Звук
Формат звука, поддерживаемый наушниками.
— Стерео. Двухканальное звучание, позволяющее до определённой степени создавать эффект объёмного звука (за счёт разницы в правом и левом канале). Конструкция наушников (два динамика, по одному на каждое ухо) изначально «заточена» именно под стерео, поэтому абсолютное большинство моделей поддерживают именно данный формат звука.
— Моно. Одноканальный звук, не создающий эффекта объемности. Такая маркировка означает, что данная модель оснащена
одним наушником; при этом на рынке встречается две разновидности подобных устройств. Первая — это наушники, изначально имеющие только одну чашечку и предназначенные для ситуаций, когда второе ухо нужно оставить открытым (например, для работы на телефоне в офисе). Вторая — это устройства true wireless (см. «Тип кабеля»), продаваемые по одному, на замену потерянному наушнику из изначальной пары.
— 5.1. Изначально формат 5.1 предназначен для создания объемного звука, который может поступать с любой стороны («surround»). Он предполагает наличие 5 основных каналов (центр, фронт левый/правый, тыл левый/правый) и одного басового. В наушниках эффект подобного звучания достигается за счет использования нескольких динамиков в каждой чашечке. Такие модели очень удобны при просмотре фильмов с многоканальным звуком, а также в играх — они обеспечивают мощный эффект погружения. С другой стороны, обходятся подобные наушники недешево, к тому же они
...требуют специфического способа подключения (например, по USB).
— 5.1 (виртуальный). Модели с поддержкой объёмного звука 5.1 (см. выше), в которых эффект surround достигается не за счёт количества динамиков, а за счёт специальных технологий обработки звука. Это несколько снижает точность по сравнению с «не-виртуальной» многоканальностью, зато позволяет заметно снизить стоимость и вес наушников. Впрочем, динамиков в таких моделях также может быть несколько — например, для разделения по частотам.
— 7.1. Формат 7.1 представляет собой описанный выше многоканальный 5.1, дополненный еще двумя основными каналами. Локализация этих каналов зависит от конкретной разновидности 7.1, однако в любом случае они усиливают эффект объемности. С другой стороны, полноценная поддержка такого формата заметно сказывается на габаритах, весе и цене наушников, а контента со звуком 7.1 выпускается заметно меньше, чем 5.1.
— 7.1 (виртуальный). «Виртуальная» разновидность описанного выше формата 7.1, в котором эффект объемного звука обеспечивается прежде всего за счет специальной обработки сигнала, а не за счет наличия отдельных излучателей под каждый канал. Аналогично виртуальному 5.1, такой формат работы несколько снижает достоверность звучания, однако эта разница часто бывает незаметной, а сами наушники получаются более простыми и недорогими. Поэтому большинство современных 7.1-моделей поддерживают именно виртуальный формат этого звука.
— 9.1 (виртуальный). Дальнейшее развитие идеи многоканального звука: 5 каналов, как в 5.1 (см. выше), дополненные ещё 4 каналами для более точной локализации слышимого звука. Как и в других виртуальных форматах, объёмность в данном случае обеспечивается специальными алгоритмами обработки.
Стоит помнить, что фактическое звучание будет зависеть не только от наушников, но и от источника сигнала: например, монофоническая запись даже в «ушах» 9.1 не станет объёмной.
— 3D звук. Объемное звучание с локализацией источников звука в трехмерном пространстве позволяет глубоко окунуться в атмосферу фильмов либо же погрузиться в виртуальный игровой мир. Механика пространственного 3D-звучания обеспечивает локализацию источников звука вокруг слушателя и в вертикальной плоскости развертки. Алгоритмы реализации 3D-звука в наушниках отличаются по части программной и аппаратной поддержки, однако все они нацелены на достижение эффекта реалистичности происходящего. Объемный звук давно стал стандартом для фильмов, а в последнее время функция 3D-звучания все чаще встречается в играх и музыкальных треках.
— Dolby Atmos. Технология объектно-ориентированного звука, разработанная и внедряемая компанией Dolby Laboratories. Говоря простыми словами, Dolby Atmos обеспечивает эффект полного погружения в звуковую сцену при прослушивании музыки, просмотре фильмов или во время геймплея. Звук максимально точно позиционируется в виртуальном пространстве, а распределяется он как в горизонтальной плоскости, так и по высоте и глубине. Для каждого источника звука предварительно задается информация о том, в каком положении и на каком расстоянии относительно слушателя он должен находиться, как двигаться, с какими дополнительными эффектами звучать и т.п. Непосредственно проигрывающее устройство с поддержкой Dolby Atmos самостоятельно решает, как именно нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться необходимого впечатления у слушателя.Игровой режим (низкий input lag)
Специальный игровой режим в беспроводных наушниках, который минимизирует задержку передачи звуковой дорожки от подключенного источника.
Низкий Input Lag) предоставляет возможность быстрее реагировать на происходящее в виртуальных баталиях и предотвращает рассинхронизацию картинки со звуком. В то же время при активации игрового режима беспроводные наушники будут быстрее разряжаться.
Диаметр динамика
Диаметр динамика, установленного в наушниках; в моделях с несколькими излучателями (см. «Кол-во излучателей»), как правило, учитывается размер наиболее крупного динамика, остальные размеры могут уточняться в примечаниях.
В целом данный параметр актуален в первую очередь для накладных наушников (см. «Конструкция»).В них излучатели могут иметь разный размер; чем он больше — тем более насыщенным получается звук и тем лучше динамик воспроизводит басы, однако крупные излучатели соответствующим образом сказываются на габаритах, весе и цене наушников. А вот внутриканальные «уши» и вкладыши по определению имеют очень небольшие динамики, а насыщенный бас в них достигается за счет других конструктивных особенностей.
Кол-во излучателей
Количество излучателей, установленных в каждом отдельном наушнике. Указывается только для моделей, в которых
излучателей более одного.
Смысл данной особенности зависит от типа излучателей (см. выше). Так, в гибридных моделях их по определению несколько — между ними распределяется частотный диапазон, что положительно сказывается на АЧХ. С той же целью может использоваться несколько арматурных излучателей. А при традиционном динамическом принципе работы за счет нескольких излучателей может обеспечиваться еще и эффект объемного звука (см. «Звук»).
В любом случае «уши» с большим количеством излучателей при прочих равных будут более продвинутыми, но и более дорогими.
Шумоподавление микрофона
Наличие системы шумоподавления в собственном микрофоне наушников.
В соответствии с названием, такая система предназначена для устранения посторонних шумов — прежде всего во время разговоров. В её основе обычно лежит электронный фильтр, который пропускает звук человеческого голоса и отсекает фоновые звуки вроде городского шума, гула ветра в решётке микрофона и т. п. В итоге даже в шумной обстановке благодаря
шумоподавлению микрофона речь получается чёткой и разборчивой; правда, система неизбежно вносит искажения в итоговый звук, однако они в данном случае некритичны.
— ENC. Технология шумоподавления окружающей среды ENC (Environment Noise Cancellation) существенно снижает уровень окружающего шума с помощью направленных микрофонов. Применяется как в игровых девайсах, чтобы геймеры могли спокойно общаться в голосовом чате, так и в TWS-моделях наушников, дабы можно было комфортно говорить по телефону в шумной обстановке.
— cVc. Шумоподавление микрофона cVc (Clear Voice Capture) — продвинутая технология, которая встречается преимущественно в дорогих моделях наушников. Алгоритмы cVc эффективно подавляют эхо и шумы из окружающей среды. Обработка звука с применением этой технологии производится сразу на нескольких уровнях ― алгоритм определяет референсный уровень сигнал-шум, автоматически подстраивает речь под нужный уровень громкости, применяет адаптивные эквалайзеры для обработки всего голоса, а также специализирова
...нные фильтры для очистки от низкочастотного бубнежа, сибилянтов и шипящих.Мобильное приложение
Возможность оперировать функциями и настройками наушников через
мобильное приложение для смартфона или планшета. Связь устройства с гаджетами обычно осуществляется по беспроводному протоколу Bluetooth. В мобильном приложении могут быть представлены инструменты для гибкой настройки звука (эквалайзер, усиление басов и т.п.), переключения режимов работы шумоподавления и «прозрачности», переназначения кнопок и жестов, поиска утерянных наушников и прочее. Также через мобильное приложение нередко реализована возможность обновления прошивки наушников.
Автопауза
Функция, позволяющая автоматически ставить воспроизводимый трек на паузу при снятии наушников (или одного наушника).
Автопауза встречается преимущественно в беспроводных моделях (см. «Тип подключения») формата true wireless (см. «Тип кабеля»); впрочем, встречаются и другие разновидности наушников с этой функцией — например, с комбинированным подключением и накладной конструкцией. В любом случае за работу автопаузы обычно отвечает датчик приближения, срабатывающий при отдалении наушника от уха. Эта функция особенно удобна в ситуациях, когда после снятия наушников нет времени вручную ставить воспроизведение на паузу — например, нужно срочно среагировать на происходящее поблизости. При этому некоторые модели способны автоматически возобновлять воспроизведение при возврате наушника на место, однако эта функция не является строго обязательной — ее наличие не помешает уточнить отдельно.
Multipoint
Технология, используемая в Bluetooth-моделях (см. «Подключение») и позволяющая наушникам подключаться одновременно к нескольким устройствам. Благодаря этому можно, к примеру, слушать музыку с ноутбука, а при поступлении звонка на мобильный телефон переключать наушники на разговор. У разных производителей данная технология имеет свои особенности, а потому, если функция
multipoint для вас критична, стоит отдельно уточнить подробности её работы в выбранной модели.
Поддержка кодеков
Кодеки и дополнительные технологии обработки звука, поддерживаемые наушниками с подключением по Bluetooth (см. «Подключение»). Изначально передача звука по Bluetooth предусматривает довольно сильное сжатие сигнала; это некритично при передаче речи, однако может сильно испортить впечатление при прослушивании музыки. Для устранения этого недостатка и используются различные технологии, в частности
aptX,
aptX HD,
aptX Low Latency,
aptX Adaptive,
AAC,
LDAC и
LHDC. Разумеется, для использования какой-то из технологий ее должны поддерживать не только «уши», но и Bluetooth-устройство, с которым они используются. А вот основные особенности каждого из вариантов:
— aptX. Bluetooth-кодек, созданный для значительного повышения качества звука, передаваемого по Bluetooth. Согласно заявлениям создателей, позволяет добиться качества, сравнимого с Audio CD (16-bit/44.1kHz). Преимущества aptX наиболее заметны при прослушивании высококачественного контента (например, форматов lossless), однако даже на обычном MP3 он может дать заметное улучшение звучания.
— aptX HD. Развитие и усовершенствование оригинального aptX, позволяющее добиться чистоты звука, сравнимой с аудио формата Hi-Res (24-bit/48kHz). Как и в оригинале, преимущества aptX HD за
...метны в основном на аудио высокого качества, хотя этот кодек не будет лишним и для MP3.
— aptX Low Latency. Специфическая разновидность описанного выше aptX, разработанная в расчете не столько на улучшение качества звука, сколько на снижение задержек в передаче сигнала. Такие задержки неизбежно возникают при работе через Bluetooth; они не критичны для прослушивания музыки, однако при просмотре видео или в играх может возникнуть заметная рассинхронизация между изображением и звуком. Кодек aptX LL устраняет это явление, уменьшая задержку до 32 мс — такая разница незаметна для восприятия человеком (хотя для серьезных задач вроде студийной работы со звуком она все равно слишком велика). Поддержка aptX LL встречается преимущественно в игровых наушниках.
— aptX Adaptive. Дальнейшее развитие aptX; фактически объединяет в себе возможности aptX HD и aptX Low Latency, однако не ограничивается этим. Одной из главных особенностей данного стандарта является так называемый адаптивный битрейт: кодек автоматически регулирует фактическую скорость передачи данных, исходя из особенностей транслируемого контента (музыка, игровое аудио, голосовая связь и т.п.) и загруженности используемых частот. Это, в частности, способствует снижению энергопотребления и повышению надежности связи; а специальные алгоритмы позволяют транслировать звук, по качеству сравнимый с aptX HD (24 бит/48 кГц), используя в разы меньшее количество передаваемых данных. А минимальная задержка передачи данных (на уровне aptX LL) делает этот кодек отлично подходящим в том числе для игр и фильмов.
— aptX Lossless. Следующая ступень развития технологии aptX, подразумевающая передачу звука CD-качества по беспроводной Bluetooth-сети без потерь и использования компрессии. Трансляция звука с параметрами дискретизации 16 бит / 44.1 кГц осуществляется с битрейтом порядка 1.4 Мбит/с — это примерно в три раза быстрее, нежели было в редакции aptX Adaptive (см. выше). Поддержку aptX Lossless начали внедрять с конца 2021 года в рамках инициативы Snapdragon Sound от Qualcomm.
— AAC. Bluetooth-кодек, применяемый преимущественно в портативных гаджетах фирмы Apple. По возможностям заметно уступает более продвинутым стандартам вроде aptX или LDAC: качество звука при использовании AAC сравнимо со средним MP3-файлом. Впрочем, для прослушивания тех же MP3 этого вполне хватает, разница становится заметна лишь на более продвинутых форматах. А требования AAC к аппаратной части невысоки, и его поддержка в наушниках обходится недорого.
— LDAC. Фирменный Bluetooth-кодек компании Sony. По пропускной способности и потенциальному качеству звучания превосходит даже aptX HD, обеспечивая показатели на уровне Hi-Res звука 24-bit/96kHz; существует даже мнение, что это максимальное качество, которое имеет смысл предусматривать в беспроводных наушниках — дальнейшее улучшение будет попросту незаметным для человеческого уха. С другой стороны, поддержка этого стандарта обходится недешево, а гаджетов с такой поддержкой пока существует довольно мало — это, в частности, смартфоны Sony, а также аппараты среднего и топового класса под управлением Android 8.0 Oreo и более поздних версий.
— LHDC. LHDC (Low latency High-Definition audio Codec) — это кодек высокого разрешения с низкими задержками, разработанный союзом Hi-Res Wireless Audio и компанией Savitech. В подавляющем большинстве случаев его поддержка реализована на аппаратном уровне в смартфонах Huawei и Xiaomi. Также кодек известен под названием HWA (Hi-Res Wireless Audio). При использовании LHDC передача сигнала с телефона на наушники осуществляется с битрейтом до 900 кбит/с, битовой глубиной до 24 бит и частотой дискретизации до 96 кГц. При этом обеспечивается стабильное и надежное соединение со сниженным уровнем задержки. Кодек оптимально подходит для высококлассных беспроводных наушников и оперирования продвинутыми форматами цифрового звука.