Отсечка катушки
Возможность
отключения одной из катушек в звукоснимателе типа «хамбакер».
Звукосниматели с данной функцией, по сути, являются универсальными модулями, способными работать как в режиме хамбакера, так и в режиме сингла. Подробнее о том и другом см. «Схема звукоснимателей». А возможность переключения между этими режимами позволяет музыканту менять окраску звука, не прибегая к внешним примочкам или смене инструмента. Например, для динамичной композиции с насыщенным перегрузом удобнее использовать хамбакер в классическом виде, а для медленной лирической мелодии достаточно передвинуть переключатель — и можно пользоваться всеми преимуществами сингла.
Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус электрогитары. Для моделей с вырезами (полуакустических, см. «Тип») в данном случае может учитываться только материал нижней деки и боковых поверхностей, а данные по верхней деке приводиться отдельно (подробнее см. «Материал крышки деки»).
Сейчас на рынке представлены корпуса из таких деревьев:
красное,
клен,
агатис,
ясень,
ольха.
Нет смысла подробно останавливаться на каждом из материалов, встречающихся в современных электрогитарах. Их разнообразие весьма велико, однако, в отличие от акустических гитар, корпус в данном случае играет не столь значительную роль при формировании звука, и его материал сравнительно слабо влияет на акустические свойства инструмента (хотя какова конкретная степень такого влияния — вопрос спорный). При желании можно найти подробные данные по тому или иному материалу в специальных источниках, однако на практике имеет смысл смотреть прежде всего на внешний вид инструмента и его ценовую категорию.
Профиль грифа
Профиль грифа, установленного в электрогитаре.
Профилем грифа называют его форму в разрезе, точнее — форму задней части грифа. На звучание гитары данный параметр практически не влияет, однако напрямую сказывается на удобстве игры. В идеале гриф должен «наполнять» руку, однако и не быть слишком крупным — иначе не получится обхватить его в нужной степени.
Профили обозначают буквами С, D, V и U — в зависимости от того, какую букву напоминает гриф в разрезе. Профиль D — наиболее плоский, C — чуть более выпуклый, с почти равномерной кривизной по всей длине, U — более объёмный, с большей шириной профиля в районе накладки, а профиль V в классическом виде имеет вид угла с закруглённой вершиной. Существуют также модификации этих вариантов — например, «thin», предусматривающая уменьшенную толщину профиля, или «modern», со слегка улучшенной (в теории) эргономикой.
Наиболее популярные виды профиля —
C,
U и их «современные» (modern) модификации. Профиль C — почти полукруглый, профиль U — более объёмный, у накладки грифа его края почти параллельны и лишь ближе к задней части грифа резко закругляются. Терминами
modern C и
modern U обозначаются различные улучшенные версии данных профилей, их форма может быть разной.
На практике же выбор профиля грифа зависит искл
...ючительно от личных предпочтений гитариста, особенностей его рук и предпочитаемой техники игры. Таким образом, не существует «идеальной» формы профиля — в каждом случае оптимальный выбор будет разным. Идеальный вариант — опробовать несколько типов профиля «вживую», определиться, который из них окажется более удобным, и выбирать инструмент с грифом такого же или схожего по форме профиля.Радиус накладки
Радиус кривизны накладки, установленной на грифе электрогитары.
Накладка располагается непосредственно под струнами, именно к ней музыкант прижимает струны при игре. Если посмотреть на гриф в поперечном разрезе, его верхняя часть с накладкой будет иметь форму дуги; радиус этой дуги и подразумевается в данном случае. Чем меньше радиус — тем более выпуклой будет эта дуга, и наоборот, большой радиус будет соответствовать практически плоской поверхности.
В целом считается, что меньший радиус накладки лучше подходит для игры аккордами, а более ровная, плоская поверхность упрощает исполнение техничных пассажей с обилием специальных приёмов вроде подтяжек (бэндов). Средним и, можно сказать, классическим значением диаметра является 12", это самый популярный вариант среди современных электрогитар. Наименьший показатель — чуть более 7", он встречается в некоторых гитарах с корпусами типа Stratocaster (как в оригинальных инструментах от Fender, так и в копиях). А наиболее плоские накладки имеют диаметр в 20" и более.
Отметим, что нередко встречаются инструменты с переменным радиусом накладки — меньшим у головки грифа (где чаще играют аккордами) и большим у корпуса (где играют соло по нотам). В таких случаях указывается радиус у верхнего порожка.
Анкер
Тип анкера, предусмотренного в конструкции грифа электрогитары.
Анкер имеет вид упругого металлического стержня, установленного вдоль грифа и скрытого внутри. Он усиливает конструкцию и предотвращает деформацию грифа от натяжения струн. Анкер может делаться регулируемым, для подстройки под особенности струн и компенсации деформаций, неизбежно возникающим со временем. Виды же данной детали могут быть такими:
— Одинарный. Анкер, состоящий из единственного стержня. Классический вариант, применяемый в большинстве современных электрогитар независимо от ценовой категории. Как правило, прочности и жёсткости даже одного стержня вполне достаточно для нормальных условий применения и использования.
— Двойной. Анкер, состоящий, в соответствии с названием, из двух стержней. Отличается большей прочностью и надёжностью по сравнению с одинарным, в частности, обеспечивает дополнительное сопротивление боковым деформациям. С другой стороны,двойная конструкция обходится заметно дороже.
Мензура
Мензурой называют расстояние от верхнего порожка до бриджа; иными словами — это рабочая длина открытой (не прижатой пальцем) струны. Чем больше это расстояние — тем сильнее должны быть натянуты струны для достижения нужной высоты звука и тем большее усилие нужно прилагать для их прижатия к грифу. При этом некоторые гитаристы утверждают, что даже небольшое различие в длине — менее дюйма — уже обеспечивает значительную разницу в ощущениях при игре.
Кроме того, данный параметр влияет и на окраску звука. Большая длина позволяет получать более яркий, звонкий и выразительный звук, а меньшая — более плотный, «тёплый» и сглаженный. Таким образом, при прочих равных для игры аккордами лучше подходит сравнительно короткая мензура, а для достижения нужного звука в соло может понадобиться инструмент подлиннее.
Наиболее популярные варианты по длине мензуры в электрогитарах (не басах) —
24.75" («гибсоновская») и
25.5" («фендеровская»). Показатели менее 22" встречается крайне редко, в основном в инструментах с миниатюрными корпусами 3/4" (см. «Размер»), а максимальное значение составляет около 28", более длинные инструменты практически не выпускаются. А вот басы имеют заметно большую длину (иначе струны для них пришлось бы делать слишком толстыми или натягивать слишком слабо): в самых коротких моделях предусматривается мензура на 30", классическим же значением является
34"....
Отметим, что конструкция бриджа нередко позволяет изменять фактическую длину мензуры (в т.ч. для каждой струны в отдельности); это делается для того, чтобы инструмент точно строил по ладам. Поэтому в характеристиках принято указывать длину мензуры по умолчанию, без дополнительных подстроек.Материал грифа
Материал, из которого выполнен гриф электрогитары.
Наиболее часто при изготовлении грифа используют
красное дерево и
клен. В теории акустические свойства инструмента определяются всеми его деталями, и тем более на эти свойства влияет качество грифа. В то же время отметим, что это влияние не так уж сильно по сравнению с другими характеристиками гитары (тип и количество звукоснимателей, размер мензуры, тип корпуса и т.п.). Так что в данном случае нет смысла подробно расписывать каждый тип материала, встречающийся в современных инструментах — тем более что одним и тем же термином (например, «красное дерево») могут обозначаться разные породы древесины, заметно различающиеся по рабочим свойствам и общему качеству. При оценке материала грифа вполне можно исходить из того, что производитель подбирает его в соответствии с ценовой категорией и общей специализацией гитары.
Накладка грифа
Материал, из которого выполнена накладка грифа электрогитары.
Накладка грифа устанавливается под струнами, там, куда струны прижимаются при игре. Необходимость применения накладок связано с тем, что породы древесины, из которых делается сам гриф, нередко бывают недостаточно твёрдыми, и от постоянного контакта со струнами на их поверхности могли бы возникать вмятины. Соответственно, накладки выполняются из более твёрдого материала, сохраняющего форму поверхности даже после многократного прижатия струн. В качестве такого материала могут использоваться как особые породы древесины (
черное дерево,
палисандр), так и высококачественные феноловые полимеры.
В целом же качество накладки обычно вполне соответствует ценовой категории инструмента, останавливаться же на подробных характеристиках каждого материала навряд ли имеет смысл (они не настолько критичны для нормального использования электрогитары). Отметим только, что материал накладки напрямую влияет ещё и на внешний вид инструмента.