Размер
—
Фиксированный размер. Ботинки простейшей конструкции, имеющие один размер и не предполагающие регулировки по длине. Помимо явного недостатка в виде невозможности подстройки по размеру, такая конструкция имеет и достоинство — она считается более прочной и надежной, чем регулируемая, и при правильном подборе «крепче» сидит на ноге, что делает подобные ботинки более подходящими для выполнения различных трюков. В целом же ролики с фиксированным размером подойдут либо взрослому пользователю, у которого нога уже не растет, либо ребенку, если речь идет о паре на один сезон.
—
Регулируемый размер. Ботинки, позволяющие регулировать размер в определенном диапазоне — обычно в пределах 3 – 5 размеров, например 36 – 39 или 28 – 32. Преимущества данного варианта очевидны: он позволяет оптимально подстраивать ботинок под размер ноги, одну пару роликов могут по очереди использовать разные люди, а уж для роликов, покупаемых растущему ребенку, регулируемый размер — просто спасение: без этого пришлось бы менять ролики каждый год. С другой стороны, регулировка усложняет конструкцию ботинка и снижает его прочность, поэтому в профессиональных моделях («агрессивных», беговых и т.п.) подобная конструкция распространения не получила.
Сам же размер приводится по стандартным размерам обуви. При этом перечисление размеров — например, «
39,
40, <
...a href="/list/436/pr-17105/">41» — означает, что ролики выпускаются в нескольких модификациях с фиксированным размером; а запись через дефис, наподобие «39 – 41», соответствует одному ботинку с регулируемым размером.
Отметим, что формальное соответствие размеру ноги ещё не обязательно означает, что ролики подойдут конкретному пользователю. Во-первых, человеческие ноги имеют индивидуальные очертания, и нормальная по длине модель может оказаться, к примеру, тесной в подъёме. Во-вторых, некоторые производители могут весьма вольно обращаться с размерами, особенно когда речь идёт о бюджетных моделях. Поэтому при выборе рекомендуется не полагаться на заявленные цифры, а проверить удобство ботинка «вживую» (или хотя бы уточнить, насколько заявленные размеры соответствуют фактическим), особенно для детских роликов.
Сейчас на рынке представлены такие размеры роликов: 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47.Набор
Набор определяет комплектацию роликовых коньков — помимо самих роликов, в неё могут входить различные аксессуары, в первую очередь защитные приспособления.
—
С защитой. В данном случае подразумевается исключительно защита для конечностей: наколенники, налокотники, перчатки (конкретный набор в разных случаях может быть разным). Данный вариант может пригодиться в том случае, если у Вас уже имеется шлем или Вы хотите выбрать его отдельно. В то же время подобная комплектация встречается относительно редко — многие производители не видят смысла поставлять защиту без шлема.
—
Защита и шлем. Комплекты, включающие как те или иные защитные приспособления для конечностей (см. выше), так и шлем для защиты головы. Шлем является одним из самых важных элементов экипировки роллера: если падение на незащищённую руку или ногу чаще всего чревато ссадинами и царапинами, то последствия травм головы могут быть намного более серьёзными. Поэтому в большинстве комплектов, дополненных защитным снаряжением, предусматривается шлем.
Отметим, что защита будет нелишней для любого роллера, однако особенно она актуальна для двух категорий — новичков, приобретающих базовые навыки езды, и профессионалов, имеющих дело со сложными движениями и высокими скоростями. В то же время наборы «ролики+экип» относятся, как правило, к начальной категории и рассчитаны на детей. Это связано с тем, что професси
...ональную экипировку проще приобретать отдельно, выбирая конкретные предметы под свои предпочтения и запросы, чем полагаться на решение производителя. А вот новичку, наоборот, легче бывает сразу обзавестись всем необходимым для безопасной езды.Жесткость колес
Жёсткость колёс, штатно поставляемых с роликовыми коньками.
Чем больше число, приведённое в данном параметре — тем более твёрдые материалы используются в конструкции колёс и тем они жёстче. Жёсткие колёса «охотнее» катятся по разным поверхностям, на них легче разгоняться, они позволяют точнее чувствовать поверхность под ногами и не так быстро стираются, как мягкие; с другой стороны, сцепление с дорогой у таких колёс хуже, они больше подвержены вибрациям и толчкам и требуют особой осторожности при прохождении поворотов. Поэтому колёса с высокой жёсткостью (
83А и выше) характерны в основном для профессиональных моделей, а начинающим роллерам рекомендуются мягкие варианты.
Отметим, что большинство современных роликов допускает замену колёс; эта процедура является обязательной время от времени, так как колёса склонны стираться, однако при необходимости можно поменять и вполне пригодный для езды комплект — на более жёсткий, или наоборот, более мягкий.
В то же время, опытный человек покупая новые ролики, может заранее подобрать нужную жесткость колес среди представленных на рынке:
78A,
80A,
81A,
82A,
83A,
84A,
85A,
86A,
88A,
90A,
94AДиаметр колес
Диаметр колёс, штатно поставляемых в комплекте с роликовыми коньками.
Данный параметр обычно выбирается производителем исходя из стиля катания, для которого предназначены ролики (см. выше). Общее правило таково: чем
крупнее диаметр — тем более «скоростными» считаются колёса и тем менее они чувствительны при попадании на неровности. Колёса диаметром порядка 76 – 82 мм считаются универсальными, именно такие размеры встречаются в большинстве фитнесс-роликов и трюковых моделей (см. «Стиль катания»). В беговом снаряжении этот размер может быть заметно больше — это делается для того, чтобы обеспечить быстрый и плавный ход. А вот на «агрессивных» моделях колёса, наоборот, маленькие — при таком стиле езды критически важно чувствовать все неровности под роликами.
Класс подшипников
Класс подшипников, установленных в роликовых коньках.
Существует несколько стандартов, по которым может обозначаться данный параметр. Наиболее популярный — ABEC (Annular Bearing Engineering Committee), также часто встречается обозначение по ILQ (InLine Qualified). И в том, и в другом случае класс подшипника выражается цифрой, поставленной после аббревиатуры:
ABEC 1,
ABEC 3,
ABEC 5,
ABEC 7,
ABEC 9 или
ILQ 5,
ILQ 7,
ILQ 9. Чем выше эта цифра — тем выше точность, с которой изготовлен подшипник, тем более качественным (и, соответственно, дорогим он является). Смысл же конкретных цифр в обоих стандартах фактически одинаков. Так, подшипники 1 и 3 класса характерны в основном для детских моделей начального уровня, причём они используются не столько с целью снижения стоимости, сколько в свете того, что более качественные детали устанавливать в такие ролики просто не имеет смысла. 5 класс считается вполне достаточным для фитнесс-роликов среднего уровня и недорогих трюковых (см. «Стиль езды»), а более высокие значения характерны в основном для профессионального снаряжения.
Отдельно отметим, что класс подшипников не связан с их скоростными характеристиками — речь идёт исключитель
...но об общем качестве сборки. А вот на чём этот момент заметно сказывается — так это на сроке службы: точная подгонка деталей способствует снижению их износа и повышению долговечности подшипников.Материал рамы
Материал, из которого выполнена рама роликовых коньков — элемент конструкции, на который непосредственно крепятся колёса.
Общие тенденции среди материалов для рам таковы. Пластиковые конструкции лучше гасят вибрации и толчки; металлические за счёт жёсткости, с одной стороны, создают некоторые дискомфорт, с другой — более упруги и лучше подходят для толчков и прыжков. Применение металла для рамы считается показателем довольно высокого класса роликов, хотя реальная необходимость в таком материале присутствует далеко не всегда.
Однако, помимо этого, каждый тип материала имеет и свои специфические особенности:
— Пластик. Недорогой материал, характерный преимущественно для простых роликов, рассчитанных на прогулочную езду (иными словами — моделей для отдыха, см. «Стиль катания»). Как правило, обладает достаточной прочностью для такого применения, однако более сложные задачи могут вызвать проблемы — причём не только из-за возможной поломки пластиковой рамы, но и из-за невысокой упругости, слабо подходящей для прыжков.
— Углепластик. Он же «карбон» — композитный материал, сочетающий пластик с углеволокном. Данный вариант считается чрезвычайно продвинутым за счёт того, что рамы получаются не менее прочными, чем металлические, при этом они выгодно отличаются упругостью и отсутствием постоянных деформаций даже при сильных нагрузках. Ключевой недостаток данного варианта — высокая стоимость.
— Сталь. Главным достоинством стали с...читается высокая прочность, к тому же стоит она несколько дешевле сплавов на основе алюминия и магния. В то же время этот материал имеет большой вес и сравнительно легко деформируется под воздействием нагрузок. Поэтому в современных роликовых коньках подобные рамы практически не встречаются.
— Алюминий. В данном случае речь, как правило, идёт не о чистом алюминии, а о различных сплавах на его основе (исключая дюралевый — о нём см. ниже). В целом данный материал считается более продвинутым, чем пластик — в частности, при довольно небольшом весе он отличается неплохой прочностью. Да и выглядят алюминиевые рамы достаточно привлекательно. В то же время существует множество разновидностей данного материала, различающихся по характеристикам и цене; при этом наиболее доступные склонны гнуться при довольно небольших нагрузках, а прочные и стойкие, как правило, и стоят недёшево.
— Дюралевый сплав. В данном случае подразумевается высококачественная разновидность сплава алюминия с медью и некоторыми другими добавками. Дюраль сочетает невысокий вес с отличными характеристиками прочности, а также не деформируется даже при довольно сильных нагрузках; с другой стороны, он весьма дорог. По этим причинам основной сферой применения данного материала являются высококлассные роликовые коньки, преимущественно бегового назначения (см. «Стиль катания»).
— Магниевый сплав. Сплавы на основе магния в большинстве своём очень схожи с описанным выше дюралем: они отличаются высокими характеристиками прочности (хотя этот показатель может заметно различаться в зависимости от состава) и небольшим весом, однако и стоят недёшево, а потому устанавливаются в основном в модели топового уровня.
Съемная рама
Наличие
съёмной рамы в конструкции роликовых коньков.
Главный смысл этой особенности заключается в простоте ремонта: при поломке рамы достаточно заменить только её, не меняя весь конёк с ботинком. Кроме того, при желании можно поменять и целиком исправные рамы на другие — например, более прочные и упругие. Разумеется, для этого нужно подыскать подходящий вариант по размеру креплений, однако для такого размера существует единый стандарт UFS, который постепенно приобретает всё большую популярность. Также съемная рама облегчает чистку и стирку мягких ботинок (см. «Тип ботинка»).
Главным же недостатком подобных роликов является склонность креплений разбалтываться в процессе использования. Впрочем, обезопасить себя от неприятностей, связанных с этим, довольно просто — достаточно проверять и, при необходимости, подтягивать крепёжные болты перед каждой поездкой.
Лезвие для льда
Наличие
лезвий для льда в комплекте поставки роликовых коньков.
Данная особенность позволяет использовать ролики для катания на льду: лезвия ставятся на место рамы, фактически превращая роликовые коньки в «обычные» ледовые. Соответственно, данная особенность по определению предполагает наличие съёмной рамы (см. выше); при этом некоторые модели с такой рамой, не укомплектованные лезвиями, могут допускать их приобретение отдельно.