Частота дискретизации аудио ЦАП
Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) — это обязательный элемент любой системы, предназначенной для воспроизведения цифрового звука. ЦАП представляет собой электронный модуль, который переводит информацию о звуке в импульсы, подаваемые на колонки. Технические особенности такого преобразования таковы, что чем выше частота дискретизации — тем более качественным получается сигнал на выходе ЦАП, тем меньше он искажается при преобразовании. Наиболее популярным вариантом в ресиверах на сегодня является показатель в 192 кГц — он соответствует весьма высокому качеству звучания (DVD-Audio) и в то же время позволяет избежать излишнего повышения стоимости устройств.
Авторегулировка уровня
Данная функция обеспечивает автоматическую подстройку уровня громкости звука при его резких изменениях. Такая необходимость бывает связана, к примеру, с тем, что один фильм может вмещать и диалоги, и интенсивные спецэффекты; в результате на невысокой громкости разговоры бывает может быть плохо слышно, а на высокой звук может периодически «бить по ушам» и беспокоить окружающих. Кроме того, при просмотре ТВ многие наверняка сталкивались с рекламными роликами, звучащими ощутимо громче основной программы. Автоматическая регулировка уровня увеличивает громкость при невысокой мощности аудиосигнала и снижает её при высокой, помогая таким образом избежать неприятных ощущений от слишком громкого звука и в то же время сохранить нормальную слышимость.
Поддержка eARC
Поддержка аудиоресивером функции
eARC — расширенной версии обратного аудиоканала (ARC), используемого при соединении по HDMI (см. ниже).
Сам по себе обратный аудиоканал позволяет «менять местами» HDMI-выход AV-ресивера и HDMI-вход телевизора или другого внешнего устройства — таким образом, это устройство превращается в источник аудиосигнала, а ресивер начинает работать как приемник. Подобный функционал рассчитан в основном на те случаи, когда телевизор принимает сигнал не с ресивера, а из другого источника (встроенного тюнера, медиаплеера, флешки и т. п.), однако звуковое сопровождение при этом нужно вывести на внешнюю акустику именно через ресивер. Без ARC для этого пришлось бы использовать дополнительное соединение (например, через оптический интерфейс), тогда как обратный аудиоканал позволяет обойтись без лишних проводов: один и тот же HDMI-кабель используется и для передачи видео/аудио с ресивера на телевизор, и для передачи аудио с телевизора на ресивер. Также преимущества ARC перед традиционными аудиоинтерфейсами заключаются в более высокой пропускной способности, а также возможности использовать функцию CEC (управление соединенными устройствами с одного пульта).
Конкретно же eARC был представлен одновременно со стандартом HDMI 2.1 и получил ряд усовершенствований по сравнению с обычным ARC. Вот главные из них:
— Увеличенная почти в 40 раз пропускная способность, позволяющая передавать объемны
...й звук формата 5.1 и 7.1 без сжатия, а также работать с HD-аудио и «объектно-ориентированными» многоканальными кодеками Dolby Atmos и DTS:X (см. «Декодеры»).
— Технология Lip Sync Correct, устраняющая рассинхронизацию между видео и звуком.
— Собственный протокол для автоматического определения звуковых форматов, поддерживаемых обоими подключенными устройствами, и выбора оптимального варианта.
Разумеется, для использования eARC его должен поддерживать как ресивер, так и телевизор, к которому он подключен.Мощность на канал
Максимальная мощность звука, которую может выдать усилитель мощности (при наличии такового в ресивере, см. «Тип») на один канал акустической системы. Здесь стоит отметить, что в данном случае принято указывать т.н. RMS (Rated Maximum Sinusoidal), или номинальную мощность. Номинальной считается наибольшая мощность, которую усилитель гарантированно способен без перерывов выдавать в течение часа без каких-либо сбоев или поломок. Кратковременные скачки уровня сигнала могут значительно превышать это значение, однако основным показателем является всё же номинальная мощность.
Мощность усилителя во многом определяет громкость звучания подключённой к устройству акустической системы. На практике громкость также зависит от характеристик колонок — чувствительности, импеданса и т.п.; однако при прочих равных одна и та же акустика на более мощном усилителе будет звучать громче. Кроме того, этот параметр также влияет на совместимость колонок и усилителя — считается, что разница в номинальных мощностях этих компонентов не должна превышать 10-15% (а в идеале мощности вообще должны совпадать). А поскольку для разных помещений требуются колонки разной мощности, это влияет и на выбор усилителя для той или иной обстановки; конкретные рекомендации по соотношению характеристик помещения и мощности акустики можно найти в специальных источниках.
Также отметим, что, если усилитель может работать с нагрузкой разного сопротивления (см.
...«Допустимое сопротивление акустики»), то для разных вариантов и мощность на канал будет разной — чем ниже сопротивление, тем выше мощность. В характеристиках же в этом случае обычно указывается максимальное значение этого параметра — то есть мощность при минимально допустимом сопротивлении. Отношение сигнал/шум
Этот показатель определяет количество посторонних шумов, которыми сопровождается звук, выводимый усилителем ресивера. Он удобен тем, что учитывает практически все возможные значимые шумы — как создаваемые самим устройством, так и обусловленные внешними причинами. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем меньше громкость помех по сравнению с основным сигналом, тем чище будет звучать усилитель. Показатель в 70-80 дБ считается нормальным для большинства потребительской электроники, однако в AV-ресиверах, обычно представляющих собой устройства премиум-класса, его можно назвать разве что удовлетворительным. В наиболее же продвинутых моделях этот показатель может значительно превышать 100 дБ.
Частотный диапазон
Диапазон частот звука, который ресивер способен выдать на выход (этот параметр может указываться и для моделей без собственного усилителя, подробнее см. «Количество каналов»). От этого параметра зависит полнота передаваемого звука; разумеется, качество звучания в целом сильно зависит от ряда других факторов (к примеру, амплитудно-частотной характеристики), однако чем шире частотный диапазон — тем меньше риск, что усилитель полностью «обрежет» некоторую часть звука. С другой стороны, здесь стоит учитывать, что нормальный диапазон слышимости человеческого уха составляет приблизительно 16 – 20000 Гц, и отклонения от этих границ довольно невелики. И хотя многие современные ресиверы обеспечивают намного более широкий диапазон частот, однако это является скорее маркетинговым ходом, нежели реально значимым показателем (либо своего рода «побочным дефектом» конструкции высококачественного усилителя).
Также стоит учесть, что для воспроизведения всей полноты частот усилителя Вам потребуются и динамики с соответствующими характеристиками.
Bi/Tri-amping
Возможность работы ресивера в режиме
Bi-amping и/или Tri-amping.
Базовый принцип обоих этих режимов заключается в том, что звуковой сигнал разделяется на несколько частотных полос (НЧ и ВЧ для Bi-amping, в случае Tri-amping отдельно выделяются средние частоты), и каждая полоса обрабатывается своим усилителем и выводится на свой специализированный набор динамиков. Таким образом можно добиться заметного улучшения качества звука. Однако стоит учитывать, что конкретная реализация этой функции в AV-ресиверах может быть разной. Простейший вариант предполагает два или три встроенных усилителя мощности, каждый из которых выводит весь звуковой диапазон на свой комплект разъемов. К такому устройству нужно подключать внешний кроссовер (частотный фильтр) или колонки со встроенными фильтрами для каждой полосы частот. Более продвинутые ресиверы могут оснащаться собственными встроенными кроссоверами, и в таких случаях на каждый усилитель с комплектом разъемов выводится только часть частотного диапазона; это избавляет от необходимости использовать внешние частотные фильтры. Однако в любом случае для использования Bi/Tri-amping потребуются колонки с поддержкой такого формата подключения.
Стриминговые сервисы
Набор стриминговых сервисов, поддерживаемых AV-ресивером.
Такие сервисы предназначены для потоковой трансляции аудиоконтента через Интернет. При этом файлы не сохраняются на устройство, а воспроизводятся напрямую с соответствующего ресурса в глобальной сети. Стриминговые сервисы позволяют получить доступ к обширным библиотекам музыкальных композиций без необходимости занимать внутреннюю память устройства. Ключевыми достоинствами онлайн-стриминга можно назвать огромный выбор контента и практически моментальный доступ к желаемым аудиотрекам. Среди популярных можно выделить
Amazon Music,
Deezer,
SoundCloud,
Spotify,
TIDAL,
YouTube Music.
Воспроизводимые форматы
Форматы аудио и видеофайлов, которые ресивер способен воспроизводить самостоятельно. Модели с функциями плеера, как правило, поддерживают большинство популярных типов мультимедийных файлов (в частности, AVI, MPEG и MKV для видео, MP3, WAV и WMA для аудио), однако набор файлов может иметь и свои особенности. Данный пункт позволяет выяснить их.