1. Архитектура Blackwell

В играх главным нововведение GeForce RTX 5050 стал Multi Frame Generator: если раньше между двумя настоящими кадрами дорисовывался только один искусственный, то теперь целых три. Благодаря аппаратному генератору MFG, интегрированному в графический процессор, вполне реально получить четырехкратный прирост FPS. Причем вовсе не обязательно, чтобы разработчик конкретной игры имплементировал библиотеки DLSS4 — резервная технология NVIDIA Smooth Motion функционирует через драйвер поверх любой игры.

На коробке пометка про AI.

У конкурирующих AMD Radeon все несколько иначе: генерация FSR3 осуществляется унифицированными микроядрами RDNA, что снижает нативный FPS, ощущаемый мышкой. А кадров, которые выводятся на монитор, будет в лучшем случае втрое больше, но никак не вчетверо. Зато FSR3 запускается даже на iGPU и старых дискретках, и помимо Windows портирована на Linux, SteamOS, MacOS (реализация MetalFX). Но у DLSS4 вместо устаревшего алгоритма CNN применяется прогрессивный Transformer, который меньше артефачит и экономит до полугигабайта видеопамяти.

Диаметр вертушек 88 мм.

А вопрос объема памяти у всей 5000-серии GeForce весьма болезненный — нет претензий только к RTX 5060 Ti, ее 16 гигов хватит надолго. А вот 8 гигов у 5060 и 5050 уже сейчас впритык: например, Indiana Jones даже при разрешении 1080p умудряется скушать 10+ ГБ. Но стоит отметить, что эта игра в своем роде уникум, помимо аномального жора памяти, она не стартует на видюхах без рейтрейсинговых ядер (все GTX и Radeon до 6000). Благо, у NVIDIA Blackwell трассеры уже четвертого поколения, а тензоры для ИИ вообще пятого.

Перфорированный бэкплейт.

2. Искусственный интеллект

Акцент на нейросетях у GeForce 5000 сделан даже больше, чем на генерации кадров. Так, нейронные шейдеры сжимают текстуры в играх, тем самым еще сильнее экономят память. Если у 4000-серии только каждое второе микроядро CUDA поддерживало вычисления с плавающей запятой FP4, то теперь все без исключения. Как результат, скорость создания ИИ рисунков в приложениях Fooocus и FLUX может удвоиться. Но текстовые ИИ помощники (Gemma, Mistral, Qwen, DeepSeek) используют 8-битные FPU, поэтому скачок за поколение лишь 25%, что тоже неплохо.

Трио DP и одинокий HDMI.

Младший представитель семейства Blackwell почти вдвое энергоэффективнее сопоставимого по производительности флагмана Pascal. Восьмилетняя GTX 1080 Ti выделяет 250 Вт тепла, против всего 130 Вт у RTX 5050, и на релизе стоила $700 без налогов, что сейчас с учетом инфляции было бы $900. Узким бутылочным горлышком 1000-серии NVIDIA, которое дало о себе знать лишь спустя годы, оказалось отсутствие асинхронных Mesh шейдеров. Это аналог Hyper-Threading у видеокарт, когда каждое физическое микроядро распараллеливается на два виртуальных потока.

Конструкция кулера Twin X2.

Следующая серия GTX 1600 уже получила Mesh Shading, вышедшая с ней в один год RTX 2000 — Ray Tracing, RTX 3000 — ИИ апскейлинг DLSS2 (первая версия была примитивным масштабированием), RTX 4000 — Path Tracing и генерацию кадров x2, а RTX 5000 — генерацию x4 и нейронные шейдеры. Все перечисленное есть даже у начальной GeForce 5050. На удивление, не порезали медиэнкодер, он точно такой же как у 5090, с расширенной цветовой палитрой 4:2:2 (аналог RAW фотографий). Хотя раньше модели с индексом 50 (1050 Ti, 1650) оснащались упрощенным NVENC.

3. Обзор Inno3D RTX 5050 Twin X2

 
Достаточная мощь для FullHD Ultra, или QuadHD c DLSS, полупассивный кулер, подходит для мини-ПК.
 
 
Утрачен аппаратный PhysX, требовательный интерфейс PCIe 5.0.
 

Inno3D RTX 5050 Twin X2 — бренд видеокарт из солнечного Сингапура. В основе лежит 5-нанометровый чип NVIDIA GB207 с 2560 унифицированными CUDA ядрами, 80 тензорами и 20 трассерами, что дополняется 8 ГБ памяти GDDR6 на 20 ГГц (с 21 ГГц начинается уже GDDR6X). Количество видеовыходов, по сравнению с 3050, увеличилось с трех до четырех, добавился еще один Display Port, а коннектор питания подрос до 8-pin.

На выбор предлагаются две разновидности драйверов: GeForce Game Ready и NVIDIA Studio. Вторая для творцов контента с удобным управлением мультимониторными сетапами. Частота ядра RTX 5050 равняется референсным 2570 МГц, хотя в ассортименте Inno3D присутствует разогнанная на заводе модификация OC и одновентиляторная Compact. Но даже двухвентиляторная Twin X2 отвечает стандарту SFF Ready для Mini-ITX сборок ПК.

Внутри алюминиевого радиатора спрятаны две медные теплотрубки DHT, которые напрямую контактируют с кристаллом и покрыты никелем для защиты от коррозии. Пара 9-см пропеллеров с аэродинамическим кольцом позволяют без лишнего шума экспериментировать с оверклокингом в фирменном приложении Inno3D TuneIT. Если попадется экземпляр с минимальными утечками тока, удастся сократить отставание от старшей RTX 5060.

Спецификации GPU-Z и TuneIT.

4. Сравнение с конкурентами

GeForce RTX 3050 — предшественница 5050 для ПК, учитывая что 4050 устанавливается только в ноутбуки. Существуют версии на 8 и 6 ГБ, у второй сужена шина 96 бит (потеря быстродействия 20%). Тогда как 5050 быстрее в полтора раза, но обязательно подключение к хотя бы PCI-Express 4.0. В случае же Gen3 недополучите до четверти FPS в некоторых играх, вроде Doom Dark Ages и Stalker 2. Частично исправляет ситуацию Resizable BAR, чтобы центральный процессор взаимодействовал сразу с полным объемом видеопамяти, а не очередью из маленьких пакетов.

Частота кадров Counter-Strike 2.

GeForce RTX 3060 — тоже два подвида с разными гигабайтами и битностью: 8-128 и 12-192. Первая значительно слабее, особенно в пересчете на энергопотребление 170 Вт. Зато вторая до сих пор пользуется спросом, но не среди геймеров (5050 выигрывает), а для локального искусственного интеллекта. Можно развернуть более смекалистую языковую модель в open source приложении LM Studio, например Qwen на 8 миллиардов параметров или Gemma на 12 миллиардов. Аналогичный проприетарный инструмент NVIDIA называется Chat with RTX.

Частота кадров Elden Ring.

GeForce RTX 4060 — именно ее прямой заменой стала 5050, как обычно у NVIDIA новинка соотвествует старшей на одну ступень модели прошлого поколения. Нативный FPS, в том числе на ватт, у этих двух видеокарт одинаковый, но если включить генератор кадров, 5050 вырывается вперед, правда, артефактов изображения будет больше. Зато 4060 поддерживает аппаратный PhysX для Batman Arkham City и Mirrors Edge. Победитель этой дуэли определится ценой: немногочисленные остатки 4060 дорожают, а 5050 после стартового ажиотажа наоборот дешевеет.

Частота кадров God of War.

Radeon RX 7600 — по сырой производительности, измеряемой в TFLOPS, очень близка к RTX 5050, но лишена тензорных ядер. Поэтому рисовать ИИ картинки придется через интерпретатор DirectML, что замедляет процесс примерно в 2.5 раза. За реалистичное освещение в играх отвечает DirectX RayTracing, но и он уступает по качеству NVIDIA RTX. Выровнялись в трассировке лучей Radeon с GeForce только в 9000-серии, но на момент написания этой статьи RX 9060 не-XT в продажу еще не поступила, да и РРЦ у нее заявлена дороже на $25.

Частота кадров Cyberpunk 2077.

Intel Arc B580 — пожалуй, самый могучий соперник GeForce 5050, который временами попадается в магазинах по вкусной скидке от малоизвестных брендов (Sparkle, Gunnir). В отличие от ранней дискретки Intel DG1, без проблем работает на процессорах Ryzen. Двенадцать гигов памяти достойно себя показывают как в играх, так и в текстовых ИИ через API Vulkan, есть даже тензоры. Но запустить ИИ рисовалки пока не удается, возможно, их портируют в будущем. Традиционно у Intel хорош медиаэнкодер Quick Sync, способен трудиться в паре с iGPU.

Частота кадров Stalker 2.

5. Финальный вердикт

В ценовом сегменте видеокарт около трехсот долларов именно RTX 5050 выглядит наиболее сбалансированной: сюжетные и киберспортивные игры, видеомонтаж и стриминг на Twitch/YouTube, локальный ИИ для текстов и рисунков. Ни для одной из задач не станет проблемой относительно малый объем видеопамяти 8 ГБ, всегда можно подобрать оптимальные настройки. Но учитывая интерфейс PCIe 5.0, лучше не пытаться проапгрейдить старый ПК, а вместо него собрать современный, пусть даже с бюджетным процом: Intel Core 13400F, Ryzen 5700X или 8400F.