Фазы питания
Количество фаз питания процессора, предусмотренное в материнской плате.
Очень упрощенно фазы можно описать как электронные блоки особой конструкции, через которые питание поступает на процессор. Задача таких блоков заключается в том, чтобы оптимизировать это питание, в частности свести к минимуму скачки мощности при изменении нагрузки на процессор. В целом чем больше фаз — тем ниже нагрузка на каждую из них, тем стабильнее питание и долговечнее электроника платы. А чем мощнее CPU и чем больше в нем ядер — тем больше фаз требуется для него; это количество еще более увеличивается, если процессор планируется разгонять. К примеру, для обычного четырехъядерного чипа нередко оказывается достаточно всего четырех фаз, а для разогнанного их может понадобиться не меньше восьми. Именно из-за этого у мощных процессоров могут возникать проблемы при использовании на недорогих малофазных «материнках».
Детальные рекомендации по выбору количества фаз под конкретные серии и модели CPU можно найти в специальных источниках (в том числе документации на сам процессор). Здесь же отметим, что при большом количестве фаз на материнке (более 8) часть из них может быть виртуальными. Для этого реальные электронные блоки дополняются удвоителями или даже утроителями, что, формально, увеличивает число фаз: например, 12 заявленных фаз могут представлять собой 6 физических блоков с удвоителями. Однако виртуальные фазы сильно уступают реальным по возможностям — по сути, они пр...едставляю собой лишь дополнения, слегка улучшающие характеристики реальных фаз. Так что, скажем, в нашем примере корректнее говорить не о двенадцати, а всего о шести (хотя и улучшенных) фазах. Эти нюансы нужно обязательно уточнять при выборе материнки.
Максимальная тактовая частота
Предельная скорость работы модуля, при которой контроллер памяти, материнская плата и сам модуль гарантированно стабильны (по JEDEC или профилям XMP/EXPO). На практике это значение определяет пропускную способность: чем выше частота (DDR4-3200 против DDR4-2666, DDR5-6400 против DDR5-5600), тем быстрее обмен данными, особенно заметно в задачах, чувствительных к памяти — играх с интегрированной графикой, обработке фото/видео, архивации. Важно понимать различия с таймингами: высокая частота ускоряет поток, а низкие задержки сокращают отклик; баланс даёт лучший результат. Если процессор или плата не поддерживают заявленную планкой частоту, ОЗУ запустится на меньшем значении; смешивание модулей выровняет частоту по «слабому» комплекту. Часто для достижения максимума требуется включить профиль XMP/EXPO в BIOS и обеспечить адекватное охлаждение и питание — это не разгон, а корректная активация паспортного режима.
Практически: если вы собираете недорогой ПК под офис и веб — берите модули с «максималкой» на уровне DDR4-3200 или DDR5-4800/5600 MT/s и получите предсказуемую стабильность; для массового гейминга и стриминга оптимальны комплекты DDR4-3600 или DDR5-5600/6000, где баланс частоты и таймингов даёт лучший FPS-за-гривню; творческие задачи и многопоточность выигрывают от DDR5-6000/6400–7200, а встроенная графика особенно чувствительна к пропускной способности — там высокие профили 7200–8000+ MT/s добавляют «бесплатные» кадры, если плата и контроллер тянут такие режимы.
SATA 3 (6 Гбит/с)
Количество портов
SATA 3 на материнской плате.
SATA в наше время является стандартным интерфейсом для подключения внутренних накопителей (в основном HDD) и приводов оптических дисков. В один такой разъем подключается одно устройство, так что число портов SATA соответствует числу внутренних накопителей/приводов, которые можно подключить к «материнке» через такой интерфейс. Большое количество (
6 SATA портов и больше) необходимо в случае активного использования нескольких жестких дисков и другой периферии. Для бытового же использования достаточно 4-ех. SATA 3, в соответствии с названием, представляет собой третью версию данного интерфейса, работающую на общей скорости около 6 Гбит/с; полезная скорость, с учетом избыточности передаваемых данных, составляет около 4,8 Мбит/с (600 МБ/с) — то есть вдвое больше, чем в SATA 2.
Отметим, что разные стандарты SATA вполне совместимы между собой в обоих направлениях: к более новым портам можно подключать более старые накопители, и наоборот. Единственное что скорость передачи данных при этом будет ограничиваться возможностями более медленной версии, а в некоторых случаях может потребоваться перенастройка накопителей аппаратными (переключатели, джампера) или программными средствами. Также стоит сказать, что SATA 3 является наиболее новой и продвинутой вариацией SATA на сегодня, однако возможностей этого стандарта недостаточно, чтобы раскрыть весь потенциа
...л скоростных SSD-накопителей. Поэтому SATA 3 используется в основном для жестких дисков и бюджетных SSD, более скоростные накопители подключаются в специально разработанные для них разъемы вроде M.2 или U.2 (см. ниже).Поддержка CrossFire (AMD)
Поддержка материнской платой технологии
Crossfire от AMD.
Эта технология позволяет подключать к ПК сразу несколько отдельных видеокарт AMD и объединять их вычислительные мощности, повышая соответствующим образом графическую производительность системы в конкретных задачах. Соответственно, данная особенность означает, что «материнка» оснащена как минимум двумя слотами под видеокарты — PCI-E 16x; вообще же Crossfire допускает объединение до 4 отдельных адаптеров.
Подобный функционал особенно важен для требовательных игр и «тяжелых» задач вроде 3D-рендеринга. Однако стоит иметь в виду, что для использования нескольких видеокарт такая возможность должна быть предусмотрена еще и в приложении, запускаемом на компьютере. Так что в некоторых случаях один мощный видеоадаптер оказывается более предпочтительным, чем несколько сравнительно простых с тем же суммарным объемом VRAM.
Аналогичная технология от NVIDIA носит название SLI (см. ниже). Crossfire отличается от нее в основном тремя моментами: возможностью объединять видеоадаптеры c разными моделями графических процессоров (главное, чтобы они были построены на одной архитектуре), отсутствием необходимости в дополнительных кабелях или мостах (видеокарты взаимодействуют непосредственно через шину PCI-E) и несколько меньшей стоимостью (позволяющей применять данную технологию даже в бюджетных «материнках»). Благодаря последнему практичес
...ки все материнские платы со SLI поддерживают еще и Crossfire, но не наоборот.Стальные PCI-E разъемы
Наличие на «материнке» усиленных
стальных разъемов PCI-E.
Такие разъемы встречаются преимущественно в геймерских (см. «По направлению») и других продвинутых разновидностях материнских плат, рассчитанных на использование мощных графических адаптеров. Стальными обычно делаются слоты PCI-E 16x, как раз и предназначенные для подобных видеокарт; помимо самого слота, усиленную конструкцию имеет также его крепление к плате.
Данная особенность дает два ключевых преимущества по сравнению с традиционными пластиковыми разъемами. Во-первых, она позволяет устанавливать даже крупные и тяжелые видеокарты максимально надежно, без риска повредить слот или плату. Во-вторых, металлический разъем играет роль защитного экрана и снижает вероятность появления помех; это особенно полезно при использовании нескольких видеокарт, установленных рядом, «бок-о-бок».
USB C 5Gbps (3.2 gen1)
Количество
коннекторов USB C 3.2 gen1, предусмотренных в материнской плате.
Коннекторы USB C (всех версий) используются для подключения к «материнке» портов USB C, расположенных на внешней стороне корпуса (обычно на передней панели, реже сверху или сбоку). Специальным кабелем такой порт соединяется с коннектором, при этом один коннектор, как правило, работает только с одним портом. Иными словами, количество коннекторов на материнской плате соответствует максимальному количеству корпусных разъемов USB C, которые можно с ней использовать.
Напомним, USB C является сравнительно новым типом USB-разъема, он выделяется небольшими размерами и двусторонней конструкцией; такие разъемы имеют свои технические особенности, поэтому под них нужно предусматривать отдельные коннекторы. А конкретно версия USB 3.2 gen1 (ранее известная как USB 3.1 gen1 и USB 3.0) обеспечивает скорость передачи данных до 4,8 Гбит/с. Кроме того, на разъеме USB C эта версия подключения может поддерживать технологию USB Power Delivery, позволяющую подавать на внешние устройства питание мощностью до 100 Вт; однако обязательной эта функция не является, ее наличие в коннекторах той или иной «материнки» стоит уточнять отдельно.
ARGB LED strip
Коннектор для подключения
адресной светодиодной ленты в качестве декоративной подсветки корпуса компьютера. Этот тип «умных» лент основывается на особых светодиодах, каждый из которых состоит из LED-светила и встроенного контроллера, что позволяет гибко управлять светимостью по специальному цифровому протоколу и создавать потрясающие эффекты.
RGB LED strip
Разъём для подключения
декоративной светодиодной ленты и других устройств с LED-индикацией. Позволяет управлять подсветкой корпуса посредством материнской платы и настраивать свечение под свои задачи, в т.ч. синхронизировать его с другими комплектующими.
Выход DVI
Наличие у материнской платы собственного выхода
DVI; также в данном пункте уточняется конкретный вид этого интерфейса.
Такой выход предназначается для передачи видео со встроенной видеокарты (см. выше) или процессора с интегрированной графикой (подчеркнем, что вывести на него сигнал с дискретной видеокарты через чипсет «материнки» нельзя). Что касается конкретно DVI, то это стандарт, изначально созданный для цифровых видеоустройств, однако допускающий и аналоговый формат сигнала — в зависимости от вида. В современной компьютерной технике, включая материнские платы, можно встретить два вида DVI:
— DVI-D. Стандарт, предусматривающий передачу сигнала только в цифровом виде. В зависимости от поддерживаемого режима, максимальное разрешение такого видео может составлять 1920х1200 (одноканальный Single Link) или 2560х1600 (двухканальный Dual Link); при этом штекеры Single Link можно подключать к портам Dual Link, но не наоборот. Также отметим, что такие разъемы совместимы с HDMI через переходники, при этом в отдельных случаях может предусматриваться даже передача звука (хотя изначально в DVI-D эта функция не поддерживается, и ее наличие стоит уточнять отдельно).
— DVI-I. Стандарт, сочетающий в себе описанный выше DVI-D с аналоговым DVI-A и позволяющий выводить сигнал как цифровом, так и в аналоговом формате. DVI-A по своим характеристикам соответствует VGA (см. выше): он поддерживает разрешения до 1280х10
...24 включительно и позволяет подключать VGA-экраны через простейший переходник.