ЦАП
Модель ЦАП — цифро-аналогового преобразователя, установленного в усилителе.
В соответствии с названием, ЦАП отвечает за конвертацию цифрового сигнала (например, поступающего на оптический вход или USB, см. «Входы») в аналоговый формат, с которым и работает непосредственно усилитель. Наличие такого преобразователя во внешнем «усилке» бывает важно с учетом того, что во многих популярных источниках сигнала — вроде смартфонов или встроенных звуковых карт — устанавливаются достаточно простые и недорогие ЦАП, с невысоким качеством звучания; на внешнем оборудовании это качество может оказаться значительно выше. А от характеристик ЦАП напрямую зависит качество преобразования и, соответственно, особенности звука на выходе: даже самый продвинутый усилитель мощности не «спасет» сигнал, конвертированный со значительными погрешностями. Соответственно, зная модель преобразователя, можно найти подробные данные по нему — от официальных характеристик до практических обзоров — и оценить, насколько усилитель с таким модулем удовлетворяет вашим требованиям.
Количество каналов
Количество каналов звука, поддерживаемых усилителем; указывается только в том случае, если это количество больше одного.
Поскольку речь идет о специализированных усилителях для наушников, в данном случае термин «канал» используется несколько в ином смысле, чем обычно в аудиотехнике. Под этим термином чаще всего подразумевается набор из двух традиционных каналов (левый и правый), позволяющий обеспечить полноценный стереозвук в наушниках. Проще говоря, количество каналов — это количество источников стереозвука, которое можно одновременно подключить к усилителю, и количество наушников, на которые можно одновременно вывести сигнал с этих источников. Впрочем, в дополнение к этому могут предусматриваться и другие разновидности каналов — например, монофонические. Однако в любом случае каждый канал использует свой источник сигнала, свой выход на наушники (или другое воспроизводящее устройство) и свой набор регулировок.
Таким образом, на многоканальном усилителе несколько людей могут одновременно слушать в наушниках разные источники звука; а некоторые модели способны воспроизводить отдельные каналы еще и на внешней акустике. В то же время подобный функционал усложняет конструкцию устройства, повышает вероятность возникновения помех и заметно влияет на стоимость (в том числе из-за необходимости принимать меры по компенсации помех). Поэтому многоканальных моделей в наше время выпускается сравнительно немного, причем это исключительно стационарные решен...ия (см. «Тип»), рассчитанные в основном на профессиональное применение.
Также отметим, что число выходов на наушники может быть и больше числа каналов; в таких случаях на некоторые каналы «привязывается» сразу несколько разъемов, обычно разного типа (например, Jack и XLR), что позволяет пользователю выбирать вариант в зависимости от имеющихся под рукой наушники. Теоретически выходы одного канала могут использоваться и одновременно, но эту возможность не помешает уточнить отдельно.
Мощность (32 Ом)
Номинальная мощность, выдаваемая усилителем при подключении наушников (или другой нагрузки) с импедансом в 32 Ом.
Сама по себе номинальная мощность — это наибольшая средняя мощность, которую устройство способно выдать в течение длительного времени без перегрузок; отдельные «скачки» сигнала могут иметь и более высокий уровень, однако в целом возможности усилителя определяются прежде всего данным показателем. При этом физические особенности звуковой аппаратуры таковы, что фактическая мощность, выдаваемая на нагрузку, будет зависеть от сопротивления этой нагрузки. Поэтому в характеристиках усилителей для наушников часто приводят данные для разных значений импеданса. А сопротивление в 32 Ом позволяет добиться довольно неплохого качества звучания по меркам низкоомных наушников, при этом оно не настолько высокое, чтобы создать проблемы для встроенных усилителей смартфонов и другой компактной техники. Поэтому большинство проводных наушников общего назначения (не профессиональных) выполняются именно в данном сопротивлении, и если в характеристиках усилителя вообще указывается мощность для определенного импеданса — то чаще всего именно для 32 Ом.
В самых скромных современных усилителях выходная мощность при таком сопротивлении составляет
от 10 до 250 мВт; значения в
250 – 500 мВт можно назвать средними,
500 – 100 мВт — выше среднего, а наиболее мощны
...е модели способны выдать и более 1000 Вт. Выбор же по конкретным показателям мощности зависит от чувствительности используемых наушников, а также от уровня звукового давления (попросту говоря, громкости), которого планируется достичь за счет усилителя. Существуют специальные формулы и таблицы, позволяющие вычислить минимальную необходимую мощность для определенной громкости при заданной чувствительности «ушей». Однако в случае 32-омных наушников далеко не всегда имеет смысл «влезать в расчеты». К примеру, упомянутых 10 мВт более чем достаточно для раскачки наушников со скромной чувствительностью в 96 дБ до громкости более 105 дБ — этого уже хватает для прослушивания музыки на вполне приличной громкости. А для того, чтобы добиться этих же «ушах» уровня в 120 дБ, обеспечивающего полноценное восприятие самых громких звуков (вроде взрывов, грома и т. п.) — нужно выдать мощность чуть выше 251 мВт. Так что на практике обращать внимание на данную характеристику и прибегать к расчетам/таблицам приходится в основном в тех случаях, когда приходится использовать наушники на 32 Ом со сравнительно невысокой чувствительностью — 95 дБ и менее.Отношение сигнал/шум
Соотношение между общим уровнем полезного сигнала, выдаваемого усилителем, и уровнем фонового шума, возникающего вследствие работы электронных компонентов.
Полностью избежать фонового шума невозможно, однако его вполне можно снизить до максимально незначительного уровня. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище звук, выдаваемый устройством, тем меньше в нем заметны собственные помехи от усилителя. В самых скромных с этой точки зрения усилителях данный показатель составляет
от 70 до 95 дБ — не выдающееся, однако вполне допустимое значение даже для Hi-Fi техники. Нередко можно встретить и более высокие цифры —
95 – 100 дБ,
100 – 110 дБ и даже
более 110 дБ. Данная характеристика имеет особое значение при работе усилителя в роли компонента многосоставной аудиосистемы (например, «виниловый проигрыватель – фонокорректор – предусилитель – усилитель для наушников». Дело в том, что в таких системах итоговые шумы всех компонентов на выходе суммируются, и для чистоты звука крайне желательно, чтобы эти шумы были минимальными
Отдельно стоит подчеркнуть, что высокое соотношение сигнал/шум само по себе не гарантирует высокого качества звука в целом.
Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, возникающих при работе усилителя.
Таким искажениям неизбежно подвержены любые электронные схемы, а от их уровня зависит качество и достоверность звука на выходе. Соответственно, в идеале коэффициент гармоник должен быть как можно ниже. Так, по общему правилу уровень в 0,09 % и ниже (сотые доли процента) считается неплохим, а уровень менее 0,01 % (тысячные доли процента) — отличным. Исключением являются ламповые устройства: в них допускаются и более высокие значения (в десятые доли процента), однако этот момент во многих случаях является не недостатком, а особенностью (подробнее см. «Ламповый»).
Также стоит отметить, что малый коэффициент гармоник особенно важен при использовании усилителя в составе многокомпонентных аудиосистем — например, для при прослушивании музыки с винилового проигрывателя с внешним фонокорректором. Дело в том, что в таких системах на итоговых звук влияет сумма искажений от всех компонентов — а она, опять же, должна быть как можно ниже.
Подключение iPhone/iPad
Наличие в усилителе специальных возможностей по
подключению iPhone, iPad и других гаджетов фирмы Apple.
Как правило, для такого подключения используется стандартный порт USB (microUSB, USB C) — такой же, как и для других портативных (или даже стационарных) устройств. Однако модели, имеющие данную особенность, дополнительно оптимизированы для использования именно с «яблочной» продукцией, а также могут иметь специальные функции по работе с такими гаджетами — например, управление воспроизведением через пульт на подключенных к усилителю наушниках. Так что если вы приобретаете усилитель для использования с гаджетом от Apple — имеет смысл обратить внимание на модели, где прямо заявлена совместимость с такими гаджетами.
Gain Control
Наличие в усилителе функции
Gain Control — то есть регулировки входной чувствительности, или, иными словами, регулировки степени усиления. Чем выше «гейн» — тем выше итоговая громкость звука (при тех же характеристиках наушников и входного сигнала).
Чаще всего в современных усилителях для наушников предусматривается простейшая двухступенчатая (High/Low) или трехступенчатая (High/Mid/Low) регулировка чувствительности. Однако даже такая настройка дает дополнительные возможности по согласованию между собой источника сигнала, усилителя и наушников. К примеру, возможность повысить Gain может оказаться кстати при смене наушников на более высокоомные или менее чувствительные: слабая степень усиления иногда не позволяет достичь нужной громкости на таких «ушах». И наоборот, для чувствительных наушников высокая степень усиления может оказаться излишней.
Входы
Типы входов, предусмотренные в конструкции усилителя.
Современные усилители для наушников могут оснащаться аудиовходами как аналогового (
mini-Jack 3.5 мм,
Jack 6.35 мм,
RCA,
XLR), так и цифрового форматов (S/P-DIF c
коаксиальным или
оптическим подключением), а также портами
USB OTG и
USB type B. Вот более подробное описание каждого из этих входов:
— Mini-Jack (3.5 мм). Один из наиболее популярных современных аудиоразъемов. В данном случае применяется в основном для подключения к усилителю аналогового аудиосигнала; это может быть сигнал линейного уровня либо звук с выхода на наушники от внешнего устройства (эти нюансы стоит уточнять отдельно), при этом сам разъем чаще всего имеет классический трехконтактный формат и отвечает сразу за оба канала стерео. Благодаря небольшим размерам mini-jack очень удобен для применения в портативных моделях (см. «Тип»). С другой стороны, он менее помехостоек, чем аналогичный по конструкции Jack 6.35 мм, и имеет менее обширные возможности — в частности, почти не применяется для балансного подключения. Поэтому в стационарных моделях этот интерфейс встречается заметно реже.
Отдельно отметим, что в аппаратный порт типа 3.5 мм могут быть встр
...оены также другие виды входов — например, коаксиальный и/или оптический (подробнее см. ниже). Тем не менее, наличие mini-jack указывается только в том случае, если этот разъем способен работать в традиционном аналоговом формате.
— Jack (6.35 мм). Аудиоразъем, во многом аналогичный описанному выше mini-jack — в частности, также применяется в основном для подключения аналогового аудиосигнала. Ключевое отличие заключается в более крупных размерах. Из-за этого входы типа Jack применяются заметно реже, причем в основном в стационарной технике (см. «Тип»); но, с другой стороны, большой диаметр расширяет возможности разъема. Во-первых, соединение получается более надежным, чем в гнездах 3.5 мм, с меньшей вероятностью возникновения помех и случайного отключения. Во-вторых, такие входы могут применяться даже для балансного подключения (хотя подобная возможность является далеко не обязательной, к тому же для балансного соединения чаще используют разъемы XLR; о них и о подобном формате подключения см. ниже). Поэтому для высококачественной стационарной техники такие входы считаются более предпочтительными, чем mini-jack.
— RCA. Технически RCA — это тип разъема, который может применяться с разными целями. Однако в данном случае подразумевается вполне конкретный вариант применения — в формате линейного входа (для аналогового аудиосигнала). В таком формате один физический разъем отвечает за один канал звука, поэтому вход этого типа обычно состоит из пары гнезд — под левый и правый канал. В целом линейный RCA практически не применяется в портативных устройствах, зато очень популярен в стационарной аудиотехнике. Он несколько уступает более продвинутым стандартам (вроде XLR, см. ниже) по функционалу и помехостойкости, однако этого интерфейса нередко оказывается вполне достаточно как для повседневного, так и для несложного профессионального применения.
— XLR. Изначально XLR — это разъем характерной круглой формы, с набором контактов в виде штырьков (и гнезд под них) и дополнительным фиксатором на внешнем кольце. Он может иметь разное число контактов и применяться в разных форматах. Однако в усилителях для наушников, говоря о входах XLR, обычно подразумевают интерфейс для балансного подключения аналогового (линейного) аудиосигнала. Такой интерфейс обычно состоит как минимум из пары трехконтактных разъемов — по одному на каждый канал стерео (более редкий вариант — один общий шестиконтактный разъем, фактически версия «два в одном»). Что касается балансного подключения, то это особый формат, использующий три провода на канал (вместо стандартных двух) и специальный способ обработки сигнала на входе. За счет этого способа помехи, возникающие из-за сторонних наводок в кабеле подключения, взаимно гасятся при поступлении на усилитель; по сути, сам кабель играет роль фильтра помех. Это позволяет работать даже с довольно длинными проводами без ущерба для чистоты звука. С другой стороны, разъемы XLR имеют довольно крупные размеры, а поддержка балансного формата сказывается на стоимости устройства. Поэтому в целом данный интерфейс считается профессиональным, он устанавливается в усилители соответствующего уровня, преимущественно стационарные (за редкими исключениями).
— Коаксиальный S/P-DIF. Разновидность интерфейса S/P-DIF, использующая электрический кабель (в противовес описанному ниже оптическому). В целом формат S/P-DIF позволяет передавать через один разъем сразу несколько каналов звука, в том числе работать с многоканальными форматами (хотя в усилителях для наушников чаще всего используется стерео). А электрическая разновидность этого интерфейса несколько дешевле оптической и не требует особой аккуратности при обращении с кабелем. Ее недостатком является некоторая подверженность электромагнитным помехам, однако для компенсации этого момента кабель обычно делается экранированным.
Отметим, что в качестве аппаратного разъема коаксиальный вход S/P-DIF чаще всего использует гнездо RCA. Однако не стоит путать этот интерфейс с описанным выше аналоговым RCA: это принципиально разные стандарты, не совместимые между собой. Кроме того, в некоторых моделях (в частности, портативных) вход этого типа может быть физически совмещен с разъемом 3.5 мм; в таком случае одно гнездо может работать в разных форматах (в зависимости от выбранных настроек), а для использования коаксиального интерфейса требуется кабель со специальным разъемом (либо соответствующий переходник).
— Оптический S/P-DIF. Разновидность интерфейса S/P-DIF, использующая оптоволоконный кабель TOSLINK для передачи цифрового звука в стерео или многоканальном формате (впрочем, последнее для усилителей под наушники не характерно). Главным преимуществом такого подключения перед описанным выше коаксиальным является полная нечувствительность к электромагнитным помехам. С другой стороны, оптический кабель довольно деликатен, он плохо переносит сильные нажимы и перегибы.
Стоит сказать, что в некоторых усилителях — особенно портативных — оптический вход может встраиваться прямо в разъем 3.5 мм, и для работы с подобным входом нужен кабель, имеющий штекер соответствующей конструкции. Сам разъем может работать в разных форматах — в зависимости от выставленных настроек и подключенного кабеля.
— USB (OTG). Изначально USB OTG — это стандарт, позволяющий подключать различную USB-периферию (такую, как флешки) к портативным гаджетам вроде смартфонов или планшетов. Однако в усилителях для наушников эта функция имеет свою специфику, ее в каждом случае стоит уточнять отдельно. Так, большинство моделей с USB OTG относятся к портативным, и в них этот вход применяется в классическом формате — для приема цифрового аудиосигнала с microUSB, USB C или иного аналогичного разъема в портативном гаджете (если гаджет изначально предусматривает такую возможность). А вот в стационарных усилителях (см. «Тип») названием «USB OTG» могут обозначать интерфейс для подключения к ПК, если этот интерфейс использует не USB Type B, а другой тип разъема. Эти нюансы стоит уточнять отдельно.
— USB (Type B). Интерфейс для подключения усилителя к USB-порту компьютера и передачи звука в цифровом виде; иными словами — разъем для использования усилителя в роли внешней звуковой карты. Формально USB Type B — это строго определенный тип USB-разъема, имеющий характерную квадратную форму; именно такой разъем обычно устанавливается в стационарные модели. А вот в портативных устройствах эту роль могут выполнять порты другого типа — например, microUSB; однако они в таких случаях тоже обозначаются как USB Type B.
Как бы то ни было, смысл подключения усилителя в формате внешней звуковой карты заключается прежде всего в том, что встроенные аудиокарты современных компьютеров обычно имеют довольно скромные характеристики, и на внешнем оборудовании можно добиться намного более качественного звука.Выходы на наушники
Общее количество выходов на наушники, предусмотренное в конструкции усилителя.
Большинство современных усилителей для наушников рассчитаны на индивидуальное использование, однако бывают и исключения — в продаже можно встретить модели
на 2 выхода и даже
на 3 и более. Общая суть такой конструкции очевидна: она позволяет подключать сразу несколько наушников и использовать усилитель сразу для нескольких слушателей.
Впрочем не все разъемы могут быть одного типа. Среди таковых встречаются классические
mini-Jack (3.5 мм) и
Jack (6.35 мм), а также менее популярные
балансные 2.5 мм micro-Jack,
XLR и
4.4 мм Pentaconn.
— mini-Jack (3.5 мм). Самый популярный формат штекера среди современных проводных наушников. Он встречается в моделях всех ценовых категорий; и даже высококлассные решения, допускающие применение с более продвинутым Jack 6.35 мм, чаще всего имеют не встроенный разъем формата Jack, а штекер 3.5 мм и комплектный переходник на 6.35 мм. С другой стороны, по акустическим свойствам mini-Jack несколько уступает «старшему брату»; поэтому данный формат подключения наушников встречается преимущественно среди портативных моделей (см. «Тип»), хотя есть и стационарные усилители с такими выхода
...ми.
— 6.35 мм (Jack). Формат штекера, рассчитанный в основном на довольно продвинутую технику, преимущественно стационарную. Крупный размер разъема несколько затрудняет его применение в компактных устройствах; с другой стороны, за счет этой особенности качество соединения, надежность и помехоустойчивость получаются значительно выше, чем у более миниатюрного 3.5 мм mini-Jack. А подключить наушники со штекером mini-Jack к гнезду типа Jack можно при помощи простейшего переходника; нередко такой переходник даже поставляется в комплекте с «ушами». В свете этого выходы типа 6.35 мм имеются в большинстве стационарных усилителей (см. «Тип») и встречаются даже в отдельных портативных моделях.
— XLR. Это разъем преимущественно профессионального назначения, имеющий характерную круглую форму, контакты в виде штырьков («пинов»), а часто — еще и фиксатор на ободке для дополнительной надежности в подключении. Такой разъем применяется для так называемого балансного подключения наушников, что положительно сказывается на чистоте звука и позволяет применять даже длинные провода без дополнительного риска искажений. С другой стороны, в случае наушников потребность в подобном подключении возникает сравнительно редко, а самих «ушей» со штекером XLR выпускается не много — в основном это высококлассные профессиональные модели. Так что и в усилителях выходы этого типа применяются в основном в стационарных устройствах (см. «Тип») премиум-уровня. Чаще всего в роли такого выхода используется четырехконтактный разъем, нередко — без фиксатора и/или уменьшенных размеров. В целом в аудиотехнике такой разъем менее распространен, чем трехконтактный (см. «Выходы»), но конкретно в наушниках именно он является стандартным вариантом — тем более что 4 пина позволяют вывести оба канала стерео через одно гнездо (тогда как трехпиновые гнезда работают в формате «один канал на разъем»). Впрочем, встречаются усилители, где роль балансного выхода на наушники играет именно пара трехконтактных XLR. При этом такие разъемы могут физически сочетаться с выходами 6.35 мм Jack — проще говоря, гнездо 6.35 мм встраивается прямо в центр разъема XLR. Это делает конструкцию более компактной, но не позволяет применять оба вида разъемов одновременно.
— Pentaconn 4.4. Соединение, реализованное 5-контактным разъемом диаметром 4,4 мм. Это сравнительно новый стандарт балансного подключения, разработанный компанией Sony. Чаще всего используется в качестве линейного выхода для цифро-аналоговых преобразователей и усилителей. Дополнительно этот разъем можно встретить в мультимедиа проигрывателях и даже консольных приставках. Главным преимуществом стандарта Pentaconn 4.4 является возможность вывода аудиосигнала на достаточно мощные высокоомные наушники. Данный стандарт является альтернативой для не совсем практичных соединений Jack и XLR.