Принцип действия
—
Центробежный. Как следует из названия, данная разновидность насосов использует центробежную силу. Основным их элементом является рабочее колесо, установленное в круглом корпусе; входное отверстие находится на оси вращения этого колеса. При работе жидкость за счёт центробежной силы, возникающей при вращении колеса, отбрасывается от центра к его краям и затем поступает в выходной патрубок, направленный по касательной к окружности вращения колеса. Центробежные насосы достаточно просты по конструкции и недороги, при этом они надёжны и экономичны (за счёт высокого КПД), имеют большую высоту всасывания (см. ниже), а поток жидкости получается непрерывным. В то же время производительность подобных агрегатов может сильно падать при высоком сопротивлении в контуре.
—
Вихревой. Вихревые насосы отчасти схожи с центробежными: в них также имеется круглый корпус и рабочее колесо с лопастями. Однако в таких агрегатах и входной, и выходной патрубок рабочей камеры направлены по касательной к колесу, а лопасти отличаются по конструкции. Способ работы также принципиально иной — в соответствии с названием, он использует вихри, образующиеся на лопастях колеса. Вихревые агрегаты значительно превосходят центробежные по напору, однако чувствительны к загрязнениям — даже небольшие частицы, попадающие в рабочее колесо, могут вызывать повреждения, заметно снижающие КПД. Да и сам КПД у вихревых насосов невелик — в 2 – 3 раз
...а ниже, чем у центробежных.Макс. напор
Напор можно описать как максимальную высоту, на которую насос способен поднять жидкость по вертикальной трубе без изгибов и разветвлений. Этот параметр напрямую связан с давлением, которое выдаёт насос: 10 м напора приблизительно соответствуют давлению в 1 бар (не стоит путать этот показатель с рабочим давлением — подробнее о нём см. ниже).
Напор является одним из ключевых показателей для большинства циркуляционных насосов. Традиционно его рассчитывают, исходя из разницы по высоте между местом расположения насоса и самой верхней точкой системы; однако данный принцип актуален только для агрегатов,
повышающих давление ХВС (см. «Назначение»). Циркуляционные модели для отопления и ГВС работают с замкнутыми контурами, и для них оптимальный напор зависит от общего гидравлического сопротивления системы. Подробные формулы расчётов для первого и второго случая можно найти в специальных источниках.
Макс. рабочее давление
Наибольшее давление в контуре/магистрали, при котором подключённый туда насос сможет нормально работать.
Разумеется, этот показатель нельзя превышать — агрегат может выйти из строя из-за поломки, вызванной слишком высоким давлением (причём даже если это не случилось сразу, то произойти может в любой момент). Однако, кроме этого, выбирать модель стоит с некоторым запасом — дабы насос смог нормально переносить скачки давления, практически неизбежные в любой трубе.
Макс. размер частиц
Наибольший размер твёрдых частиц в перекачиваемой жидкости, которые насос способен пропустить через себя без повреждений и нештатных нагрузок. Чем меньше этот размер — тем более чистая вода требуется для нормальной работы. Если же есть вероятность попадания в воду частиц более крупного размера — имеет смысл озаботиться установкой соответствующего фильтра.
Функции
— Скоростей работы. Количество скоростей, предусмотренное в конструкции насоса. Каждая скорость соответствует своему значению производительности (см. выше). Варианты же могут быть такими:
- 1 скорость. Каких-либо регулировок в подобных моделях не предусматривается, насос при включении способен работать только на одной скорости — максимальной. Это самый простой и недорогой вариант — благодаря отсутствию в конструкции дополнительных элементов (регуляторов). Конечно, он удобен только в тех случаях, когда при каждом включении агрегат должен работать на полную мощность — однако такие случаи в сфере применения циркуляционных насосов встречаются довольно часто.
- 2 скорости. 2 скорости дают пользователю некоторую степень выбора: насос не обязательно включать на полную мощность — когда она не требуется, агрегат можно запустить на сниженную, дабы экономить электроэнергию и не изнашивать механизмы сверх необходимого.
- 3 скорости. Наибольшее количество регулировок, встречающееся в современных насосах — предусматривать большее количество не имеет смысла по ряду причин. Даёт ещё больше возможностей по настройке параметров работы, чем 2 скорости.
- Плавная регулировка. Данный вариант предполагает возможность выставить регулятор в любое положение от минимального до максимального (в некоторых моделях могут предусматриваться также фиксированные настройки, но лишь в качестве дополнительной опции). Это обеспечивает максимальную свободу и точность при выборе режима работы, однако заметно сказывается на цене; а реальная необходимость в плавной регулировке возникает довольно редко.
—
Автоматический режим работы.... Суть этой функции различается в зависимости от назначения устройства (см. выше). Так, в моделях для повышения давления ХВС автоматика включает насос при открывании крана и выключает при закрывании — специальный датчик реагирует на движение воды. В моделях для отопления и ГВС автоматика отвечает за подстройку параметров работы — например, при прикручивании вентилей и снижении расхода насос может снизить напор — а также за дополнительные функции, такие как таймер включения-отключения. В любом случае данная особенность «облегчает жизнь» пользователю, избавляя его от необходимости совершать определённые операции вручную и дополняя насос новыми возможностями; а вот конкретный набор этих возможностей зависит от модели.
— Дисплей. На дисплей может выводиться различная дополнительная информация: режим работы, настройки производительности, температура воды, выставленные таймеры, сообщения о сбоях и многое другое. Это делает управление более удобным и наглядным. В насосах, как правило, используется простейшая разновидность чёрно-белых ЖК-экранов, однако этого вполне достаточно для упомянутых целей.
— Панель управления. Под панелью управления в данном случае подразумевается панель, имеющая переключатель с выбором режимов работы между автоматическим (см. выше) и ручным. Соответственно, наличие нескольких режимов практически обязательно означает и наличие панели управления. А вот переключатели скорости работы сами по себе за данную функцию не считаются.Макс. потребляемая мощность
Электрическая мощность, потребляемая насосом при нормальном режиме работы и максимальной производительности.
Этот показатель прямо зависит от производительности — ведь для перекачивания больших объёмов воды необходимо соответствующее количество энергии. А от самой мощности, в свою очередь, зависят два основных параметра — потребление электроэнергии и нагрузка на электросети, определяющая правила подключения. Например, насосы мощностью более 5 кВт нельзя подключать к обычным бытовым розеткам; более подробные правила можно найти в специальных источниках.
Размещение вала
Размещение вала электродвигателя при штатном рабочем положении насоса.
От этого параметра зависит в первую очередь общая компоновка агрегата и пригодность его для определённых условий. Так, при наиболее популярном соосном расположении отверстий (см. ниже) вал электродвигателя, как правило, располагается перпендикулярно направлению движения воды. Это значит, что для врезки в вертикальную трубу подойдёт только насос с горизонтальным размещением вала. А вот для горизонтальной магистрали выбор связан с тем, в какую сторону удобнее развернуть корпус насоса — вверх (при установке в узкой, вытянутой вверх нише) или вбок (когда над трубой находятся другие предметы, мешающие вертикальной установке агрегата).
Отметим, что существуют универсальные модели, допускающие оба варианта размещения.
Материал вала
Материал, из которого изготовлен вал электродвигателя в насосе.
— Металлокерамика. Материал, сочетающий металлы и их сплавы с неметаллическими компонентами. В современных насосах могут использоваться разные разновидности металлокерамики, различающиеся по цене и качеству; как правило, характеристики в каждом конкретном случае напрямую зависят от ценовой категории агрегата. Однако в целом считается, что данный вариант неплохо подходит для бытовых моделей с относительно небольшой производительностью, однако слабо пригоден для профессионального применения. Поэтому в насосах более чем на 15 000 литров в час валы из металлокерамики практически не используются.
— Нержавеющая сталь. Этот материал отличается высокой прочностью и надёжностью, благодаря чему он встречается практически во всех категориях насосов — от относительно простых до профессиональных, производительность которых исчисляется десятками тысяч литров в час. Правда, он обходится несколько дороже металлокерамики.
Материал корпуса
Материал, из которого выполнена внешняя часть корпуса насоса.
—
Нержавеющая сталь. Как следует из названия, нержавеющая сталь практически не подвержена коррозии. Однако это не единственное её достоинство — данный материал очень прочен и надёжен, благодаря чему применяется даже в мощных высокопроизводительных моделях.
—
Чугун. Этот материал во многом схож со сталью — в частности, он считается весьма надёжным — однако имеет несколько больший вес. С другой стороны, в большинстве случаев это не является заметным недостатком, а стоит чугун несколько дешевле «нержавейки».
—
Латунь. Сплав на основе меди и цинка, имеющий характерный золотистый цвет. Разновидности, применяемые в циркуляционных насосах, отличаются высокой стойкостью к коррозии и превосходят даже нержавеющую сталь. Поэтому данный вариант хорошо подходит для воды с высоким содержанием кислорода. Недостатком латуни можно назвать более высокую стоимость, чем у той же стали.
—
Бронза. Ещё один сплав на основе меди — чаще всего с оловом, но могут применяться и другие металлы. По основным особенностям данный материал схож с описанной выше латунью.
— Пластик. Агрегаты с пластиковыми корпусами имеют малый вес, являются инертными по отношению к воде, совершенно не подвержены коррозийным воздействиям. Больше того, полимерные материалы до
...пускают практически любую конфигурацию корпуса оборудования, которая определяется пресс-формой на этапе литья заготовки. Изъян пластика — низкая механическая прочность. Пластиковый корпус может быть повреждён изнутри крупными абразивными частицами в воде или снаружи из-за любых ударов.