикрывается таким же стеклом, как и в других типах экранов. Как бы то ни было, подобная конструкция дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными «стеклянными» матрицами: она обеспечивает дополнительную стойкость к ударам и отлично подходит для создания изогнутых дисплеев. С другой стороны, по оптическим свойствам пластик все же не дотягивает до стекла; так что экраны данного типа по качеству изображения нередко уступают своим «ровесникам», выполненным по традиционной OLED-технологии, а при схожем качестве картинки — стоят заметно дороже.
- OLED (LTPO). OLED-матрицы с адаптивной частотой обновления, изменяемой в широком диапазоне исходя из выполняемых задач. В играх экраны с LTPO-технологией автоматически поднимают частоту развертки до максимальных значений, при просмотре статичных изображений — снижают ее вплоть до минимума (от 1 Гц). В существе технологии лежит традиционная LTPS-подложка с тонкой оксидной пленкой TFT поверх основания тонкопленочных транзисторов. Возможность контроля потоков электронов обеспечивает динамическое управление частотой обновления. Конкурентным преимуществом OLED (LTPO) можно назвать сниженное энергопотребление.
Помимо этого, экраны в современных смартфонах могут выполняться по таким технологиям:
- PLS. Вариация технологии IPS, созданная компанией Samsung. По некоторым показателям — в частности, яркости, контрастности и углам обзора — превосходит оригинал, при этом обходится дешевле в производстве и позволяет создавать гибкие дисплеи. Впрочем, по ряду причин особой популярностью не пользуется.
- Super AMOLED Plus. Дальнейшее развитие описанной выше технологии Super AMOLED. Позволяет создавать еще более яркие, контрастные и в то же время тонкие и энергоэффективные экраны. Впрочем, чаще всего такие экраны в наше время обозначаются просто как «Super AMOLED», без приставки «Plus».
- Dynamic AMOLED. Еще одно усовершенствование AMOLED, представленное в 2019 году. Основными особенностями таких матриц являются увеличенная яркость без значительного роста энергопотребления, а также 100 % охват цветового пространства DCI-P3 и совместимость с HDR10+; последние два момента, в частности, позволяют максимально качественно воспроизводить на таких экранах современное высокобюджетное кино. Главный недостаток Dynamic AMOLED традиционен — высокая цена; так что встречаются такие матрицы в основном в топовых моделях.
- Super Clear TFT. Совместная разработка Samsung и Sony, которая появилась как вынужденная альтернатива Super AMOLED-матрицам (спрос на них одно время значительно превышал возможности по производству). Правда, качество изображения у Super Clear TFT несколько ниже — зато и в производстве такие матрицы заметно проще и дешевле, а по характеристикам они все же превосходят большинство IPS-экранов. Впрочем, в наше время данная технология встречается редко, уступая позиции AMOLED в разных версиях.
- Super LCD. Еще одна альтернатива различным видам технологии AMOLED; применяется преимущественно в смартфонах HTC. Аналогично Super AMOLED, в таких экранах нет лишней воздушной прослойки, что положительно сказывается как на качестве изображения, так и на четкости срабатываний сенсора. Заметным достоинством Super LCD является хорошая энергоэффективность, особенно при отображении яркого белого цвета; а вот по общей насыщенности цветов (включая черный) данная технология заметно уступает AMOLED.
- LTPS. Продвинутая разновидность TFT-матриц, созданная на основе т.н. низкотемпературного поликристаллического кремния. Позволяет без особых трудностей создавать экраны с очень высокой плотностью пикселей (более 500 PPI — см. выше), добиваясь высоких разрешений даже при небольшой диагонали. Кроме того, часть управляющей электроники можно встроить прямо в матрицу, уменьшив общую толщину дисплея. Главным недостатком LTPS является сравнительно высокая стоимость, однако в наше время такие экраны можно встретить даже в бюджетных смартфонах.
- S-PureLED. Технология, созданная компанией Sharp и применяемая преимущественно в ее смартфонах. Собственно, технология самих матриц в данном случае носит название S-CG Silicon TFT, а S-PureLED — это название специального слоя, применяемого для повышения прозрачности. S-CG Silicon TFT позиционируется создателями как модификация описанной выше технологии LTPS, позволяющая еще более увеличить разрешение дисплея и в то же время встроить в него больше управляющей электроники (вплоть до целого «процессора на стекле») без увеличения толщины. Разумеется, и стоят такие экраны недешево.
- E-Ink. Матрицы на основе так называемых «электронных чернил» — технологии, распространенной прежде всего в электронных книгах. Главная особенность такого экрана заключается в том, что при его работе энергия тратится только на изменение изображения; неподвижная картинка питания не требует и может оставаться на дисплее даже при полном отсутствии энергии. Кроме того, по умолчанию E-Ink матрицы не светятся сами, а отражают наружный свет — так что собственная подсветка для них не обязательна (хотя она может предусматриваться для работы в сумерках и темноте). Все это обеспечивает солидную экономию энергии; а для некоторых пользователей такие экраны чисто субъективно более комфортны и менее утомительны, чем традиционные матрицы. С другой стороны, технология E-Ink имеет и серьезные недостатки — это прежде всего большое время отклика, а также сложность и дороговизна цветных дисплеев в сочетании с низким качеством цветопередачи на них. В свете этого в смартфонах такие матрицы являются очень редким и экзотическим вариантом.
— Частота развертки. Максимальная частота обновления дисплея, иными словами — наибольшая частота кадров, которую он способен эффективно воспроизвести. Чем выше этот показатель — тем более плавным и сглаженным получается изображение, тем меньше заметны «эффект слайдшоу» и размытие предметов при движении на экране. В то же время стоит учитывать, что частота обновления в 60 Гц, поддерживаемая практически любым современным смартфоном, вполне достаточна для большинства задач; даже видеоролики высокого разрешения в наше время почти не используют большую частоту кадров. Поэтому частота развертки в нашем каталоге специально уточняется в основном для экранов, способных выдать более 60 Гц (в некоторых моделях — до 240 Гц). Такая высокая частота может пригодиться в играх и некоторых других задачах, также она улучшает общие впечатления от интерфейса ОС и приложений — движущиеся элементы в таких интерфейсах перемещаются максимально плавно и без смазывания.
— HDR. Технология, позволяющая расширить динамический диапазон экрана. В данном случае подразумевается диапазон яркости — проще говоря, наличие HDR позволяет экрану отображать более яркий белый и более темный черный цвет, чем на дисплеях без поддержки этой технологии. На практике это дает заметное повышение качества картинки: улучшается насыщенность и достоверность передачи различных цветов, а детали на очень светлых или очень темных участках кадра не «тонут» в белом или черном цвете. Однако все эти преимущества становятся заметны лишь при условии, что воспроизводимый контент изначально записан в HDR. В наше время применяется несколько разновидностей данной технологии, вот их особенности:
- HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, чрезвычайно популярный и в наши дни: в частности, поддерживается практически всеми стриминговыми сервисами с HDR-контентом и стандартно применяется для такого контента на дисках Blu-ray. Обеспечивает глубину цвета в 10 бит (более миллиарда оттенков). При этом на аппаратах с этой технологией можно воспроизводить и контент формата HDR10+ (см. ниже) — разве что его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
- HDR10+. Усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
- Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит (почти 69 млрд оттенков), использует упомянутые выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной электронике данный формат нередко сочетается с HDR10 или HDR10+.
— Поддержка DC Dimming. Дословно с английского Direct Current Dimming переводится как затемнение постоянным током. Эта технология призвана минимизировать мерцание в OLED и AMOLED-экранах, что, в свою очередь, снижает нагрузку на зрительный аппарат пользователя и бережет зрение. «Немерцающий» эффект достигается посредством прямого управления яркостью светодиодов системы подсветки путем изменения величины подаваемого на них напряжения. За счет этого и обеспечивается уменьшение интенсивности свечения экрана.
— Изогнутый экран. Экран, имеющий загнутые края, на которые заходит отображаемое изображение. Иными словами, изогнутым в данном случае является не только стекло, но и часть активной матрицы. Дисплеи, в которых изгиб имеют оба края, иногда обозначают также термином «2.5D-стекло»; также встречаются аппараты, где экран загнут только с одной стороны. В любом случае данная особенность придает смартфону интересный внешний вид и улучшает видимость изображения с некоторых ракурсов, однако заметно сказывается на стоимости и может создавать неудобства при удержании (особенно без чехла). Так что перед покупкой модели с таким оснащением в идеале стоит подержать аппарат в руке и убедиться, что он достаточно удобен.
— Стекло Gorilla Glass. Специальное высокопрочное стекло, используемое в качестве покрытия дисплея. Характеризуется выносливостью и стойкостью к царапинам, во много раз превосходит обычное стекло по этим показателям. Широко применяется в смартфонах, где крупные размеры экранов выдвигают повышенные требования к надежности покрытия. В современных телефонах могут встречаться разные версии этого стекла, вот особенности разных вариантов:
- Gorilla Glass v3. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий — выпущена в 2013 году; сейчас встречается в основном среди недорогих или устаревших устройств. Тем не менее, у этого покрытия есть и несомненные достоинства: это первое поколение Gorilla Glass, где создатели сделали заметный акцент на стойкости к царапинам от ключей, монет и других предметов, с которыми телефон может «столкнуться» в кармане или сумке. По этому показателю версия v3 оставалась непревзойденной аж до выпуска Gorilla Glass Victus в 2020 году.
- Gorilla Glass v4. Версия, вышедшая в 2014 году. Ключевой особенностью стало то, что при разработке этого покрытия основное внимание было уделено стойкости к ударам (тогда как предыдущие поколения делали упор в основном на сопротивление царапинам). В итоге стекло получилось вдвое прочнее, чем в версии 3, притом что его толщина составляет всего 0,4 мм. Но вот стойкость к царапинам, по сравнению с предшественником, несколько снизилась.
- Gorilla Glass v5. Усовершенствование «гориллы» выпущенное в 2016 году и направленное на дальнейшее повышение стойкости к ударам. Согласно данным разработчиков, стекло версии v5 получилось в 1,8 раза прочнее предшественника, оно оставалось целым в 80 % падений с высоты в 1,6 м «лицом вниз» на шероховатую поверхность (а гарантированная ударостойкость составляет 1,2 м). Также несколько улучшилась стойкость к царапинам, однако до показателей v3 этот материал все равно не дотягивает.
- Gorilla Glass v6. Версия, представленная в 2018 году. Для этого покрытия заявлено повышение прочности в 2 раза по сравнению с предшественниками, а также способность переносить многократные падения на жесткую поверхность (при испытаниях стекло v6 успешно перенесло 15 падений с высоты 1 м). Максимальная высота падения (однократного) с гарантированным сохранением целостности заявлена на уровне 1,6 м. Устойчивость к царапинам улучшений практически не получила.
- Gorilla Glass 7. Первоначальное название для Gorilla Glass Victus — см. ниже.
- Gorilla Glass Victus. «Наследник» Gorilla Glass 6, выпущенный летом 2020 года. В этом покрытии создатели уделили внимание не только повышению общей прочности, но и улучшению стойкости к царапинам. По последнему показателю Victus превосходит даже версию v3, не говоря уже о более чувствительных материалах (а по сравнению с v6 заявлено повышение стойкости к царапинам в два раза). Что касается прочности, то она позволяет гарантированно переносить однократные падения с высоты до 2 м, а также до 20 последовательных падений с высоты в 1 м.
Основной объектив
Характеристики основного объектива тыловой камеры, установленной в телефоне. В моделях с несколькими объективами (см. «Кол-во объективов») основным считается «глазок», отвечающий за базовые возможности съемки и не имеющий выраженной специализации (широкоугольный, телеобъектив и т. п.). Здесь могут указываться четыре основных параметра: разрешение, светосила (довольно часто встречается оптика с
высокой светосилой), фокусное расстояние, дополнительные данные матрицы.
Разрешение (в мегапикселях, МП)
Разрешение матрицы, используемой для основного объектива. Бюджетные варианты оснащаются модулем на
8 МП и
ниже, многие модели имеют
камеру 12 МП /
13 МП, также в последнее время популярна тенденция к наращиванию мегапикселей. Часто в смартфонах можно встретить основной фотомодуль на
48 МП,
50 МП,
64 МП и даже
108 МП.
От разрешения сенсора напрямую зависит наибольшее разрешение получаемого изображения; а высокое разрешение «картинки», в свою очередь, позволяет лучше отображать мелкие детали. С другой же стороны, само по себе увеличение числа мегапикселей может привести к ухудшению общего качества изображения — из-за меньшего размера каждого конкрет
...ного пикселя растет уровень шумов. В итоге непосредственно разрешение камеры на качество съемки влияет слабо — большее зависит от физического размера матрицы, особенностей оптики и различных конструктивных ухищрений, применяемых производителем.
Светосила
Светосила описывает способность объектива пропускать свет. Записывается она дробным числом, например f/1.9. При этом чем больше число в знаменателе — тем ниже светосила, тем меньше света проходит через оптику при прочих равных. То есть, к примеру, объектив f/2.6 будет более «темным», чем f/1.9.
Высокая светосила дает камере целый ряд преимуществ. Во-первых, она улучшает качество съемки при низкой освещенности. Во-вторых, появляется возможность снимать на малых выдержках, сводя к минимуму эффект «шевеленки» и размытие движущихся предметов в кадре. В-третьих, на светосильной оптике проще добиться красивого размытия фона («боке») — например, при портретной съемке.
Фокусное расстояние (в миллиметрах)
Фокусным расстоянием называют такое расстояние между матрицей и центром объектива (сфокусированного на бесконечность), при котором на матрице получается максимально четкое изображение. Впрочем, для смартфонов в характеристиках указывается не фактическое, а так называемое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) — условный показатель, пересчитанный по особым формулам; о нем и пойдет речь. По этому показателю можно оценивать и сравнивать между собой камеры с разным размером матриц (фактическое фокусное расстояние для этого использовать нельзя, так как при разном размере сенсора одно и то же реальное фокусное расстояние будет соответствовать разным углам обзора).
Как бы то ни было, от ЭФР напрямую зависит угол обзора и степень увеличения: большее фокусное расстояние дает меньший угол обзора и более крупный размер отдельных предметов, попавших в кадр, а уменьшение этого расстояния, в свою очередь, позволяет охватывать большее пространство. В большинстве современных смартфонов фокусное расстояние основной камеры лежит в диапазоне от 13 до 35 мм; если сравнивать с оптикой традиционных фотоаппаратов, то объективы с ЭФР до 25 мм можно отнести к широкоугольным, более 25 мм — к универсальным моделям «с уклоном в широкоугольную съемку». Подобные значения выбираются с учетом того, что смартфоны нередко используются для съемки в стесненных условиях, когда при малом расстоянии в кадр нужно вместить довольно обширное пространство. Увеличение картинки, при необходимости, чаще всего осуществляется цифровым способом — за счет запаса мегапикселей на матрице; но встречаются и модели с оптическим увеличением (см. ниже) — для них приводится не одно значение, а весь рабочий диапазон ЭФР (напомним, оптический зум осуществляется изменением фокусного расстояния).
Угол обзора (в градусах)
Угол обзора характеризует размер пространства, охватываемого объективом, а также размер отдельных предметов, «видимых» камерой. Чем больше этот угол — тем большая часть сцены попадает в кадр, однако тем мельче получаются отдельные предметы на изображении. Угол обзора непосредственно связан с фокусным расстоянием (см. выше): увеличение этого расстояния сужает поле зрения объектива, и наоборот.
Отметим, что данный параметр в целом считается важным скорее для профессионального применения камеры, чем для любительской фотосъемки. Поэтому данные по углу обзора приводят в основном для смартфонов, оснащенных продвинутым камерами — в том числе для того, чтобы подчеркнуть таким образом высокий класс камер. Что касается конкретных значений, то для основного объектива они обычно лежат в диапазоне от 70° до 82° — это соответствует общей специфике такой оптики (универсальная съемка с упором на общие сцены и обширный охват на небольших расстояниях).
Дополнительные данные матрицы
Дополнительная информация касательно матрицы, установленной в основном объективе. В этом пункте может указываться как размер по диагонали (в дюймах), так и модель сенсора, а иногда — оба параметра сразу. В любом случае подобные данные приводятся в том случае, если аппарат оснащен высококлассной матрицей, которая заметно выделяется на общем фоне. С моделью все довольно просто: зная название сенсора, можно найти подробные данные по нему. Размер стоит рассмотреть несколько подробнее.
Диагональ матрицы традиционно указывается в дробных частях дюйма — соответственно, к примеру, сенсор на 1/2.3" будет крупнее, чем 1/2.6". Более крупные матрицы считаются более продвинутыми, так как при том же разрешении они позволяют добиться лучшего качества изображения. Логика здесь простая — за счет крупной площади сенсора каждый отдельный пиксель также имеет бОльшие размеры и на него попадает больше света, что улучшает чувствительность и снижает шумы. Разумеется, фактическое качество картинки будет зависеть также от ряда других параметров, но в целом больший размер сенсора, как правило, означает более продвинутую камеру. В продвинутых фотофлагманах можно встретить матрицы с физическим размером 1”, что сравнимо с датчиками изображения, применяемыми в топовых компактных фотоаппаратах с несменной оптикой.Тип SIM-карты
Тип SIM-карты, используемой в мобильном телефоне. Под термином SIM в данном случае подразумеваются все виды карт для идентификации в мобильных сетях, в т.ч. для сетей 3G,
CDMA и т.п. (хотя формально такие карты могут иметь другие названия). А тип такой карты описывает прежде всего ее форм-фактор. Вот наиболее распространенные варианты:
— micro-SIM. Самый крупный тип «симок» из широко применяемых в современных аппаратах: предполагает размер 15х12 мм. Был представлен еще в 2010 году, в наше время вытесняется более компактными и совершенными nano-SIM и eSIM. Отметим, что в крайнем случае карточку под слот microSIM можно изготовить, просто обрезав более крупную mini-SIM до нужных габаритов. Однако такая операция связана с определенным риском и требует аккуратности, так что лучше все-таки обратиться к мобильному оператору для замены SIM-карты на подходящую.
— nano-SIM. Наиболее миниатюрный форм-фактор классических (сменных) SIM-карт — 12х9 мм. В таких картах рамки обрезаны практически «под самый чип», так что дальше уменьшать традиционные «симки», по сути, некуда. Появился этот стандарт еще в 2012 году, однако до сих пор он является чрезвычайно распространенным. Как и microSIM, карту под слот данного формата можно изготовить путем обрезки более крупной «симки», но делать это рекомендуется лишь в крайних случаях.
—
e-SIM. SIM-карта этого типа представляет собой электронный модуль, вс
...троенный прямо в аппарат и не предполагающий замены. Для авторизации в сети мобильного оператора нужно внести в eSIM соответствующие настройки; при этом подобные модули способны сохранять сразу несколько наборов настроек, что позволяет с легкостью переключаться между различными операторами — не нужно возиться с физической заменой SIM-карты, достаточно изменить профиль в настройках. Еще одно преимущество подобных модулей — компактность. Однако перед покупкой телефона с eSIM не помешает уточнить, поддерживается ли эта технология вашим мобильным оператором — даже в наше время далеко не всякая сеть совместима с подобными модулями.
— nano+eSIM. Вариант, встречающийся в смартфонах на две SIM-карты. Встроенный модуль eSIM в таком аппарате дополняется слотом, в который можно установить сменную карту формата nanoSIM. Особенности каждого из этих типов карт подробно описаны выше; здесь же отметим, что на eSIM удобно держать основной номер (номера) телефонов, а сменные карты использовать для временных номеров. Подобный формат использования может оказаться удобен, в частности, при частых поездках за границу — в традиционный слот nanoSIM можно устанавливать карты местных операторов.Порты подключения
Проводные разъемы, предусмотренные в конструкции телефона.
В данном пункте обычно уточняется тип универсального разъема (чаще всего
USB C), а также наличие гнезда
mini-jack (3.5 мм) (есть аппараты и
без такого гнезда). Также здесь может указываться интерфейс порта USB C вплоть до высокоскоростной третьей версии (
USB C v 3), расположение разъема 3.5 мм (выхода на наушники) и наличие дополнительных портов, более специфического назначения.
Универсальные разъемы применяются прежде всего для зарядки батареи, для подключения к телефону различных аксессуаров и для соединения самого аппарата с компьютером через кабель; порт 3.5 мм, в свою очередь, предназначен в основном для наушников и других аудиоаксессуаров, хотя возможны и другие форматы использования. Вот более детальное описание разных видов разъемов:
— USB C. Своего рода наследник microUSB, все шире применяемый в мобильных аппаратах. USB C отличается от предшественника прежде всего несколько увеличенными размерами и удобной двусторонней конструкцией: благодаря ей нет разницы, какой стороной вставлять штекер. Кроме того, данный интерфейс позволяет реализовать более продвинутые функции, чем microUSB — в частности, отдельные технологии быстрой зарядки изначально создавались именно под USB C. Также отметим, что в характеристиках может уточняться стандарт USB, подде
...рживаемый разъемом этого типа. На сегодня встречаются такие варианты:
- USB C 3.2 gen1. Стандарт, ранее известный как USB 3.0 и USB 3.1 gen1. Обеспечивает скорость передачи данных до 4,8 Гбит/с.
- USB C 3.2 gen2. Современное название стандарта, ранее называвшегося USB 3.1, затем USB 3.1 gen2. Скорость подключения по этому интерфейсу может достигать 10 Гбит/с.
- USB C 3.2 gen2x2. Стандарт (ранее известный как USB 3.2), обеспечивающий вдвое большую скорость, чем «обычный» USB 3.2 gen2 — то есть до 20 Гбит/с. В отличие от предыдущих версий, был создан специально под разъем USB C.
— microUSB. Универсальный разъем, в свое время чрезвычайно широко применявшийся в портативных устройствах (за исключением разве что техники Apple). Является менее удобным и технически совершенным, чем USB C, поэтому постепенно теряет популярность; тем не менее, в продаже все еще можно встретить немало аппаратов с microUSB.
— Lightning. Фирменный разъем компании Apple, среди смартфонов применяемый исключительно в iPhone. Имеет двустороннюю конструкцию, позволяющую подключать штекер любой стороной. В современных «айфонах» используется и как универсальный, и для подключения наушников (в 2016 году Apple в этих устройствах отказалась от аудиовыхода 3.5 мм).
— Фирменный разъем. Тот или иной универсальный разъем, не относящийся к описанным выше типам. В наше время такое оснащение встречается крайне редко — стандартные интерфейсы являются более удобными и универсальными, так как позволяют использовать не только «родные» аксессуары, но и решения от сторонних производителей.
— Магнитный коннектор. Коннектор, в котором для удержания кабеля используется не стандартная система «штекер-гнездо», а постоянный магнит. Подобные приспособления используются преимущественно во аппаратах с защитой от воды (см. «Влагозащита»), причем чаще всего — для зарядки аккумулятора и в дополнение к стандартным универсальным разъемам (обычно microUSB или USB C). Главное удобство магнитного коннектора состоит в том, что для защиты от воды ему не нужны заглушки. Благодаря этому, во-первых, упрощается подключение и отключение зарядника, во-вторых, сводится к минимуму износ заглушек на стандартных портах — их не нужно всякий раз открывать и закрывать для зарядки. Правда, для магнитного коннектора подходит только специальный «родной» кабель; однако на случай потери или поломки этого кабеля может предусматриваться возможность зарядки обычным способом, через традиционный универсальный разъем.
— Mini-jack (3.5 мм). Разъем, применяемый в основном для подключения проводных наушников и других звуковых устройств (например, портативных колонок). Такое подключение чрезвычайно популярно среди аудиоаксессуаров (причем не только «мобильного» назначения); так что найти наушники, гарнитуру или колонки под этот разъем обычно не составляет проблем. Кроме того, гнездо 3.5 мм может применяться и для более специфических задач — например, подключения считывателя карт или обмена данными с носимыми фитнес-датчиками и другим специфическим оборудованием. Впрочем, такие возможности используются редко и требуют установки специальных приложений, а вот подключение наушников — это первоначальная функция такого разъема, доступная по умолчанию. Так что разъем mini-jack нередко называют «выходом на наушники».
— Расположение выхода на наушники. Описанный выше выход 3.5 мм в современных телефонах может располагаться на верхнем, нижнем или боковом торце аппарата. Впрочем, последний вариант в целом менее удобен, чем первые два, а потому встречается редко. А выбор по данному показателю зависит прежде всего от того, как именно вы собираетесь носить телефон и с какой стороны к нему удобнее всего будет подключать наушники; для разных ситуаций оптимальные варианты также будут разными.Емкость батареи
Емкость аккумулятора, которым укомплектован мобильный телефон.
В теории высокая емкость аккумулятора позволяет аппарату дольше проработать на заряде. Однако стоит учитывать, что фактическое время автономной работы будет зависеть еще и от энергопотребления гаджета — а оно определяется аппаратными характеристиками, операционной системой, специальными решениями, предусмотренными в конструкции, и т. п. Так что на практике телефоны с емкими батареями в целом являются
«долгоиграющими», однако реальная автономность может заметно различаться даже у двух моделей со схожими характеристиками. Поэтому для точной оценки лучше ориентироваться не на емкость аккумулятора, а на прямо заявленное производителем время работы в разных режимах (см. ниже).
Материал рамки/крышки
Материалы, из которых изготовлены рамка (боковая окантовка) и задняя крышка аппарата.
В нашем каталоге эти данные указываются двумя словами — материал рамки и материал крышки. Например, аппарат со
стеклянной задней панелью и
металлической окантовкой будет обозначен как «металл/стекло» (сначала рамка, затем крышка). Два слова указываются даже в том случае, если для обоих элементов используется один материал — например, «металл/металл» для цельнометаллического корпуса.
Основные материалы рамок в наше время включают
пластик, металл,
стекло,
резину и
керамику. Задние крышки также делаются в основном
пластиковыми,
металлическими,
керамическими или
резиновыми, а среди стеклянных встречается особая разновидность — детали из
стекла Gorilla Glass. Изредка используются и более специфические материалы — например, кожа. Вот более подробное описание каждого из этих вариантов:
— Пластик. Достаточно простой, недорогой и в то же время универсальный и практичный материал. Собственно, на рынке в наше время представлено множество сортов пластика, заметно различающихся по цене и практическим свойств
...ам; так что общее свойство этого материала зависит прежде всего от ценовой категории аппарата. Отметим, что пластиковой крышке проще всего придать необычный дизайн, хотя такое оформление встречается и в других материалах. Вообще же все виды пластика в современных телефонах можно условно разделить на глянцевые, матовые, рифленые и софт-тач. Глянец наиболее ярко смотрится, однако на нем очень заметны загрязнения (прежде всего отпечатки пальцев), к тому же такие корпуса склонны скользить в руках. Матовые поверхности не такие яркие, зато они менее чувствительны к загрязнениям. Софт-тач представляет собой особую разновидность матового пластика: благодаря специфической фактуре поверхности этот материал воспринимается как мягкий на ощупь, похожий на резину. Также он отлично удерживается в руках и почти не скользит. Наиболее надежным в этом плане считается рифленый пластик — с характерными насечками на поверхности; однако не всем нравится внешний вид таких поверхностей и ощущения от них при удержании.
Что касается сочетаний с другими материалами, то пластиковые рамки могут предусматриваться в металлических и стеклянных корпусах — для надежности удержания; а пластиковые крышки могут дополняться рамками из металла или резины для повышения надежности.
— Металл. В случае мобильников под металлом чаще всего подразумевается алюминиевый сплав. Этот материал сочетает в себе высокую прочность, небольшой вес и хорошую теплопроводность (последнее особенно важно для отвода тепла от «начинки» мощных смартфонов). Металлические корпуса сравнительно редко выполняются в ярких оттенках, но возможно и такое оформление; кроме того, даже без дополнительной окраски этот материал неплохо смотрится. Стоит он в целом дороже пластика, однако в наше время из металла могут делаться даже бюджетные модели телефонов. При этом металлическая рамка может сочетаться практически с любым материалом крышки, однако особенно такие рамки популярны в моделях с задней панелью из стекла — металл придает корпусу дополнительную прочность. В свою очередь, крышки из металла встречаются в основном среди цельнометаллических корпусов, реже — в сочетании с рамкой из пластика (она позволяет снизить стоимость и улучшить проницаемость корпуса для сигналов связи).
— Стекло. В корпусах телефонов обычно используется специальное закаленное стекло, повышенной прочности (особая разновидность таких стекол — Gorilla Glass — указывается отдельно, о ней см. ниже). Теоретически стекло более чувствительно к ударам, чем большинство других материалов, однако на практике разбить такую поверхность все равно достаточно сложно. При этом смотрятся подобные корпуса достаточно стильно и необычно. К их однозначным недостаткам можно отнести довольно высокую стоимость, а также характерные черты глянцевых поверхностей — склонность выскальзывать из рук и «собирать» загрязнения, прежде всего отпечатки пальцев. Что касается конкретных деталей корпуса, то чаще всего стекло используется для задних крышек; они нередко дополняются рамками из более прочного материала (обычно металлическими). А вот рамки из стекла обычно являются частью цельностеклянных корпусов — другие варианты конструкции по ряду причин не имеют смысла.
— Стекло Gorilla Glass. Особая разновидность высокопрочного стекла, из которого могут выполняться задние крышки. О стекле в целом см. выше; а особенности Gorilla Glass подробно описаны в п. «Основной дисплей». Отметим только, что, как и в дисплеях, в задних панелях корпуса могут применяться разные версии такого стекла, различающиеся по стойкости к ударам и царапинам.
— Резина. Как правило, в данном случае речь идет о корпусе или рамке из твердого материала (пластика или металла) с дополнительным покрытием из резины. Использование такого покрытия является безошибочным признаком телефона с высокой степенью защиты — водонепроницаемого, а нередко еще и ударостойкого. Резина является оптимальным материалом для подобных аппаратов: она отлично противостоит как влаге, так и ударам, хорошо изолирует «начинку» от холода и жары, при этом подобная поверхность приятна на ощупь и не скользит в руке. Главный недостаток этого материала — громоздкость: резиновое покрытие должно быть довольно толстым, так что оно заметно сказывается на габаритах аппарата. В свете этого обращать внимание на данный вариант имеет смысл в тех случаях, когда защищенность для вас важнее компактности. При этом отметим, что резиновый корпус может сочетаться с рамкой из металла, а резиновая рамка — устанавливаться на пластиковый аппарат; эти варианты тоже получаются достаточно надежными.
— Керамика. Керамикой называют материалы, изготовляемые путем спекания исходных компонентов при высоких температурах. В мобильных телефонах используются особые высокопрочные виды таких материалов. К достоинствам керамики можно отнести стильный внешний вид и неплохую надежность в большинстве ситуаций. С другой стороны, такие составы все же довольно чувствительны к ударам (особенно к точечным), они склонны скользить в руках, да и стоят недешево. Поэтому в современных мобильниках керамика применяется редко — в основном как имиджевый материал в довольно продвинутых моделях. Большинство таких моделей сочетают керамическую крышку с металлической рамкой; заметно реже встречаются цельнокерамические корпуса.
— Кожа. Довольно редкий и специфический материал, используемый в основном как дизайнерское решение. Кожаное покрытие в таких случаях предусматривается для задней крышки, рамка же делается металлической или пластиковой. Этот материал придает аппарату солидный внешний вид, подчеркивая статус владельца; кроме того, он приятен на ощупь и не дает устройству выскальзывать из руки. Однако кожа обходится недешево и не отличается надежностью: она легко царапается и рвется даже при легких контактах с острыми предметами, а также склонна к истиранию. Поэтому подобные корпуса не пользуются популярностью даже среди высококлассных телефонов.