Матрица
— ПЗС (CCD). Аббревиатура от «прибор с зарядовой связью» (Charge-Coupled Device). В таких сенсорах информация считывается со светочувствительного элемента по принципу «строка за раз» — электронный сигнал выдаётся на процессор обработки изображения в виде отдельных строк (встречается также вариант «кадр за раз»). В целом такие матрицы имеют неплохие характеристики, но стоят дороже CMOS. К тому же слабо пригодны для некоторых специфических условий — например, съёмки с точечными источниками света в кадре — из-за чего приходится использовать в камере различные дополнительные технологии, также влияющие на стоимость.
— КМОП (CMOS). Главными достоинствами КМОП-матриц являются простота в производстве, невысокая стоимость и энергопотребление, более компактные размеры, чем у CCD, а также возможность перенести ряд функций (фокусировку, экспонометрию и т.п.) непосредственно на сенсор, уменьшив таким образом габариты фотоаппарата. Кроме того, процессор камеры может считывать с такой матрицы всё изображение сразу (а не по строкам, как в CCD); это позволяет избежать искажений при съёмке быстродвижущихся объектов. Главным недостатком CMOS является повышенная вероятность появления шумов, особенно при высоких значениях ISO.
— КМОП (CMOS) BSI. BSI — аббревиатура от английского словосочетания «Backside Illumination». Так называют «перевёрнутые» CMOS-датчики, свет на которые проникает не со стороны фотодиодов, а с обратной части матрицы (со стороны подложки). При подобной р
...еализации фотодиоды получают больше света, поскольку его не блокируют другие элементы сенсора изображения. Как результат, матрицы с обратной засветкой могут похвастаться высокими показателями светочувствительности, что позволяет создавать изображения лучшего качества с меньшим количеством шумов при съёмке в условиях недостаточной освещённости кадра. Сенсорам BSI CMOS требуется меньше света для получения правильного экспонирования фото. В производстве датчики с обратной засветкой обходятся дороже традиционных CMOS-матриц.
— LiveMOS. Разновидность матриц, выполненных по технологии металлооксидных полупроводников (МОП, MOS — Metal-Oxide Semiconductor). По сравнению с КМОП-сенсорами имеет упрощённую конструкцию, что обеспечивает меньшую склонность к перегреву и, как следствие, пониженный уровень шумов. Хорошо подходит для режима «живого» просмотра (просмотра в режиме реального времени) изображения с матрицы на экране или в видоискателе камеры, благодаря чему и получила слово «Live» в названии. Также отличаются высокой скоростью передачи данных.Чистка матрицы
Наличие в камере специального механизма для
чистки матрицы от пыли и других загрязнений.
Данная функция встречается исключительно в моделях со сменной оптикой — «зеркалках» и MILC (см. «Тип фотокамеры»). При замене объектива в таких камерах сенсор оказывается открытым, и вероятность его загрязнения довольно высока; а посторонние частички на матрице в лучшем случае приводят к появлению посторонних артефактов, в худшем — к повреждению сенсора. Во избежание этого и предусматриваются системы очистки. Работают они обычно по принципу ультразвука: высокочастотная вибрация «сбрасывает» мусор с поверхности сенсора.
Отметим, что ни одна система очистки не идеальна — в частности, таким системам «не по зубам» конденсат, солевые отложения и другие аналогичные загрязнения. Так что матрице все равно может понадобиться ручная чистка (в идеале — в сервисном центре). Тем не менее, данная функция позволяет эффективно справиться как минимум с пылью, что заметно упрощает жизнь пользователю.
Стабилизация изображения
Способ стабилизации изображения, предусмотренный в камере. Отметим, что системы оптического типа и со сдвигом матрицы иногда объединяют под термином
«true» стабилизация — благодаря их эффективности. Подробнее об этом см. ниже.
Сама по себе стабилизация (независимо от принципа работы) позволяет компенсировать эффект «шевеленки» при нестабильном расположении камеры — прежде всего при съемке с рук. Это особенно актуально при съемке со значительным увеличением либо на больших выдержках. Однако в любом случае данная функция снижает риск испортить кадр, поэтому
фотоаппараты со стабилизацией чрезвычайно распространены. Принципы же работы могут быть такими:
— Электронная. Стабилизация, осуществляемая за счет своеобразного «резерва» — участка по краям матрицы, который изначально не участвует в формировании окончательного изображения. Однако если электроника камеры обнаруживает колебания, она компенсирует их, отбирая нужные фрагменты изображения из резерва. Электронные системы предельно просты, компактны, надежны и в то же время недороги. Однако для их работы приходится выделять довольно значительную часть матрицы — а снижение полезной площади сенсора повышает уровень шумов и ухудшает качество изображения. А в некоторых моделях электронная стабилизация включается только на пониженных разрешениях и недоступна при полном размере кадра. Поэтому в чистом виде данный вариант встречается в основном в срав
...нительно недорогих камерах с несменной оптикой.
— Оптическая. Стабилизация, осуществляемая при прохождении света через объектив — за счет системы подвижных линз и гироскопов. В результате изображение попадает на матрицу уже стабилизированным, и под него можно задействовать всю площадь сенсора. Поэтому оптические системы, несмотря на сложность и довольно высокую стоимость, считаются более предпочтительными для высококачественной съемки, чем электронные. Отдельно отметим, что в зеркальных и MILC-камерах (см. «Тип фотокамеры») наличие данной функции зависит от установленного объектива; поэтому для таких моделей оптическая стабилизация в нашем каталоге не указывается в принципе (даже если комплектный объектив оснащен стабилизатором).
— Со сдвигом матрицы. Стабилизация, осуществляемая за счет смещения матрицы «вслед» за сдвинувшимся изображением. Как и описанная выше оптическая, считается довольно продвинутым вариантом, хотя в целом несколько менее эффективна. С другой стороны, у систем со сдвигом матрицы есть и серьезные преимущества — прежде всего то, что такая стабилизация будет работать независимо от характеристик объектива. Для камер с несменной оптикой это значит, что в объективе можно обойтись без оптического стабилизатора и сделать оптику проще, дешевле и надежнее. В зеркальных и MILC-камерах сдвиг матрицы позволяет с удобством применять даже «не-стабилизированные» объективы, а при установке «стабилизированной» оптики обе системы работают совместно, и их эффективность получается очень высокой. Кроме того, сдвиг матрицы несколько проще и дешевле, чем традиционные оптические стабилизаторы.
— Оптическая и электронная. Стабилизация, совмещающая оба описанных выше варианта: изначально она действует по оптическому принципу, а когда возможностей объектива не хватает — подключается электронная система. Это позволяет повысить общую эффективность в сравнении с чисто оптическими или чисто электронными стабилизаторами. С другой стороны, недостатки обоих вариантов в таких системах также объединяются: оптика получается сравнительно сложной и дорогой, а матрица задействуется не вся. Поэтому подобное сочетание встречается редко, в основном в отдельных продвинутых цифрокомпактах.
— Со сдвигом матрицы и электронная. Еще одна разновидность комбинированных систем стабилизации. Как и «оптическая+электронная», улучшает общую эффективность стабилизации, однако в то же время объединяет и недостатки двух способов (они также аналогичны: усложнение и удорожание камеры плюс уменьшение полезной площади матрицы). Поэтому данный вариант применяется крайне редко — в единичных моделях цифровых ультразумов и продвинутых компактов.Съемка Full HD (1080)
Максимальное разрешение и частота кадров видео, снимаемого камерой в
стандарте Full HD (1080p).
Традиционным разрешением Full HD видеосъемки в данном случае является 1920х1080; другие варианты более специфичны и в современных фотокамерах практически не встречаются. Касательно частоты кадров стоит прежде всего отметить, что обычное (не замедленное) видео снимается со скоростью до 60 кадр/сек, и в этом случае чем выше частота кадров — тем более плавным будет видео, тем меньше будут заметны рывки при движении в кадре. Если же частота кадров составляет
100 кадр/сек и выше — это обычно значит, что камера имеет режим съемки замедленного видео.
Порты подключения
— USB C. Универсальный интерфейс USB, использующий разъем типа Type C. Сами по себе порты USB (всех типов) применяются в основном с целью подключения камеры к компьютеру для копирования отснятых материалов, для управления настройками, обновления прошивки и т. п. Конкретно же разъем Type C сравним по размерам с более ранними miniUSB и microUSB, однако имеет двустороннюю конструкцию, позволяющую вставлять штекер любой стороной. Кроме того, USB C нередко работает по стандарту USB 3.1, который позволяет добиться скорости подключения до 10 Гбит/с — полезная возможность при копировании большого объема контента.
—
HDMI. Комплексный цифровой интерфейс, позволяющий по одному кабелю передавать видео (в т.ч. высокого разрешения) и звук (вплоть до многоканального). Наличие такого порта дает возможность использовать камеру в качестве плеера: ее можно напрямую подключить к телевизору, монитору, проектору и т.п. и просматривать отснятые материалы на большом экране. При этом возможности трансляции могут включать не только проигрывание видео, но и демонстрацию отснятых фото в режиме слайд-шоу. Входы HDMI присутствуют в большинстве современной видеотехники, и подключение обычно не составляет проблем.
В наше время на рынке представлено несколько версий интерфейса HDMI:
- v 1.4. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий, выпущенная в 2009 году. Тем не менее, поддерживает 3D-видео, способна работать с разрешениями вплоть до 4096х2160 на...скорости в 24 к/с, а в разрешении Full HD частота кадров может достигать 120 к/с. Помимо оригинально v.1.4, встречаются также улучшенные модификации — v.1.4a и v.1.4b; они аналогичны по основным возможностям, в обоих случаях улучшения коснулись преимущественно работы с 3D-контентом.
- v 2.0. Значительное обновление HDMI, представленное в 2013 году. В этой версии максимальная частота кадров в 4K выросла до 60 к/с, также из нововедений можно упомянуть поддержку ультраширокого формата 21:9. В обновлении v.2.0a к возможностям интерфейса была добавлена поддержка HDR, в v.2.0b эта функция была улучшена и расширена.
- v 2.1. Несмотря на схожесть по названию с v.2.0, данная версия, выпущенная в 2017 году, стала весьма масштабным обновлением. В частности, в ней добавилась поддержка 8K и даже 10 K на скорости до 120 к/с, а также еще более расширились возможности по работе с HDR. Под эту версию был выпущен собственный кабель — HDMI Ultra High Speed, все возможности v.2.1 доступны только при использовании кабелей этого стандарта, хотя базовые функции можно использовать и с более простыми шнурами.
— Выход на наушники. Аудиовыход, позволяющий подключить к камере наушники. Как правило, представлен классическим 3.5-миллиметровым мини-джеком. Наличие такого разъема обеспечивает возможность мониторинга звука во время видеозаписи в режиме реального времени. Это особенно важно при съемке интервью, видеоблогов и прочих подобных проектов.
— Вход микрофона. Специализированный вход для подключения к камере внешнего микрофона. Внешние микрофоны значительно превосходят встроенные по качеству звука. Во-первых, они не так чувствительны к «собственным» звукам камеры — от кнопок, колес управления, моторов фокусировки и т.п. (а если микрофон использует длинный провод и не крепится на корпусе, этих звуков вообще не будет слышно). Во-вторых, сами по себе внешние микрофоны имеют более продвинутые характеристики. С другой стороны, их применение оправдано в основном при профессиональной видеозаписи; поэтому наличие микрофонного входа, как правило, соответствует о продвинутых возможностях видеосъёмки
Усиление контуров
Наличие
функции усиления контуров в конструкции камеры.
Данная функция применяется при ручной фокусировке и доступна только с электронными или оптико-электронными видоискателями, а также в режиме Live View (см. ниже). Она заключается в выделении цветом контуров тех предметов, которые в данный момент находятся в фокусе. Благодаря этому фотограф может с лёгкостью определить расположение и границы области, находящейся в фокусе, что значительно упрощает наведение резкости в ручном режиме.
Модель аккумулятора
Название модели оригинального аккумулятора (см. «Тип питания»), используемого в камере. Зная это название, можно без особых трудностей найти запасную или сменную батарею для аппарата.
Снимков на заряде
Максимальное количество фотографий, которое камера способна отснять на одном элементе питания, без его перезарядки/замены. На практике это число обычно оказывается меньше (иногда довольно ощутимо) за счёт того, что часть заряда «съедает» работа механики объектива, использование дисплея, изменение настроек через меню и т.п. Тем не менее, данный параметр является неплохим показателей автономности аппарата, и разные модели вполне можно сравнивать по нему между собой.
Модель зарядного устройства
Название модели зарядного устройства, на которое рассчитан фотоаппарат. Это название пригодится при подборе аксессуаров для камеры. Правда, зарядные устройства обычно поставляются в комплекте, однако такое приспособление, как и любое другое, может выйти из строя или потеряться.