Назначение
Общее назначение покрышек определяет тип велосипеда и общий стиль езды, на который они рассчитаны. Разумеется, данный показатель является довольно условным, и в каждой категории существуют отдельные разновидности, которые могут заметно различаться по характеристикам. Однако в рамках каждого назначения неизбежно имеются и общие особенности. Среди самых популярных типов стоит выделить
городские (туристические),
горные (MTB),
шоссейные и
велопокрышки на электровелосипеды
Также стоит отметить, что среди покрышек разных назначений могут встречаться идентичные по размеру модели, и технически бывает вполне возможно установить на велосипед изделия «неродного» назначения. Однако делать это всё же не рекомендуется: соответствие по размеру ещё не означает того, что рабочие характеристики покрышки подойдут под конкретный формат езды. К примеру, среди городских/туристических моделей немало вариантов на 26", однако при установке на MTB такие покрышки, скорее всего, не обеспечат нормального сцепления для езды по пересечённой местности.
— Городские/туристические. Этот класс покрышек можно условно описать как «прогулочные». Они рассчитаны на езду преимущественно в несложных условиях, на небольшой скорости по твёрдым и относительно ровным поверхностям (например, асфальту или укатанным грунтовым дорогам). Отметим, что в данную категорию
...входят две основных разновидности покрышек — для взрослых велосипедов и для детских. «Взрослые» модели в основном имеют довольно крупный размер — от 26", а в большинстве случаев 28". Это, в частности, позволяет хорошо держать скорость и долго двигаться накатом. Диаметр «детских» покрышек, соответственно, меньше — в зависимости от возрастной категории велосипеда. Однако и те, и другие имеют протектор с выраженным, но неглубоким рельефом, что позволяет сохранять достаточное сцепление и на асфальте, и на менее благоприятных поверхностях (хотя о внедорожной езде, как правило, речи не идёт).
— Горные (MTB). «Горная» езда предполагает движение по бездорожью, нередко — по сложным поверхностям вроде песка, грязи или мелкой щебёнки. Кроме того, колесо должно обеспечивать хороший крутящий момент, а вот скоростные характеристики и езда накатом в данном случае не особенно важны. Как следствие, колёса и покрышки для горных велосипедов несколько меньше, чем туристические/городские: в данном случае «классикой жанра» считается диаметр 26". В то же время встречаются и более крупные модели — на 28" и 29"; отметим, что они имеют одинаковый внутренний диаметр в 622 мм и различаются только высотой профиля. Такие «укрупнённые» покрышки обычно позиционируются как модели повышенной проходимости с увеличенным пятном контакта, лучше ведущие себя на грязи и песке, а также более устойчивые на поворотах. Выпускаются также детские покрышки MTB — они, соответственно, меньше по размеру, чем «взрослые».
— Шоссейные. Покрышки, рассчитанные на движение по дорогам с ровным твёрдым покрытием — в т.ч. во время гонок. При таком движении высокая скорость и возможность долго ехать накатом более важны, чем ускорение, поэтому шоссейные покрышки довольно крупные — обычно 28". Также отличительной особенностью таких моделей является протектор с неглубоким рисунком («слик») и относительно небольшая ширина (последнее связано с особенностями шоссейных велосипедов).
— Трюковые (BMX). Покрышки для трюковой езды, связанной с выполнением различных акробатических номеров — прыжков, скольжений и т.п. Для обеспечения хорошей динамики разгона и крутящего момента велосипеды этого типа имеют небольшие колёса — обычно около 20"; именно такой размер считается стандартным в данном случае. Впрочем, «велосипедная акробатика» включает немало подвидов, и для некоторых из них оптимальными будут другие размеры. В итоге среди подобных покрышек встречаются модели и на 16", и на 26".
— Электровелосипеды. Покрышки, специально разработанные для электровелосипедов. По особенностями применения такие машины в целом аналогичны городским/туристическим (см. выше), однако есть один важный нюанс: электрические велосипеды движутся гораздо быстрее. Так, если обычный велосипед лишь изредка и ненадолго достигает скоростей в 40 – 50 км/ч, то для многих электробайков такой скоростной режим является штатным. В свете этого для такого транспорта требуются специальные покрышки — способные сохранять рабочие характеристики даже на большой скорости, а также имеющие хорошее сцепление для безопасного прохождения поворотов.Ширина
Номинальная ширина покрышки, фактически — ее ширина при нормально накачанном колесе. Приблизительно этот параметр выражается в дюймах, более точно — в миллиметрах. Последний вариант применяется в велошинах, маркируемых по «французскому размеру» (см. соответствующий пункт).
Как и посадочный диаметр (см. «Стандарт ETRTO»), данный показатель определяет совместимость покрышки с конкретным ободом. Однако если диаметр должен точно соответствовать размеру обода, то в случае с шириной правила выбора несколько другие. Она не должна точно совпадать с внутренней шириной обода — считается, что оптимальным вариантом является покрышка, которая в 1.5 — 2 раза шире. Допускается и до 2.5 раз, однако здесь необходимо проявлять осторожность: слишком широкая покрышка на узком ободе будет хуже вести себя в поворотах и может сорваться с обода. Также излишняя ширина ухудшает управляемость на малой скорости и при падении давления (даже небольшом), ускоряет износ боковин. В свою очередь, у слишком узкой покрышки выше вероятность проколов и повреждения обода из-за нештатных нагрузок на него.
Напомним, если маркировка покрышки совпадает с маркировкой штатных шин велосипеда — она гарантированно подойдёт для него. Это справедливо и для ширины. В то же время существуют таблицы, позволяющие определить, какая «неродная» ширина покрышек подойдёт для конкретного обода.
Стандарт ETRTO
Основные размеры покрышки в соответствии со стандартом ETRTO (также встречается название «стандарт ISO»). Указываются в миллиметрах, при этом первая цифра соответствует ширине покрышки, вторая — внутреннему диаметру.
Разнообразие маркировок, применяемых для велопокрышек (включая французский размер
650x23C,
650x25C,
650x28C,
650x35C,
650x43C,
650x48C,
650x54C,
700x20C,
700x22C,
700x23C,
700x25C,
700x26C,
700x28C,
700x30C,
700x31C,
700x32C,
700x33C,
700x34C,
700x35C,
700x38C,
700x40C,
700x42C,
700x43C,
700x45C,
700x47C,
700x50C), в своё время создавало немало проблем как для пользователей, так и для
...специалистов. Тем более что в большинстве случаев для маркировки использовались дюймы, а это менее точная единица измерения, нежели миллиметры. Мало того, формально одинаковые размеры с разным форматом обозначения нередко различались и на практике — например, 1.75" и 1 3/4" дюйма могли соответствовать разным фактическим размерам в миллиметрах. Также производители чаще всего указывали в характеристиках наружный диаметр покрышки, а не внутренний, и без фактической примерки далеко не всегда можно было подобрать изделие под размер обода.
Для исправления ситуации и был разработан стандарт ETRTO (ISO). Размеры по этому стандарту — это, пожалуй, самый важный параметр для подбора велопокрышки. Во-первых, ETRTO охватывает две главных характеристики, определяющие совместимость с ободом — посадочный диаметр и ширину. О значении ширины см. выше; а по посадочному диаметру покрышка и обод должны совпадать — иначе установка будет попросту невозможной, какими бы идеальными ни были прочие характеристики «резины». Во-вторых, ETRTO использует обозначение в миллиметрах, что позволяет подобрать размер покрышки с максимальной точностью.
Существуют таблицы, позволяющие перевести некоторые фирменные «дюймовые» маркировки в значения по ETRTO; такие таблицы можно найти в специальных источниках. Впрочем, необходимость в таких данных возникает редко: большинство современных производителей наряду с фирменной маркировкой использует и стандарт ETRTO.Плотность каркаса EPI (TPI)
Плотность каркаса покрышки в нитках на дюйм (Ends Per Inch или Threads Per Inch).
Материал велопокрышки по составу является композитным, он включает бортировочный трос (см. ниже), каркас (корд) из синтетической ткани, и собственно резину (компаунд). Плотность каркаса определяет в первую очередь мягкость изделия; от этого зависят динамика, накат, проходимость и склонность к сминанию при наездах на препятствия и других усиленных нагрузках. Так, мягкий корд лучше подходит для езды по пересечённой местности, в т.ч. по сложным поверхностям вроде песка или гравия: он обеспечивает большее пятно контакта, хорошо сминается на мелких неровностях и позволяет не терять скорости при наезде на небольшое препятствие вроде ямы, корня дерева и т.п. Да и трясёт на таких покрышках меньше, чем на жёстких. С другой стороны, они хуже держат скорость и накат, а также имеют повышенную вероятность прокола в определённых ситуациях: к примеру, острый камень может вмять покрышку до самого обода и пробить камеру.
Жёсткие покрышки, в свою очередь, отличаются хорошей динамикой: на них проще и набрать скорость, и поддерживать её. Да и при наезде на тот же острый камень вероятность прокола будет значительно ниже. С другой стороны, малейшее препятствие на дороге при движении на таких покрышках приведёт к заметной потере скорости, а на неровной поверхности велосипед будет подвержен сильной тряске. Кроме того, с определённого значения (120 EPI и выше) увеличение плотности каркаса даёт н...е повышение, а понижение надёжности: высокая плотность нитей приводит к уменьшению их толщины и, соответственно, прочности.
Также напомним, что фактическая жёсткость колеса будет зависеть не только от каркаса, но и от давления в шине. Так что в некоторых ситуациях особенности каркаса вполне можно компенсировать подбором соответствующего давления.
Если же говорить о конкретных цифрах, то покрышки с плотностью корда до 60 EPI (TPI) можно отнести к мягким, до 90 TPI — к средним, до 120 — к жёстким, а значение более чем 120 EPI (TPI) соответствует высокой жёсткости. С учётом изложенного выше мягкие покрышки лучше подойдут для пересечённой местности и трюковой езды, а жёсткие — для скоростного движения по ровным дорогам. Более подробные рекомендации по данному поводу можно найти в специальных источниках.
Бортировочный трос
Материал бортировочных тросов, используемых в покрышке.
Бортировочный трос — это жёсткий трос, пропущенный по краю покрышки (по той её части, которая непосредственно соприкасается с ободом. Он позволяет покрышке поддерживать форму и обеспечивает ей плотное прилегание к ободу. Выполняться такой элемент может из разных материалов:
—
Стальной. Бортировочный трос из стальной проволоки — классический и наиболее распространённый в современных моделях вариант. Такая конструкция достаточно практична и в то же время обходится недорого. Она не имеет некоторых преимуществ, характерных для кевлара (см. ниже), однако в большинстве случаев это не критично.
—
Кевларовый. Кевларовое волокно легче стальной проволоки, что даёт выигрыш в весе в среднем около 100 г на покрышку. Именно этот вариант по ряду причин считается оптимальным для бескамерных моделей (см. ниже). Кроме того, оно позволяет очень компактно сложить покрышку (буквально «сплющить» её) без потери рабочих качеств. Поэтому модели с такими тросами иногда также называют «фолдинговыми». Однако и стоят они заметно дороже покрышек с традиционными материалами.
Защита от проколов
Наличие дополнительной
защиты от проколов в конструкции покрышки.
Такая защита представляет собой слой специального материала (плотная резина, кевлар и т.п.), размещенного между кордом и протектором, за счет чего увеличивается общая толщина покрышки от наружной части протектора до камеры. В результате многие острые предметы небольшого размера (вроде гвоздика или осколка стекла), которые могли бы пробить обычную покрышку, не представляют опасности для защищенной модели. Разумеется, такая конструкция не дает абсолютной гарантии от проколов, к тому же дополнительный слой обычно не распространяется на боковины; однако при прочих равных «защищенные» покрышки однозначно надежнее незащищенных. Их однозначными недостатками можно назвать более высокую стоимость, а также несколько больший вес.
Вес
Общий вес покрышки.
Данный показатель сказывается на общем весе велосипеда, однако это влияние настолько незначительно, что в большинстве случаев им можно пренебречь — тем более что разница между схожими по размеру и применению покрышками может составлять какие-то десятки грамм, а то и граммы. Фактически обращать внимание на вес имеет смысл в основном при применении в профессиональных гонках, где борьба иногда идёт за десятые доли секунды — и, соответственно, каждый лишний грамм может оказаться решающим. Если же покрышки покупаются для более простого использования — например, любительских «покатушек» по дорогам или даже по пересечённой местности — данному параметру можно не уделять много внимания.