Пиковая мощность
Некоторые электроприборы (в частности, агрегаты с электродвигателями — холодильники, кондиционеры и т.п.) при запуске потребляют значительно больше энергии, чем после выхода на рабочий режим. Для подобной нагрузки необходимо учитывать пиковую мощность зарядной станции — ее показатель должен быть выше, чем пусковая мощность нагрузки.
Функция ИБП
Зарядные станции с
функцией ИБП переключают потребителей на резервное питание от собственного аккумулятора, выступая в качестве источника бесперебойного питания. В сравнении с полноценными ИБП переключение происходит не мгновенно, а с определенной задержкой (порядка 10-30 мс). Для корректного использования этой функции необходимо предварительно изучить инструкцию к зарядной станции, где зачастую описывается правильный порядок действий касательно особенностей подключения предполагаемых устройств-потребителей.
USB A
Полноразмерные разъемы USB A популярны в компьютерной технике, стандартно используются в зарядниках-адаптерах для бытовых сетей 230 В и авторозеток на 12 В. В зарядных станциях такие выходы получили широкое распространение для зарядки гаджетов.
— Общее количество таких портов может быть весьма разнообразным (
1 USB,
2 разъема,
3 порта и даже
4), поскольку позволяет подключать для зарядки, а в некоторых случаях и для питания, различные маломощные устройства —
смартфоны,
планшеты,
повербанки,
лампы и др.
— Сила тока. Максимальный ток, выдаваемый через разъем USB A на заряжаемое устройство. Отметим, что на разные порты зарядной станции может выводится разный ток (например, 1.5 А и 2.1 А). В таком случае обычно указывается наибольшая сила тока.
— Мощность. Максимальная
выходная мощность в ваттах (Вт), которую зарядная станция способна выдавать через разъем USB A на один заряжаемый гаджет.
USB A (быстрая зарядка)
Порты полноразмерного формата
USB A с поддержкой функции быстрой зарядки. Она позволяет значительно быстрее зарядить смартфон, планшет или другое подсоединенное устройство. Зарядный процесс происходит на повышенной мощности, а ток и напряжение на каждом этапе регулируются таким образом, чтобы оставаться в пределах оптимальных значений. Однако стоит учитывать, что в наше время существует множество технологий быстрой зарядки и не все они совместимы между собой.
— Сила тока. Параметры тока, выдаваемого через разъемы USB A быстрой зарядки. Отметим, что на разные порты зарядной станции могут выводится разные параметры напряжения и тока. В этом пункте указываются значения силы тока при определенном напряжении (например, 5 В / 3 А, 9 В / 2 А, 12 В / 1.5 А).
— Мощность. Максимальная мощность в ваттах (Вт), которую зарядная станция способна выдавать через разъем USB A быстрой зарядки на один заряжаемый гаджет. Высокая выходная мощность позволяет ускорить процесс зарядки. Однако соответствующую мощность должна поддерживаться заряжаемым устройством — иначе скорость процесса будет ограничиваться характеристиками гаджета.
USB type C
Порты USB type C обладают меньшими размерами в сравнении с классическими USB, также они имеют удобную двустороннюю конструкцию, позволяющую подключать штекер любой стороной.
USB type C изначально создан с таким расчетом, чтобы в нем можно было реализовать различные продвинутые возможности: увеличенную мощность питания, технологии быстрой зарядки и т. п.
Поскольку порт относительно новый и довольно таки мощный (встречаются
USB type C с мощностью 60 Вт а даже
100 Вт), общее количество таких разъемов зачастую ограничивается
1 портом, реже
двумя).
— Сила тока. Максимальный ток, выдаваемый через разъем USB type C на заряжаемое устройство. Отметим, что на разные порты зарядной станции может выводится разный ток (например, 1.5 А и 2.1 А). В таком случае обычно указывается наибольшая сила тока.
— Мощность. Максимальная мощность в ваттах (Вт), которую зарядная станция способна выдавать на один заряжаемый гаджет. Высокая выходная мощность порта USB type C позволяет ускорить процесс зарядки. Однако соответствующую мощность должна поддерживаться заряжаемым устройством — иначе скорость процесса будет ограничиваться характеристиками гаджета.
Авто-прикуриватель выход
Встроенный разъем прикуривателя с выходным напряжением 12 В в конструкции зарядной станции. Такой интерфейс фактически является стандартной «автомобильной розеткой», используемой для подключения различных приборов к бортовой сети автомобиля. Наличие гнезда
прикуривателя (автомобильного выхода) позволяет использовать зарядную станцию в качестве источника питания для таких приборов. Количество гнезд в разных моделях может быть разным — чаще всего прикуриватель один, но изредка встречаются варианты и на пару разъемов.
DC выход
Наличие в устройстве разъема DC (или нескольких таких выходов) для питания внешних гаджетов постоянным током. Стандартное гнездо DC имеет круглую форму и штырек в центре. Однако по глубине и диаметру его размеры могут отличаться. Напряжения, выводимые на
DC-выход, могут быть разными. Самые популярные варианты — 18 – 20 В для питания ноутбуков, 12 В для различных специализированных устройств и автомобильных электропринадлежностей.
DC вход
Разъем постоянного тока под характерный круглый штекер (наподобие тех, что применяются во многих ноутбуках), используемый для подзарядки аккумуляторной батареи устройства. Отметим, что штекеры на
DC-вход могут иметь разный размер, а зарядные устройства с такими штекерами — разное рабочее напряжение. На практике это приводит к тому, что найти подходящее зарядное устройство для портативной станции бывает непросто, при поисках нужно быть особенно внимательными.
Тип аккумулятора
—
Li-Ion. Ключевым достоинством литий-ионных аккумуляторов можно назвать высокую емкость при небольших габаритах и весе. Также батареи Li-Ion не подвержены эффекту памяти и способны довольно быстро заряжаться. Разумеется, данный вариант не лишен и недостатков — прежде всего, это чувствительность к низким или повышенным температурам, а при перегрузке литий-ионный аккумулятор может загореться или даже взорваться. Впрочем, благодаря использованию встроенных контроллеров вероятность подобных «аварий» чрезвычайно мала и в целом преимущества данной технологии заметно перекрывают недостатки.
—
Li-Pol. Усовершенствованная версия литий-ионной технологии (см. соответствующий пункт): жидкий электролит в аккумуляторах Li-Pol заменен на твердый полимер. При тех же высоких показателях емкости батареи стали компактнее, «эффект памяти» в них практически отсутствует, а вероятность возгораний и взрывов при критических нарушениях режимов работы сведена к минимуму. Обратной стороной этих улучшений стало увеличение стоимости и повышение чувствительности к морозам. Однако чаще всего указанные недостатки не являются значимыми.
—
LiFePO4. Литий-железо-фосфатные батареи являются модификацией литий-ионных (см. соответствующий пункт), разработанной для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Аккумуляторы LiFePO4 характеризуются большим количеством рабочих цикл
...ов заряда/разряда, химической и термической стабильностью, переносимостью низких температур, непродолжительным временем заряда (в т.ч. высокими токами) и безопасностью в эксплуатации. Вероятность «взрыва» батареи LiFePO4 при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом такие аккумуляторы без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками и держат рабочее напряжение почти до самого разряда.
— Li-Ion NMC. Разновидность литиевых перезаряжаемых аккумуляторов с использованием сложного сплава в изготовлении катода. Он содержит никель, марганец и кадмий. Подобная «рецептура» позволяет нарастить показатели мощности источника питания на основе элементов Li-Ion NMC. Аккумуляторы этого типа имеют высокую удельную емкость и стабильное напряжение разряда, обеспечивают продолжительное время работы зарядной станции с высокой производительностью, характеризуются полным отсутствием «эффекта памяти», сохранением работоспособности в широком диапазоне температур и пожаробезопасностью.
— VRLA. Кислотные аккумуляторы с регулировочным предохранительным клапаном для выпуска избыточного газа. Аббревиатура VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid. Батареи этого типа имеют герметичную неразборную конструкцию и бывают двух видов: AGM VRLA (пластины аккумулятора снабжены слоем абсорбента из стекловолокна) и GEL VRLA (с гелевым электролитом в желеобразном состоянии). Аккумуляторы с регулировочным клапаном устойчивы к глубоким разрядам, не нуждаются в доливе дистиллята в течение всего срока эксплуатации, не выделяют водород и кислород.
— Semi-solid State. Продвинутая разновидность литий-ионных батарей (см. выше), которая объединяет некоторые характеристики жидких и твердых аккумуляторов. Она использует электролит, находящийся в полумягком или гелеобразном состоянии, что делает батареи более стойкими к утечкам в сравнении с традиционными жидкостными аккумуляторами. Технология Semi-solid state позволяет добиться значительного прироста энергетической плотности ячеек. Как следствие, обеспечивается возможность делать компактные аккумуляторы с высокими показателями энергоемкости.