Тип устройства
Общий тип манипулятора.
Классическими типами игровых манипуляторов можно назвать
джойстик,
геймпад (в одиночной или
парной комплектации) и
руль (в т.ч.
дополнительный руль (без базы)). Также довольно большой популярностью пользуются
контроллеры движений,
накладные геймпады,
триггеры. Однако, помимо этого, в наше время можно встретить множество более специфических разновидностей: авиационные
штурвалы и
приборы, педали (для авто или для авиа), контроллеры в стиле
аркадных игровых автоматов,
оружие виртуальной реальности и накладные геймпады для смартфонов. Вот более подробное описание каждой из этих разновидностей:
— Геймпад. Стандартный тип манипулятора для современных игровых приставок настольного формата; впрочем, нередко применяется и для других игровых платформ, в том числе мобильных. Собственно, в наше время можно выделить две разновидности геймпадов — для настольных консолей и для мобильных гаджетов. Первая разновидность — это небольшие пульты управления с набором кнопок, рычагов и других аналогичных элементов. Такой «пульт» при использовании удерживается обеими
...руками, а органы управления размещаются таким образом, чтобы до них можно было доставать, не меняя (или почти не меняя) хвата. В свою очередь, геймпады для мобильных гаджетов отличаются наличием в конструкции крепления под такой гаджет; подробнее о способах монтажа см. «Крепление смартфона», также отметим, что простейшие накладные геймпады в данную категорию не относятся, они в нашем каталоге вынесены отдельно (см. ниже).
В любом случае, независимо от специализации, геймпады в наше время являются самой популярной разновидностью игровых манипуляторов. Это связано прежде всего с универсальностью: подобные контроллеры можно использовать для самых разных жанров игр. Но вот особенности оснащения и функционала разных моделей стоит все же уточнять отдельно.
— Два геймпада. Два идентичных (или почти идентичных) по функционалу геймпада, поставляемых в одном комплекте. О геймпадах в целом см. выше; а подобная комплектация бывает удобна из тех соображений, что многие игры (особенно консольные) допускают одновременное участие двух игроков, а то и вовсе рассчитаны на такой формат изначально. С другой стороны, необходимость отдельно покупать сразу два манипулятора возникает довольно редко, поэтому данный вариант в наше время не особенно популярен. Парные геймпады чаще всего подключаются проводным последовательным способом, через один кабель (см. «Подключение»), хотя встречаются и более традиционные варианты (отдельные кабели, радио, Bluetooth). Также отметим, что довольно специфическим вариантом данной разновидности является штатный контроллер Joy-Con для Nintendo Switch: он относится в данную категорию, однако может применяться и как единое устройство (подробнее см. «Совместимость с платформами»), к тому же имеет функционал контроллера движения (см. ниже).
— Джойстик. Игровой контроллер, схожий по конструкции с ручкой управления самолета: представляет собой характерный рычаг под одну руку, дополненный кнопками и другими элементами управления (как минимум на самом рычаге, а нередко — еще и на основании). Собственно, большинство современных джойстиков рассчитано в основном на авиасимуляторы и другие аналогичные жанры (космические леталки и т. п.); применять такие манипуляторы в других видах игр не очень удобно, хотя, во многих случаях, технически возможно. Для дополнительного реализма джойстик может дополняться отдельной ручкой управления двигателем (см. «Регулятор тяги»), а в наиболее продвинутых моделях — также педалями. При этом отметим, что если рычаг управления и регулятор тяги имеют обширные возможности, их могут относить уже не к джойстикам, а к штурвалам (также см. ниже).
— Руль. Традиционные круглые рули наподобие автомобильных, предназначенные в основном для гонок и прочих автосимуляторов. Теоретически в таком контроллере можно предусмотреть и «авиационный» режим, с возможностью применения аналогично штурвалу (см. ниже); однако на практике, по ряду причин, подобные комбинированные устройства почти не встречаются. Рули, даже относительно простые, поставляются в комплекте с базой — «мозговым» центром игрового манипулятора. Для максимального реализма стоит выбирать модели, для которых заявлен угол поворота не менее 900° (подробнее см. «Поворот рулевого колеса»). Впрочем, начинающим и нетребовательным игрокам вполне подойдут и более простые решения.
— Дополнительный руль (без базы). Рули, поставляемые без педалей и системы переключения передач. Подобный вариант придется кстати тем, кому дополнительное оснащение не нужно или кто хотел бы выбрать его на свое усмотрение.
— Контроллер движений. Манипуляторы, предназначенные для управления игровым процессом за счет движений пользователя. Они обычно имеют кнопки и другие традиционные элементы управления, однако важную роль играют прежде всего движения, отслеживаемые манипулятором. Современный контроллер движений обычно представляет собой пульт, удерживаемый в руке; этого вполне достаточно, чтобы имитировать большое разнообразие игровых действий: удары и блоки в рукопашных схватках, движения теннисной ракетки, взмах клюшки для гольфа, бросок шара для боулинга и т. п. Подобное управление делает игровой процесс не только интересным и разнообразным, но и более полезным для здоровья — вместо того, чтобы сидеть неподвижно, игроки достаточно активно двигаются. Действие контроллера движений обычно основано на использовании механических датчиков — акселерометра и гироскопа; в некоторых моделях может предусматриваться дополнительное оснащение, способствующее повышению точности — такое, как светящийся шар в Sony Move Motion Controller для PlayStation.
Также стоит отметить, что к контроллерам движений принято относить Move Navigation Controller от той же Sony: он не отслеживает движений руки, однако изначально предназначен для использования вместе с Move Motion Controller и не предполагает самостоятельного применения.
— Контроллер для аркад. Специализированный манипулятор, имитирующий панель управления «аркадного» игрового автомата. Как правило, такой манипулятор сочетает в себе джойстик (точнее, простейший рычаг без кнопок) для управления перемещениями и игровые кнопки для различных действий персонажа. Основных кнопок обычно предусматривается от шести до восьми — это позволяет справляться даже с довольно сложными играми. В соответствии с названием, устройства этого типа предназначены прежде всего для игр, портированных с автоматов (и других платформ, аналогичных по механике управления), однако при определенных ухищрениях подобный контроллер можно использовать и в других жанрах.
— Оружие виртуальной реальности. Манипуляторы, имитирующие ручное оружие — чаще всего пистолеты, иногда автоматы или винтовки. В целом среди таких моделей можно выделить две разновидности. Первая — это контроллеры, применяемые вместе с VR-очками в играх-стрелялках: они позволяют усилить эффект погружения. Вторая разновидность — модели для смартфонов и мобильных игр, в том числе с использованием дополненной реальности (AR). Смартфон, установленный на специальную поставку, играет в таком оружии роль игрового экрана; повороты и наклоны отслеживаются датчиками смартфона, а сам контроллер отвечает за стрельбу, а также, в большинстве случаев — за навигацию и дополнительные действия. Для этого прямо на «оружии» нередко предусматриваются соответствующие органы управления — рычаги, D-Pad’ы и т. п.
— Штурвал. Штурвалами чаще всего называют продвинутые контроллеры, предназначенные для использования в авиасимуляторах. Подобные устройства конструируются с расчетом на максимальный реализм, в некоторых случаях они даже прямо копируют органы управления конкретных моделей самолетов; а используются штурвалы как увлеченными энтузиастами, так и профессиональными пилотами — для тренировок на продвинутых симуляторах. Отметим, что в основе такого контроллера может лежать как собственно штурвал (характерные «рога»), так и ручка; последний вариант отличается от обычных джойстиков (см. выше) более обширным функционалом. Да и в целом для устройств из данной категории характерно довольно продвинутое оснащение. Так, даже в самых простых моделях оно включает как минимум регулятор тяги (который может состоять из нескольких рычагов — под несколько двигателей или несколько разных параметров двигателя) и расширенный набор кнопок и переключателей — как на штурвале/ручке, так и на регуляторе тяги. В комплект поставки также могут входить педали. А вот дисплеи и панели приборов, позволяющие собрать максимально полную имитацию пилотской кабины, в основном продаются отдельно; подробнее см. «Прибор для авиасимуляторов».
— Прибор для авиасимуляторов. Дополнительные приборы и органы управления, предназначенные для использования совместно со штурвалами или джойстиками (см. выше) в высококлассных авиасимуляторах. Такие устройства могут имитировать приборную панель с различными циферблатами, цифровыми и сигнальными индикаторами, рычаги для управления тягой, шагом винта и смесью, панели тумблеров и т.п. Дополнив штурвал или джойстик нужными приборами, можно создать довольно точную имитацию кабины самолета. С другой стороны, такое оснащение отличается высокой стоимостью, поддерживается ограниченным числом симуляторов и может заметно усложнить управление. Поэтому оно рассчитано в основном на умелых и требовательных пользователей — профессиональных пилотов и продвинутых энтузиастов.
— Накладной геймпад. Особая разновидность геймпадов (см. выше), предназначенная для применения с мобильными устройствами (прежде всего смартфонами) и имеющая максимально простую конструкцию. Такие контроллеры даже не подключаются к игровому гаджету — они взаимодействуют с ним в чисто механическом формате, за счет взаимодействия с сенсорным экраном. Для этого в накладном геймпаде обычно предусматриваются два курка, каждый их которых соединен с особой подвижной деталью над экраном смартфона; при нажатии на курок соответствующая деталь опускается к экрану, имитируя прикосновение пальца. Это позволяет игроку использовать сразу 4 независимые точки прикосновения — две под большими пальцами, две под механическими «качельками», работающими от курков. А отдельные модели и вовсе представляют собой держатели для смартфонов, не имеющие даже механики. И даже в более продвинутых решениях какая-либо электронная начинка либо вовсе отсутствует, либо выполняет вспомогательные функции: к примеру, встречаются накладные геймпады со встроенными вентиляторами охлаждения и/или с режимом пауэрбанка для подзарядки смартфона.
Отметим, что применять подобные манипуляторы можно только в играх, которые либо изначально рассчитаны на подобное управление (характерный пример — PUBG Mobile), либо позволяют изменять расположение элементов управления на экране и размещать отдельные экранные кнопки под механическими «пальцами» геймпада.
— Триггеры. Контроллеры для использования совместно с сенсорными экранами смартфонов или планшетов. Крепятся к торцу корпуса мобильного устройства, обеспечивают комфортное положение рук при погружении в геймплей. Триггеры зачастую оборудованы механизмами куркового типа и чувствительными к сенсорному слою экрана подвижными контактами, которые касаются к определённой области дисплея при нажатии курков. В зависимости от раскладки в игре, на триггеры можно назначить функции стрельбы, прицеливания, помощи в передвижениях и т.п.
— Педали. Отдельно продаваемые педали, предназначенные для автомобильных или авиационных симуляторов и применяемые, соответственно, в комплекте с рулями или джойстиками/штурвалами (см. выше). В «автомобильных» моделях самих педалей может быть как две (газ и тормоз), так и три (полный комплект, включая сцепление), они могут различаться по размеру; в свою очередь, авиационные педали по определению парные и симметричные. Как правило, конкретная специализация и совместимость с теми или иными основными контроллерами прописывается в официальных данных на подобное устройство; эту информацию обязательно стоит уточнять перед покупкой.Совместимость с платформами
Игровые платформы, с которыми совместим манипулятор.
Игровую платформу можно описать как перечень устройств, с которыми можно использовать данную модель. В наше время можно встретить контроллеры под такие виды платформ:
— компьютеры:
ПК (PC), в основном под Windows, а также
Mac от Apple;
— настольные игровые приставки: Playstation (
PS3,
PS4,
PS5),
Xbox, Nintendo (
Wii,
Switch);
— портативные устройства: прежде всего смартфоны и планшеты под
Android и
iOS;
— другие специфические виды устройств (в частности, телеприставки
Apple TV).
Отметим, что многие модели делаются совместимыми одновременно с несколькими платформами. А вот более подробное описание каждого из упомянутых выше вариантов:
— ПК. В данном случае под ПК подразумеваются PC — настольные компьютеры и ноутбуки под управлением Windows, а иногда также других операционных систем, прежде всего Linux. Не входят сюда только устройства под macOS от Apple, они вынесены в отдельную категорию. Как бы то ни было, проводные манипуляторы для ПК (см. «Подключение») обычно используют интерфейс USB, беспроводные — Blue
...tooth, реже радио.
— Android. Портативные гаджеты под управлением ОС Android. Отметим, что подобная совместимость встречается не только в специализированных накладных геймпадах и оружии виртуальной реальность (см. «Тип устройства»), но и в более традиционных манипуляторах — прежде всего геймпадах классических. При этом особенности подключения и совместимость с конкретными игровыми устройствами может быть разной, она зависит как от типа контроллера, так и от более специфических особенностей. Так, традиционные геймпады обычно подключаются через Bluetooth и могут использоваться с любым Android-гаджетом, на который установлена игра с программной поддержкой таких манипуляторов. Аналогично, для VR-оружия и накладных геймпадов нужны совместимые игры, но такие аксессуары предназначаются почти исключительно для смартфонов (не планщетов) и оснащаются соответствующими креплениями.
— Mac. Под этим термином объединяют компьютерную технику фирмы Apple, которая использует фирменную настольную ОС macOS. Прежде всего это десктопы и ноутбуки из разных линеек Mac и MacBook соответственно. Такая техника имеет программные и аппаратные особенности, заметно отличающие ее от других видов ПК и лэптопов; поэтому подобная совместимость для игровых аксессуаров уточняется отдельно.
— iOS. Портативные гаджеты от Apple, работающие под фирменной мобильной «операционкой» iOS — смартфоны iPhone, планшеты iPad и плееры iPod touch. Особенности игровых контроллеров под такую электронику полностью аналогичны описанным выше моделям под Android; собственно, многие аксессуары для мобильных игр изначально делаются совместимыми с обеими этими платформами. А накладные геймпады (см. «Тип устройства») механической конструкции являются универсальными по определению.
— AppleTV. Семейство «умных» телевизионных приставок, выпускаемое Apple. Начиная с 4 поколения (2015 год), такие приставки позволяют устанавливать приложения из соответствующего раздела App Store, а разработчики ПО могут не только создавать свои приложения под эту платформу, но и без особых трудностей портировать на нее готовые программы для iOS (см. выше). Как следствие, в наше время для AppleTV доступны и игры — соответственно, выпускаются игровые контроллеры для таких приставок. Подключаются такие аксессуары только беспроводным способом; многие из них могут применяться не только для игр, но еще и как замена штатному пульту ДУ.
— Switch. Игровая консоль от Nintendo, имеющая гибридный формат работы. Состоит из планшета, который можно использовать отдельно, и настольного адаптера для подключения планшета к ТВ, благодаря чему может использоваться и как настольная, и как портативная. Как следствие, и контроллеры для этой платформы весьма разнообразны. К примеру, «родной» манипулятор Joy-Con состоит из двух контроллеров движений, которые могут использоваться по отдельности двумя игроками, удерживаться одним игроком в двух руках, объединяться в один геймпад для игры в настольном формате или крепиться по бокам планшета для использования «на ходу». «Половинки» Joy-Con встречаются в продаже по отдельности. Прочие аксессуары для Switch могут быть схожими по конструкции либо менее универсальными: в частности, среди них встречаются традиционные геймпады, накладные геймпады для планшетной части консоли, а также контроллеры для аркад (см. «Тип устройства»).
— Wii. Семейство настольных игровых приставок от Nintendo, предшественник Switch. Оригинальная Wii, выпущенная еще в 2006 году, стала первой массовой консолью с управлением за счет контроллеров движения (см. «Тип устройства») и фактически задала стандарты подобного управления для всего рынка. Следующая модель, Wii U, появилась в 2012 году. Она представила собственный оригинальный манипулятор — геймпад со встроенным дисплеем, на который (в отдельных играх) можно транслировать изображение с консоли и играть без телевизора; при этом полностью сохранилась совместимость с контроллерами движения от предшествующей консоли. В целом приставки семейства Wii считаются устаревшими в свете выхода в 2017 году описанной выше Switch; новые контроллеры для них почти не выпускаются.
— Xbox. Целая линейка настольных игровых консолей от Microsoft; одна из наиболее популярных платформ на этом рынке, напрямую конкурирует с PlayStation. По состоянию на 2020 год включает 4 поколения: оригинальную Xbox (2001 год), Xbox 360 (2005), Xbox One (2013) и Xbox Series X/S (2020). Актуальными из них (на тот же 2020 год) фактически являются последние два, причем они используют один протокол для связи с беспроводными контроллерами. Поэтому современные аксессуары под Xbox, как правило, совместимы с обеими поколениями. А «родной» беспроводной геймпад от моделей образца 2020 года поддерживает Bluetooth и допускает работу с мобильными устройствами, но вот для сторонних аксессуаров такая возможность не гарантируется. В целом же список манипуляторов для Xbox включает преимущественно геймпады (проводные и беспроводные) и рули. Также в свое время популярностью пользовался контроллер движения Kinect, способный отслеживать перемещения всего тела, однако его выпуск (в игровой версии) был прекращен в 2017 году.
— PlayStation. Серия игровых приставок от Sony; еще один из главных игроков рынка настольных консолей, наряду с описанной выше Xbox. Под брендом PlayStation (PS) выпускались и портативные гаджеты, однако в 2019 году Sony полностью отказалась от их производства. Настольные версии включают несколько поколений, не полностью взаимно совместимых; так что выбирать для такой консоли стоит такие аксессуары, у которых прямо заявлена возможность работы с соответствующим поколением. С другой стороны, многие контроллеры изначально делаются сразу под несколько версий PS, так что поиск совместимой модели особых проблем не возникает. Классические виды таких манипуляторов — проводные и беспроводные геймпады, а также контроллер движения PS Move (см. «Тип устройства»); однако выпускаются и другие виды аксессуаров — прежде всего рули, хотя ими дело не ограничивается. Что касается конкретных поколений, то вот наиболее актуальные варианты:
- PlayStation 3. Третье поколение PlayStation, представленное Sony в 2006 году. Именно здесь был впервые применен вышеупомянутый PS Move — правда, лишь в 2010 году. Также была весьма успешной, выпускалась в течение 11 лет. По состоянию на конец 2020 года в продаже можно найти немало контроллеров, совместимых с этой платформой — причем среди них встречаются не только модели под новые поколения с возможностью работы на PS3, но и аксессуары, предназначенные только для этой версии.
- PlayStation 4. Поколение, выпущенное в 2013 году с обновлением модельного ряда в 2016 году. По состоянию на конец 2020 года является наиболее популярной версией PS и второй самой продаваемой настольной консолью всех времен (после PS2); продолжает выпускаться. Соответственно, и контроллеров под эту платформу на рынке представлено великое множество.
- PlayStation 5. Новейшее поколение PS, представленное в 2020 году. Штатный геймпад для этой версии получил название DualSense, его конструкция основана на предшественнике DualShock с рядом модификаций: курки с силовой отдачей, встроенный набор микрофонов и улучшенный динамик, позволяющие общаться с другими игроками прямо через контроллер, а также сенсорная панель (отсюда и название; подробнее об этой функции см. ниже). Других аксессуаров конкретно под данную платформу пока еще крайне немного, но, учитывая уровень спроса на саму консоль, стоит ожидать быстрого изменения ситуации. Отметим, что производителем заявлена ограниченная совместимость с контроллерами предыдущего поколения, но в собственных играх для PS5 можно использовать только манипуляторы под эту версию приставки.
Подключение
Способ подключения манипулятора к игровому устройству.
В целом подобные способы делят на
проводные (в обычном или последовательном формате),
беспроводные (радио, Bluetooth, а то и оба сразу) или
комбинированные (сочетание проводного и беспроводного формата работы в одной модели). Вот более подробное описание разных вариантов:
— Проводное. Классическое проводное подключение — весьма популярный вариант, прежде всего среди контроллеров для ПК/Mac и настольных консолей (см. «Совместимость с платформами»). А вот для портативных гаджетов он практически не используется (а для AppleTV — не применяется в принципе). Проводное соединение осуществляется обычно через разъем USB, однако возможны и другие варианты (опять же в зависимости от поддерживаемых платформ). Главным недостатком контроллеров этого формата считается ограниченная свобода перемещений; это бывает особенно актуально при игре на большом экране, когда для комфортного просмотра нужно значительное расстояние до такого экрана. С другой стороны, проводные аксессуары заметно легче и дешевле беспроводных, а энергию подавляющее большинство таких моделей получают от USB-порта или сети (см. «Питание»), так что время работы получается неограниченным (хотя встречаются и отдельные исключения). Да и длина кабеля не так часто является критичной: например, рулю или джойстику, установленному на сто
...ле прямо перед компьютером, длинный провод обычно не нужен, а в аксессуарах для настольных консолей кабель обычно делается довольно длинным.
— Проводное последовательное. Разновидность описанного выше проводного соединения, при котором контроллеры подключаются «цепочкой» через один порт: один манипулятор подключается к игровому устройству, а второй — к первому манипулятору. В целом это достаточно редкий вариант, применяемый лишь в некоторых парных комплектах геймпадов (см. «Тип устройства»). Однако в некоторых случаях такое подключение оказывается более удобным, чем традиционное: оно позволяет уменьшить количество проводов, тянущихся к приставке.
— Беспроводное. Главное достоинство всех видов беспроводного подключения очевидно: отсутствие кабеля, который ограничивает подвижность и может создавать неудобства. А для контроллеров движения (см. «Тип устройства») данный вариант и вовсе является, по сути, единственно возможным (иначе использовать такой манипулятор было бы как минимум проблематично). Кроме того, именно беспроводная связь (по ряду причин) наиболее удобна для работы с портативными гаджетами — смартфонами и планшетами. При этом радиус действия подобного подключения обычно достаточен для работы как минимум в пределах крупной жилой комнаты, а чаще — и на бОльших расстояниях. С другой стороны, беспроводные контроллеры заметно дороже проводных аналогов. К тому же большинство из них использует автономное питание (батарейки или аккумулятор), что ограничивает время непрерывной работы. И хотя это время может быть довольно значительным, а батарейки (и некоторые аккумуляторы) можно оперативно менять — без перерывов в работе все равно не обойтись, а заряд может закончиться в самый неподходящий момент. Исключение составляют отдельные модели с питанием от сети, однако у них провод, в свою очередь, «привязывает» устройство к розетке. Что касается конкретных способов беспроводной связи, то в наше время встречаются такие варианты:
- Bluetooth. Подключение по Bluetooth удобно прежде всего тем, что многие современные игровые устройства изначально имеют встроенные модули такой связи. В перечень таких устройств, входят, в частности, практически все настольные консоли, смартфоны, планшеты и ноутбуки, а также многие продвинутые ПК (в том числе все компьютеры Mac). Таким образом, контроллер можно сделать совместимым с большим количеством разных устройств, а для самого соединения чаще всего не нужно никаких дополнительных адаптеров. Впрочем, при необходимости — например, для настольного компьютера без Bluetooth — такой адаптер вполне можно докупить и отдельно. При всем этом подключение осуществляется в радиодиапазоне и не требует прямой видимости, а его дальность на открытом пространстве стандартно составляет не менее 10 м (а часто значительно больше).
- Радио. Подключение по радиоканалу, не относящееся к Bluetooth (см. выше). Конкретные особенности такого подключения во многом зависят от совместимости с игровыми платформами (см. выше). Так, собственные стандарты радиосвязи используются многими настольными консолями, и соединение с такими устройствами нередко осуществляется напрямую, без дополнительного оборудования. В свою очередь, контроллеры с возможностью работы на ПК (Mac) комплектуются специальными адаптерами, подключаемым обычно через USB (при этом такие модели могут поддерживать также прямое соединение с игровой консолью). А вот для мобильных гаджетов данный способ связи не применяется — в этом случае более оправдан описанный выше Bluetooth.
- Bluetooth / радио. Возможность работы в любом из описанных выше вариантов. Все такие контроллеры делаются сразу под несколько платформ — консоли (той или иной серии), мобильные устройства и компьютеры; конкретное сочетание этих вариантов может быть любым, но их всегда больше одного. Правда, подобная универсальность заметно сказывается на стоимости, так что в целом моделей с таким подключением очень немного. Однако если брать не разнообразие, а общее количество, то данный способ встречается не так редко, как можно подумать — к примеру, он предусмотрен в «родном» геймпаде для консолей Xbox Series S/X образца 2020 года.
— Комбинированное. Сочетание проводного подключения с поддержкой беспроводных стандартов — Bluetooth, радио, иногда того и другого сразу. Особенности каждого из этих вариантов подробно описаны выше. А комбинированный формат работы в теории обеспечивает максимальную универсальность, позволяя выбирать оптимальный способ подключения под разные ситуации. Однако на практике специфика работы подобных аксессуаров может быть разной — в зависимости от совместимых платформ и даже особенностей отдельных моделей. Так, одни комбинированные контроллеры используют разные способы подключения для разных устройств — например, проводное для ПК и радиоканал для настольной консоли. Другие работают в основном беспроводном формате, а кабель используется для подзарядки батареи без отрыва от игры (или в том случае, когда нужно сберечь заряд на потом). Третьи могут сочетать эти форматы и т. п. В любом случае подобные нюансы стоит уточнять отдельно. То же касается общих особенностей подключения: к примеру, вариант «проводное / радио» в устройстве для ПК и консолей может означать и наличие беспроводного USB-адаптера, и невозможность беспроводного подключения к компьютерам.Общее количество кнопок
Общее количество кнопок, предусмотренное в конструкции манипулятора.
Чем больше кнопок — тем больше дополнительных возможностей можно «подвязать» на манипулятор, тем ниже вероятность, что в процессе игры придётся обращаться к другим органам управления (например, клавиатуре ПК). При этом многие игровые приставки (см. «Совместимость с платформами») предусматривают определённое минимальное количество кнопок для совместимого геймпада — меньшее количество просто не позволило бы полноценно использовать все функции приставки. Например, в штатном контроллере для PlayStation 4 имеется 11 кнопок.
Отметим, что манипулятор D-Pad (см. ниже) при данном подсчёте не учитывается: он считается специфическим органом управления, хотя и основан на кнопках.
Манипулятор D-pad
Наличие манипулятора
D-Pad в конструкции контроллера; также здесь может уточняться тип такого манипулятора.
D-Pad используется для движения персонажа, курсора и т. п. в строго заданных, стандартных направлениях. В некоторых случаях это бывает удобнее, чем использовать аналоговые рычаги, отклоняемые в любую сторону (см. ниже). Что касается разновидностей, то в наше время встречаются такие варианты:
— 4-позиционный. Классический D-Pad, появившийся еще на заре игровых консолей и не теряющий популярности в наше время. Может выполняться в виде набора из 4 кнопок в характерной крестообразной компоновке, либо же в виде одной сплошной «многосторонней» кнопки. В любом случае такое приспособление предусматривает 4 фиксированных направления: вверх, вниз, вправо, влево. А вот для перемещения по диагонали нужно выбрать сразу 2 соответствующих направления; это не всегда удобно, так что в данном плане 4-позиционные D-Pad’ы считаются несколько менее практичными, чем описанные ниже 8-позиционные. С другой стороны, они также вполне функциональны, при этом более просты по конструкции, надежны и недороги; а строго диагональные перемещения требуются не так часто, как горизонтальные и вертикальные. Так что данный тип D-Pad’ов можно встретить даже в аксессуарах под новейшие поколения игровых консолей.
—
8-позиционный. Разновидность D-Pad, в которой 4 стандартных направления (2
...горизонтальных, 2 вертикальных) дополнены 4 промежуточными — диагональными. При этом речь обычно идет именно о полноценных фиксированных положениях манипулятора; иными словами, для перемещения по диагонали нужно нажимать не на два стандартных направления, а на одно промежуточное. Классическая конструкция D-Pad этого типа — многосторонняя кнопка, это наиболее подходящий в данном случае вариант. Однако к данной разновидности также относят некоторые решения на 4 отдельных кнопки — при условии, что эти кнопки размещены очень близко, и нажать сразу две одним пальцем не составляет труда. В любом случае 8-позиционные манипуляторы несколько дороже, однако удобнее 4-позиционных.Стики
Количество и расположение
стиков (аналоговых рычагов), предусмотренных в конструкции манипулятора.
Аналоговый рычаг можно описать как «джойстик в миниатюре» — это выступающий рычаг, который можно отклонять в любом направлении. Его назначение в целом аналогично D-Pad’у (см. выше), однако стик не имеет фиксированных положений; это обеспечивает более «тонкое» управление, что весьма актуально в современных играх. Кроме того, отклонять его часто бывает удобнее, чем жать на D-Pad.
Отдельно стоит упомянуть
стики на датчиках Холла. Конструкция у таких рычагов более надежная из-за отсутствия трущихся и контактирующих деталей, а положение стика определяется посредством изменений колебания магнитного поля, которые и отслеживаются соответствующими датчиками. Стики на сенсорах Холла не имеют «мертвых зон», лишены эффекта дрейфа (нарушения центровки), на порядок медленнее изнашиваются. Однако и стоят подобные решения недешево.
Наибольшее распространение эта функция получила в геймпадах (см. «Тип устройства») — хотя бы один рычаг имеется в большинстве подобных контроллеров,
модели без стиков уже считаются раритетом. Кроме того, такое оснащение по определению устанавливается во все контроллеры для аркад; да и в оружии виртуальной реальности и контроллерах движения также встречаются аналоговые рычаги — через них очень удобно управлять движением персонажа.
<
...br>
Что касается расположения, то оно указывается в основном для геймпадов традиционной конструкции с полноформатным набором органов управления, включая 2 стика. Чаще всего здесь встречаются варианта — левый рычаг сверху, правый снизу (как у Xbox) или оба рычага снизу (как у PlayStation). Значительно реже встречаются устройства, где оба аналоговых стика установлены сверху — это, в частности, штатный геймпад для Wii U, а также многие модели для мобильных гаджетов. А в отдельных манипуляторах предусмотрено кастомизируемое (настраиваемое) расположение рычагов: как правило, правый стик в таких моделях установлен неподвижно, а левый можно устанавливать сверху или снизу, меняя формат геймпада под свои предпочтения.Бамперы (шифты)
Бамперы или шифты — это кнопки на верхней части корпуса игровых манипуляторов. На них предполагается назначать различные действия в играх, также они используются для взаимодействия пользователя с интерфейсом меню и приложениями на борту геймерской консоли или компьютера.
Подобные органы управления являются характерной особенностью геймпадов (см. «Тип») и в других разновидностях игровых манипуляторов почти не встречаются. Нажимаются шифты, как правило, указательными пальцами, когда пользователь держит геймпад. Нередко бамп-кнопки могут выполнять различные функции в зависимости от игры (например, переключение оружия, режим бега и т.п.), также они применяются для перехода между разделами пользовательского интерфейса. В любом случае, бамперы добавляют дополнительные опции управления игроку.
Поворот рулевого колеса
Угол поворота рулевого колеса в манипуляторе-руле (см. «Тип устройства»). Этот параметр измеряется по общему диапазону — от одной крайней точки до другой; соответственно, угол поворота от среднего положения будет вдвое меньше общего. К примеру, показатель в 180° означает, что руль способен поворачиваться вправо и влево на 90°.
От данного параметра напрямую зависят как общий уровень, так и назначение руля. Модели с углом поворота до 270° относятся преимущественно к начальному уровню и предназначаются в основном для любителей аркадных гонок без значительного упора на реализм, а также для детей и начинающих геймеров. В более продвинутых рулях угол поворота составляет уже
900°, а то и 1080°. Эти цифры взяты не просто так — они соответствуют диапазонам поворота рулевого колеса в большинстве серийных авто (900°), а также некоторых спортивных суперкарах (1080°). Таким образом, подобные характеристики делают использование руля максимально реалистичным — с другой стороны, они заметно сказываются на стоимости.
Диапазон вращения рулевого колеса позволяет настраивать функция
регулировки угла поворота руля (если такая возможность реализована в игровом манипуляторе). Настраивается опция либо непосредственно в игре, либо же через программное обеспечение, которое заправляет работой руля.
Материал руля
Материал, из которого изготовлено непосредственно рулевое колесо в манипуляторах соответствующего типа (см. «Тип устройства»).
Отметим, что основой рулевого колеса традиционно является пластик. Поэтому данный параметр указывается по материалу внешней поверхности руля: именно с этой поверхностью контактируют руки пользователя, именно она прежде всего отвечает за внешний вид устройства и общие впечатления от его применения.
— Резина. Резиновое покрытие обходится сравнительно недорого, при этом оно достаточно удобно и практично. Так, благодаря мягкости и упругости подобная поверхность приятна на ощупь, в то же время она смотрится достаточно аутентично — схожие материалы нередко применяются в рулях настоящих авто. Поэтому именно данный вариант пользуется в наше время наибольшей популярностью. Из недостатков резины можно отметить разве что слабую стойкость к царапинам, однако это общая особенность многих достаточно продвинутых материалов для руля.
— Пластик. Рулевое колесо, изготовленное целиком из пластика; наружное покрытие при этом может несколько отличаться от основы, однако и то, и другое относится к одному классу материалов. Ключевое достоинство данного варианта — невысокая стоимость; кроме того, пластик можно сделать достаточно устойчивым к царапинам, потертостям и другим повреждениям. С другой стороны, пластиковая поверхность несколько менее удобна, чем та же резина, да и не всегда выглядит достаточно солидно и достоверно. К том...у же гладкий пластик склонен скользить в руках (хотя для компенсации этого недостатка могут предусматриваться рельефные выступы или другие аналогичные решения). Поэтому данный материал применяется реже, в основном в сравнительно недорогих рулях (хотя возможны и исключения, использующие высококлассные сорта пластика).
— Кожа. Покрытие из искусственной, изредка — натуральной кожи. Эти материалы относятся к премиум-классу: они имеют стильный внешний вид, приятны на ощупь, однако и стоят соответственно. Правда, кожезаменитель может быть как высококлассным, так и относительно недорогим — однако о стойкости и долговечности в последнем случае говорить не приходится; натуральная же кожа, в свою очередь, по определению достаточно недешева. С другой стороны, подобные покрытия обеспечивают максимальную аутентичность — вплоть до того, что контроллер «пахнет как настоящий руль, а не как пластиковая игрушка».
— Алькантара. Материал, известный также как «искусственная замша». По сути, является разновидностью описанной выше кожи (кожезаменителя), однако выделяется в отдельную категорию, так как имеет специфические особенности — прежде всего характерную бархатистую поверхность. Благодаря этому данный материал приятен на ощупь, при этом он отлично смотрится и в то же время достаточно долговечен и практичен; стоит сказать, что алькантару широко используют в отделке и внешнем тюнинге реальных авто, в том числе люкс-класса. В то же время и стоимость такой отделки, в том числе для игровых рулей, получается немалой; поэтому из алькантары выполняются лишь отдельные высококлассные модели.