Отсечка катушки
Возможность
отключения одной из катушек в звукоснимателе типа «хамбакер».
Звукосниматели с данной функцией, по сути, являются универсальными модулями, способными работать как в режиме хамбакера, так и в режиме сингла. Подробнее о том и другом см. «Схема звукоснимателей». А возможность переключения между этими режимами позволяет музыканту менять окраску звука, не прибегая к внешним примочкам или смене инструмента. Например, для динамичной композиции с насыщенным перегрузом удобнее использовать хамбакер в классическом виде, а для медленной лирической мелодии достаточно передвинуть переключатель — и можно пользоваться всеми преимуществами сингла.
Топ корпуса
Материал, из которого выполнена крышка деки — дополнительная накладка на верхнюю деку, играющая прежде всего декоративную роль и придающая инструменту приятный внешний вид. Не стоит путать такую крышку с защитной накладкой (о ней см. выше). А в полуакустических инструментах с полым корпусом (см. «Тип») в данном пункте может указываться материал верхней деки, отдельная крышка как таковая при этом может и отсутствовать.
В целом значение данного параметра аналогично материалу корпуса (см. выше) — с поправкой на то, что крышка деки напрямую определяет ещё и внешний вид электрогитары, а в полуакустических моделях влияет на звук сильнее, чем весь остальной корпус. Впрочем, основным критерием при выборе по данному параметру вполне могут быть эстетические предпочтения музыканта.
Тип крепления
Способ крепления грифа к корпусу, используемый в электрогитаре.
—
Болтовой. Самый недорогой и практичный (с точки зрения технологии производства и ремонта) способ крепления: гриф прикручивается к корпусу болтами. Благодаря этому сборка гитары получается предельно простой, а с готового инструмента гриф легко можно снять для ремонта или даже замены на новый. Отметим, что хотя болтовой способ считается «бюджетным» (и встречается в основном в инструментах соответствующего уровня), нельзя сказать, что он однозначно хуже других вариантов: гитары такой конструкции имеют относительно слабый сустейн, зато дают яркий, резкий тон с хорошей атакой. Они могут применяться практически в любом жанре, однако наиболее подходящими считаются всё же для тяжёлой музыки.
—
Вклеенный. Гриф, установленный в выемку на корпусе и закреплённый в ней при помощи эпоксидной смолы или другого адгезивного состава. Такая конструкция не позволяет добиться столь мощной атаки, как на болтовых грифах, зато обеспечивает отличный сустейн и приятную окраску звука. Да и в целом клеевое соединение считается более продвинутым, т.к. лучше раскрывает акустические свойства дерева. С другой стороны, такие инструменты сложнее и дороже как в производстве, так и в ремонте, чем «болтовые».
—
Сквозной. Название данного способа связано с тем, что гриф проходит через ко
...рпус насквозь, до «нижнего» (со стороны бриджа) торца. Многие инструменты такого типа с задней стороны выглядят так, как будто к цельному куску древесины, из которого выточен гриф и средняя часть корпуса, приделали две дополнительных детали для придания корпусу нужной формы и ширины (хотя технология изготовления, разумеется, несколько сложнее). Считается, что сквозное крепление грифа максимально раскрывает возможности дерева и позволяет добиться наиболее качественного звучания, с ровной частотной характеристикой и отличным састейном. Однако и обходятся такие конструкции весьма недёшево, к тому же они требуют крайне аккуратного обращения — тем более что ремонт сквозного грифа в лучшем случае сложен и дорог, а часто вообще невозможен. Отметим, что этот вариант применяется в основном в басах, электрогитары со сквозным способом крепления выпускаются заметно реже.Профиль грифа
Профиль грифа, установленного в электрогитаре.
Профилем грифа называют его форму в разрезе, точнее — форму задней части грифа. На звучание гитары данный параметр практически не влияет, однако напрямую сказывается на удобстве игры. В идеале гриф должен «наполнять» руку, однако и не быть слишком крупным — иначе не получится обхватить его в нужной степени.
Профили обозначают буквами С, D, V и U — в зависимости от того, какую букву напоминает гриф в разрезе. Профиль D — наиболее плоский, C — чуть более выпуклый, с почти равномерной кривизной по всей длине, U — более объёмный, с большей шириной профиля в районе накладки, а профиль V в классическом виде имеет вид угла с закруглённой вершиной. Существуют также модификации этих вариантов — например, «thin», предусматривающая уменьшенную толщину профиля, или «modern», со слегка улучшенной (в теории) эргономикой.
Наиболее популярные виды профиля —
C,
U и их «современные» (modern) модификации. Профиль C — почти полукруглый, профиль U — более объёмный, у накладки грифа его края почти параллельны и лишь ближе к задней части грифа резко закругляются. Терминами
modern C и
modern U обозначаются различные улучшенные версии данных профилей, их форма может быть разной.
На практике же выбор профиля грифа зависит искл
...ючительно от личных предпочтений гитариста, особенностей его рук и предпочитаемой техники игры. Таким образом, не существует «идеальной» формы профиля — в каждом случае оптимальный выбор будет разным. Идеальный вариант — опробовать несколько типов профиля «вживую», определиться, который из них окажется более удобным, и выбирать инструмент с грифом такого же или схожего по форме профиля.Ширина у верхнего порожка
Ширина грифа электрогитары в районе верхнего порожка. Ближе к корпусу гриф может несколько расширяться, однако это не обязательно, да и угол расширения может быть разным. Поэтому основным размером считается именно ширина в районе верхнего порожка.
Данный параметр имеет двоякое значение. С одной стороны, широкий гриф неудобен для музыкантов с маленькими руками и короткими пальцами — доставать до дальних струн в таких случаях бывает затруднительно. С другой — большая ширина означает большее расстояние между отдельными струнами, что снижает вероятность задеть соседнюю струну при неточном нажатии и может облегчить игру (особенно если гитарист имеет крупные толстые пальцы). Впрочем, эти моменты не являются абсолютными, и удобство игры — дело весьма субъективное, зависящее от многих особенностей музыканта и используемой им техники. Также не стоит забывать, что грифы могут иметь разный профиль (см. выше), и инструменты с разным профилем грифа будут по-разному ощущаться в руках даже при одинаковой ширине у верхнего порожка. Поэтому самый надёжный метод выбора — опробовать грифы разного размера и профиля «вживую», определиться с оптимальным вариантом и выбирать на основе этого.
Наименьшая ширина грифа у верхнего порожка в современных электрогитарах составляет порядка 39 мм. Такой размер встречается в основном в бас-гитарах (см. «Тип»), имеющих 4 струны и заметно расширяющийся к корпусу гриф (благодаря чему сверху его можно сделать довольно узким, тем более что...при игре на басу ноты редко зажимаются у самого грифа). Электрогитары (включая полуакустические) несколько шире — от 41 мм, показатель в 43 – 48 мм считается средним, а в самых крупных инструментах гриф может иметь в ширину до 55 мм (впрочем, такие размеры характерны в основном для инструментов, имеющих более 6 струн).
Материал грифа
Материал, из которого выполнен гриф электрогитары.
Наиболее часто при изготовлении грифа используют
красное дерево и
клен. В теории акустические свойства инструмента определяются всеми его деталями, и тем более на эти свойства влияет качество грифа. В то же время отметим, что это влияние не так уж сильно по сравнению с другими характеристиками гитары (тип и количество звукоснимателей, размер мензуры, тип корпуса и т.п.). Так что в данном случае нет смысла подробно расписывать каждый тип материала, встречающийся в современных инструментах — тем более что одним и тем же термином (например, «красное дерево») могут обозначаться разные породы древесины, заметно различающиеся по рабочим свойствам и общему качеству. При оценке материала грифа вполне можно исходить из того, что производитель подбирает его в соответствии с ценовой категорией и общей специализацией гитары.