Чейнджер
Количество дисков, на которое рассчитан встроенный чейнджер проигрывателя.
К чейнджерам в данном случае относятся любые приспособления, позволяющие устанавливать в проигрыватель сразу несколько дисков. Возможности таких моделей могут включать даже формирование плейлистов из треков на разных дисках и автоматическое переключение между последними в процессе воспроизведения. Ченйджеры могут иметь разную конструкцию: «карусель» с несколькими углублениями, кассета со сложенными в стопку дисками, и др. Даже два отдельных слота в одном проигрывателе в данном случае тоже относятся к чейнджеру.
Удобство «многозарядности» очевидно — она позволяет держать наготове в несколько раз больше музыки, чем в однодисковом проигрывателе. В то же время чейнджер заметно усложняет конструкцию устройства, а это не только сказывается на стоимости, но и повышает вероятность возникновения помех. Поэтому данная функция в высококлассных CD-проигрывателях встречается редко, да и то, чаще всего — в виде упомянутых отдельных слотов под диски.
ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в CD-проигрывателе.
ЦАП является одной из важнейших составляющих частей любого современного CD-проигрывателя. Именно этот модуль отвечает за преобразование цифровых данных, записанных на оптический диск, в аналоговый аудиосигнал, поступающий на внешнее устройство (усилитель, колонки и т.п.). Соответственно, характеристики и общее качество ЦАП во многом определяют качество звучания в целом. Зная модель ЦАП, можно найти подробные данные по нему — характеристики, отзывы, результаты тестов и т.п. — и оценить, насколько возможности преобразователя соответствуют Вашим требованиям.
Встроенный усилитель
Наличие
встроенного усилителя мощности в конструкции CD-проигрывателя.
Данная особенность позволяет подключать к проигрывателю колонки пассивного типа, не используя внешних усилителей, которые занимают лишнее место и часто обходятся весьма недёшево. Кроме того, некоторые такие модели сочетают разъёмы для пассивной акустики с выходами RCA (см. ниже) и могут одновременно работать с активными и пассивными АС (например, для создания мультизоны). С другой стороны, при покупке такой модели пользователь не может сам выбрать «усилок» — приходится полагаться на выбор производителя; при этом встроенные усилители ещё и считаются менее продвинутыми, чем внешние. Поэтому для любителей максимально качественного звука, предпочитающих самостоятельно подбирать все компоненты аудиосистемы, наличие встроенного усилителя может оказаться недостатком, а не достоинством.
Частота дискретизации ЦАП
Частота дискредитации цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в CD-проигрывателе.
ЦАП — это обязательный элемент любой системы, предназначенной для воспроизведения цифрового звука. Такой преобразователь представляет собой электронный модуль, который переводит информацию о звуке в аналоговые импульсы, подаваемые на колонки через каскады усиления. Технические особенности такого преобразования таковы, что чем выше частота дискретизации — тем более качественным получается сигнал на выходе ЦАП, тем меньше он искажается при преобразовании. А в случае CD-проигрывателей данный показатель ещё и должен быть не ниже, чем частота дискретизации воспроизводимого цифрового звука — иначе устройство просто не сможет «переварить» цифровые данные с носителя. Так, показатель в 92 –
96 кГц позволяет слушать CD-Audio (частота дискретизации 44,1 кГц), но для DVD необходимо уже не менее
192 кГц. В наиболее продвинутых ЦАП частота дискретизации может составлять 384 кГц. Последнее, впрочем, встречается редко: в большинстве случаев высокая частота не является критически необходимой, а стоит подобная электроника недёшево.
Разрядность ЦАП
Ещё один показатель, определяющий общее качество работы цифро-аналогового преобразователя аудиосигнала. Подробнее о преобразователе см. «Частота дискретизации ЦАП»; здесь же отметим, что разрядность стандартно выражается в битах, и чем она выше — тем точнее сигнал на выходе ЦАП соответствует исходному сигналу и тем меньше в него вносится искажений. В случае CD-проигрывателей минимально необходимым и в то же время вполне достаточным считается показатель в
24 бит; более высокие значения —
32 бит — встречаются редко, исключительно в технике премиум-уровня.
Диапазон частот
Диапазон звуковых частот, которые способен воспроизвести CD-проигрыватель. В целом данный параметр определяет то, насколько полна выдаваемая полоса частот, не обрезается ли слишком высокий или слишком низкий звук. Однако здесь стоит отметить, что человеческое ухо способно воспринимать звук только в пределах 16 – 20 000 Гц (возможны отклонения от верхнего порога в разные стороны, но небольшие, а с возрастом он понижается). Все современные CD-проигрыватели перекрывают этот диапазон, поэтому в случае подобных устройств показатели частоты звука являются справочными и практически не влияют на звучание. А внушительные цифры вроде 2 – 40000 Гц, 5 – 60000 Гц и т.п. — это своеобразный «побочный эффект» конструкции высококачественного устройства; производители используют эти цифры в маркетинговых целях, но, опять же, на качество звука они не влияют. Также не стоит забывать, что фактически слышимые частоты ограничиваются ещё и характеристиками акустической системы, внешнего усилителя и другого оборудования, подключённого к CD-проигрывателю. К примеру, колонки с нижней границей частотного диапазона в 150 Гц «обрежут» все более низкие частоты, и тут уже без разницы, какой самый низкий бас способен выдать проигрыватель — 16 Гц, 20 Гц или 50 Гц.
Отношение сигнал/шум
Соотношение между уровнем полезного сигнала и уровнем посторонних шумов на выходе проигрывателя.
Этот показатель описывает общее количество посторонних шумов (любого происхождения), влияющих на качество звука: чем выше соотношение сигнал/шум, тем меньше таких шумов и тем чище звучание, что для систем Hi-Fiи Hi-End особенно важно. Минимальным показателем для CD-проигрывателей считается 85 – 90 дБ, показатели до 100 дБ можно считать неплохими, до 110 дБ — хорошими,
более 110 дБ — отличными.
Динамический диапазон
Динамический диапазон CD-проигрывателя.
Технически динамический диапазон — это логарифм соотношения между максимальным сигналом на входе, при котором уровень искажений достаточно невысок (допустим), и чувствительностью усилителя. Упрощённо же этот параметр можно описать как разницу между минимальным и максимальным уровнями звука, который устройство способно качественно воспроизводить. Чем больше значение динамического диапазона — тем лучше устройство справляется со звуком, имеющим значительные перепады по громкости — например, оркестровыми партиями.
Отметим, что при проигрывании разных стандартов звука (см. «Воспроизведение») динамический диапазон проигрывателя также будет разным — так, для SACD его значение обычно гораздо выше, чем для Audio CD. В характеристиках CD-проигрывателей обычно указывается наиболее высокое значение, создающее максимально выгодное впечатление о характеристиках устройства. Впрочем, производители часто уточняют, для какой разновидности цифрового звука приводятся данные по динамическому диапазону.
Коэффициент гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений (гармоник), выдаваемый CD-проигрывателем на выходе.
Данный параметр, наряду с описанным выше соотношением сигнал/шум, характеризует общее качество звучания проигрывателя. Он вычисляется делением общей суммы гармоник на величину основного сигнала при частоте воспроизводимого звука 1 кГц, и выражается в процентах. Значительные уровни гармоник приводят к ухудшению звучания — от общего ощущения «грубости» и «излишней плотности» звука до появления явно слышимых помех; соответственно, чем ниже коэффициент гармонических искажений — тем лучше. В относительно недорогих CD-проигрывателях данный показатель измеряется десятыми долями процента, в топовых моделях может не превышать нескольких тысячных процента.