Диапазон частот
Диапазон звуковых частот, воспроизводимых фонокорректором. Оценивая этот параметр, стоит иметь в виду несколько важных моментов. Во-первых, в данном случае учитывается не вся полоса пропускания, а диапазон, в котором неравномерность АЧХ фонокорректора (по стандарту RIAA) не превышает указанного производителем значения. Во-вторых, человеческое ухо способно воспринимать звук лишь в пределах 16 – 20 000 Гц (у некоторых людей — до 22 000 Гц). В идеале аудиосистема должна перекрывать весь этот диапазон — иначе часть низких и/или высоких частот может оказаться обрезанной; а вот предусматривать более широкий диапазон с практической точки зрения не имеет смысла. Тем не менее, встречаются фонокорректоры с довольно солидными показателями, например, 5 – 35 000 Гц. Такие характеристики обычно являются «побочным эффектом» высококачественных аудиосхем, они указываются производителем с рекламными целями.
Еще один момент, который стоит учитывать при выборе — частотный диапазон других компонентов аудиосистемы. К примеру, навряд ли стоит принципиально искать фонокорректор с нижним порогом в 16 Гц, если усилитель мощности поддерживает частоты только от 40 Гц и выше.
В качестве примечания к этому пункту может указываться неравномерность RIAA, имеющаяся в данном диапазоне частот. В большинстве моделей он составляет от ±1 до ±6 дБ; чем ниже значение — тем ровнее АЧХ и тем качественнее звук.
Коэффициент гармонических искажений (MM)
Коэффициент гармонических искажений, обеспечиваемый фонокорректором при работе со звукоснимателем типа MM (см. «Назначение»).
Чем ниже данный показатель — тем меньше искажений дает фонокорректор, тем более достоверным получается сигнал на выходе. Полностью избежать таких искажений невозможно, но можно снизить их до уровня, не воспринимаемого человеком. Так, считается, что уровень гармоник в 0,5 % и ниже уже не слышен даже «тренированным ухом». Однако стоит также учитывать, что на качество слышимого звука влияют также искажения от других компонентов аудиосистемы. Поэтому коэффициент гармоник фонокорректора должен быть не просто ниже 0,5 %, а как можно более низким. Неплохим показателем считаются значения в сотые доли процента, отличным — в тысячные и ниже.
Входная емкость нагрузки (MM)
Входная емкость фонокорректора при работе со звукоснимателем типа MM (см. «Назначение»).
От данного параметра зависит совместимость с конкретным звукоснимателем. Правило подбора в данном случае таково: суммарная емкость фонокорректора и соединительных проводов должна соответствовать емкости «головы», в крайнем случае — хотя бы не превышать ее (иначе звучание заметно ухудшится). Для того, чтобы упростить это согласование, может предусматриваться возможность настройки
входной емкости (см. «Регулировки»).
Коэффициент гармонических искажений (MC)
Коэффициент гармонических искажений, обеспечиваемый фонокорректором при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»).
Чем ниже данный показатель — тем меньше искажений дает фонокорректор, тем более достоверным получается сигнал на выходе. Полностью избежать таких искажений невозможно, однако можно снизить их до уровня, не воспринимаемого человеком. Так, считается, что уровень гармоник в 0,5 % и ниже уже не слышен даже «тренированным ухом». Однако стоит также учитывать, что на качество слышимого звука влияют также искажения от других компонентов аудиосистемы. Поэтому коэффициент гармоник фонокорректора должен быть не просто ниже 0,5 %, а как можно более низким. Неплохим показателем считаются значения в сотые доли процента, отличным — в тысячные и ниже.
Коэффициент усиления (MC)
Коэффициент усиления, обеспечиваемый фонокорректором при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»).
Данный параметр описывает, насколько увеличивается уровень сигнала на выходе фонокорректора относительно уровня на входе. Традиционно он записывается в децибелах; перевести децибелы в «разы» можно по специальным формулам или таблицам. Зная коэффициент усиления, можно оценить фактический уровень выходного сигнала при использовании того или иного звукоснимателя. Например, если в характеристиках указано 74 дБ (5010х), а звукосниматель выдает 0,5 мВ, то в итоге уровень сигнала на выходе фонокорректора без дополнительных регулировок будет составлять 0,5*5010 = 1005 мВ, чего более чем достаточно для прямого подключения к усилителю мощности (минимальным уровнем для этого считается 150 мВ). В то же время отметим, что среди MC-фонокорректоров встречаются модели с довольно невысоким коэффициентом усиления, рассчитанные на специфические форматы применения — например, на работу в роли предусилителя для MM-фонокорректора.
Входная емкость нагрузки (MC)
Входная емкость фонокорректора при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»).
От данного параметра зависит совместимость с конкретным звукоснимателем. Правило подбора в данном случае таково: суммарная емкость фонокорректора и соединительных проводов должна соответствовать емкости «головы», в крайнем случае — хотя бы не превышать ее (иначе звучание заметно ухудшится). Для того, чтобы упростить это согласование, может предусматриваться возможность настройки входной емкости (см. «Регулировки»).
Регулировка
—
Уровня. Возможность регулировать уровень выходного сигнала (RMS). Данная функция применяется прежде всего для подстройки фонокорректора под внешний усилитель мощности. Любой такой усилитель имеет ограничение по максимальной мощности входного сигнала, иначе возникает перегрузка со всеми вытекающими из этого последствиями (от искажений звука до выхода электроники из строя). Данный регулятор позволяет избежать таких ситуаций: если уровень выходного сигнала фонокорректора слишком высок, его можно понизить, а при подключении к менее чувствительному усилителю — соответственно, повысить. Теоретически за счет этой настройки можно изменять и общую громкость звука, однако на практике это крайне не рекомендуется, лучше использовать специально предназначенные для этого регуляторы.
—
Входной чувствительности. Возможность изменять входную чувствительность фонокорректора. Подробнее о входной чувствительности см. соответствующие пункты; здесь же отметим, что в идеале ее значение должно быть таким же или чуть ниже, чем уровень входного сигнала. К примеру, для MM-картриджа на 4 мВ допускается чувствительность корректора в 3 мВ или 4 мВ, но вот 5 мВ уже будет недостаточно. И наоборот, слишком низкий порог чувствительности может привести к перегрузке системы. Данная настройка позволяет выставить оптимальное значение под тот или иной звукосниматель.
—
Входного импеданса. Данная
...регулировка позволяет подбирать оптимальное соотношение между выходным импедансом звукоснимателя и входным импедансом фонокорректора. Подробнее о входном импедансе см. соответствующие пункты. Здесь же отметим, что данная функция особенно важна для MC-звукоснимателей (см. «Назначение»), т.к. MМ-«головы» обычно имеют стандартное сопротивление в 4,7 кОм и им настройка не требуется.
— Входной емкости. Возможность изменять входную емкость фонокорректора для подстройки ее под другие компоненты системы — в данном случае звукосниматель и соединительные провода. Напомним, что в идеале суммарная емкость корректора и проводов должна быть равна емкости «головы», иначе в звуке может появиться неприятная окраска и дополнительные искажения. Без регулировки входной емкости добиться этого соответствия бывает очень непросто. Данная функция особенно актуальна для работы с MM-звукоснимателями.
— Баланса. Возможность ручного распределения уровня громкости между правым и левым каналом стереозвука. Таким образом можно «сдвигать» слышимый звук вправо или влево по своему желанию. В фонокорректорах данная функция полезна прежде всего тем, что на изношенных и/или некачественных пластинках баланс нередко оказывается сбитым, и для приведения звука к норме приходится прибегать к ручной настройке. Такая настройка может пригодиться и в других случаях — например, если к сдвигу баланса приводит акустика самого помещения. В то же время отметим, что управление балансом не является ключевой функцией для фонокорректоров: во-первых, оно может предусматриваться и в других компонентах аудиосистемы (ресивере, усилителе мощности); во-вторых, дополнительные регулировки усложняют устройство и повышают вероятность искажения звука. Как следствие, в высококлассных моделях данная возможность практически не встречается.Входы
— Phono. Вход для подключения звукоснимателя; имеется во всех фонокорректорах по определению. При этом в разных моделях для данного входа могут использоваться разные типы разъемов. Простейший вариант — стандартные RCA («тюльпаны»); такие разъемы имеют сравнительно небольшой размер, однако не слишком устойчивы к помехам, они применяются в основном в моделях начального и недорогого среднего уровня. Более продвинутый вариант —
XLR вход, характерный круглый разъем с тремя контактами и круглым ободком. Он обычно работает в формате балансного подключения, при котором роль фильтра помех играет сам провод; это позволяет добиться качественного чистого звука даже при большой длине кабелей, что особенно важно для профессиональной аудиотехники. Встречаются также модели с обоими типами разъемов.
— RCA. Линейный вход, выполненный в виде пары разъемов RCA (под левый и правый канал). Сами по себе линейные входы применяются для подключения внешних источников аналогового сигнала — например, CD-проигрывателя, тюнера и т. п. Изначально работа с такой техникой не является основной задачей фонокорректоров, поэтому и данный интерфейс встречается в них редко. Впрочем, в некоторых случаях он может оказаться, кстати: например, при наличии цифровых выходов (см. ниже) корректор можно использовать в качестве аналого-цифрового преобразователя для внешнего аудиоустройства. А конкретно RCA, также известные как «тюльпаны», весьма популярны в
...стационарной аудиотехнике, однако имеют сравнительно невысокую помехостойкость (ниже, чем у тех же XLR).
— XLR. В данном случае подразумевается линейный вход, использующий пару разъемов XLR. Подробнее о линейном входе и о разъемe XLR см. выше (пункты «RCA» и «Phono» соответственно). Здесь же стоит сказать, что наличие линейных XLR является признаком устройства профессионального уровня.
— Mini-jack 3.5 mm. Линейный вход, использующий стандартный разъем 3.5 мм mini-Jack. О линейном интерфейсе в целом см. «RCA» выше. А стандарт mini-Jack примечателен как небольшими размерами, так и тем, что позволяет передавать стереозвук через одно гнездо, тогда как в интерфейсах RCA и XLR требуется пара разъемов, по одному на канал. В то же время он уступает более крупным разъемам по надежности и качеству соединения, к тому же рассчитан скорее на портативные устройства вроде карманных плееров. А потому встречаются такие входы в основном в фонокорректорах начального уровня.
— RS-232. Также известен как COM-порт. Служебный разъем, применяемый для подключения фонокорректора к компьютеру и управления настройками через ПК. Такое управление может быть удобнее и давать больше возможностей, чем собственная панель или пульт корректора.
— Триггерный. Служебный вход, предназначенный для включения фонокорректора по сигналу с другого устройства с триггерным выходом — например, усилителя. Данная особенность облегчает «пробуждение» всей аудиосистемы: корректор не нужно включать отдельно, достаточно включить управляющее устройство.Выходы
—
RCA. Чаще всего в данном случае подразумевается линейный выход в виде пары разъемов RCA («тюльпан») — по одному на каждый канал стерео. Этот выход предназначен для передачи аудиосигнала линейного уровня на другие компоненты системы — например, аудиоресивер или активную акустику. Сам же разъем RCA считается стандартным для линейного интерфейса, входы этого типа имеются в большинстве стационарных аудиоустройств.
—
XLR. Еще одна разновидность линейного выхода (см. «RCA» выше), в данном случае — построенная на разъемах XLR. Главным преимуществом этого интерфейса является то, что он обеспечивает т. н. балансное подключение, позволяющее работать с кабелями большой длины без ухудшения качества звука. Кроме того, сами разъемы обеспечивают плотное соединение и оснащаются фиксаторами для дополнительной надежности. С другой стороны, они заметно крупнее тех же RCA, а потому применяются в основном в профессиональных фонокорректорах, для которых упомянутые достоинства являются ключевыми.
—
USB (type B). Выход для подключения фонокорректора к компьютерной технике. Наличие этого разъема позволяет оцифровывать аудиокомпозиции с грампластинок и других носителей (например, с магнитофонных лент и катушек) и сохранять их в памяти компьютера для дальнейшей обработки или для передачи на смартфон/MP3-плейер, к примеру.
—
Коаксиальный S/P-DIF.
...Аудиовыход для передачи звука в цифровом виде через разъем RCA. Не стоит путать этот разъем с «обычным» линейным RCA — в данном случае используется одно гнездо и принципиально другой формат передачи сигнала, также желательно иметь специальный экранированный кабель. По возможностям коаксиальный интерфейс аналогичен оптическому и отличается от него, с одной стороны, большей чувствительностью к помехам, с другой — более прочным и неприхотливым кабелем.
— Оптический. Еще одна разновидность цифрового аудиовыхода, использующая, в соответствии с названием, оптоволоконный кабель. Главным преимуществом такого подключения является полная нечувствительность к электромагнитным помехам. С другой стороны, сам кабель довольно деликатен и требует аккуратного обращения.
— На наушники. Специализированный выход для подключения наушников прямо к фонокорректору. Обычно использует разъем 3.5 мм mini-Jack или 6.35 мм Jack. Отметим, что прямое подключение «ушей» в данном случае предусматривается не столько для обычного прослушивания музыки, сколько для специальных задач. К примеру, диджей, играющий сет, или звукооператор, записывающий музыку с пластинки на внешнее устройство, с помощью наушников могут постоянно контролировать звук, поступающий на выходы фонокорректора..
— Триггерный. Служебный выход, позволяющий использовать фонокорректор для автоматического включения других компонентов аудиосистемы. При «пробуждении» корректор через этот выход подает управляющий сигнал, и подключенные к нему устройства с триггерными входами включаются автоматически. Это избавляет от необходимости включать каждый компонент отдельно.