Общее количество кнопок
Общее количество кнопок, предусмотренное в конструкции манипулятора.
Чем больше кнопок — тем больше дополнительных возможностей можно «подвязать» на манипулятор, тем ниже вероятность, что в процессе игры придётся обращаться к другим органам управления (например, клавиатуре ПК). При этом многие игровые приставки (см. «Совместимость с платформами») предусматривают определённое минимальное количество кнопок для совместимого геймпада — меньшее количество просто не позволило бы полноценно использовать все функции приставки. Например, в штатном контроллере для PlayStation 4 имеется 11 кнопок.
Отметим, что манипулятор D-Pad (см. ниже) при данном подсчёте не учитывается: он считается специфическим органом управления, хотя и основан на кнопках.
Материал руля
Материал, из которого изготовлено непосредственно рулевое колесо в манипуляторах соответствующего типа (см. «Тип устройства»).
Отметим, что основой рулевого колеса традиционно является пластик. Поэтому данный параметр указывается по материалу внешней поверхности руля: именно с этой поверхностью контактируют руки пользователя, именно она прежде всего отвечает за внешний вид устройства и общие впечатления от его применения.
— Резина. Резиновое покрытие обходится сравнительно недорого, при этом оно достаточно удобно и практично. Так, благодаря мягкости и упругости подобная поверхность приятна на ощупь, в то же время она смотрится достаточно аутентично — схожие материалы нередко применяются в рулях настоящих авто. Поэтому именно данный вариант пользуется в наше время наибольшей популярностью. Из недостатков резины можно отметить разве что слабую стойкость к царапинам, однако это общая особенность многих достаточно продвинутых материалов для руля.
— Пластик. Рулевое колесо, изготовленное целиком из пластика; наружное покрытие при этом может несколько отличаться от основы, однако и то, и другое относится к одному классу материалов. Ключевое достоинство данного варианта — невысокая стоимость; кроме того, пластик можно сделать достаточно устойчивым к царапинам, потертостям и другим повреждениям. С другой стороны, пластиковая поверхность несколько менее удобна, чем та же резина, да и не всегда выглядит достаточно солидно и достоверно. К том...у же гладкий пластик склонен скользить в руках (хотя для компенсации этого недостатка могут предусматриваться рельефные выступы или другие аналогичные решения). Поэтому данный материал применяется реже, в основном в сравнительно недорогих рулях (хотя возможны и исключения, использующие высококлассные сорта пластика).
— Кожа. Покрытие из искусственной, изредка — натуральной кожи. Эти материалы относятся к премиум-классу: они имеют стильный внешний вид, приятны на ощупь, однако и стоят соответственно. Правда, кожезаменитель может быть как высококлассным, так и относительно недорогим — однако о стойкости и долговечности в последнем случае говорить не приходится; натуральная же кожа, в свою очередь, по определению достаточно недешева. С другой стороны, подобные покрытия обеспечивают максимальную аутентичность — вплоть до того, что контроллер «пахнет как настоящий руль, а не как пластиковая игрушка».
— Алькантара. Материал, известный также как «искусственная замша». По сути, является разновидностью описанной выше кожи (кожезаменителя), однако выделяется в отдельную категорию, так как имеет специфические особенности — прежде всего характерную бархатистую поверхность. Благодаря этому данный материал приятен на ощупь, при этом он отлично смотрится и в то же время достаточно долговечен и практичен; стоит сказать, что алькантару широко используют в отделке и внешнем тюнинге реальных авто, в том числе люкс-класса. В то же время и стоимость такой отделки, в том числе для игровых рулей, получается немалой; поэтому из алькантары выполняются лишь отдельные высококлассные модели.
Педали
Виды педалей, входящих в комплект поставки манипулятора.
Данный параметр указывается только в контроллерах, предназначенных для автогонок (в авиасимуляторах педали имеют только одну специализацию — руль направления — и дополнительно ее уточнять незачем). Большинство таких «гоночных» контроллеров — рули (см «Тип устройства»), однако педали могут выпускаться и полностью отдельно . Как бы то ни было, минимум, необходимый для более-менее эффективного управления автомобилем — две педали, газ и тормоз. В то же время для любителей максимального реализма выпускаются более дорогие
трехпедальные контроллеры, включающие также и сцепление; это усложняет управление, однако дает многие дополнительные возможности, недоступные на двух педалях.
Материал исполнения
Основной материал (материалы), используемые в конструкции манипулятора.
Как правило, из материала, указанного в данном пункте, изготовляется и корпус устройства, и элементы управления — кнопки, рычаги, ручка джойстика и т. п. Исключение составляют лишь рули (см. «Тип устройства») — для них в пункте «Материал руля» (см. выше) нередко уточняется тип покрытия.
Вот основные материалы, актуальные на сегодня:
— Пластик. Применяется в подавляющем большинстве современных игровых контроллеров — от бюджетных до высококлассных; при этом даже в недорогих устройствах могут использоваться достаточно качественные сорта пластика. В целом данный материал сочетает в себе невысокую стоимость, практичность и удобство в оформлении: пластиковым элементам можно с легкостью придавать сложные формы, а также любые оттенки и узоры. Из недостатков этого варианта можно отметить разве что некоторую склонность к царапинам; однако это чисто эстетический момент, почти не имеющий практической значимости.
— Резиновое покрытие. Дополнительное покрытие, используемое обычно на пластиковых устройствах. Резина отличается мягкостью и эластичностью, к тому же она менее склонна скользить, чем гладкая пластиковая поверхность. Это обеспечивает более комфортное и надежное удержание в руках. Кроме того, на таком материале менее заметны царапины. Обратной стороной этих достоинств является некоторое увеличение стоимости и габаритов контроллера (последнее, в...прочем, можно компенсировать уменьшением размера пластиковой основы).
— Софт-тач. Особая разновидность пластика, своего рода переходной вариант между традиционным гладким пластиком и резиной. Поверхность такого материала имеет особую фактуру, благодаря чему на ощупь он ощущается как мягкий (отсюда и название), к тому же практически не скользит в руках. Правда, по ряду причин такой материал не получил особой популярности в игровых манипуляторах.
— Прорезиненный пластик, прорезиненное покрытие. Под этими терминами в разных моделях могут подразумеваться разные материалы: в одних случаях это пластик с полноценным резиновым покрытием, в других — софт-тач поверхность. Подробнее о том и другом см. выше; а о чем конкретно идет речь — стоит уточнять отдельно.
— Резина. Словом «резина» в данном случае принято обозначать отдельные элементы, выполненные из этого материала — прежде всего кнопки и дополнительные вставки. Такие элементы обычно сочетаются с основой корпуса, выполненной из пластика (см. выше). А применяется резина для дополнительного удобства: с таких кнопок пальцы не так соскальзывают, как с пластиковых, вставки же предотвращают скольжение самого контроллера в руке.
— Металл. В случае игровых контроллеров металл относится к материалам премиум-класса: он прочен, солидно смотрится, однако и стоит недешево. А в некоторых видах манипуляторов — например, геймпадах (см. «Тип устройства») — применение этого материала не оправдано с практической точки зрения. Как следствие, из металла выполняются в основном отдельные высококлассные рули, джойстики/штурвалы и авиаприборы, созданные в расчете как на функциональность, так и на реализм внешнего вида и пользовательских ощущений. При этом даже если в характеристиках указан только металл — конструкция, как правило, все равно включает отдельные элементы из других материалов: к примеру, накладка на рычаг джойстика может выполняться из резины или пластика, для дополнительного комфорта и надежности.
— Алюминий. Один из видов описанного выше металла — со всеми характерными особенностями. Алюминий нередко воспринимается как продвинутый и дорогой материал (в частности, он широко применяется в авиации); поэтому иногда в характеристиках это название уточняют в рекламных целях.